Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:17, лекция

Краткое описание

В кредитной организации, как и в любой другой организации, все совершенные за день операции должны быть отражены в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций. Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для этого в каждой кредитной организации есть учетно-операционный отдел или бухгалтерия. Данный отдел возглавляется главным бухгалтером, и в его подчинение входят другие бухгалтерские работники.

Содержание

Характеристика бухгалтерского учета и учётно- операционной работы в кредитных организациях.
Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учёт в кредитных организациях.
Функции Банка России по регулированию бухгалтерского учёта в кредитных организациях.
Основные задачи и организация работы бухгалтерской службы в кредитных организациях.
Структура, функции и задачи её подразделений.
Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы.
Организация рабочего дня бухгалтерской службы.
Учетная политика кредитной организации: содержание, краткая характеристика основных элементов, порядок оформления.
Адаптация российской банковской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Пользуясь экземплярами мемориальных исправительных ордеров, оставшимися в книжке, главный бухгалтер ведет учет ошибок в действиях работников, изучает причины ошибок и принимает меры к их предупреждению.

       В случае, когда требуется перенести учет каких-либо операций с одного счета на другой счет либо в другую кредитную организацию, бухгалтерскими записями перечисляется только остаток счета.

 

 

Тема 4 Аналитический и синтетический учет

 

  1. Задачи и организация  аналитического и синтетического учета в кредитных организациях
  2. Характеристика основных видов документов аналитического учета. Использование первичных документов в качестве данных аналитического учета  по отдельным балансовым и внебалансовым счетам.
  3. Книга регистрации открытых лицевых счетов.
  4. Формы лицевых счетов. Содержание лицевого счета. Основание для записи в лицевых счетах и порядок записи.
  5. Характеристика основных видов документов синтетического учёта, их назначение и содержание, порядок составления и проверки. Особенности документов синтетического учёта в условиях автоматизации учетного процесса.
  6. Взаимосвязь данных  аналитического и синтетического учета и порядок их сверки.
  7.       Внесистемный учет и его назначение.

 

Литература:

 

1. Положение Банка России №  385-П от   16.07.2012 г. «О Правилах ведения  бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» часть 3 раздел 1, 2

2. Указание Банка России от 16.07.2010 г. № 2481-У «О порядке ведения  и оформления  кредитными организациями кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705»

3. Е.А.Золотова «Учет и операционная деятельность в коммерческих банках» 

4. А. И.Мерцалова, А,Л.Лазаренко «Учет и операционная деятельность в  кредитных организациях» 

 

    1. Задачи и организация  аналитического и синтетического учета в кредитных организациях

 

Все первичные документы, оформленные по операциям  кредитной организации, должны быть отражены  в бухгалтерском учете. С этой целью  кредитная организация ведет  регистры  аналитического и синтетического учета.

Аналитический учет – это учет материальных и иных аналитических счетов бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета, который ведется в лицевых счетах.

Синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательствах и хозяйственных операциях по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Задачами организации аналитического и синтетического  учета является формирование детальной и правдивой информации обо всех операциях, проведенных в кредитной организации.

Каждая кредитная организация в целях ведения аналитического и синтетического учета выбирает программный комплекс для работы в ПЭВМ.

 

  1. Характеристика основных видов документов аналитического учета.

Использование первичных документов в качестве данных аналитического учета  по отдельным балансовым и внебалансовым счетам.

 

Основными документами аналитического учета являются:

    • лицевые счета.
    • кассовые журналы.

Кассовые журналы ведутся контролером (но по приказу руководителя могут вестись каждым бухгалтерским работником) ежедневно в двух экземплярах или на бумажном носителе, или на ПЭВМ, отдельно по приходу и отдельно по расходу кассы. В кассовых журналах указывается:

  • номер счета, по которому совершается операция;
  • вид операции;
  • символ отчета о кассовых оборотах (данные символ приведены в Указании Банка России № 2332-У «Отчет формы 0409202»);
  • номер документа ( три последние знака)
  • сумма.
  • в конце проставляется итоговая сумма цифрами и прописью.
  • подписывается  бухгалтерским работником и кассиром.

После подписания один экземпляр кассового журнала будет подшит вместе с балансом, а другой подшивается в кассовые документы дня.

    • ведомость остатков по счетам первого и второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам.

Ведомость остатков по счетам первого и второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам составляется ежедневно. В данной ведомости отдельно по активу и пассиву показываются:

  • номер счета первого и второго порядка;
  • номер лицевого счета;
  • наименование счетов и разделов;
  • дата предыдущей операции по счету;
  • коды валют и остатки в рублях;
  • валюта и драгоценные металлы в рублевом эквиваленте, и остатки по номиналу в иностранной валюте или граммах драгоценного металла.

   По решению руководства кредитной организации ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам. Ведомость остатков по счетам ведется по форме, приведенной в приложении 6 к   Правилам № 385-П.

Ведомость остатков по счетам подписывается после рассмотрения главным бухгалтером или по его поручению - заместителем главного бухгалтера.

Документы аналитического учета составляются на основании первичных документов. Каждый из документов, на основании которого совершаются бухгалтерские записи, должен содержать следующие реквизиты:

-обозначение номеров счетов  по дебету и кредиту;

- дату бухгалтерской записи;

-подпись бухгалтерского работника, оформившего документ, а в необходимых  случаях подпись контролирующего  работника;

 

3.Книга регистрации открытых лицевых счетов

 

Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела - в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора, на основании которого открывается счет.

Записи об открытии и закрытии лицевых счетов вносятся в Книгу регистрации открытых счетов, которая ведется на бумажном носителе, либо, если это предусмотрено учетной политикой кредитной организации, в электронном виде. Книга регистрации открытых счетов содержит следующие данные:

       дата открытия счета;

дата и номер договора, в связи с заключением которого открывается счет;

фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование клиента;

вид банковского счета, счета по вкладу (депозиту) либо наименование (цель) счета (если счет открывается на основании договора, отличного от договора банковского счета, вклада (депозита));

номер счета;

порядок и периодичность выдачи выписок из счета;

дата сообщения налоговым органам об открытии банковского счета;

дата закрытия счета;

дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета;

примечание.

При ведении Книги регистрации открытых счетов на бумажном носителе для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные листы. Книга регистрации открытых счетов до внесения в нее записей об открытии и закрытии лицевых счетов пронумеровывается, прошнуровывается, на оборотной стороне последнего листа скрепляется печатью кредитной организации, подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, их замещающими, и хранится у должностного лица, которому предоставлено право ведения книги, в условиях, исключающих несанкционированный доступ. При необходимости кредитная организация может вести на бумажном носителе несколько Книг регистрации открытых счетов с обязательной сквозной нумерацией каждого листа по всем книгам.

          Счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и тому подобного, также регистрируются в Книге регистрации открытых счетов.

Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение Книги регистрации открытых счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя. При ведении Книги регистрации открытых счетов в электронном виде должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В электронном виде ежедневно составляются отдельные ведомости открытых и закрытых счетов, которые подписываются аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя. При необходимости ведомости открытых и закрытых счетов ежедневно распечатываются на бумажном носителе. Распечатанные на бумажном носителе ведомости открытых и закрытых счетов подшиваются в отдельное дело, хранятся у главного бухгалтера или его заместителя и по истечении отчетного года сдаются в архив. На протяжении отчетного года должен обеспечиваться программный контроль за соответствием счетов, зарегистрированных в Книге регистрации открытых счетов, и счетов, ведущихся в аппаратно-программных комплексах. На 1 января года, следующего за отчетным, Книга регистрации открытых счетов распечатывается на бумажном носителе, в части действующих по состоянию на 1 января счетов, пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью кредитной организации, подписывается руководителем и главным бухгалтером или их заместителями и сдается в архив. В Книге регистрации открытых счетов, ведущейся в электронном виде, могут сохраняться только данные обо всех действующих по состоянию на 1 января счетах. Возможность распечатывания Книги регистрации открытых счетов (ее отдельных листов) должна обеспечиваться соответствующим программным обеспечением. В течение года Книга регистрации открытых счетов (или ее отдельные листы) может распечатываться по распоряжению руководителя или главного бухгалтера с обязательным указанием даты распечатывания.

             

4.Формы лицевых счетов. Содержание лицевого счета. Основание для записи в лицевых счетах и порядок записи.

 

 Лицевые счета – это основная форма аналитического учета. Они ведутся по каждому счету в разрезе двадцатизначных  номеров.

 Порядок отражения операций  по лицевым счетам определен  при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Реквизиты открываемых счетов и порядок их нумерации приведены в приложении 1 к Правилам № 385-П.

Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году.

В лицевых счетах показываются:

    1. дата предыдущей операции по счету,
    2. входящий остаток на начало дня,
    3. обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу),
    4. остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня.

 Лицевые счета ведутся на  отдельных листах (карточках), в журналах  либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются:

      • дата совершения операции,
      • номер документа ( три последние знака),
      • вид (шифр) операции ,
      • номер корреспондирующего счета,
      • суммы - отдельно по дебету и кредиту,
      • остаток и другие реквизиты.

Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации, учета основных средств, материальных запасов и других операций по отдельным программам с отражением на соответствующих счетах в балансе итоговыми суммами.

Лицевые счета, сформированные в электронном виде, могут распечатываться для хранения на бумажном носителе либо храниться в электронном виде (без их распечатывания на бумажном носителе).

        Лицевые счета  клиентов печатаются в двух  экземплярах, где второй экземпляр  является выпиской и предназначается  для выдачи клиентам. По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам  из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.

 В момент выдачи выписка  ничем не оформляется, а к ней  прикладывается первичный документ, проведенный по кредиту счета, оформленный штампом банка. Штамп  банка включает в себя: наименование банка, его БИК, номер корреспондентского счета, дату проводки, подпись работника с расшифровкой.

Выдача клиентам выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации). В случае если выписки из лицевых счетов и приложения к ним передаются клиенту в электронном виде, то указанные документы подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица кредитной организации. Выписки из лицевых счетов по банковским счетам клиентов за последний рабочий день года (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), подлежат выдаче клиентам на бумажном носителе.

Информация о работе Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации