Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов взаимосвязи управленческого учета и метода двойной связи, а так же рассмотрение подходов в использовании двойной связи для целей управленческого учета.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи курсовой работы:
· изучить роль двойной записи в управленческом учете;
· проанализировать взаимосвязь показателей затрат и результатов деятельности предприятия в управленческом и финансовом учете;
· рассмотреть однокруговую, двухкруговую систему учета затрат
· рассмотреть функциональный учет затрат и результатов деятельности.
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И МЕТОДА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ___________________________5
1.1 Роль двойной записи в управленческом учете______________________5
1.2 Взаимосвязь показателей затрат и результатов деятельности предприятия в управленческом и финансовом учете_______________________________8
2 ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА_____________________________________9
2.1 Однокруговой вариант интегрированной системы управленческого учета____________________________________________________________9
2.2 Двухкруговой вариант интегрированной системы управленческого учета___________________________________________________________13
2.3 Функциональный учет затрат и результатов деятельности (метод АВС)___________________________________________________________22
3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССМОТРЕННЫХ СИСТЕМ УЧЕТА ЗАТРАТ_________________________________________________26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________32
Однокруговая система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учета. Для целей управления она группирует информацию финансового учета в специальных накопительных регистрах, дополняя ее своими данными и результатами расчетов.
Дальнейшее совершенствование однокруговой системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческой бухгалтерии.
В теории управленческого учета предполагается, что эти счета могут быть трех видов:
· предназначенные для учета затрат по элементам;
· ориентированные на учет затрат по местам формирования и центрам ответственности;
· предназначенные для выявления и учета отклонений по видам затрат, местам и центрам их формирования.
В действующем плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации предусмотрен вариант, ориентированный на организацию учета затрат по элементам. Для этого в разделе III плана счетов оставлены свободными позиции с 30-й по 39-ю, из которых пять, предназначены для элементов:
· 30 «Материальные затраты»;
· 31 «Затраты на оплату труда»;
· 32 «Отчисления на социальные нужды»;
· 33 «Амортизация»;
· 34 «Прочие затраты»;
· 37 "Отражение общих затрат"
Однокруговой вариант интегрированной системы представлен на рисунке 1.
По дебету счета 30 в корреспонденции со счетами
· 10 "Материалы",
· 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей",
· 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражается стоимость
израсходованных на производство материалов,
покупной энергии, выполненных сторонними
организациями работ
По дебету счета 31 в корреспонденции со счетами
· 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
· 96 "Резерв предстоящих расходов и платежей"
отражаются суммы начисленной зарплаты. В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату вознаграждений по итогам года и т.п. К этому счету открываются субсчета по видам и направлениям начислений на оплату труда.
По дебету счета 32 в корреспонденции со счетом
· 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
отражаются суммы отчислений в Фонд социальной защиты населения и иные виды социального страхования.
По дебету счета 33 в корреспонденции со счетами
· 02 "Амортизация основных средств",
· 05 "Амортизация нематериальных активов"
отражаются расходы
По дебету счета 34 в корреспонденции со счетами
· 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
· 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
· 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
· 79 "Внутрихозяйственные расчеты" и др.
отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по элементам, так как они не относятся ни к одному из них. Открытие субсчетов к счету 34 обязательно, так как подобные расходы слишком разнородны.
Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают записью:
Дебет «37» - Кредит « 30, 31, 32, 33, 34».
Собранные на счете 37 суммы
распределяют между калькуляционными
счетами и записывают в дебет
счетов 20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные
расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»,
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,
а также в Дебет счета 44 «Расходы
на продажу»
Дебет
счета «20, 25, 26, 29, 44»-Кредит счета «37».
Рис 1. Схема отражения на счетах расходов по экономическим элементам при однокруговом варианте
2.2 Двухкруговой вариант интегрированной системы управленческого учета.
Двухкруговая система
учета фактических затрат широко
используется на крупных и средних
фирмах, где необходимость
Финансовый учет решает проблемы
формирования картины финансового
положения организации, исчисления
конечных результатов ее деятельности.
Результаты финансового учета
Управленческий учет предназначен для формирования информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью, калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Счета управленческого учета предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек производства и обращения, стоимости готовой продукции, а также процессах ее реализации. Наиболее ценными в такой информации считаются данные об оборотах по счетам. Помимо всего прочего, выделение управленческого учета способствует сохранению коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции, их конкурентоспособности.
Финансовый учет организуется в соответствии с нормативными актами по его ведению, т.е. законодательными и налоговыми ограничениями, управленческий учет- в соответствии с потребностями управления бизнесом. Если, например, руководство предприятия считает, что данное оборудование нужно амортизировать в течение трех лет, а по единым налогообложения нормам этот срок составляет семь лет, то итого затрат и прибыли в управленческом и финансовом учете не могут быть одинаковыми.
При двухкруговой системе
каждый вид учета имеет
В финансовом учете выделяют
счета с 30 по 39, а в управленческом
учете счета с 27 по 29.
В финансовом учете затраты группируются
по экономических элементам, а в управленческом
учете – по статьям калькуляции.
Двухкруговой вариант
интегрированной системы
Традиционный вариант для российского бухгалтерского учета - Единая система счетов. Он хорошо знаком и повсеместно применяется на практике.
Для согласования данных обоих видов учета при двухкруговой системе используют переходные и зеркальные счета.
Переходные счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую и наоборот. Примером могут служить счета «Учет издержек и доходов», «Издержки производства продукции, работ, услуг», «Издержки производства по центрам ответственности», «Расходы отчетного периода», «Перераспределение расходов», «Перераспределение доходов».
На счетах издержек и доходов производится перегруппировка расходов и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учета. В результате получают обобщенную и детализированную информацию о затратах в калькуляционном разрезе или по другим структурным единицам и параметрам, необходимым для управления.
На счетах издержек производства
по видам изделий, работ и услуг
группируют и детализируют затраты
на изготовление или выпуск продукции
в разрезе носителей издержек
и калькуляционных статей с выделением
в необходимых случаях
Счет «Расходы отчетного периода» объединяет главным образом постоянные расходы предприятия, относимые в уменьшение маржинальной прибыли того отчетного периода, в котором они возникли. В большинстве случаев эти затраты распределяют по местам возникновения.
На счетах перераспределения
расходов и доходов учитывают
данные о переносе всех или части
затрат и результатов из системы
управленческого учета в
Использование переходных счетов позволяет определить финансовые результаты деятельности предприятия в пределах года в основном по данным управленческого учета без всех счетов финансовой бухгалтерии. Этим создаются условия для эффективного бизнес - планирования и оптимального налогообложения предприятия.
При двухкруговой системе с зеркальным отображением счетов финансовый и управленческий учет ведутся изолированно друг от друга.
Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных этих видов учета и выявление возможных расхождений.
Обычно финансовая бухгалтерия
ведет учет расходов в целом по
предприятию, в разрезе элементов
затрат без подразделения по цехам,
центрам ответственности и
Из приведенной схемы видно зеркальное единство и противоположность итоговых показателей учета выручки и производственных затрат, остатков незавершенного производства и непроданной готовой продукции в каждой из систем.
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ СЧЕТОВ ФИНАНСОВОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
БУХГАЛТЕРИИ
Счета финансового учета |
Счета управленческого учета |
| ||
№ |
наименование |
№ |
наименование |
|
10 |
Материалы |
10 |
Материалы |
|
20 |
Основное производство |
20 |
Основное производство |
|
23 |
Вспомогательные производства |
23 |
Вспомогательные производства |
|
25 |
Общепроизводственные расходы |
25 |
Общепроизводственные расходы |
|
26 |
Общехозяйственные расходы |
26 |
Общехозяйственные расходы |
|
|
|
27 |
Результаты производственной деятельности |
|
30 |
Материальные затраты |
30* |
Материальные затраты |
|
31 |
Затраты на оплату труда |
31* |
Затраты на оплату труда |
|
32 |
Отчисления на социальные нужды |
32* |
Отчисления на социальные нужды |
|
33 |
Амортизация |
33* |
Амортизация |
|
34 |
Прочие затраты |
34* |
Прочие затраты |
|
|
35 |
Расходы по обычной деятельности |
— |
— |
|
— |
— |
43 |
Готовая продукция |
|
39 |
Остатки материальных ценностей |
— |
— |
|
90 |
Продажи |
90* |
Продажи |
Таблица 2
СХЕМА УЧЕТНЫХ ЗАПИСЕЙ В ФИНАНСОВОЙ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БУХГАЛТЕРИИ
Финансовая |
Содержание хозяйственной операции |
Производственная бухгалтерия | ||||
Сумма |
Корреспондирующие счета |
Корреспондирующие счета |
Сумма | |||
по дебету |
по кредиту |
по дебету |
по кредиту | |||
2 000 |
30 |
60 |
1. Оприходованы на склад материалы |
10 |
30* |
2 000 |
х |
х |
х |
2. Отпущены материалы: |
|
|
|
|
|
|
2.1) в производство |
20 |
10 |
1 000 |
|
|
|
2.2) на общепроизводственные нужды |
25 |
10 |
400 |
|
|
|
2.3) на общехозяйственные нужды 1600 |
26 |
10 |
200 |
1 480 |
31 |
70 |
3. Начислена заработная
плата персоналу организации — в том числе: |
|
|
|
|
|
|
3.1) основным производственным рабочим |
20 |
31* |
900 |
|
|
|
3.2) общепроизводственному персоналу |
25 |
31* |
350 |
|
|
|
3.3) общехозяйственному персоналу 1 |
26 |
31* |
230 |
600 |
32 |
69 |
4. Начислены платежи на
социальное страхование и |
|
|
|
|
|
|
в том числе по: |
|
|
|
|
|
|
4.1) основным производственным рабочим |
20 |
32* |
350 |
|
|
|
4.2) общепроизводственному персоналу |
25 |
32* |
150 |
|
|
|
4.3) общехозяйственному персоналу 6 |
26 |
32* |
100 |
880 |
33 |
02 |
5. Начислены амортизационные
отчисления по основным |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
5.1) по общепроизводственным объектам |
25 |
33* |
700 |
|
|
|
5.2) по общехозяйственным объектам 880 |
26 |
33* |
180 |
40 |
34 |
51 |
6. Оплачены прочие |
26 |
34* |
40 |
х |
х |
х |
7. Списаны общепроизводственные расходы |
20 |
25 |
1 600 |
х |
х |
х |
8. Сдана на склад готовая продукция |
43 |
20 |
3 300 |
6 000 |
62 |
90 |
9. Признана выручка от продажи продукции покупателю |
90* |
27 |
6 000 |
х |
х |
х |
10. Списана фактическая
производственная |
27 |
43 |
3 000 |
х |
х |
х |
11. Списаны общехозяйственные расходы 3750 |
27 |
26 |
750 |
1 250 |
39 |
90 |
12. Оценены остатки материальных
ценностей (материалы, |
х |
х |
х |
|
|
|
13. Закрытие счетов: |
х |
х |
х |
2 000 |
35 |
30 |
13.1) счета материальных затрат |
|
|
|
1 480 |
35 |
31 |
13.2) счета затрат на оплату труда |
|
|
|
600 |
35 |
32 |
13.3) счета отчислений на социальные нужды |
|
|
|
880 |
35 |
33 |
13.4) счета амортизации |
|
|
|
40 |
35 |
34 |
13.5) счета прочих затрат |
|
|
|
5 000 |
90 |
35 |
14. Закрытие счета расходов по обычной деятельности |
х |
х |
х |
Информация о работе Разработка счетов управленческого учета в рабочем плане счетов фирмы