Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем и определение путей совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Для достижения основной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность расчетно-кассовых операций в банках Республике Беларусь;
- исследовать классификацию видов расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов банками в Республике Беларусь;
- провести анализ состояния, структуры и динамики расчетно-кассовых операций юридических лиц, осуществляемых в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Денежный оборот в организации расчетов, его роль в развитии экономики…7
1.1 Сущность, роль и значение расчетов в условиях рыночной экономики…….7
1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в банках Республики Беларусь ………………………………………………………………14
2. Оценка состояния расчетов в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»…….33
2.1 Порядок отражения в бухгалтерском учете наличных и безналичных расчетов…………………………………………………………………………….33
2.2 Анализ состава и структуры клиентской базы……………………………….47
2.3 Анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов………..50
3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов на современном этапе в Республике Беларусь…………………………………...56
3.1 Проблемы и риски при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.56
3.2 Состояние и опыт обслуживания клиентов в зарубежных банках………….61
3.3 Развитие новых технологий в расчетно-кассовом обслуживании клиентов.66
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………...77
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

– наименование, местонахождение  и код банка-получателя;

– наименование бенефициара и номер  его счета;

– назначение платежа, очередность  платежа;

– другие реквизиты, определенные законодательством.

Платежное поручение на бумажном носителе представляется в банк-отправитель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Ответственность за достоверную информацию платежного поручения несет плательщик.

Допускается передача в банк платежного поручения в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств. Платежное поручение, переданное в электронном виде, должно содержать все реквизиты платежного поручения. Передача клиентом платежных поручений в банк-отправитель в электронном виде осуществляется на основании заключенного между ними договора. Для подтверждения подлинности платежного поручения используется электронная цифровая подпись.

При приеме платежного поручения ответственный  исполнитель банка- отправителя  проверяет:

– заполнение реквизитов платежного поручения; подлинность и целостность платежного поручения, переданного в электронном виде;

– соответствие данных платежного поручения  данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

– соответствие подписей и описка печати заявленным в банк образцам;

– наличие на счете плательщика  суммы денежных средств, необходимой для осуществления перевода, в том числе для уплаты вознаграждения за услуги банка, в случае если вознаграждение производится плательщиком.

Необходимым условием исполнения платежного поручения является наличие средств на текущем (расчетном) счете плательщика.

При исполнении платежного поручения  в полной сумме в день его поступления в банк на всех экземплярах платежного поручения проставляется подпись ответственного исполнителя, дата исполнения и штамп банка- отправителя. При этом дата приема платежного поручения к исполнению может не указываться. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после его исполнения помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр документа выдается плательщику.

При наличии средств на счете  плательщика для оплаты документа  в полной сумме составляется бухгалтерская  проводка:

Дебет - счет плательщика

Кредит - корреспондентский счет, счет бенефициара.

На всех экземплярах платежного поручения проставляется дата приема и отметка о помещении платежного поручения в указанную картотеку. На оборотной стороне всех экземпляров платежного поручения указывается сумма, в которой платежное поручение приходуется в данную картотеку. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя банка- отправителя. Для частичной оплаты платежного поручения оформляется мемориальный ордер. Порядок указания в мемориальном ордере учетных номеров плательщиков должен соответствовать порядку указания учетных номеров плательщиков в платежном поручении. Количество оформляемых банком-отправителем экземпляров мемориального ордера и порядок их использования должны соответствовать количеству и порядку использования экземпляров платежного поручения, по которому производится частичная оплата.

В бухгалтерском учете на сумму  частичной оплаты делается проводка:

Дебет - счет плательщика

Кредит - корреспондентский счет, счет бенефициара П-99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» - в неоплаченной сумме.

Для подтверждения зачисления денежных средств на счет бенефициара банк-получатель направляет бенефициару документ, предусмотренный условиями заключенного договора, - платежное поручение банка-отправителя либо сформированный на его основании расчетный документ, мемориальный ордер, список, реестр. Направляемый бенефициару документ на бумажном носителе заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя; в электронном виде - заверяется тестирующими ключами или электронно-цифровой подписью.

Платежное требование-поручение представляет собой платежную инструкцию, содержащую требование бенефициара к плательщику оплатить товар, поставленный по договору, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.

Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями бенефициара.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование- поручение  плательщик уведомляет непосредственно  бенефициара в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними.

Акцептованное плательщиком платежное  требование-поручение представляется в банк-отправитель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом. Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Акцептованные плательщиком платежные  требования-поручения принимаются к исполнению и исполняются банком в том же порядке, как и платежные поручения.

Юридические лица могут осуществлять кредитовые переводы без открытия счета в банке-отправителе в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Данные переводы осуществляются за счет средств, внесенных юридическим лицом - плательщиком в кассу банка-отправителя.

Кредитовый перевод без открытия счета может осуществляться на основании  платежных поручений (требований-поручений) или документов, подтверждающих прием денежных средств в кассу банка и содержащих реквизиты, необходимые для перевода средств.

Платежное поручение заверяется подписью представителя юридического лица.

Для учета средств, принятых для  осуществления кредитового перевода без открытия счета в иной банк, используются балансовые счета, предназначенные для учета средств на временной основе.

Бухгалтерские записи, связанные с  осуществлением банком кредитовых переводов от своего имени, могут оформляться мемориальным ордером.

Платежное требование - это платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств (бенефициара взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

В основу дебетовых переводов посредством  платежных требований положена система инкассо. Инкассо подразделяется:

– на акцептную форму;

– безакцептную форму.

Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку- отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.

Акцептная форма используется при  расчетах за отгруженные товары, работы, услуги. Акцепт оформляется заявлением на акцепт в двух экземплярах, каждый заверяется подписями и оттиском печати.

Безакцептная форма используется при списании средств со счетов плательщика  без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством.

Платежное требование составляется на бланках установленной формы  и представляется в банк-получатель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено  в договоре, заключенном между  банком и клиентом, в течение десяти календарных дней со дня его выписки.

Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями  должностных лиц бенефициара  согласно заявленным в банк- получатель образцам подписей и оттиска печати.

Ответственным исполнителем проверяется правильность оформления платежного требования, соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам, подлинность и целостность платежных требований, переданных в электронном виде.

На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, штамп банка. Платежное требование представляется в банк вместе с реестром, составленным в двух экземплярах. На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель.

Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, возвращается бенефициару в подтверждение приема документов. Принятые к исполнению платежные требования при наличии достаточной суммы денежных средств на счете плательщика подлежат оплате банком - отправителем в полной сумме. Банк-отправитель исполняет платежное требование на основании полученного от плательщика акцепта.

Платежные требования при наличии достаточной суммы денежных средств на счете плательщика подлежат оплате банком-отправителем в полной сумме. На всех экземплярах платежного требования проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя и штамп банка.

Первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя, второй - направляется плательщику, если иное не предусмотрено в договоре.

Корреспонденция счетов по расчетам платежным требованием представлена в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2 Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по расчетам платежными требованиями

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1. Оплачено платежное требование (в банке-отправителе)

Текущий (расчетный) счет плательщика

Корреспондентский счет

2. Зачислены денежные средства (в банке-получателе)

Корреспондентский счет

Текущий (расчетный) счет получателя (бенефициара)


 

Примечание – Источник: [1, с. 160]

 

Бесспорный порядок списания средств  означает списание средств со счета  плательщика без его согласия. Списание средств в бесспорном порядке допускается со счетов плательщика, предназначенных для учета денежных средств, которыми плательщик вправе распоряжаться. Для взыскания денежных средств в бесспорном порядке взыскателем оформляется платежное требование и представляется в обслуживающий его банк в трех экземплярах.

Не принятые банком-получателем  платежные требования вычеркиваются из реестра и возвращаются клиенту для переоформления. Платежные требования, не принятые по причине неправильного их оформления или неправомерного предъявления, а также при наличии в банке определения хозяйственного суда о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) либо информации о том, что плательщик находится в стадии ликвидации, возвращаются банком-отправителем вместе с приложенными исполнительными документами в банк-получатель для выдачи взыскателю.

На всех экземплярах исполненных  платежных требований, оформленных на бесспорное списание, проставляется дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка. Первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя; второй и третий экземпляры вместе с исполнительным документом направляются плательщику. Если сумма исполненного платежного требования меньше суммы исполнительного документа, второй экземпляр платежного требования направляется плательщику, а третий экземпляр вместе с исполнительным документом возвращается в банк-получатель для выдачи взыскателю.

Безналичные расчеты с использованием чеков регламентируются Инструкцией о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. № 43. Согласно данной инструкции чек из чековой книжки, расчетный чек- ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чековая книжка выдается юридическим  и физическим лицам и действительна в течение 1 года со дня ее выдачи банком чекодателя. Расчетный чек выдается только физическим лицам и действителен в течение 30 календарных дней со дня его выдачи банком чекодателя.

Чековая книжка и расчетные чековые  книжки являются бланками строгой отчетности. Их учет осуществляется на внебалансовом счете 99846 «Прочие бланки строгой отчетности». По приходу счета проводятся полученные бланки строгой отчетности, по расходу списываются бланки. Учет осуществляется в условной единице - один рубль.

При выдаче чековой книжки:

Расход - 99846 «Прочие бланки строгой отчетности»

либо

Расход - 99847 «Бланки строгой отчетности, отосланные и выданные под отчет».

На основании платежного поручения, которое представляется в банк в  двух экземплярах, производится депонирование денежных средств на пассивных балансовых счетах 317-й группы «Средства для расчетов чеками».

Принятые в уплату чеки чекодержатель  представляет в банк по месту открытия своего текущего счета вместе с поручением-реестром. Оно составляется отдельно на каждый банк-чекодатель. Если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, то поручение-реестр представляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заверяется подписью и печатью и остается в банке. Второй с оттиском штампа банка выдается чекодержателю.

Отражение операции по расчетам чеками в бухгалтерском учете показано (на примере коммерческой организации) в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 Корреспонденция счетов бухгалтерского учета расчетов чеками из чековых книжек (на примере коммерческой организации)

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

1. Аккумулированы денежные средства на счете «Чеки» в банке - чекодателе

3012 «Текущий счет коммерческих организаций»

3172 «Средства коммерческих организаций дня расчетов чеками»

2. Уплачена комиссия за выдачу чековой книжки

3012 «Текущий счет коммерческих организаций»

8130 «Комиссионные доходы по операциям с чеками»

3. Приняты документы на инкассо в банке-чекодержателе

99822 «Документы и ценности, принятые на инкассо»

 

4. Оприходованы отосланные поручения- реестры и чеки в банк- чекодатель

99821 «Документы и ценности, отосланные на инкассо»

 

5. Списаны документы, принятые на инкассо в банке-чекодержателе

 

99822 «Документы и ценности, принятые на инкассо»

1

2

3

6. Оплачены чеки в банке- чекодателе

3172 «Средства коммерческих организаций для расчетов чеками»

Корреспондентский счет

7. Поступили денежные средства в банк-чекодержатель

Корреспондентский счет

3812 «Расчеты по операциям с чеками и банковскими пластиковыми карточками»

8. Списаны отосланные поручения-реестры и чеки в банк-чекодатель

 

99821 «Документы и ценности, отосланные на инкассо»

9. Зачислены денежные средства на счет чекодержателя

3812 «Расчеты по операциям с чеками и банковскими пластиковыми карточками»

3012 «Текущий счет коммерческих организаций»

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ