Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 04:42, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических вопросов учета и анализа расчетов с персоналом по оплате труда для разработки рекомендаций по совершенствованию учета труда и его расчетов на примере объекта исследования.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
раскрыть теоретические и методологические основы оплаты труда;
рассмотреть организацию бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере бюджетной организации;
провести анализ показателей по труду и его оплате;
разработать предложения по совершенствованию оплаты труда в учреждении.
По данной таблице можно сделать следующие выводы. К не аттестованным относятся молодые специалисты, проработавшие в данном учреждении 1-5 лет. Таких специалистов на 2010год составляет 14,4%, на 2009г – 15,5%, что наблюдается уменьшение на 1%. Специалисты со II категорией уменьшились на 2,1%, с I категорией увеличились на 2,4%. С вышей категорией увеличились на 0,8%.
В 2010 году наблюдается уменьшение численности по базовой, второй категории. Идет увеличение учителей с 1 категорией и с высшей, что свидетельствует о повышении опытности, качественности преподавания.
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что МОУ «АСОШ №1» располагает учителями высокой квалификации. Достаточно велик удельный вес учителей с высшей и первой категории. Однако необходимо отметить снижение по сравнению с прошлым годом удельного веса учителей второй категории в общей численности персонала, что свидетельствует о переквалификации в первую категорию.
Квалификационная категория во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Кадровая политика на предприятии должна быть направлена на оптимальное сочетание категорий персонала. Процесс управления персоналом требует, чтобы на каждом предприятии определялась и анализировалась структура персонала по половому и возрастному составам, а также по уровню квалификации, что необходимо для того, чтобы своевременно готовить замену кадров, а также для достижения наиболее приемлемой для предприятия структуры кадров по половому и возрастному составам, по уровню квалификации и другим признакам.
Из
выше сказанного следует, что в процессе
анализа необходимо изучить изменение
в составе рабочих по возрасту,
образованию, стажу работы (таблица
3.3).
Таблица 3.3
Качественный состав трудовых ресурсов
МОУ «АСОШ» за 2008-2010гг.
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Числен
ность, чел. |
Уд.вес% | Числен
ность, чел |
Уд.вес% | Числен
ность, чел |
Уд.вес% | |
По
возрасту, лет:
от 20 до 29 от 30 до 39 от 40 до 49 от 50 до 59 старше 60 |
26 36 50 39 12 |
15,9 22,1 30,6 23,8 7,6 |
23 32 48 44 12 |
14,7 20,5 30,8 27,7 7,7 |
24 35 53 37 7 |
15,4 22,4 34 23,7 4,5 |
ИТОГО: | 163 | 100 | 159 | 100 | 156 | 100 |
По
образованию:
не имеют незакончен. среднее среднее специальн. высшее |
24 4 48 87 |
14,7 2,4 29,5 53,4 |
16 3 50 90 |
10,1 1,9 32,1 56,6 |
17 2 45 92 |
10,9 1,3 28,8 59 |
ИТОГО: | 163 | 100 | 159 | 100 | 156 | 100 |
по
трудовому стажу
до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 15 лет от 16 до 20 лет свыше 20 лет |
18 55 45 35 10 |
11,1 33,7 27,6 21,5 6,1 |
16 54 44 32 10 |
10,3 34,6 28,2 20,5 6,4 |
18 50 47 33 8 |
11,5 32,1 30,1 21,2 5,1 |
ИТОГО: | 163 | 100 | 159 | 100 | 156 | 100 |
По данным приведенным в таблице видно, что в МОУ «АСОШ №1» больший удельный вес по возрасту персонала 34% занимают лица от 40 до 49 лет, а 4,5% - лица старше 60 лет. Молодые специалисты составляют 15,4% из общего числа работников.
Работники с высшим образованием составляют 59%, что на 2,4% выше по сравнению с прошлым годом. Наблюдается уменьшение персонала со средним образованием на 5 человек.
Работники, проработавшие в МОУ «АСОШ №1» от 6 до 10 лет составляют 32,1%. Персонал с опытом работы от 16 до 20 лет образуют 21,2 %. Это свидетельствует об опытности коллектива.
Одним
из необходимых условий
Таблица 3.4
Данные о движении персонала МОУ «АСОШ №1» за 2008-2010гг.
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Отклонение -/+ | |
2009г/
2008г |
2010г/
2009г | ||||
Численность персонала на начало года | 163 | 159 | 156 | -4 | -3 |
Приняты на работу | 3 | 18 | 37 | 15 | 19 |
Выбыли | 12 | 26 | 23 | 14 | -3 |
В
том числе:
По собственному желанию Уволены за нарушения трудовой дисциплины |
12 |
25 1 |
23 |
14 |
-3 |
Численность персонала на конец года | 163 | 159 | 156 | -4 | -3 |
Среднесписочная численность персонала | 163 | 157,5 | 156 | -5,5 | -1,5 |
Продолжение таблицы 3.4
Коэффициент оборота по приему работников | 0,02 | 0,11 | 0,24 | 0,09 | 0,13 |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 0,07 | 0.16 | 0,15 | 0,09 | -0,01 |
Коэффициент текучести кадров | 0,07 | 0,16 | 0,15 | 0,09 | -0,01 |
Коэффициент постоянства кадров | 0,75 | 0,85 | 0,85 | 0,1 | 0 |
Коэффициент замещения | -0,05 | -0,05 | 0,09 | 0 | 0,14 |
По показателям данной таблицы можно привести следующие выводы:
за анализируемый период наблюдаются изменения по количеству принятых на работу с трех человек возрос 37 и выбывших с 12 до 23, что свидетельствует о высокой степени коэффициента текучести работников. Большое количество выбывших наблюдается в 2009 году, что показывает на увеличение 14 человек по сравнению с 2008годом. Основной причиной выбытия работников является по собственному желанию (найти более высокооплачиваемую работу, открыть свое дело), только в 2009г. 1 работник уволен за нарушение трудовой дисциплины. Коэффициент оборота по приему работников увеличился на 0,22.
Изменения коэффициентов движения по сравнению с прошлым годом можно считать незначительным. Произошли они в основном за счет снижения среднесписочной численности. При сохранении подобной тенденции в плановом году ожидается очередное снижение среднесписочной численности и уровня укомплектованности школы специалистами. Анализ укомплектованности, которая характеризирует полноту соответствия фактически занятых должностей утвержденному их количеству по штатному расписанию, проведен в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Показатель укомплектованности персоналом
МОУ «АСОШ №1» за 2010год
Показатели | Утверждено должностей по штатному расписанию | Фактически занято должностей | Отклонение (+, - ) | Коэффициент укомплектованности,% |
Среднегодовое количество учителей | 105 | 104 | -1 | 99,0 |
АУП | 8 | 8 | - | 100 |
Бухгалтерия | 3 | 3 | - | 100 |
Обслужив.
персонал |
45 | 41 | -4 | 91,1 |
Всего: | 160 | 156 | -5 | 97,5 |
Штаты в целом по МОУ «АСОШ №1» недоукомплектованы на 100 - 97,5 = 2,5%, а значит, количество фактически занятых должностей не соответствует объему услуг, который учреждение планировало предоставлять. Особенно низок уровень укомплектованности обслуживающего персонала, что приведет к снижению качества за счет перегрузки этих специалистов.
Штат учителей укомплектован на 99%, не хватает одного учителя. В плановом году открыли вакансию учителя информатики. В обслуживающем персонале не хватает 4 кадров.
Делая вывод об обеспеченности школы кадрами, особое внимание хотелось бы обратить на низкий уровень укомплектованности штатов при общей нестабильности состава работников.
Таким
образом, по итогам движения рабочей силы
можно сказать, что в коллективе МОУ «АСОШ
№1» наблюдается постоянная текучесть
кадров, что свидетельствует о отрицательном
факторе, влияющее на всю деятельность
МОУ «АСОШ №1».
3.2
Анализ использования фонда
Потребность учреждения в денежных средствах, используемых на оплату труда персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Этот фонд рассчитывается исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу. При изменении условий оплаты труда в течение года сметные назначения по фонду заработной платы корректируются.
Разница между фактическими выплатами по оплате труда и плановым фондом заработной платы представляет собой абсолютное отклонение, которое характеризирует полноту использования выделенных из бюджета средств на оплату труда работников МОУ «АСОШ №1».
В процессе анализа фонда заработной платы изучается его динамика и структура в разрезе категорий работающих, видов выплат, структурных подразделений, структуры расходов по их элементам по бюджетной деятельности.
Оценим динамику и структуру фонда
заработной платы по категориям персонала
МОУ «АСОШ №1» в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Динамика и структура фонда заработной платы по категориям
МОУ «АСОШ №1» за 2009-2010гг.
Категория персонала | 2009г | 2010г | Отклонение (+,-) | Выполнение плана,% | |||
Сумма
тыс.рб |
Уд.вес,% | Сумма
тыс.рб |
Уд.вес,% | Абсол,
тыс.рб |
Уд.вес.% | ||
Учителя | 38669 | 81,9 | 41589 | 83,5 | +2920 | 1,6 | 107,5 |
АУП | 2446 | 5,2 | 2459 | 5 | +13 | -0,2 | 100,5 |
Бухгалтерия | 729 | 1,5 | 738 | 1,5 | +9 | - | 101,2 |
Обслуж. персонал | 5319 | 11,4 | 5034 | 10 | -285 | -1,4 | 94,6 |
Всего | 47163 | 100 | 49820 | 100 | 2657 | - | 105,6 |