Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:49, дипломная работа
Целью работы является совершенствование учета и анализа основных средств линейной диспетчерско-производственной станции «Колесниково» - филиал ОАО «Уралтранснефтепродукт».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативные документы по учету и особенности анализа основных средств;
- дать оценку системы внутреннего контроля;
- проанализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-провести анализ основных средств объекта исследования;
-рассмотреть организацию учета основных средств на объекте исследования;
-разработать мероприятия по совершенствованию учета и анализа основных средств;
-оценить эффективность предложенных мероприятий.
В связи с этим, руководствуясь пунктом 4 статьи 252 НК РФ, расходы на оплату регистрационных сборов можно учитывать в составе первоначальной стоимости основного средства. При этом данное положение следует закрепить в учетной политике организации.
Если основное средство приобретается специально для передачи в уставный капитал другой организации, то сумма «входного» НДС должна учитываться в первоначальной стоимости приобретенного объекта, поскольку передача имущества в счет вклада в уставный капитал согласно НК РФ не признается реализацией.
Согласно существующему законодательству первоначальная стоимость бывших в эксплуатации основных средств, приобретенных за плату, определяется исходя из суммы фактических затрат, связанных с приобретением основного средства.
Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной их стоимостью и суммой начисленной амортизации, при этом первоначальная стоимость определяется исходя из фактически сложившихся затрат либо путем переоценки [17].
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. При ее определении могут использоваться данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, в специальной литературе, экспертные заключения о стоимости (например, оценщиков).
Восстановительная стоимость - это оценка основных средств в возможных затратах их приобретения на данный момент. Полная восстановительная стоимость представляет собой стоимость создания (приобретения) новых видов основных средств, аналогичных имеющимся в организации, а остаточная восстановительная стоимость - это полная восстановительная стоимость за вычетом начисленной амортизации [17].
Восстановительная стоимость - это затраты предприятия по воспроизводству объекта основных средств в конкретных экономических условиях. По восстановительной стоимости основные средства оцениваются в результате их переоценки.
Экономический субъект имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы объектов основных средств по текущей восстановительной стоимости. Вследствие переоценки объект основных средств может быть либо дооценен, либо уценен. В результате образуются либо положительные, либо отрицательные разницы между первоначальной и переоцененной стоимостью объектов основных средств [17].
Поступление основных средств оформляется на основании унифицированных форм первичной учетной документации:
- акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1), которая применяется для приемки основных средств, кроме зданий, сооружений;
- акт о приеме-передаче здания (сооружения) по форме № ОС-1а - применяется только для приемки зданий и сооружений;
- акт о приеме-передаче групп
объектов основных средств по форме
№ ОС-1б - применяется для приемки групп
однотипных основных средств, кроме зданий,
сооружений, поступивших в одном месяце.
На основании акта приемки-передачи открывают инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6). В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные особенности объекта [31].
Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основании: акта (накладной) приемки-передачи основных средств; технических паспортов; других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств.
Инвентарная карточка ведется на каждый объект или группу однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.
Оборудование подразделяется на оборудование, требующее монтажа, и оборудование, не требующее монтажа.
К оборудованию, не требующему монтажа, относится оборудование, которое не требует для ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры, фундаменты (локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительные и дорожные машины).
К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его отдельных частей или установки на фундаменты и опоры [20].
Передача оборудования монтажным организациям оформляется «Актом приемки-передачи оборудования в монтаж» (форма № ОС-15).
При заключении договора на строительство, в котором обеспечение строительства оборудованием возложено на застройщика, бухгалтерский учет его приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию осуществляет застройщик.
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме № ОС-2 оформляется при перемещении объектов основных средств между структурными подразделениями организации.
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3 заполняется для оформления приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации [32].
При выбытии
основного средства, в результате
списания из-за непригодности для
дальнейшего использования или
из-за невозможности или
- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4 – предназначен для списания отдельного объекта основных средств;
- акт о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а - для списания автотранспортного средства;
- акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4б - для списания группы объектов основных средств.
Аналитический учет основных средств в бухгалтерском учете ведется по классификационным группам, а внутри групп по инвентарным карточкам (форма № ОС-6) и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность [32].
Для учета и контроля сохранности основных средств каждому поступившему объекту присваивают инвентарный номер, который должен быть обозначен на нем. Если объект сложный и состоит из обособленных элементов, то на каждом элементе ставится номер идентичный основному предмету.
Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения).
Бухгалтерский учет наличия и движения собственных основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства». Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по группам и отдельным инвентарным объектам основных средств [15].
Вся информация о затратах в объекты, которые будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». К нему могут быть открыты следующие субсчета:
- 08-1 «Приобретение земельных участков»;
- 08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
- 08-3 «Строительство объектов основных средств»;
- 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;
- 08-5 «Приобретение нематериальных активов»;
- 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
- 08-7 «Приобретение взрослых животных»;
- 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают суммы фактических затрат на приобретение основных средств, их строительство (создание), включаемые в первоначальную стоимость.
Операции по приобретению и сооружению объектов основных средств подрядным способом, включая затраты по доставке, по доведению объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, отражаются в учете по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [15].
Фактические затраты на строительство объекта основных средств хозяйственным способом отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Принятие к учету безвозмездно полученных объектов основных средств отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом учета прочих доходов и расходов [32].
При покупке объектов основных средств за счет заемных средств по дебету 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» отражается начисление процентов за пользование заемными средствами и их включение в первоначальную стоимость инвестиционного актива до его постановки на учет.
Начисление процентов за пользование заемными средствами после постановки на учет объекта основных средств отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставных капитал по дебету 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями».
При заключении договора мены, согласно которого организация получает объект основного средства, отражается взаимный зачет требований по дебету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов суммы, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», относятся на счет 01 «Основные средства».
Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудования и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.
Передача в аренду
имущества производится по договору
аренды и оформляется приемно-
В соответствии с Планом счетов операции по передаче основных средств в аренду отражаются записью по дебету счета 01-2 «Основные средства, переданные в аренду» в корреспонденции с кредитом счета 01-1 «Основные средства в организации».
Сумма амортизации на момент передачи арендованного оборудования отражается по дебету счета 02-1 «Амортизация основных средств в организации» в корреспонденции с кредитом субчета 02-2 «Амортизация основных средств, переданных в аренду» [15].
Если предоставление в аренду основных средств является предметом деятельности организации, то доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитываются в составе доходов и расходов по обычным видам деятельности и отражаются на счете 90-1 «Выручка», а расходы - на счете учета производственных затрат 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы».
Если предоставление в аренду основных средств не является предметом деятельности организации, арендная плата формирует прочие доходы и отражается по кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» [31].
Начисление арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС.
Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов 20 «Основное производство» 25 «Общепроизводственные расходы», 23 «Вспомогательное производство», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям [27].
Сумма дооценки объекта основного средства в результате переоценки отражается в учете на счете 83 «Добавочный капитал». Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов [8].
Если основные средства дооцениваются впервые, то в этом случае дооценка относится на добавочный капитал и отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал».
Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ основных средств