Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:17, лекция
В кредитной организации, как и в любой другой организации, все совершенные за день операции должны быть отражены в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций. Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для этого в каждой кредитной организации есть учетно-операционный отдел или бухгалтерия. Данный отдел возглавляется главным бухгалтером, и в его подчинение входят другие бухгалтерские работники.
Характеристика бухгалтерского учета и учётно- операционной работы в кредитных организациях.
Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учёт в кредитных организациях.
Функции Банка России по регулированию бухгалтерского учёта в кредитных организациях.
Основные задачи и организация работы бухгалтерской службы в кредитных организациях.
Структура, функции и задачи её подразделений.
Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы.
Организация рабочего дня бухгалтерской службы.
Учетная политика кредитной организации: содержание, краткая характеристика основных элементов, порядок оформления.
Адаптация российской банковской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.
Надежно должны храниться фирменные бланки с названием кредитной организации.
Рабочие места сотрудников кредитной организации должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к экранам ЭВМ.
При применении технических средств руководителем кредитной организации должно быть обеспечено:
ограничение доступа к совершению операций;
конфиденциальность применяемых кодов и паролей;
невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;
применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.
Контроль бывает:
Предварительный контроль осуществляется при открытии счетов клиентов, изучении кредитных историй и так далее.
Текущий контроль производится в момент приема документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершении операции и отражении их в бухгалтерском учете.
Последующий контроль осуществляется работниками последующего контроля после совершения операций.
Все бухгалтерские операции в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета. По лицевым счетам проверяется:
10.Служба внутреннего контроля в кредитной организации.
В кредитной организации создается служба внутреннего контроля. В данную службу входят наиболее опытные работники, знающие все участки работы и имеющие стаж работы.
Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции:
- проверка и оценка
- проверка полноты применения
и эффективности методологии
оценки рисков и процедур управ
- проверка надежности
- проверка достоверности, полноты,
объективности и
- проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности предоставления информации в Банк России;
- проверка методов обеспечения сохранности имущества;
- оценка экономической
- проверка соответствия
- проверка процессов и процедур внутреннего контроля;
- проверка систем, созданных в
целях соблюдения правовых
- оценка рабаты службы
О работе службы внутреннего контроля кредитной организации составляется ежегодный отчет, в котором указывается количество проверок и выявленных нарушениях. Отчет предоставляется в учреждение Центрального банка в сроки, установленные Центральным банком.
11.Организация и порядок
проведения последующего
Наряду с постоянным ежедневным последующим контролем также присутствует и постоянный контроль за выполнением операций. Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. В процессе последующих проверок вскрываются причины нарушений и применяются меры к устранению выявленных недостатков. Последующие проверки проводятся с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтера проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год. Результаты последующих проверок оформляются справками, которые передаются руководителю, и он в течение пяти дней после получения справок должен рассмотреть их в присутствии работников бухгалтерии и принять необходимые меры по устранению недостатков. Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных в результате проверки.
12. Операции кредитной организации, подлежащие дополнительному контролю и порядок их ведения.
Ответственный исполнитель по должности имеет право единоличного подписания документов. Однако, ряд операций требует дополнительного контроля. Поэтому по операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи ответственным исполнителем совершаются только после проверки уже оформленного документа контролирующим работником. При этом на документах по операциям, требующим дополнительного контроля, проставляется подпись контролирующего работника, а в необходимых случаях печать или штамп банка.
Функции дополнительного контроля возлагаются на работника банка согласно приказу руководителя.
Организация контроля в банке возлагается на главного бухгалтера.
В соответствии с приложением № 5 к № 385-П, к операциям, подлежащему дополнительному контролю относятся:
1. расходные кассовые операции;
2. операции, связанные с внутрихозяйственной
или хозяйственно-финансовой
3.Операции по счетам клиентов на:
-закрытие расчетных и текущих счетов;
- начисление процентов;
- вложения в приобретаемые
13.Порядок отражения в учете исправительных записей
Ошибочное (неправильное) отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете (далее - ошибка) может быть обусловлено, в частности:
неправильным применением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
неправильным применением учетной политики кредитной организации;
неточностями в вычислениях;
неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
неправильным использованием информации, имеющейся на дату осуществления бухгалтерских записей;
недобросовестными действиями должностных лиц кредитной организации.
Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна кредитной организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.
Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе отчетности, составленной на основе данных бухгалтерского учета за этот отчетный период. Критерии существенности ошибки кредитная организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (соответствующих статей) отчетности, составленной на основе данных бухгалтерского учета, и утверждает в учетной политике.
Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению в следующем порядке.
Ошибки в записях, выявленные до подписания ежедневного баланса, исправляются путем сторнирования ошибочной записи (обратным сторно) и осуществлением новой правильной бухгалтерской записи. Сторнированная ошибочная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для бухгалтерской записи составляются текущим днем два мемориальных ордера - исправительный (сторнированный) и правильный. Мемориальные ордера подписываются, кроме бухгалтерского работника, контролирующим работником. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.
Ошибочные записи текущего года, выявленные в течение этого года (до его окончания) после подписания ежедневного баланса, должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Для бухгалтерской записи составляются текущим днем два мемориальных ордера (исправительный и правильный) на две бухгалтерские записи.
В случае невозможности произвести исправление в бухгалтерском учете (по счетам клиентов, по внутрибанковским счетам, при отражении в учете расчетных операций и других операций) путем сторнирования неправильной записи (обратное сторно) составляется один мемориальный исправительный ордер с указанием в нем счета, по которому сделана исправительная запись и с которого средства должны быть списаны и зачислены на правильный счет.
Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то оно осуществляется в порядке, предусмотренном договором банковского счета. Списание средств со счета клиента производится с соблюдением очередности платежей. При отсутствии или недостаточности средств на счете клиента подлежащие списанию суммы отражаются на счете по учету прочих дебиторов.
Доходы и расходы, возникающие в результате выявления в текущем году несущественных ошибок предшествующих лет после утверждения годового отчета за соответствующий год, отражаются на основании мемориальных исправительных ордеров в день выявления ошибок на счете N 706 "Финансовый результат текущего года" по символам доходов и расходов прошлых лет, выявленных в отчетном году, в корреспонденции со счетами, требующими исправления.
Доходы и расходы, возникающие в результате выявления в текущем году существенных ошибок предшествующих лет после утверждения годового отчета за соответствующий год, отражаются на основании мемориальных исправительных ордеров в день выявления ошибок на счете N 10801 "Нераспределенная прибыль" (N 10901 "Непокрытый убыток") в корреспонденции со счетами, требующими исправления.
Исправление ошибочных записей оформляется мемориальным исправительным ордером. Мемориальные исправительные ордера составляются только на бумажном носителе по форме мемориального ордера, установленной Указанием N 2161-У (при этом в поле "наименование документа" указываются слова "Мемориальный исправительный ордер"), и формируются в ордерные книжки. Мемориальные исправительные ордера подписываются бухгалтерским работником, контролирующим работником, главным бухгалтером или, по его поручению, заместителем главного бухгалтера.
Мемориальные исправительные ордера составляются в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр помещается в документы дня, второй и третий экземпляры выдаются клиентам по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке. Эта книжка должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя. Мемориальные исправительные ордера нумеруются порядковыми номерами и имеют отдельную от других документов нумерацию.
В тексте мемориального исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если составление мемориального исправительного ордера вызвано заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра мемориального исправительного ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего ошибочную запись. Заявления клиентов, послужившие основанием для составления мемориальных исправительных ордеров, должны храниться в документах дня при этих мемориальных исправительных ордерах.
На лицевом счете против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, делается отметка "Сторнировано" с указанием даты исправительной записи и номера мемориального исправительного ордера. Эта отметка заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего мемориальный исправительный ордер. Если лицевые счета, содержащие ошибочные записи, хранятся в электронном виде, внесение в них изменений не допускается. Информация о внесенных впоследствии исправлениях фиксируется службой, обеспечивающей хранение лицевых счетов в электронном виде.
Информация о работе Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации