Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:17, лекция

Краткое описание

В кредитной организации, как и в любой другой организации, все совершенные за день операции должны быть отражены в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций. Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для этого в каждой кредитной организации есть учетно-операционный отдел или бухгалтерия. Данный отдел возглавляется главным бухгалтером, и в его подчинение входят другие бухгалтерские работники.

Содержание

Характеристика бухгалтерского учета и учётно- операционной работы в кредитных организациях.
Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учёт в кредитных организациях.
Функции Банка России по регулированию бухгалтерского учёта в кредитных организациях.
Основные задачи и организация работы бухгалтерской службы в кредитных организациях.
Структура, функции и задачи её подразделений.
Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы.
Организация рабочего дня бухгалтерской службы.
Учетная политика кредитной организации: содержание, краткая характеристика основных элементов, порядок оформления.
Адаптация российской банковской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

        Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки из этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.

 Изменение порядка выдачи выписок может быть допущено только в случаях, если выписку желают получить распорядители счета (один из них). В других случаях отступление от согласованного с клиентом порядка может разрешить главный бухгалтер, его заместитель, начальник отдела.

На документах, составленных на бумажном носителе, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится.

  Не заверяются оттиском указанного штампа лишние экземпляры оплаченных расчетных документов, прилагаемые к выпискам из счетов клиентов, уже снабженные штампом кредитной организации на ранней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.

Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При не поступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.

В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан клиенту только с письменного разрешения руководителя кредитной организации или его заместителя по заявлению клиента, в котором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и главным бухгалтером организации, физическим лицом - владельцем счета. На титульной части дубликата делается надпись:

"Дубликат выписки за "__" ______________ г."

Дубликаты выписок из лицевых счетов составляются на бланках лицевых счетов. Если имеется техническая возможность, дубликаты выписок из лицевых счетов могут составляться на ЭВМ или получаться посредством ксерокопии.

Дубликат выписки подписывается бухгалтерским работником и главным бухгалтером, или его заместителем, или начальником отдела, скрепляется оттиском печати кредитной организации и выдается представителю клиента под расписку на заявлении.

На титульной части лицевого счета, по которому составлен дубликат, делается надпись:

"__" ______________ г. Выдан дубликат  выписки."

Эта надпись скрепляется подписями главного бухгалтера или его заместителя.

Лицевые счета для передачи на хранение формируются в дела согласно срокам хранения, устанавливаемым в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (далее - нормативные сроки хранения). Лицевые счета, распечатанные на бумажном носителе, брошюруются в пачки за отчетный месяц в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам, а внутри номера лицевого счета - по датам и передаются на архивное хранение. Лицевые счета, сформированные в электронном виде за каждый операционный день, передаются на хранение в электронном виде в порядке, установленном кредитной организацией. Лицевые счета, по которым были проведены операции и документы, которые имеют срок хранения свыше десяти лет, подлежат по мере совершения операций распечатыванию и хранению на бумажных носителях, при этом распечатывается тот лицевой счет, по которому документы хранятся свыше десяти лет;

 Лицевые счета по собственным операциям  кредитной организации  составляются в одном экземпляре.

В лицевых счетах показывается вид операции согласно Приложению 1 к 385-П

            ─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│  Условные  │             Наименование документов,              │

│  цифровые  │           по которым отражены операции            │

│обозначения │                                                   │

│ документов │                                                   │

└────────────┴─────────────────────────────────────────────────

      01      Списано, зачислено по платежному поручению

      02      Оплачено, зачислено по платежному требованию

      03      Оплачен наличными денежный чек, выдано по

              расходному кассовому ордеру

      04      Поступило  наличными по объявлению на  взнос

              наличными,    приходному кассовому ордеру,

              препроводительной ведомости к  сумке 0402300

      05      Оплачено, зачислено по требованию-поручению

      06      Оплачено, зачислено по инкассовому поручению

      07      Оплачено, поступило по расчетному чеку

      08      Открытие  аккредитива, зачисление сумм

              неиспользованного, аннулированного аккредитива

      09      Списано, зачислено по мемориальному, а также

              по первичным учетным документам  с реквизитами

              счетов по дебету и кредиту

      10      Документы  по погашению кредита, кроме поименованных

              выше

      11      Документы  по выдаче кредита, зачислению  кредита на

              счет, кроме поименованных выше

      12      Зачислено  на основании авизо

      13      Расчеты  с применением банковских карт

      16     Списано, зачислено по платежному ордеру

      17    Списано, зачислено по банковскому ордеру

 

 

5.Характеристика основных  видов документов синтетического  учёта, их назначение и содержание, порядок составления и проверки.  Особенности документов синтетического  учёта в условиях автоматизации учетного процесса

 

  Документами синтетического учета являются:

ежедневная оборотная ведомость. Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам, по форме, приведенной в приложении 7 к Правилам № 385-П. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты - нарастающими оборотами с начала года.

В ежедневной оборотной ведомости указываются счета отдельно по активу и отдельно по пассиву, а так же счета первого и второго порядка, наименования разделов и счетов, входящие остатки, обороты по дебету и кредиту с выделением рублевого эквивалента в иностранной валюте и драгоценных металлах, исходящие остатки, итоги подсчетов по счету второго порядка, первого порядка, раздела, активу и пассиву и итого оборотов

ежедневный баланс. Форма баланса, а также порядок его составления изложены в приложении89 к Правилам № 385-П. Требования, которым должен отвечать баланс, изложены в первой части настоящих Правил. Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией. Баланс для публикации составляется на основе баланса по счетам второго порядка по форме, утвержденной Банком России;

отчет о прибылях и убытках по форме приложения 4 к Правилам № 385-П. Отчет о прибылях и убытках ведется нарастающим итогом с начала года. Ведущийся в электронном виде Отчет о прибылях и убытках распечатывается на бумажном носителе на первое число месяца. В отчете о прибылях и убытках     отражаются все счета доходов и расходов по символам. Данный банковский символ включается в номер лицевого счета по учету доходов или расходов. В конце отчета получается финансовый результат – прибыль или убыток.

 

ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты по форме приложения 12 к Правилам № 385-П;

         сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты по форме приложения 13 к Правилам №   385-П. Сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты составляется на основании баланса на 1 января и ведомостей оборотов по отражению событий после отчетной даты (по всем балансовым и внебалансовым счетам бухгалтерского учета. Графы 3 - 5 заполняются в полном соответствии с исходящими остатками ежедневного баланса на 1 января. Графы 6 - 11 заполняются на основе данных ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты В графах 12 - 14 отражаются исходящие остатки на 1 января с учетом событий после отчетной даты, на основе которых составляется годовой отчет в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке составления кредитными организациями годового отчета.

         Балансы, оборотные ведомости и отчеты о прибылях и убытках подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации либо его заместителем, уполномоченным подписывать данные документы; главным бухгалтером либо лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в период его отсутствия.

 

6. Взаимосвязь данных  аналитического и синтетического учета и порядок их сверки.

  Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.

Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник кредитной организации должен сверить:

- соответствие остатков по счетам  второго порядка, отраженным в  балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;

 О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.

При выявлении расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке.

Исправление ошибки совершается в момент ее обнаружения. Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается.

 

7.Внесистемный учет и  его назначение

 

 Наряду с документами аналитического  и синтетического учета в банке  ведется внесистемный учет.  Он  ведется в   книгах, карточках, журналах, в которых отражаются банковские операции, но без отражения их в бухгалтерском учете.

Примерами документов внесистемного учета  являются: книги  учета штампов и печатей, книги распределения и перераспределения счетов и другие.

 


 



Информация о работе Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации