Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:49, дипломная работа
Целью работы является совершенствование учета и анализа основных средств линейной диспетчерско-производственной станции «Колесниково» - филиал ОАО «Уралтранснефтепродукт».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативные документы по учету и особенности анализа основных средств;
- дать оценку системы внутреннего контроля;
- проанализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-провести анализ основных средств объекта исследования;
-рассмотреть организацию учета основных средств на объекте исследования;
-разработать мероприятия по совершенствованию учета и анализа основных средств;
-оценить эффективность предложенных мероприятий.
Операции, связанные с продажей основных средств, подлежат обложению НДС, порядок начисления и уплаты которого регламентируется главой 21 НК РФ
Согласно главе 30 НК РФ основные средства являются объектом обложения налогом на имущество. Статьей 380 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %.[2].
Согласно главе 28 НК РФ транспортный налог платят организации и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства. Базовые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 Налогового кодекса [2].
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет правовые основы бухгалтерского учета, в том числе и в части учета основных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, в состав которой входят показатели по основных средствам. Этот нормативный документ занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений [3].
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяет порядок организации и ведение бухгалтерского учета, составление и предоставление бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.
Положение по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ) 1/2008 «Учетная политика организации» устанавливает основные принципы ведения бухгалтерского учета в системе допущений и требований. По основным средствам отражаются следующие решения по элементам учетной политики:
- о выбранных способах начисления амортизации;
- о назначении коэффициента ускорения при начислении амортизации по основным средствам способом уменьшаемого остатка;
- об установлении срока полезного использования объектов основных средств;
- о порядке принятия к учету объектов основных средств, состоящих из нескольких частей;
- о переоценке основных средств;
- о порядке списания затрат по ремонту основных средств;
- о выборе способа учета недвижимости до внесения записей в государственный реестр;
- об установлении стоимостного лимита отнесения актива к основным средствам или материально-производственным запасам;
- о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс;
- о порядке проведения инвентаризации основных средств;
- о перечне субсчетов, используемых для учета основных средств.
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» раскрывает порядок отражения в бухгалтерской отчетности основных средств. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, а в пояснении к бухгалтерскому балансу отражается первоначальная стоимость основных средств и суммы начисленной амортизации по ним [7].
Приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» установлены следующие формы бухгалтерской отчетности, в которых отражаются показатели использования основных средств:
-бухгалтерский баланс,
- отчет о финансовых результатах.
Информация об основных средствах отражается в следующих приложениях к бухгалтерской отчетности:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Сумма дооценки основного средства относится на добавочный капитал, формирование которого представлено в отчете об изменениях капитала. ПБУ 10/99 «Расходы организации» регулирует порядок отнесения стоимости основных средств на расходы организации [11]. Так, приобретение основных средств не признается согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации [11]. Расходами по обычным видам деятельности считается перенесение стоимости основных средств на себестоимость продукции путем начисления амортизации.
Прочими расходами в части учета основных средств являются:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование основных средств;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств;
- расходы, связанные с оплатой услуг, после ввода в эксплуатацию основных средств, оказываемых кредитными организациями;
- сумма уценки основных средств [11].
Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование основных средств по договору аренды, доходами от обычных видов деятельности считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата). Если предметом деятельности организации не является предоставление за плату во временное пользование основных средств, то поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование основных средств является прочими доходами организации. К прочим доходам организации также относят поступления от продажи основных средств [10].
Основным документом, регламентирующим порядок организации учета основных средств, является ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [8].
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» регулирует правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство [5].
Согласно ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» к инвестиционным активам относятся объекты, подлежащие принятию к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, включая имущественные комплексы, а также земельные участки и другие аналогичные активы [13].
Включение в текущие расходы затрат по займам и кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат включению в финансовый результат организации, кроме кредитов, полученных под инвестиционные активы [13].
Согласно ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» при приобретении объектов основных средств за счет заемных средств, начисленные проценты за пользованием кредитами и займами до введения в эксплуатации включаются в первоначальную стоимость объекта [13].
Дополнительные расходы по кредитам и займам, начисленные после введения в эксплуатацию не увеличивают его первоначальной стоимости и учитываются в качестве прочих расходов в бухгалтерском учете инвестора [13].
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов, устанавливают Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [9] .
Согласно пункту 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств [8].
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий для ведения синтетического учета операций по учету основных средств предусмотрены счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности» [15].
1.2 Бухгалтерский учет основных средств
Основными целями бухгалтерского учета основных средств являются:
- формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
- правильное оформление
документов и своевременное
- достоверное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
- определение фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и другое);
- обеспечение контроля
за сохранностью основных
-проведение анализа
-получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности [20].
В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» приобретенное имущество признают основным средством в бухгалтерском учете, если одновременно выполняются следующие условия [8]:
- приобретенный объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- объект используется в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующей перепродажи приобретенного объекта;
- способность приобретенного актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем [8].
В текущем учете выделяют три вида оценки: первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.
К бухгалтерскому учету основные средства принимают по первоначальной стоимости, которая зависит от способа поступления в организацию.
Так, если организация приобретает основное средство (новое или бывшее в эксплуатации) за плату или строительстве, то его первоначальная стоимость будет складываться из фактических затрат, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление складываются из:
- покупной стоимости (сумм, уплачиваемых в соответствии с договором купли-продажи);
- сумм, уплачиваемых организациям за работы по договорам строительного подряда и другим договорам;
- сумм, уплачиваемых за консультационные, информационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- регистрационных сборов, пошлин и других платежей, связанных с приобретением основных средств;
- таможенных пошлин и других платежей;
- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением основных средств;
- вознаграждений, выплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иных затрат, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию по назначению.
Если объекты основных средств получены безвозмездно, то их первоначальная стоимость определяется исходя из текущей рыночной цены на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
При определении рыночной
стоимости могут быть использованы
данные о ценах на аналогичную
продукцию, а также полученные в
письменной форме от заводов-изготовителей;
сведения об уровне цен, имеющихся у
органов государственной
Если объекты основных средств были получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами (договоры мены), то их оценивают исходя из стоимости имущества, на которое они были обменены. При этом имеется в виду такая стоимость, по которой в обычных условиях организация реализовала бы это имущество.
В первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных по договорам мены, включаются также расходы по доставке, оплата консультационных, информационных услуг, вознаграждения посредникам и другие фактические затраты, связанные с получением основного средства.
В бухгалтерском учете расходы на регистрацию объектов недвижимости включаются в их первоначальную стоимость как затраты на приведение объектов основных средств в состояние, пригодное для использования по назначению (пунктом 8 ПБУ 6/01).
В налоговом учете организация также может включить расходы по регистрации объектов недвижимости в первоначальную стоимость на основании пункта 1 статья 257 НК РФ. В то же время на основании статьи 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам, и организация имеет право отнести такие затраты к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ основных средств