Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем и определение путей совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Для достижения основной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность расчетно-кассовых операций в банках Республике Беларусь;
- исследовать классификацию видов расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов банками в Республике Беларусь;
- провести анализ состояния, структуры и динамики расчетно-кассовых операций юридических лиц, осуществляемых в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Денежный оборот в организации расчетов, его роль в развитии экономики…7
1.1 Сущность, роль и значение расчетов в условиях рыночной экономики…….7
1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в банках Республики Беларусь ………………………………………………………………14
2. Оценка состояния расчетов в отделении № 540 ОАО «Белинвестбанк»…….33
2.1 Порядок отражения в бухгалтерском учете наличных и безналичных расчетов…………………………………………………………………………….33
2.2 Анализ состава и структуры клиентской базы……………………………….47
2.3 Анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов………..50
3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов на современном этапе в Республике Беларусь…………………………………...56
3.1 Проблемы и риски при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.56
3.2 Состояние и опыт обслуживания клиентов в зарубежных банках………….61
3.3 Развитие новых технологий в расчетно-кассовом обслуживании клиентов.66
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………...77
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Расчетно-кассовые операции — ведение  счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению [8, с. 162]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка.

Можно сформулировать несколько правил в отношении расчетных и платежных операций.

1. Расчеты — это процесс определения  размера обязательства (долга)  покупателя перед продавцом или  размеров взаимных обязательств  сторон сделки (сделок), включая урегулирование  претензий, возникающих в ходе  такого процесса.

2. Расчет взаимных обязательств может включать в себя момент платежа в случае зачета в обращении деньги (их знаки), принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся у другого экономического субъекта (свидетельством чего служат соответствующий договор и записи в бухгалтерских книгах), причем таким образом, что первый по праву может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

3. Расчеты имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, т.е. когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи. Поэтому данные термины никогда не следует употреблять как синонимы.

Движение денежных средств между  экономическими субъектами обеспечивается в основном путем безналичных расчетов. По оценкам, на проведение расчетных операций затрачивается большая часть операционного времени работников банка (до 60 % и более). Выполнение расчетных операций позволяет концентрировать в банках значительные и относительно дешевые ресурсы, которые используются ими при проведении активных операций. За свои услуги по расчетам банки, как правило, взимают комиссию, которая является одним из источников их доходов. От того, насколько эффективно организованы безналичные расчеты в банковской системе, в значительной мере зависит общая эффективность функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом.

Безналичные расчеты включают расчеты  между физическими и юридическими лицами, а также с их участием, выполняемые банками в безналичном порядке. Они осуществляются путем перечислений денежных средств с банковского счета плательщика на банковский счет получателя средств (бенефициара). Если плательщик или бенефициар не имеет счета в банке, предусмотренных законодательством случаях и порядке допускается внесение средств для безналичного перечисления ил получение платежа наличными деньгами.

Безналичные  расчеты  можно  классифицировать по ряду признаков (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 Классификация  безналичных расчетов

 

Признак классификации

Вид безналичного расчета

Место проведения

Внутренние расчеты (на территории страны) Международные расчеты

Состав участников

Клиентские расчеты (хозяйствующих  субъектов,

населения)

Банковские расчеты (внутри- и межбанковские)

Объект платежа

Расчеты за товары и услуги Расчеты по нетоварным операциям

Регулярность проведения

Периодические платежи  Постоянные платежи

Гарантия платежа

Гарантированные  платежи  (с  предварительным депонированием денежных средств или правом на кредит банка) Негарантированные платежи

Инициатор перечисления денежных средств

Дебетовые платежи (инициаторами выступают бенефициары)

Кредитовые платежи (инициаторами выступают плательщики)

Форма расчетов

Расчеты платежными поручениями  Расчеты платежными требованиями Расчеты  платежными требованиями-поручениями Расчеты аккредитивами Расчеты чеками

Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек


 

Примечание – Источник: [11, с. 249]

 

Организация безналичных платежей между экономическими субъектами в стране предполагает: установление принципов безналичных расчетов, создание условий для их осуществления, разработку общего порядка выполнения безналичных расчетных операций и определение форм безналичных расчетов.

Безналичные перечисления денежных средств  производятся путем записей по банковским счетам, поэтому открытие экономическими субъектами счетов в банке является необходимым условием организации безналичного платежного оборота. Основным счетом, используемым для проведения безналичных платежей юридических лиц, является текущий (расчетный) счет. Используются также счета банковского вклада (депозита) и другие банковские счета.

Банки не могут ограничивать права  владельцев счетов по распоряжению денежными  средствами, находящимися на этих счетах. Бесспорное списание денежных средств производится только в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, например на основании исполнительных документов [11, c. 250].

Потребность в платежах возникает  у хозяйствующих субъектов в связи с проведением конкретных сделок, выполнением финансовых обязательств и др. Безналичные расчеты клиентов банков базируются на договорах с их контрагентами на поставку товаров, выполнение работ и других (основных договорах). В этих договорах, кроме всего, оговаривается форма, в которой будут осуществляться безналичные платежи.

Банки не имеют права контролировать исполнение клиентами обязательств по основному договору и вмешиваться в отношения между его сторонами. Обязательства банка по договору, заключенному между ним и его клиентом, не зависят от обязательств основного договора, для исполнения которых проводится расчетная операция.

Общий порядок проведения безналичных  расчетов устанавливается законодательством и регламентирует виды и форму платежных документов, сроки их исполнения, правила документооборота, очередность платежей, ответственность сторон за соблюдение платежной дисциплины и т.д.

Безналичные расчетные операции проводятся банками на основании платежных  инструкций.

Платежная инструкция представляет собой  указания инициатора платежа банку-отправителю перевести в пользу бенефициара (взыскателя) фиксированную или определяемую сумму денежных средств. Инициатором платежа может выступать и бенефициар, и плательщик.

Национальный банк устанавливает  требования к форме и содержанию платежных инструкций. Они могут  оформляться в письменной форме  или форме электронного документа. Платежная инструкция юридического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати владельца счета. Физическому лицу на платежной инструкции необходимо поставить свою подпись.

Платежные инструкции могут быть выданы инициатором платежа банку-отправителю  двумя способами:

- путем представления ему расчетных документов (платежных поручений, платежных требований и платежных требований-поручений);

- в процессе использования платежных инструментов (чеков, банковских пластиковых карточек и т.д.).

В предусмотренных Национальным банком случаях допускается представление и использование других расчетных документов и платежных инструментов. Банк обязан исполнить полученные платежные инструкции не позднее банковского дня, следующего за днем их представления, если законодательством или договором не предусмотрен иной срок. При необходимости плательщик имеет право отозвать или изменить выданные банку платежные инструкции. В частности, расчетные документы могут быть отозваны в полной сумме или частично. Для этого плательщику необходимо представить в банк-отправитель соответствующее заявление в произвольной форме [14, c. 214].

В случае возникновения ситуации, когда банк в силу каких-либо причин не сможет полностью произвести платеж, он имеет право переадресовать частичное исполнение полученных им от клиента платежных инструкций своему банку-корреспонденту. При определенных обстоятельствах банк может отказаться выполнять безналичную расчетную операцию. Отказ может последовать, если существующим договором проведение расчетов в данной форме не предусмотрено или у клиента нет достаточной суммы на счете и права на кредит. Кроме того, банк не проводит безналичные платежи, когда имеются следующие основания: на денежные средства на счете наложен арест или по этому счету приостановлены операции, исполнение платежных инструкций является нарушением законодательства со стороны банка, платежные инструкции ненадлежащее оформлены или имеются обоснованные сомнения в их подлинности. Приняв решение об отказе в исполнении платежных инструкций, банк обязан уведомить об этом клиента не позднее следующего рабочего дня после их получения.

Документооборот — это последовательное перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей. Особенности и длительность документооборота при различных расчетах зависят от вида платежной инструкции. Банковский документооборот включает движение платежных инструкций со времени их поступления в банк до завершения операции и сдачи документов в текущий архив. Порядок перемещения платежных инструкций внутри банка, включая сроки их прохождения в различных структурных подразделениях, устанавливаются банком в соответствии с основными правилами документооборота, разрабатываемыми Национальным банком Республики Беларусь.

Банки осуществляют платежи клиентов в той последовательности, в какой поступили к ним платежные инструкции по этим платежам. При этом оплата поступивших документов производится в пределах остатка средств на счетах клиентов. Если средств на счете недостаточно для оплаты всех поступивших платежных инструкций, для клиента большое значение приобретает очередность, в которой банк будет проводить расчеты по его обязательствам [14, c. 215].

Очередность платежей — это последовательность списания средств с текущих (расчетных) и других счетов для оплаты поступивших платежных инструкций при недостатке средств на счете. В пределах остатка средств на счете клиента его платежи выполняются в календарной очередности, т.е. в той последовательности, в которой платежные инструкции поступили в банк (независимо от цели и значения платежей). Однако при нехватке средств использование такой очередности может привести к тому, что второстепенные для клиента обязательства будут оплачены в ущерб наиболее важным для него платежам. В связи с этим может устанавливаться целевая очередность, которая предполагает определение групп очередности платежей исходя из их экономического значения.

Участники безналичных расчетов несут  материальную ответственность за соблюдение порядка расчетов. При этом взаимные претензии плательщиков и получателей средств, связанные с расчетными операциями, рассматриваются ими без участия банка.

Ответственность банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных  инструкций определяется действующим законодательством. При этом под ненадлежащим исполнением платежных инструкций клиента понимается их исполнение в порядке, не соответствующем законодательству или договору. В частности, по вине банка может произойти несвоевременное списание или зачисление денежных средств по счетам клиентов; списание или зачисление денежных средств в сумме, не соответствующей указанной в платежных инструкциях; зачисление денежных средств в пользу ненадлежащего бенефициара и т.д. В этих случаях банк обязан возместить клиенту денежные средства, необоснованно списанные или недозачисленные на его счет, а также переведенные (зачисленные) в пользу ненадлежащего бенефициара.

Если банк не исполнил платежные  инструкции или исполнил их ненадлежащим образом, он должен возместить клиенту понесенный вследствие этого реальный ущерб — уплаченную по основному договору неустойку (штраф, пени), примененные к клиенту санкции или другой убыток. Кроме того, он обязан начислить проценты за пользование денежными средствами, которые были необоснованно изъяты из оборота клиента по вине банка. Клиент вправе также потребовать возмещения упущенной выгоды, если это предусмотрено договором либо при наличии умысла со стороны банка [25, c. 180].

В то же время банки не несут  ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций, если в них были указаны неверные реквизиты,, либо они были потеряны или искажены организациями связи, либо не по вине банка произошла поломка или авария используемых им технических средств и др. Банки также имеют право взыскивать штрафы при нарушении порядка проведения расчетных операций другими их участниками. Правомерность наложения штрафных санкций за нарушение порядка проведения расчетных операций может быть оспорена участниками расчетов в хозяйственном суде.

Организация расчетно – кассового обслуживания в Республике Беларусь осуществляется на основе системы «Клиент – банк».

Система «Клиент-Банк» - это многофункциональный  комплекс, позволяющий клиентам банка  осуществлять в режиме реального  времени платежи, а также получать широкий спектр актуальной финансовой информации без непосредственного обращения в банк.

Система «Клиент-Банк» - специальная  программа, которая устанавливается  на компьютере клиента и позволяет  ему связаться с банком по обычной  телефонной линии при помощи модема или Интернет. Работа в системе «Клиент-Банк» позволяет контролировать состояние своих счетов и совершать платежи. Клиенту больше не нужно приносить бумажное платежное поручение в банк – электронное платежное поручение имеет аналогичную законную силу, а вместо обычной подписи на нем используется электронная.

Система «Клиент-Банк» позволяет  осуществлять следующие банковские операции:

- формировать и передавать в  банк по каналам связи платежные документы в любой валюте, а также создавать заявки на покупку, продажу и конвертацию валюты, реестр распределения иностранной валюты;

- получать сведения о движении  средств на счетах, в т.ч. на  счетах структурных подразделений,  картотеке не оплаченных в  срок платежей;

- составлять и передавать в  банк заявление на бронирование денежных средств на счете;

- направлять в банк списки  работников для зачисления, выплаты  денежных средств на их личные  карт-счета; 

- осуществлять перечисление командировочных,  хозяйственных и представительских  расходов на корпоративные карточки;

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц банками РБ