Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:38, дипломная работа
Цель дипломной работы - провести анализ управления денежными потоками предприятия и разработать мероприятия по их оптимизации. В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы управления денежными потоками предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести анализ потоков денежных средств предприятия
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 8
1.1 Понятие и сущность денежных средств 8
1.2. Учет кассовых операций 12
1.3 Учет расчетных и валютных операций 16
1.4 Учет и документальное оформление кассовых операций и денежных документов 24
1.5 Учет и документальное оформление безналичных расчетов 29
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Махачкалинский винзавод» 35
2.3. Задачи и источники анализа денежных средств предприятия 41
2.4 Анализ движения и структуры денежных средств ОАО «Махачкалинский винзавод» 44
2.5 Анализ движения денежных средств прямым и косвенным методом 47
2.6 Эффективность использования денежных средств 53
2.7 Методика аудита денежных средств 58
2.8. Аудит расчетных и валютных операций 59
2.9Аудит кассовых операций и денежных документов 62
2.10 Аудит расчетных операций 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Все временно свободные денежные средства организации, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на ее расчетном счете, открываемом в отделении банка.
На расчетный счет предприятия зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.
Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению кредитов банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами, для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские расходы, приобретение горюче-смазочных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и соблюдения очередности, предусмотренной законодательством.14
Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету. В частности, проверяет, не проводит ли предприятие-владелец счета операции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.
При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.
Порядок открытия расчетного счета
Для открытия расчетного счета предприятие представляет в учреждение банка:
- заявление установленной формы об открытии счета;
- копии устава предприятия и учредительного договора, заверенные нотариально;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенную нотариально;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- копию документа о регистрации в качестве плательщика в Пенсионный фонд РФ;
- копию справки о присвоении статистических кодов;
- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально;
- приказ о вступлении руководителя в должность;
- приказ о назначении главного бухгалтера;
- выписку из единого государственного реестра юридических лиц (копия);
- копию паспорта руководителя.
Право первой подписи на банковских документах принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, а второй - главному бухгалтеру или его заместителю.
Предприятия обязаны информировать свою налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена на отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета.
Большинство расчетов между организациями производится безналично. Безналичные перечисления ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (расчетных, кредитных и др.), заменяющих наличные деньги в обороте. Поэтому обязательным посредником при этом будет выступать банк как плательщика, так и получателя.
Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем (поставщиком), или плательщиком.
Согласно Положениям о безналичных расчетах в Российской Федерации Банка России от 3 октября 2002 г. № 2П с изм. от 3 марта 2003 г. организации используют следующие формы и способы расчетов: платежные поручения, платежные требования, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, расчетные чеки, пластиковые карты, инкассовые поручения.
Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгрузки и зачисления платежа или временем получения ценностей, работ, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует ликвидации необоснованной кредиторской задолженности.
При любой форме расчетов банк выступает посредником между организациями-партнерами. Любая из указанных форм в первую очередь защищает интересы владельца денежных средств - плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его поручению банк имеет право на списание денежных средств (за исключением безакцептного списания или погашения банковских кредитов и процентов).
Обо всех изменениях расчетного счета учреждение банка извещает своего клиента (предприятие) выписками из расчетного счета.
К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом "погашено". Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76/2 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписки против сумм операции и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 "Расчетные счета", а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их получения.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета справа от соответствующей суммы и порядковые номера приложенных оправдательных документов - слева. Выписка банка сшивается с оправдательными документами и служит для составления журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 по счету 51 "Расчетные счета".
Учет расчетов платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями - самая распространенная форма расчетов, так как используется в местных, одногородних и иногородних расчетах между организациями, за материальные ценности, работы и услуги, с бюджетной системой по всем видам налогов и платежей, с органами социальной защиты по отчислениям и полученным средствам.
Организация представляет в свое отделение банка по месту нахождения расчетного счета установленное им количество экземпляров платежных поручений, но не менее трех: первый экземпляр за подписью руководителя организации и главного бухгалтера скрепляется печатью и остается в документах для банка, второй экземпляр пересылается в банк организации-получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета плательщика.
Поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в.картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Указанная форма расчетов требует участия для своего оформления целой группы счетов бухгалтерского учета.
Учет расчетов платежными
требованиями и инкассовыми
Платежное требование (ф. 0401061) представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.
Поставщик продукции (работ, услуг) выписывает платежное требование и сдает в банк на инкассо.
Инкассо представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных документов.
Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом или без акцепта плательщика.
Согласие на оплату (акцепт) плательщик обязан дать в течение трех дней с момента получения платежного документа. При этом используется принцип: «молчание - знак согласия». В противном случае он имеет право отказаться от оплаты, но в письменной форме.
Со счетов плательщика оплачивают без его согласия (безакцептные платежи) требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонентную плату за телефон, проценты за кредит и др.
В бухгалтерском учете следует различать порядок учета операций у поставщика, предъявившего требование, и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за товар.
У поставщика учитывается факт реализации продукции: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 "Продажи" в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании-поручении.
Открытое акционерное общество ОАО «Махачкалинский винзавод», в дальнейшем именуемое «Общество», было создано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 20.02.2004 г. № 60 и распоряжения Министерства государственного имущества Республики Дагестан от 08.04.2004 г. № 469-р «О реорганизации в форме преобразования в акционерное общество Государственного унитарного предприятия «Махачкалинский винзавод»» и является его правопреемником в отношении всех прав и обязанностей.15
Общество было зарегистрировано 11.05.2004 г. Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Махачкалы Республики Дагестан под Основным государственным регистрационным номером (ОГРН): 1040502522741.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Махачкалинский винзавод».
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ОАО «МВЗ».
Место нахождения Общества (юридический адрес): Российская Федерация, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Юсупова, 38.
Почтовый адрес Общества: 367013, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Юсупова, 38
Срок деятельности Общества: не ограничен.
Согласно Устава, Общество является юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество имеет круглую печать и бланки со своим полным фирменным наименованием на русском и/или английском языках и указанием на местонахождение Общества, а также товарный знак, зарегистрированный в установленном законом порядке. Общество имеет штампы, а также эмблему и иные средства визуальной идентификации.
Структура предприятия ОАО «МВЗ» представляет собой совокупность всех производственных, непроизводственных подразделений (рис.1).
Целью деятельности ОАО «МВЗ» было установлено объединение экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов его участников (акционеров) для удовлетворения потребностей в продукции и услугах и извлечение прибыли.
Органами управления предприятием являются Общее собрание акционеров и Генеральный директор. Высшим органом управления предприятием является - Общее собрание акционеров. Компетенция Общего собрания акционеров определяется действующим законодательством и Уставом Общества. Генеральный директор является исполнительным органом предприятия.
В соответствии с законодательством Предприятие не отвечает по обязательствам государства и его органов, равно как государство и его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия. Предприятие не несет ответственности по обязательствам его акционеров. Общество несет ответственность по своим обязательствам в пределах стоимости принадлежащему ему имуществу.
Целью создания и деятельности Общества является извлечение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности.