Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:30, дипломная работа
Целью работы является исследование проблем и определение путей совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Для достижения основной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность расчетно-кассовых операций в банках Республике Беларусь;
- исследовать классификацию видов расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов банками в Республике Беларусь;
- провести анализ состояния, структуры и динамики расчетно-кассовых операций юридических лиц, осуществляемых в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»;
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Денежный оборот в организации расчетов, его роль в развитии экономики…7
1.1 Сущность, роль и значение расчетов в условиях рыночной экономики…….7
1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в банках Республики Беларусь ………………………………………………………………14
2. Оценка состояния расчетов в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»…….33
2.1 Порядок отражения в бухгалтерском учете наличных и безналичных расчетов…………………………………………………………………………….33
2.2 Анализ состава и структуры клиентской базы……………………………….47
2.3 Анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов………..50
3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов на современном этапе в Республике Беларусь…………………………………...56
3.1 Проблемы и риски при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.56
3.2 Состояние и опыт обслуживания клиентов в зарубежных банках………….61
3.3 Развитие новых технологий в расчетно-кассовом обслуживании клиентов.66
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………...77
Приложения
Основой систем Интернет-бэнкинга являются технологии удаленного обслуживания банками частной клиентуры, которые начали успешно развиваться на базе технологий обслуживания банками своих клиентов по телефону. Позже на смену этим системам банковского обслуживания пришла система PCbanking, базирующаяся на широком применении при предоставлении услуг частным лицам ПК и предполагающая прямое подключение их владельцев к банковским серверам.
Впоследствии система PCbanking стала неотъемлемой частью другой более общей системы предоставления банками услуг частным клиентам, предусматривающей удаленное банковское обслуживание – Home-banking, которое, по сути, аналогично системе «клиент-банк» для юридических лиц. Завершением эволюции системы PCbanking стало появление в 1995 г. первых банков, которые предложили клиентам, ранее пользовавшимся этими банковскими виртуальными услугами, новые коммуникационные и сервисные возможности Интернета – услуги Internet-banking, что позволяет клиентам управлять своими счетами через Интернет.
Современный Интернет-бэнкинг предоставляет возможность клиентам оперативно и без какого-либо участия банковского персонала совершать набор стандартных операций, которые могут быть осуществлены в офисе самого банка (за исключением операций с наличными деньгами):
– осуществлять расчеты за товары и услуги (в том числе купленные через Интернет-магазины) как посредством использования пластиковых карт, так и при помощи переводов денег в безналичном порядке по любым банковским счетам;
– производить платежи за
– оплачивать счета за связь (IР-телефония, сотовая и пейджинговая связь, Интернет) и другие услуги (спутниковое и кабельное телевидение, обучение, журналы и другие периодические издания и пр.);
– производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;
– открывать различные виды банковских счетов (срочный, сберегательный, пенсионный) и переводить на них денежные средства;
– пополнять/снимать денежные средства с текущих карточных счетов, электронных счетов и иных счетов;
– получать кредит в виде отсрочки
платежа за приобретаемые товары
и услуги посредством использования
в розничных безналичных
– покупать и продавать золото, иные драгметаллы, иностранную валюту, а также государственные, корпоративные (включая банковские) и муниципальные ценные бумаги;
– оплачивать брокерские услуги, связанные с куплей-продажей ценных бумаг, созданием и управлением инвестиционным портфелем банковских клиентов, их возможным участием в паевых фондах банков, биржевых торгах и т.д.;
– получать в режиме реального времени и в различных форматах (в том числе и через мобильный телефон) текущие выписки о состоянии своих счетов в банках, а также информацию о всех поступивших и осуществленных платежах и отказываться при необходимости от неоплаченного платежа.
В целом же рынок услуг Интернет-бэнкинга, по оценкам многих зарубежных специалистов, имеет хорошие перспективы развития. Но пока общее число потенциальных пользователей услугами Интернет-бэнкинга гораздо больше по сравнению с общим числом реальных пользователей подобными виртуальными банковскими услугами. Поэтому многие виртуальные банки видят свою основную задачу в привлечении на свое обслуживание новых клиентов, особенно молодых и активных поклонников Интернета. Подавляющему большинству виртуальных банков, страховых, брокерских и иных компаний, оказывающих финансовые услуги физическим лицам через Интернет, еще предстоит завоевать доверие и симпатии новых потенциальных пользователей и существенно расширить свою клиентскую базу. Для более интенсивного использования Интернета и оказания клиентам услуг удаленного обслуживания многие коммерческие банки все чаще создают соответствующие дочерние предприятия. Так, на немецком рынке инвестиционных услуг почти все ведущие брокерские компании-онлайн являются дочерними предприятиями универсальных банков.
В России рынок услуг Интернет-бэнкинга находится на первоначальном этапе развития. Пока только около 40 российских банков предлагают своим клиентам различные формы удаленного банковского обслуживания через Интернет. В Беларуси этот рынок также нельзя назвать развитым.
Использование систем Интернет-бэнкинга дает клиентам банков целый ряд преимуществ. Во-первых, в рамках Интернет-бэнкинга клиенты по существу получают тот же набор стандартных услуг, что и в самих банковских офисах. Но при этом у клиентов существенно экономится время, так как исключается необходимость посещения офисов банков и уменьшается количество непосредственных контактов с их персоналом. Во-вторых, клиент может через wеb-сайт своего домашнего банка в сети Интернет, т.е. практически из любой точки земного шара, быстро, оперативно и круглосуточно управлять своими денежными (кассовыми) активами и пассивами, имеющейся кассовой наличностью и банковскими счетами и в соответствии с изменяющейся конъюнктурой на финансовых рынках оперативно реагировать на эти изменения, например, покупая или продавая валюту и/или ценные бумаги. В-третьих, системы Интернет-бэнкинга незаменимы и для осуществления мониторинга операций с банковскими пластиковыми карточками. Ведь любое списание денег с текущих карточных счетов владельцев карт оперативно отражается в банковских выписках по таким счетам, что также способствует повышению эффективности контроля со стороны клиента банка за своими расчетно-денежными и финансово-кредитными операциями. Коммерческие банки, особенно крупные, тоже глубоко заинтересованы в развитии своей электронной коммерции. Широкое повсеместное развитие различных Интернет-технологий в немалой степени способствует снижению текущих операционных издержек банков и обслуживаемой ими корпоративной и частной клиентуры, расширению географических границ операционной деятельности самих банковских институтов, повышению качества их услуг, ускорению темпов финансовых инноваций (новшеств) в кредитно-банковском, сберегательном, инвестиционном и страховом бизнесе и предоставляет клиентам новые возможности в выборе соответствующих банковских услуг. У банков появляется возможность предоставлять через Интернет услуги широкому кругу юридических и физических лиц независимо от их местопребывания, не создавая при этом дополнительные отделения и филиалы и не увеличивая штатную численность собственного персонала, и одновременно получать дополнительные доходы от традиционных банковских услуг и операций. Наряду с собственно Интернет-бэнкингом начинает все шире развиваться другая разновидность современной технологии удаленного банковского обслуживания частных лиц, а именно – мобильный Интернет (Mobile Internet) или онлайновый бэнкинг (On-line banking), когда для осуществления банковских операций клиентами вместо ПК используются сотовые телефоны. В рамках On-line banking все большее число банковских институтов предоставляет клиентам возможность быстрого и оперативного доступа к своим банковским счетам при помощи сотовых радиотелефонов, поддерживающих протокол Wireless Application Protocol (WAP). В настоящее время большинство банков открывает своим клиентам лишь возможность доступа к информации о движении денежных средств по банковским счетам, и значительно реже – возможность осуществлять платежи по заранее заданному списку корреспондентов, перечислять деньги на текущие карточные счета и проводить внутрибанковские платежи по счетам, открытым в своих домашних банках.
Мощным дополнительным импульсом
дальнейшего ускоренного
Таким образом, в перспективе возможны три основных направления развития расчетно – кассового обслуживания клиентов:
– работа с VIP-клиентами, с использованием индивидуального обслуживания, что позволяет обеспечить постоянный доход от таких операций на достаточно высоком уровне;
– разработка новых, в том числе комплексных, банковских услуг и предложение их в пакете к расчетно – кассовому обслуживанию;
– дальнейшая автоматизация и компьютеризация расчетно – кассового обслуживания как юридических, так и физических лиц.
Потребности корпоративных клиентов в расчетном обслуживании, обусловленные их экономическим развитием, провоцируют банки на создание нового вида банковского сервиса.
В современной банковской системе Беларуси одним из динамично развивающихся участков работы коммерческих банков являются расчеты. Причинами этого послужили укрепление хозяйственных связей между субъектами недавно сформировавшейся рыночной экономики, появление в различных отраслях крупных холдинговых структур, развитие в этих структурах новых современных технологий управленческого учета и бюджетирования.
Потребности таких холдингов в расчетном обслуживании эволюционируют вместе с технологиями управления и уже в настоящее время существенно превышают функциональность, предлагаемую банками в рамках традиционного продукта «расчетно-кассовое обслуживание» (РКО).
Как следствие, у коммерческих банков появляется возможность вывода на рынок нового продукта, призванного удовлетворить эти растущие потребности. В практике крупных зарубежных банков набор таких услуг, предлагаемых клиентам, обобщенно называют Cash Management Service. Для обозначения услуг Cash Management Service мы будем использовать термины «расчетно-информационное обслуживание корпоративных клиентов» или просто «расчетно-информационное обслуживание».
Суть расчетно-информационных услуг хорошо раскрывает описание потребителей (и их целей), которых можно разделить на две основные категории.
Первая категория — крупные холдинговые компании с разветвленной региональной организационно-финансовой структурой. Основными целями таких компаний при покупке расчетно-информационных услуг являются:
– построение эффективной системы управления денежными средствами — усиление финансовой дисциплины внутри холдинга и организация контроля за использованием денежных средств дочерними и зависимыми структурами;
– достижение оптимального (по критериям доходности и качества управления ликвидностью) использования денежных средств, распределенных по счетам предприятий, входящих в холдинг.
Вторая категория — компании
с большим количеством
Расчетно-информационные услуги, предлагаемые
в настоящее время
Первая группа – услуги финансового контроля – включает следующие основные сервисы:
1) финансовый мониторинг (или финансовое агрегирование). Эта услуга представляет собой сбор и передачу в головную компанию информации об операциях по всем счетам предприятий, входящих в холдинг. При необходимости такой сервис дополняется возможностями агрегирования информации о платежах в требуемых аналитических разрезах (по валютам, по предприятиям, по регионам и т.п.). Такая услуга обеспечивает клиенту возможность контроля и учета операций после их совершения;
2) прямое управление денежными средствами из головной компании. Услуга является актуальной для холдингов с жестко централизованными функциями управления финансовыми потоками;
3) предварительный контроль (акцепт)
расходных операций дочерних
предприятий со стороны
4) контроль исполнения бюджета является естественным развитием услуги предварительного контроля расходных операций. Данная услуга к возможности собственно подтверждения / отклонения головной компанией платежных поручений, подготовленных предприятиями, добавляет возможность отнесения в режиме онлайн планируемых и состоявшихся списаний с расчетных счетов к расходным статьям бюджетного классификатора, принятого в холдинге. Существующий в настоящее время спрос на данную услугу носит, на наш взгляд, временный характер. Поскольку контроль исполнения бюджета является лишь частью бюджетного процесса, после полномасштабного внедрения в холдинге бюджетного модуля той или иной ERP-системы, потребность в услугах банка по организации бюджетного контроля, скорее всего, отпадет.
Во вторую группу расчетно-информационных
услуг можно выделить услуги, предназначенные
для снижения операционных затрат клиентов
с большим количеством
В третью группу, самую перспективную с точки зрения будущего развития, входят услуги, направленные на обеспечение управляющей компании возможности оперативного, низкозатратного и высокодоходного использования денежных средств, распределенных по расчетным счетам предприятий, входящих в холдинг.
Ключевой из этого набора является услуга, именуемая в зарубежных источниках Cash Pooling. Название этой услуги можно перевести как «слияние денежных средств» или «денежный пул», но поскольку в российской банковской практике аналогичной услуги в настоящее время не существует, в рамках настоящей статьи будем называть эту услугу «кэш-пулинг».
Кэш-пул можно определить как структуру, включающую несколько счетов, открытых в банке, остатки на которых рассматриваются совместно (собираются) для целей оптимизации расчета получаемых/уплачиваемых процентов и для улучшения качества управления ликвидностью группы компаний (многофилиальной компании).
Различают два основных вида кэш-пулинга:
1) с реальным перечислением
2) без перечисления средств (notional pooling). В этом случае никакого реального движения средств между счетами пула не происходит, но при расчете процентов и(или) при исполнении платежей остатки на счетах, входящих в пул, рассматриваются совместно.
И для первого, и для второго вида кэш-пулинга возможны различные параметры реализации. Например:
– различные периоды перевода средств на мастер-счет (ежедневно, раз в неделю, в конце месяца);
– собранные на мастер-счете остатки могут возвращаться утром следующего дня на счета участников или оставаться на мастер-счете;
– средства со счетов участников могут
списываться не полностью, а согласно
предустановленным целевым
Как уже упоминалось выше, среди услуг, предлагаемых белорусскими банками в настоящее время, кэш-пулинг отсутствует. Учитывая, что эта услуга является достаточно сложной как с технологической, так и с юридической точки зрения, а также тот факт, что спрос на кэш-пулинг со стороны клиентов растет, коммерческим банкам, принявшим решение о разработке расчетно-информационных услуг, следует, на наш взгляд, в первую очередь сосредоточиться на реализации именно этого сервиса.
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ