Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем и определение путей совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Для достижения основной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность расчетно-кассовых операций в банках Республике Беларусь;
- исследовать классификацию видов расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов банками в Республике Беларусь;
- провести анализ состояния, структуры и динамики расчетно-кассовых операций юридических лиц, осуществляемых в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Денежный оборот в организации расчетов, его роль в развитии экономики…7
1.1 Сущность, роль и значение расчетов в условиях рыночной экономики…….7
1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в банках Республики Беларусь ………………………………………………………………14
2. Оценка состояния расчетов в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»…….33
2.1 Порядок отражения в бухгалтерском учете наличных и безналичных расчетов…………………………………………………………………………….33
2.2 Анализ состава и структуры клиентской базы……………………………….47
2.3 Анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов………..50
3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов на современном этапе в Республике Беларусь…………………………………...56
3.1 Проблемы и риски при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.56
3.2 Состояние и опыт обслуживания клиентов в зарубежных банках………….61
3.3 Развитие новых технологий в расчетно-кассовом обслуживании клиентов.66
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………...77
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Текущий счет – это счет для  финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Текущий счет предназначен для хранения денег, целевого финансирования его владельца, а также расчетных операций [15, с. 91] .

По сравнению с владельцем расчетного счета самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена, поскольку он распоряжается средствами на текущем счете в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Необходимо отметить, что в целях  стабилизации финансового состояния юридических лиц Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь государственным организациям, имеющим текущие (расчетные) счета в банках, разрешено открывать вторые текущие (расчетные) счета в белорусских рублях в ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО АСБ «Беларусбанк» (по выбору) [29].

Договор банковского счета заключается  по типовым формам, утвержденным Председателем  Правления банка, если иное не установлено  законодательством Республики Беларусь.

Владелец счета для открытия счета представляет следующие документы:

- заявление на открытие счета,  подписанное лицом, имеющим полномочия  на открытие соответствующего  счета;

- копию устава (учредительного  договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица - резидента. Индивидуальный предприниматель-резидент представляет копию свидетельства о государственной регистрации.

Нерезиденты представляют копию выписки  из торгового регистра страны учреждения нерезидента или иное эквивалентное  доказательство юридического статуса  в соответствии с законодательством  страны его учреждения;

- карточку с образцами подписей и оттиском печати;

- документ, подтверждающий регистрацию  в качестве страхователя по  обязательному страхованию от  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний,  либо заявление владельца счета  о том, что в соответствии  с законодательством Республики Беларусь он не подлежит регистрации в качестве страхователя;

- иные документы, предусмотренные  законодательством Республики Беларусь.

Переоформление банковских и иных счетов производится:

- при изменении сведений, позволяющих  идентифицировать владельца счета: юридическое лицо - в случаях реорганизации путем присоединения или преобразования, в связи с изменением наименования;

- индивидуального предпринимателя  - в случаях изменения фамилии,  имени, отчества, изменения места  жительства.

При этом владелец счета представляет:

- заявление на переоформление  счета;

- документы, подлежащие обновлению;

- иные необходимые документы  в случаях, определенных  законодательством  Республики Беларусь.

Банковские счета закрываются  при условии, что на денежные средства на них не наложен арест, отсутствует предписание о приостановлении операций по счету, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При соблюдении этих  условий счета  закрываются:

- по заявлению владельца счета;

- в случаях открытия в отношении  владельца счета конкурсного  производства, принятия решения  о ликвидации (прекращении деятельности) владельца счета для перевода  остатка денежных средств на  основной счет должника;

- в случае прекращения договора, предметом которого является открытие и ведение соответствующего счета (проведение соответствующей операции), по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь и (или) договором, в том числе в случае прекращения обязательств по договору текущего счета по инициативе банка при отсутствии денежных средств на текущем счете в течение трех месяцев со дня последнего списания с него денежных средств (если иное не определено договором текущего счета);

- в иных случаях, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь или договором, предметом которого является открытие и ведение соответствующего счета.

Счета закрываются на основании  разрешения (распоряжения) Председателя Правления банка (в филиале - на основании  разрешения (распоряжения) начальника филиала) или лица, им уполномоченного.

Документы по открытию, переоформлению, закрытию счетов принимаются уполномоченной службой, которая:

- удостоверяется в личности  и проверяет полномочия представителя  владельца счета, удостоверяется  в личности владельца счета - индивидуального предпринимателя;

- проверяет совместно с юридической  службой комплектность представляемых  документов и правильность их  оформления, в том числе документов, подтверждающих полномочия лиц,  имеющих право подписи документов  для проведения расчетов, а также документов, подтверждающих полномочия представителя владельца счета;

- оформляет дела и хранит  их до сдачи в архив;

- осуществляет иные функции  по открытию, переоформлению и  закрытию счетов.

После проверки документы по открытию счетов передаются Председателю Правления банка (в филиале - начальнику филиала) или лицу, им уполномоченному, для принятия решения об открытии счета и (при необходимости) заключения соответствующего договора банковского счета.

Счета открываются уполномоченной службой не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об открытии счета и (при необходимости) заключения соответствующего договора банковского счета, договора иного счета и регистрируются в книге регистрации открытых и закрытых счетов.

Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, делится в функциональном аспекте на следующие 3 блока.

Вспомогательный блок – виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих 2-й блок.

Основной блок - собственно платежные операции. Сюда входят:

- операции ведения счетов клиентов:

- зачисление на счета средств:

-поступивших владельцам счетов от третьих лиц;

- вносимых самими владельцами;

- получаемых от банка (кредиты,  проценты, др.);

- списание со счетов средств  в случаях:

- выполнения клиентами своих  обязательств перед третьими  лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг);

- выполнения клиентами своих  обязательств перед банками, в  которых они обслуживаются (возврат  кредитов, уплата процентов, комиссионных и др.);

- уплаты клиентами налогов и  исполнения других обязательных платежей;

- получения клиентами наличных денег на оплату труда сотрудников и на текущие хозяйственные нужды;

-  кассовые операции (прием и  выдача наличных денег).

Дополнительный блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:

– перевод средств клиента с  одного его счета на другой;

– конвертация одной валюты в  другую, перевод наличных денег в безналичные и наоборот, размен и обмен денег и др.;

–  инкассирование денежной выручки  клиентов.

Все платежи (и предшествующие им расчеты), осуществляемые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).

С точки зрения технологии проведения (необходимого состава кредитных организаций - участников процесса) те и другие подразделяются на:

- внутрибанковские платежи (участник - только данный банк и его филиалы);

- межбанковские платежи (участники  - минимум 2 кредитные организации), которые можно проводить через:

- корреспондентские счета в  Национальном банке;

- корреспондентские счета, открытые  банками непосредственно друг  у друга;

- корреспондентские счета, открытые  банками в третьем банке [40, с. 81].

В настоящее время в сфере  расчетно-кассового обслуживания клиентов от ряда белорусских банков поступают предложения воспользоваться пакетными продуктами по расчетно-кассовому обслуживанию. Пакетные формы расчетно-кассового обслуживания – достаточно  распространенная услуга на банковском рынке. Многие банки за ежемесячную  абонентскую плату предлагают своим клиентам определенный набор банковских  операций. Предлагаемые банками пакетные продукты ориентированы  на различные категории клиентов (в зависимости от количества  проводимых с текущего (расчетного) счета безналичных операций в месяц  и технологии обслуживания), с включением в клиентский пакет  определенного объема стандартных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию  и фиксированным размером ежемесячной платы банку.

На рисунке 1 можно представить  классификацию расчетно-кассового обслуживания в зависимости от различных признаков.

Перечень видов расчетно-кассового  обслуживания довольно широк и включает:

  • открытие счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • безналичные переводы;
  • приём платёжных документов на инкассо;
  • учёт неоплаченных в срок расчётных документов и их оплата по мере поступления средств на текущий (расчетный) счёт;
  • оформление и выдача чековых книжек и проведение расчётов чеками за товары и услуги;
  • выдача выписок и справок по счетам клиентов;
  • обслуживание по системе дистанционного банковского обслуживания «Клиент-Банк»;
  • выдача наличных денежных средств с текущего (расчётного) счёта;
  • приём наличных денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с зачислением на их текущие (расчётные) счета;
  • приём наличных денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • операции с банковскими пластиковыми карточками.

 

 

Рисунок 1.1 –  Классификация расчетно-кассового  обслуживания

Примечание – источник: [40, с. 82]

 

Как видно, перечень видов расчетно-кассового  обслуживания довольно обширен, поэтому  более подробное внимание следует  уделить безналичным расчетам, кассовому  обслуживанию и характеристике системы  «Клиент-Банк».

 

1.2 Принципы организации  расчетно-кассового обслуживания клиентов

 

Расчетно-кассовое обслуживание – обеспечение взаимных расчетов предприятий, осуществление таких расчетов через банки и другие финансово-кредитные учреждения [3, с. 111].

В банке расчетно-кассовым обслуживанием  занимается специализированная структура, именуемая расчетно-кассовым подразделением (управлением). Данное подразделение напрямую работает с клиентом, осуществляя расчетно-кассовые операции. Расчетно-кассовые операции — ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания относится к  одной из приоритетных в деятельности банка. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов – это совокупность банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли.

Банковская система заинтересована в привлечении юридических лиц  на расчетно-кассовое обслуживание, что  имеет микро- и макроэкономическое значение. Это связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой привлеченные средства банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность [1, с. 89] и которые используются для экономического развития страны.

Основным документом, регулирующим банковскую деятельность в целом  и расчетно-кассовые операции в частности, является Банковский кодекс Республики Беларусь. К другим законодательным  источникам регулирования расчетов и кассовых операций относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс об административных правонарушениях и др.

Правовой основой осуществления  расчетно-кассового обслуживания является наличие у банка лицензии Национального банка и заключенного с юридическим лицом договора (договора на расчетно-кассовое обслуживание, банковского вклада (депозита)), договора текущего (расчетного) банковского счета, договора корреспондентского счета или иного договора между банком и клиентом.

При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Банки, с одной стороны, предоставляют услуги по платежам своим  клиентам, а с другой - сами являются клиентами Национального банка, пользуясь его услугами для организации наличного денежного обращения и осуществления межбанковских расчетов по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и платежам, инициированным их клиентами.

Банк не вправе отказать клиенту в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка, и банк имеет соответствующую лицензию Национального банка. Необходимой предпосылкой для проведения безналичных расчетов является наличие у клиента текущего (расчетного) или иного счета по операциям клиентов, позволяющего проводить расчеты.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ