Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем и определение путей совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Для достижения основной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность расчетно-кассовых операций в банках Республике Беларусь;
- исследовать классификацию видов расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов банками в Республике Беларусь;
- провести анализ состояния, структуры и динамики расчетно-кассовых операций юридических лиц, осуществляемых в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Денежный оборот в организации расчетов, его роль в развитии экономики…7
1.1 Сущность, роль и значение расчетов в условиях рыночной экономики…….7
1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в банках Республики Беларусь ………………………………………………………………14
2. Оценка состояния расчетов в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»…….33
2.1 Порядок отражения в бухгалтерском учете наличных и безналичных расчетов…………………………………………………………………………….33
2.2 Анализ состава и структуры клиентской базы……………………………….47
2.3 Анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов………..50
3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов на современном этапе в Республике Беларусь…………………………………...56
3.1 Проблемы и риски при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.56
3.2 Состояние и опыт обслуживания клиентов в зарубежных банках………….61
3.3 Развитие новых технологий в расчетно-кассовом обслуживании клиентов.66
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………...77
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

При отсутствии денежных средств на счете плательщика банком-получателем  осуществляется возврат платежных  требований.

При оплате платежного требования передача в банк-получатель средств происходит через систему межбанковских  расчетов на основе электронных платежных документов, составляемых самим банком-отправителем, которые являются основанием для списания средств с его корреспондентского счета в сумме дебетового перевода и их зачисления на корреспондентский счет банка-получателя [21].

Зачисление средств на счет бенефициара является исполнением платежного требования банком-получателем.

Дебетовый перевод по исполнению платежного требования может происходить и  в бесспорном порядке, что означает списание средств со счета плательщика  без его согласия. Для взыскания средств в бесспорном порядке взыскатель должен представить в банк платежное требование с отметкой «Без акцепта» с подлинным исполнительным документом . Кроме обычной проверки на предмет правильности оформления документов обязательна проверка на правомерность безакцептного списания средств. Последовательность исполнения дебетового перевода по бесспорному списанию средств аналогична действиям участников расчетов при исполнении платежного требования с акцептом, с той лишь разницей, что акцепт не требуется.

Еще одной распространенной формой расчетов, используемой в имущественном обороте, являются расчеты по аккредитиву.

Аккредитив — это обязательство, в силу которого банк-эмитент, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи бенефициару (получателю денежных средств) (рисунок 1.3).

Смысл аккредитивной формы расчетов заключается в получении продавцом  твердых гарантий платежа, а покупателем  полноценных прав на отгруженный товар. Расчеты на основе аккредитива, относятся к форме расчетов наиболее устраивающих получателей платежа. Эта форма расчетов чаще всего применяется при осуществлении платежей по договору купли-продажи, особенно в международной торговле, в частности, при экспорте товаров. Между тем расчеты по аккредитиву могут осуществляться и при других видах сделок. Понятие «аккредитив» охватывает как сам расчетный документ, так и аккредитивное обязательство.

Рисунок 1.3 – Схема документооборота при осуществлении расчетов аккредитивами

 

Примечание: 1 — представление в банк заявления на аккредитив; 2 — бронирование средств приказодателя на отдельном счете; 3 — исполнение заявления на аккредитив; 4 — проверка поступившего аккредитива; 5—сообщение бенефициару условий аккредитива; б — отгрузка продукции по условиям аккредитива; 7 — представление необходимых документов вместе с сопроводительным письмом; 8 — извещение об использовании аккредитива; 9 — зачисление платежа на счет бенефициара

 

Аккредитив часто рассматривается не только как форма расчетов, но и как обеспечение платежа за товары, работы или услуги. Удобство его состоит в том, что продавец может получить средства с аккредитива уже в момент предоставления в банк комплекта документов, свидетельствующих об отгрузке товара, а покупатель - с момента получения этих документов вступить в права собственника.

Аккредитив представляет собой  вид расчетного договора как основание  условного денежного обязательства  исполняющего банка произвести платежи  поставщику или другому бенефициару при условии предоставления им предусмотренных в аккредитиве документов, а также при выполнении иных условий аккредитива. Учитывая активную роль всех участников таких расчетов, они, несомненно, являются сторонами многостороннего аккредитивного договора.

Аккредитив считается наиболее перспективной формой расчетов. Однако у этой формы имеются не только достоинства, но и недостатки. Использование  аккредитивной формы расчетов с  наибольшей выгодой возможно лишь при  учете всех или абсолютного  большинства особенностей данной формы и, прежде всего, в междугородних, международных расчетах [21].

Расчеты чеками при всей своей внешней  простоте являются особой формой расчетов и отличаются высокой мобильностью. Чек является инструментом дебетовых  переводов. Расчеты по этой форме отличаются также наличием гарантии платежа. Преимущество чековой формы расчетов в возможности максимально приблизить момент отгрузки продукции (производства работ, оказания услуг) к моменту получения денежных средств. Недостатками являются те обстоятельства, что, во-первых, выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан, и, во-вторых, процедура, связанная с последствиями неоплаты чека, представляет некоторые сложности. Обязательство чекодателя перед чекодержателем состоит в том, что чекодатель обязуется оплатить чек в случае неоплаты его банком. Обязанность банка плательщика оплачивать чеки может быть основана на законе или договоре (в силу которого банк принимает на себя обязательство оплачивать чеки своего клиента, на основании чекового договора).

Чековый договор представляет собой  соглашение, дополнительное в отношении того договора, на основании которого клиент имеет в банке в своем распоряжении ту или иную сумму или открытый ему кредит. Основной договор может и не сопровождаться чековым договором, но чековому договору предполагается наличие основного.

Чековый договор является необходимой  предпосылкой чека. Он создает обязанность  плательщика перед чекодателем  оплатить чек при условии, что  последний выполнит со своей стороны все условия чекового договора. Схема организации безналичного денежного оборота с помощью чеков выглядит следующим образом (рисунок 1.4).

 

 

Рисунок 1.4 – Схема документооборота при осуществлении расчетов с использованием чеков

 

Примечание: 1 — представление в банк заявления-обязательства на получение чековой книжки и платежного поручения для депонирования средств; 2 — оформление чековой книжки; 3—депонирование средств на отдельном балансовом счете; 4— выдача чековой книжки чекодержателю; 5—продажа товара (выполнение работ, оказание услуг) чекодателю; б — передача чеков из чековой книжки чекодержателю; 7— представление в банк полученных чеков вместе с поручением-реестром ; 8—принятие чеков на инкассо; 9—отсылка чеков в банк чекодателя; 10—оплата чеков после их проверки; 11 — перечисление платежа в банк чекодержателя; 12—зачисление суммы оплаченных чеков на счет чекодержателя; 13 — извещение чекодержателя о зачислении платежа на его счет

 

Несмотря на удобство расчетов чеками, данная форма безналичных расчетов не приобрела широкой распространенности в Беларуси – чековый оборот в нашей стране составляет не более 3%.

Расчеты наличными деньгами между  юридическими лицами, их обособленными  подразделениями, индивидуальными  предпринимателями проводятся на территории Республики Беларусь строго в соответствии с законодательством до/после проведения соответствующих операций по банковским счетам.

В фактический размер расчетов наличными  деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями включаются:

  • суммы всех проведенных юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями операций по приему наличных денег от других юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей и по расчетам наличными деньгами с другими юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
  • суммы личных денежных средств физических лиц, использованные в интересах юридических лиц, подразделений, с которыми они состоят в трудовых отношениях, в наличной форме, а также суммы денежных средств, полученные физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями и их работниками) в наличной форме с использованием корпоративных или личных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа, использованные указанными физическими лицами для расчетов в интересах юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
  • суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные ими с использованием личных карточек, электронных денег, иных средств платежа и платежных инструментов посредством проведения безналичных расчетов в интересах юридических лиц, подразделений, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
  • суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные ими с использованием электронных денег посредством проведения безналичных расчетов в интересах индивидуальных предпринимателей, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
  • суммы, израсходованные юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями на оплату товаров, работ, услуг, аренды путем осуществления переводов без открытия указанными юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями текущих (расчетных) счетов в банке - отправителе средств [5].

Суммы использованных личных денежных средств физических лиц включаются в фактический размер расчетов наличными  деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями по дате фактического расходования личных денежных средств физическими лицами (фактической дате совершения физическим лицом операции оплаты в интересах юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, с которыми данное физическое лицо состоит в трудовых отношениях). Даты составления отчета об израсходованных суммах, отражения операции оплаты по счету физического лица при использовании им различных платежных инструментов, фактического возмещения физическому лицу использованных им личных денежных средств не учитываются.

Наличные деньги, полученные юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными  предпринимателями, частными нотариусами  из касс банков, расходуются на те цели, на которые они получены.

Порядок и сроки сдачи наличных денег, размер расходования наличных денег  из выручки юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, открывшим  счет, частным нотариусам, лимит  остатка кассы юридическим лицам, подразделениям устанавливаются согласно Правилам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь.

Порядок и сроки сдачи выручки, при необходимости размер потребности  в разменных наличных деньгах  для уполномоченных лиц устанавливаются  самим юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем и доводятся каждому приказом руководителя юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем. Сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются исходя из необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления их в банки, но не реже одного раза в 7 календарных дней, размер потребности в разменных наличных деньгах не должен превышать 5 базовых величин на каждое уполномоченное лицо. Вся выручка уполномоченных лиц (за исключением размера потребности в разменных наличных деньгах в случае его установления каждому уполномоченному лицу приказом руководителя юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем) сдается в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем.

Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются формами  первичной учетной документации, утвержденными в соответствии с  законодательством.

Обслуживающие банки осуществляют контроль за выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам в соответствии с законодательством.

Для организации контроля за поступлениями  и выдачей наличных денег обслуживающий  банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых в обслуживающий банк юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом.

По результатам контроля за поступлениями  и выдачей наличных денег в  случае возникновения подозрений в  том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, банки заполняют специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством.

Юридические лица, подразделения, предприниматели  и частные нотариусы, получающие в обслуживающих банках наличные деньги, представляют в обслуживающие  банки копию либо выписку из коллективного  договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов), иных документов с указанием сроков оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытии текущих (расчетных) банковских счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) в порядке и сроки, определяемые договором.

По результатам проведенного в  первом разделе исследования можно  сформулировать следующие выводы:

1) Расчетно-кассовое обслуживание  клиентов – это совокупность  банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли. При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Осуществление расчетов для клиентуры является важнейшей базовой банковской операцией.

Расчетный договор – это соглашение двух или нескольких лиц о порядке и условиях расчетов по основному обязательству. Условия расчетного договора могут содержаться в основном договоре либо оформляться самостоятельным соглашением.

2) Банки открывают и ведут  счета юридических лиц всех  организационно-правовых форм собственности,  а также предпринимателей. В зависимости  от форм собственности и хозяйствования  клиент может открыть расчетный,  текущий  или бюджетный счет.  Банковский счет является установленным законом средством осуществления безналичных расчетов. Именно для реализации возможности исполнения конкретных расчетных обязательств и открывается соответствующий банковский счет, который таким образом является вторичным по отношению к расчетному договору. То есть, договор банковского счета является способом исполнения расчетного договора.

Договор банковского счета заключается  по типовым формам, утвержденным Председателем  Правления банка.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ