Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:17, лекция
В кредитной организации, как и в любой другой организации, все совершенные за день операции должны быть отражены в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций. Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для этого в каждой кредитной организации есть учетно-операционный отдел или бухгалтерия. Данный отдел возглавляется главным бухгалтером, и в его подчинение входят другие бухгалтерские работники.
Характеристика бухгалтерского учета и учётно- операционной работы в кредитных организациях.
Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учёт в кредитных организациях.
Функции Банка России по регулированию бухгалтерского учёта в кредитных организациях.
Основные задачи и организация работы бухгалтерской службы в кредитных организациях.
Структура, функции и задачи её подразделений.
Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы.
Организация рабочего дня бухгалтерской службы.
Учетная политика кредитной организации: содержание, краткая характеристика основных элементов, порядок оформления.
Адаптация российской банковской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.
Схема документооборота по приему наличных денег в кассу
клиент |
Контролер |
Кассир приходной кассы |
Операционный работник |
1. Заполняет объявление на взнос наличными и передает его работнику банка |
2. Проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными. 3. Подписывает все три части объявления на взнос наличными. 4. Регистрирует в кассовом
журнале по приходу с 5. Предает под расписку в специальном журнале или в кассовом журнале кассиру приходной кассы. |
6. Принимает под расписку 7. Проверяет наличие и подлинность подписи контролера. 8.Сличает соответствие сумм цифрами и прописью. 9. Вызывает вносителя денег. 10. Получает от клиента
денежные средства путем 11. Сверяет фактически полученную сумму от клиента с суммой, указанной в объявлении на взнос наличными. 12. Подписывает все три части объявления на взнос наличными, на квитанции проставляет печать приходной кассы. 13. Распределяет все три части объявления на взнос наличными:
|
14. При получении ордера от 15. В кассовом журнале
по приходу проставляет 16. Ордер прикладывает к выписке по лицевому счету клиента. |
Схема документооборота по выдаче наличных денег из кассы банка на основе денежного чека.
клиент |
Операционный работник |
контролер |
Кассир расходной кассы |
1 получает по заявлению чековую - наименование чекодателя; - номер счета чекодателя; - штамп банка.
2. Заполняет денежный
чек и передает его |
3 проверяет правильность оформления денежного чека
4.сверяет подписи печать клиента с карточкой образцов
5 проверяет по карточке, выдавался ли чек за данным номером клиенту
6 проверяет наличие денежных
средств на счете клиента, в
проверочной ведомости по
7 сверяет данные документа,
удостоверяющего личность
8. отрывает контрольную марку и выдает клиенту вместе с документом, удостоверяющим личность 9. подписывает денежный
чек и проставляет дату
10. передает чек контролеру. |
11. проверяет правильность
12. сверяет подпись операционного работника с образцом подписи
13. сверяет подписи и печать клиента с карточкой
14. проверяет по карточке, выдавался ли чек за данным номером клиенту
15. подписывает денежный чек
16. регистрирует чек в кассовом журнале по расходу
17. передает чек под расписку в кассовом журнале или в специальной книге кассиру расходной кассы |
18. проверяет наличие подписей бухгалтерских работников, и соответствие этих подписей имеющимся образцам
19.сверяет соответствие сумм цифрами и прописью
20 проверяет наличие данных документа, удостоверяющего личность получателя
21 подготавливает сумму наличных денег, уточняет у клиента сумму получаемых наличных денег
22сверяет номер контрольной марки с номером чека и наклеивает контрольную марку на чек
23.передает чек клиенту для его подписания
24 сверяет подпись клиента на чеке с подписью в документе, удостоверяющем личность 25пересчитывает 26 выдает наличные деньги клиенту 27проставляет оттиск штампа кассы на чеке
28 подписывает чек
|
8. Порядок формирования и хранения документов
Кредитные организации обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов. Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Ответственность за организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров кредитной организации. Руководитель и главный бухгалтер должны проинструктировать сотрудников кредитной организации и вневедомственной охраны по этим вопросам, распределить и закрепить за сотрудниками определенные места для хранения документов в шкафах и других хранилищах, установить на случай необходимости порядок и очередность выноса документов в безопасные места.
Кассовые и бухгалтерские документы хранятся отдельно.
Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего дня. Документы подбираются в порядке возрастания номеров лицевых счетов сначала по дебету, а затем по кредиту, а внутри счета кассы в порядке возрастания номеров лицевых счетов. Мемориальные ордера подбираются в порядке возрастания номеров сначала по дебету, а затем по кредиту. Одновременно с кассовыми документами подшиваются справки, журналы, контрольные ведомости.
Суммы документов распечатываются на бумажных носителях на ленте просчета. Подписывается заведующей кассой и работником, формировавшим документы.
Оформляется титульный лист папки с указанием количества документов и суммы по приходу и расходу кассы.
Бухгалтерские документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетованных балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов дня.
Допускается формирование бухгалтерских документов по пачкам, формируемым для передачи информации на обработку. При этом документы помещаются в папку вместе с лентами их подсчета.
Документы, затрагивающие по дебету более одного счета, помещаются в конце папки, впереди документов по внебалансовым счетам.
В отдельные сшивы (папки) помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по кредитам индивидуальным заемщикам, по операциям с драгоценными металлами, иностранной валютой, по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, по хозяйственным и другим операциям кредитной организации, с различными сроками хранения.
Сброшюрованные документы
Мемориальные ордера и другие документы по внебалансовым счетам (кроме документов, учитываемых в книгах хранилища ценностей) подбираются в возрастающем порядке номеров сначала дебетуемых внебалансовых счетов, кроме счетов N 99998 и 99999, затем кредитуемых внебалансовых счетов, кроме счетов N 99998 и 99999, помещаются в документы дня после бухгалтерских документов по балансовым счетам и брошюруются вместе с ними.
Документы по внебалансовым счетам также подсчитываются, и суммы их сверяются с оборотной ведомостью.
Сформированные в
В архиве документы текущего года и года предшествующего хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах).
После сдачи годового отчета документы года, предшествующего отчетному, перемещаются в архиве для хранения на общих основаниях.
.
Порядок хранения документов постоянного пользования (юридические и кредитные дела, договоры, контракты, срочные обязательства и тому подобное) определяется руководителем кредитной организации и главным бухгалтером, имея в виду обеспечение их сохранности.
Работники, на которых возложено формирование документов, должны тщательно проверять наличие в мемориальных ордерах, имеющих приложения, ссылки на количество приложенных листов и наличие самих приложений.
Документы за истекший день
после проведения контроля
Бухгалтерские документы подшив
Кредитная организация вправе
организовать хранение
Изъятие бухгалтерских
9.Организация, задачи, значение и виды внутрибанковского контроля.
В кредитной организации должен быть внутренний контроль. Внутренний контроль – это деятельность, осуществляемая кредитной организацией и направленная на достижение следующих целей:
Контроль должен быть направлен на:
В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.
Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета.
Кредитная организация должна организовывать и осуществлять внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.
Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.
Методы и технические
Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе (бланке), с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.
Контроль может
Организация контроля и
Руководитель кредитной организации наряду с общим наблюдением за состоянием бухгалтерской работы обязан проверять своевременность составления баланса и отчетности, периодически осуществлять контроль за своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, направлением расчетных и кассовых документов по назначению.
Руководитель кредитной организации обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования в целях злоупотреблений. Учет печатей и угловых штампов кредитной организации ведется в специальной книге, где указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся, и выдаются им под роспись. Книга должна храниться в несгораемом шкафу у руководителя кредитной организации или, по его усмотрению, у главного бухгалтера. Под штампом понимается прямоугольная или иной формы печать, в которой в зависимости от назначения указываются полное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации, ее адрес, телефоны или название структурного подразделения кредитной организации, номер БИК, а при необходимости - текстовое изображение совершаемой операции (принято, проведено и др.). В штамп можно включить фамилию и инициалы работника кредитной организации, подписывающего документы, и календарную дату.
Информация о работе Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации