Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:17, лекция
В кредитной организации, как и в любой другой организации, все совершенные за день операции должны быть отражены в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций. Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для этого в каждой кредитной организации есть учетно-операционный отдел или бухгалтерия. Данный отдел возглавляется главным бухгалтером, и в его подчинение входят другие бухгалтерские работники.
Характеристика бухгалтерского учета и учётно- операционной работы в кредитных организациях.
Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учёт в кредитных организациях.
Функции Банка России по регулированию бухгалтерского учёта в кредитных организациях.
Основные задачи и организация работы бухгалтерской службы в кредитных организациях.
Структура, функции и задачи её подразделений.
Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы.
Организация рабочего дня бухгалтерской службы.
Учетная политика кредитной организации: содержание, краткая характеристика основных элементов, порядок оформления.
Адаптация российской банковской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.
Пользуясь экземплярами мемориальных исправительных ордеров, оставшимися в книжке, главный бухгалтер ведет учет ошибок в действиях работников, изучает причины ошибок и принимает меры к их предупреждению.
В случае, когда требуется перенести учет каких-либо операций с одного счета на другой счет либо в другую кредитную организацию, бухгалтерскими записями перечисляется только остаток счета.
Тема 4 Аналитический и синтетический учет
Литература:
1. Положение Банка России № 385-П от 16.07.2012 г. «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» часть 3 раздел 1, 2
2. Указание Банка России от 16.
3. Е.А.Золотова «Учет и операционная деятельность в коммерческих банках»
4. А. И.Мерцалова, А,Л.Лазаренко «Учет и операционная деятельность в кредитных организациях»
Все первичные документы, оформленные по операциям кредитной организации, должны быть отражены в бухгалтерском учете. С этой целью кредитная организация ведет регистры аналитического и синтетического учета.
Аналитический учет – это учет материальных и иных аналитических счетов бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета, который ведется в лицевых счетах.
Синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательствах и хозяйственных операциях по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Задачами организации аналитического и синтетического учета является формирование детальной и правдивой информации обо всех операциях, проведенных в кредитной организации.
Каждая кредитная организация в целях ведения аналитического и синтетического учета выбирает программный комплекс для работы в ПЭВМ.
Использование первичных документов в качестве данных аналитического учета по отдельным балансовым и внебалансовым счетам.
Основными документами аналитического учета являются:
Кассовые журналы ведутся контролером (но по приказу руководителя могут вестись каждым бухгалтерским работником) ежедневно в двух экземплярах или на бумажном носителе, или на ПЭВМ, отдельно по приходу и отдельно по расходу кассы. В кассовых журналах указывается:
После подписания один экземпляр кассового журнала будет подшит вместе с балансом, а другой подшивается в кассовые документы дня.
Ведомость остатков по счетам первого и второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам составляется ежедневно. В данной ведомости отдельно по активу и пассиву показываются:
По решению руководства кредитной организации ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам. Ведомость остатков по счетам ведется по форме, приведенной в приложении 6 к Правилам № 385-П.
Ведомость остатков по счетам подписывается после рассмотрения главным бухгалтером или по его поручению - заместителем главного бухгалтера.
Документы аналитического учета составляются на основании первичных документов. Каждый из документов, на основании которого совершаются бухгалтерские записи, должен содержать следующие реквизиты:
-обозначение номеров счетов по дебету и кредиту;
- дату бухгалтерской записи;
-подпись бухгалтерского
3.Книга регистрации открытых лицевых счетов
Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела - в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора, на основании которого открывается счет.
Записи об открытии и закрытии лицевых счетов вносятся в Книгу регистрации открытых счетов, которая ведется на бумажном носителе, либо, если это предусмотрено учетной политикой кредитной организации, в электронном виде. Книга регистрации открытых счетов содержит следующие данные:
дата открытия счета;
дата и номер договора, в связи с заключением которого открывается счет;
фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование клиента;
вид банковского счета, счета по вкладу (депозиту) либо наименование (цель) счета (если счет открывается на основании договора, отличного от договора банковского счета, вклада (депозита));
номер счета;
порядок и периодичность выдачи выписок из счета;
дата сообщения налоговым органам об открытии банковского счета;
дата закрытия счета;
дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета;
примечание.
При ведении Книги регистрации открытых счетов на бумажном носителе для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные листы. Книга регистрации открытых счетов до внесения в нее записей об открытии и закрытии лицевых счетов пронумеровывается, прошнуровывается, на оборотной стороне последнего листа скрепляется печатью кредитной организации, подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, их замещающими, и хранится у должностного лица, которому предоставлено право ведения книги, в условиях, исключающих несанкционированный доступ. При необходимости кредитная организация может вести на бумажном носителе несколько Книг регистрации открытых счетов с обязательной сквозной нумерацией каждого листа по всем книгам.
Счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и тому подобного, также регистрируются в Книге регистрации открытых счетов.
Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение Книги регистрации открытых счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя. При ведении Книги регистрации открытых счетов в электронном виде должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В электронном виде ежедневно составляются отдельные ведомости открытых и закрытых счетов, которые подписываются аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя. При необходимости ведомости открытых и закрытых счетов ежедневно распечатываются на бумажном носителе. Распечатанные на бумажном носителе ведомости открытых и закрытых счетов подшиваются в отдельное дело, хранятся у главного бухгалтера или его заместителя и по истечении отчетного года сдаются в архив. На протяжении отчетного года должен обеспечиваться программный контроль за соответствием счетов, зарегистрированных в Книге регистрации открытых счетов, и счетов, ведущихся в аппаратно-программных комплексах. На 1 января года, следующего за отчетным, Книга регистрации открытых счетов распечатывается на бумажном носителе, в части действующих по состоянию на 1 января счетов, пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью кредитной организации, подписывается руководителем и главным бухгалтером или их заместителями и сдается в архив. В Книге регистрации открытых счетов, ведущейся в электронном виде, могут сохраняться только данные обо всех действующих по состоянию на 1 января счетах. Возможность распечатывания Книги регистрации открытых счетов (ее отдельных листов) должна обеспечиваться соответствующим программным обеспечением. В течение года Книга регистрации открытых счетов (или ее отдельные листы) может распечатываться по распоряжению руководителя или главного бухгалтера с обязательным указанием даты распечатывания.
4.Формы лицевых счетов. Содержание лицевого счета. Основание для записи в лицевых счетах и порядок записи.
Лицевые счета – это основная форма аналитического учета. Они ведутся по каждому счету в разрезе двадцатизначных номеров.
Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Реквизиты открываемых счетов и порядок их нумерации приведены в приложении 1 к Правилам № 385-П.
Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году.
В лицевых счетах показываются:
Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в журналах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются:
Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации, учета основных средств, материальных запасов и других операций по отдельным программам с отражением на соответствующих счетах в балансе итоговыми суммами.
Лицевые счета, сформированные в электронном виде, могут распечатываться для хранения на бумажном носителе либо храниться в электронном виде (без их распечатывания на бумажном носителе).
Лицевые счета
клиентов печатаются в двух
экземплярах, где второй экземпляр
является выпиской и
В момент выдачи выписка
ничем не оформляется, а к ней
прикладывается первичный
Выдача клиентам выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации). В случае если выписки из лицевых счетов и приложения к ним передаются клиенту в электронном виде, то указанные документы подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица кредитной организации. Выписки из лицевых счетов по банковским счетам клиентов за последний рабочий день года (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), подлежат выдаче клиентам на бумажном носителе.
Информация о работе Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации