Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:10, реферат
Нормативный метод является частью системы управления и контроля предприятия. Его суть заключается в том, что по каждому виду продукции на основе норм и смет расходов составляется калькуляция нормативной себестоимости продукции. Фактическая себестоимость исчисляется по каждой статье путем суммирования нормативной стоимости и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам. За рубежом аналогом отечественного нормативного метода является метод «стандарт-кост».
2. Разработка норм "от достигнутого".
В этом случае как таковой разработки норм нет. В качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии к настоящему моменту величины потребления производственных ресурсов. То есть, так или иначе, нормы устанавливаются на основе данных прошлых периодов.
Представленные подходы к формированию норм справедливы и по отношению к учетным ценам, которые могут:
-
разрабатываться на основе
- устанавливаться на основе плановых, прогнозных значений без учета данных прошлых периодов.
Нормативные калькуляции призваны обеспечить выполнение двух основных управленческих функций - планирования и контроля.
Описание регламента ведения учета и анализа отклонений предполагает:
1) определение (в разрезе видов ресурсов) методов выявления фактических величин потребления ресурсов (и, соответственно, отклонений от нормативных величин) и лиц, ответственных за реализацию этих методов.
Подходы к формированию методов выявления фактических величин зависят в первую очередь от вида производственных ресурсов и характера (типа) производства.
Например, для учета материальных затрат используются несколько методов, но для каждого производства характерно сигнальное документирование, которое используется, как правило, в случае внепланового изменения норм и превышения лимита потребления производственных ресурсов.
Выявление факторов отклонений призвано:
-
определить виновников
-
предотвратить, нейтрализовать
Принцип факторного анализа отклонений и его основную цель можно продемонстрировать на примере. Для простоты изложения в примере принято допущение, что отсутствуют запасы незавершенной и нереализованной продукции. Данные для анализа сведены в таблице 4. Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать способом сравнения Таблицу № 4.
Из данных таблицы № 4 видно, что в 2010 году произошло увеличение полной себестоимости по сравнению с 2009 и 2008 годами. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2010 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 тыс. руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы.
Таблица № 4. Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции (тыс. руб.)
Статья калькуляции | 2008 | 2009 | 2010 | абсолютное отклонение в 2009 от | |||||
план | норма | факт | 2007 | 2008 | плана | нормы | |||
Материалы | 215050 | 227700 | 246300 | 250130 | 253000 | 37950 | 25300 | 6700 | 2870 |
ТЗР | 6451,5 | 6831 | 7389 | 7503,9 | 7590 | 1138,5 | 759 | 201 | 86,1 |
Возвратные отходы | 1075,25 | 1138,5 | 1231,5 | 1250,65 | 1265 | 189,75 | 126,5 | 33,5 | 14,35 |
Итого материалов | 220426 | 233393 | 252458 | 256383,25 | 259325 | 38898,8 | 25932 | 6867,5 | 2941,7 |
Оплата по труду | 238085 | 252090 | 270000 | 286200 | 280100 | 42015 | 28010 | 10100 | -6100 |
Отчисления: | |||||||||
пенсионный фонд | 47617 | 50418 | 54000 | 57240 | 56020 | 8403 | 5602 | 2020 | -1220 |
ФСС | 6904,4 | 7310,61 | 7830 | 8299,8 | 8122,9 | 1218,44 | 812,29 | 292,9 | -176,9 |
МС | 7380,6 | 7814,79 | 8370 | 8872,2 | 8683,1 | 1302,47 | 868,31 | 313,1 | -189,1 |
Производственная
себестоимость |
520413 | 551026 | 592658 | 616995,25 | 612251 | 91837,7 | 61225 | 19593,5 | 4744,2 |
Общепроизводственные расходы | 99960 | 105840 | 120000 | 120000 | 117600 | 17640 | 11760 | -2400 | -2400 |
Общехозяйственные расходы | 1293584 | 1369678 | 1510000 | 1600000 | 1521864 | 228280 | 152186 | 11864 | -78136 |
Фабрично-заводская себестоимость | 1913958 | 2026544 | 2222658 | 2336995,2 | 2251715 | 337757 | 225171 | 29057,5 | 85280 |
Расходы по реализации 3% | 57418,7 | 60796,3 | 66679,7 | 70109,85 | 67551,45 | 10132,7 | 6755,14 | 871,72 | -2558 |
Полная себестоимость | 1971376 | 2087340 | 2289337 | 2407105,10 | 2319266 | 347890 | 231926,6 | 29929,2 | -87838,7 |
НДС 18% | 354848 | 375721 | 412081 | 433278,91 | 417468 | 62620,2 | 41746,79 | 5387,26 | -15811 |
Рентабельность 5% | 98568,8 | 104367 | 114467 | 120355,25 | 115963,3 | 17394,5 | 11596,33 | 1496,46 | -4391,93 |
НДС 18% | 372590 | 394507 | 432685 | 454942,86 | 438341,4 | 65751,2 | 43834,13 | 5656,62 | -16601,5 |
Продажная
цена
I В |
2326224 | 2463061 | 2701418 | 2840384,02 | 2736734 | 410510 | 273673,4 | 35316,4 | -103650 |
Продажная
цена
II В |
2797383 | 2961935 | 3248570 | 3415682,14 | 3291039 | 493656 | 329103,9 | 42469,5 | -124643 |
Соответственно
их сумма в 2008 году составила 99960 рублей
и 1293584 рублей, в 2009 году – 105840 рублей и
1369678 рублей, а в 2010 году – 117600 рублей и
1521864 рублей. Заработная плата в 2010 году
составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше,
чем в 2009 и на 42015, чем в 2010 годах. В динамики
видно улучшение работы предприятия, т.
к. план был перевыполнен.
Таблица 5 - Структура производства продукции (тыс. руб.)
Вид продукции | 2008 | 2009 | 2010 | Отклон.
2010 от 2008 в % | |||
Количество | % | Количество | % | Количество | % | ||
1.Спагетти | 36548 | 33,82 | 56213 | 30,55 | 36514 | 25,82 | -8,00 |
2.Спагетти (900г) | 45876 | 42,45 | 52364 | 28,46 | 46169 | 32,64 | -9,81 |
3.Спагетти (450г) | 25640 | 23,73 | 75423 | 40,99 | 58756 | 41,54 | 17,81 |
Итого | 108064 | 100 | 184000 | 100 | 141439 | 100 | 0 |
Выше приведенная таблица № 5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2008 году наибольший удельный вес приходится на производство детской верхней одежды 42,45%, второе место занимает Спагетти 33,82 %. В отчетном году на первое место выходит Спагетти (900г), что на 17,81% больше, по сравнению с 2008 годом.
В динамике стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по третьему виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 8% произошло по первому виду продукции.
Для
оптимизации структуры
- Прибыль от продаж = Выручка от продаж – Переменные расходы – Постоянные расходы;
- Точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода.
При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального дохода, так как он является показателем рыночной экономики.
По
данным таблицы 6 в 2008 году наибольшее
значение коэффициента маржинального
дохода приходится на выпуск спагетти
(450г). Этот показатель равняется 0,81. Он
означает, что на каждый рубль переменных
расходов получено 81 копеек дохода. В 2009
году на производстве спагетти этот показатель
соответствует 0,74, что ниже чем, в 2008 году,
но вполне соответствует целям предпринимательской
деятельности: обеспечивает в значительной
степени покрытие постоянных расходов.
Таблица
6 - Ассортиментный анализ и оптимизация
структуры выпускаемой
Год производства продукции | Постоянные расходы | Переменные расходы | Выручка от
продаж |
Прибыль от
продаж |
R | Маржинальный доход | Коэффициент марж-го дохода | Точка безубыточности |
Спагетти | ||||||||
2008 | 125000 | 1614036 | 3478073 | 1739036 | 0,50 | 1864036 | 0,54 | 233235,3 |
2009 | 120000 | 902963 | 3068888 | 2045925 | 0,67 | 2165925 | 0,71 | 170027,4 |
2010 | 250000 | 886625 | 3409875 | 2273250 | 0,67 | 2523250 | 0,74 | 337845,5 |
Спагетти (900г) | ||||||||
2008 | 120000 | 2816070 | 5872140 | 2936070 | 0,50 | 3056070 | 0,52 | 230576,1 |
2009 | 150000 | 3995040 | 7599240 | 3454200 | 0,45 | 3604200 | 0,47 | 316266 |
2010 | 130000 | 3708000 | 7676000 | 3838000 | 0,50 | 3968000 | 0,52 | 251481,9 |
Спагетти (450г) | ||||||||
2008 | 110000 | 9399501 | 21396377 | 11886876 | 0,56 | 11996876 | 0,56 | 196184,5 |
2009 | 130000 | 3366140 | 17480700 | 13984560 | 0,80 | 14114560 | 0,81 | 161003,3 |
2010 | 115000 | 15423400 | 31076800 | 15538400 | 0,50 | 15653400 | 0,50 | 228310,3 |
Наименьшее значение коэффициента в 2008 и 2009 годах приходилось на выпуск Спагетти (900г), а в 2010 – на выпуск Спагетти (450г). Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2010 году на каждые 100 рублей реализации Спагетти маржинальный доход составит 74 рубля, Спагетти (900г). – 52 рубля и Спагетти (450г). – 50 рублей.
Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности.
Задачей анализа является изучение этих связей и их количественная оценка. При этом одни показатели выступают в качестве факторов, обуславливающих изменение других показателей. Показатели первой группы (которые влияют на другие показатели) называются факторными. Показатели второй группы, на которые влияют факторы, называются результативными показателями.
Понимание
цели, содержание, знание процедур факторного
анализа очень важно для
Следовательно,
овладение методикой его
В зависимости от характера связи между факторными и результативными показателями различают: детерминированный факторный анализ – это если между факторными и результативными показателями существует функциональная связь, и стохастический факторный анализ – это если между факторным и результативным показателями существует стохастическая связь, т. е. когда одному значению факторного показателя может соответствовать несколько значений результативного показателя.
По
количеству факторных показателей,
участвующих в анализе