Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:22, дипломная работа
Цель данной дипломной работы рассмотреть организацию учета дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия ОАО УЗ «Промсвязь» и провести аудит расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности.
Основными задачами, подлежащими раскрытию в данной работе являются:
- определение понятия дебиторской и кредиторской задолженности;
- отражение её движения в бухгалтерском учете;
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- особенности налогообложения и его влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта;
- отражение дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности предприятия;
- проведение на основании финансовой отчетности анализа дебиторской и кредиторской задолженности и влияние её изменений на финансовую устойчивость предприятия;
- возможность управления и прогнозирования дебиторской и кредиторской задолженности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
. Нормативное регулирование учета дебиторской и кредиторской задолженности
. Учет дебиторской и кредиторской задолженности
. Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 2. Оценка и организация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
. Краткая характеристика и организационная структура
предприятия
.Особенности учета дебиторской и кредиторской задолженности
.Особенности аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 3. Пути совершенствования и автоматизация учета
и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
.Пути совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности
.Автоматизация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
. Расчет экономический эффективности путей
совершенствования и автоматизации учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - активно-пассивный, сальдо не имеет, так как ежемесячно закрывается. Этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчиками работах и оказанных услугах за отчетный период, а также используется для выявления отклонений фактических затрат от нормативной (плановой) себестоимости выпущенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ. По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту – нормативную или плановую себестоимость. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» субсчетов не имеет. Корреспонденция счетов, используемая при счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» представлена в таблице 2.
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оприходована на склад готовая продукция |
43 |
40 |
2 |
Списывается фактическая производственная себестоимость |
40 |
20 |
3 |
Признается выручка от продажи продукции |
62 |
90-1 |
4 |
Начисляется НДС по отгруженной продукции, подлежащей уплате в бюджет |
90-3 |
68 |
5 |
Списывается нормативная
себестоимость проданной |
90-2 |
43 |
6 |
Получена оплата за проданную продукцию |
51 |
62 |
7 |
Списано отклонение фактической себестоимости отгруженной продукции от нормативной сторнировочной записью |
90-2 |
40 |
8 |
Отражен финансовый результат от продажи продукции |
90-9 |
99 |
В конце месяца сопоставляются дебетовые и кредитовые обороты по счету 40, и выявляется отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой. Счет 40 закрывается ежемесячно, и сальдо на отчетную дату не имеет.
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи» [13, c.260].
Необходимым условием применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) является применение в организации показателей нормативной или плановой себестоимости, что достигается обычно при использовании нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции [22, c.45].
Вариант учета готовой продукции с использованием счета 40 нецелесообразно использовать, если отклонения фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой оказываются значительными, а продукция продается неритмично. Задержки с продажей продукции могут привести к убыточности организации, поскольку отклонения со счета 40 сразу списываются на счет 90 «Продажи», который ежемесячно закрывается счетом 99 «Прибыли и убытки» [24, с.578].
Применение счета 40 удобно при ведении учета широкого ассортимента готовой продукции или готовой продукции сложного состава, калькуляция фактической себестоимости которой существенно затруднена [29, с.123].
Учет организуется не только по каждому виду готовой продукции, но и по местам ее нахождения [36, c.32]. Для контроля за соблюдением заданий по выпуску важнейших видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления ведется детальный учет движения выпущенной из производства продукции каждого вида в стоимостном и натуральном выражении [25, c.140].
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Готовую продукцию из производства на склады приходуют по приемо-сдаточным накладным или по сводке выпуска продукции [14, c.260].
Приемо-сдаточная накладная выписывается в цеху в двух экземплярах. После сдачи готовой продукции на склад, один экземпляр накладной остается на складе, второй в цеху. На предприятиях различных отраслей экономики применяются типовые специализированные бланки приемно-сдаточных накладных [16, c.3]. Приемно-сдаточная накладная (ф. № ПГ-35) применяется на предприятиях инструментальной, радиотехнической и других отраслей промышленности с массовым и серийным характером производства при заказном методе учета производства. В накладной указываются номер (шифр) цеха, сдающего изделия, номер склада, наименование и номенклатурный номер продукции, количество. Приемно-сдаточные накладные подписываются представителями цеха, склада и отдела технического контроля, удостоверяющего качество выпущенной продукции. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий [33, c.45]. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства). На основании документов, подтверждающих сдачу готовой продукции на склад, в бухгалтерии ведут учет в денежном выражении. Приемно-сдаточные накладные таксируются по учетным ценам, группируются по видам продукции в сводных ведомостях выпуска изделий из производства и прихода на склад.
Во всех отраслях промышленности для оперативного наблюдения за ходом выполнения производственных заданий и обсчета стоимости выпущенной продукции применяют «Сводку выпуска продукции» (типовая ф. № ПГ-138). По сводке может осуществляться оприходывание продукции за месяц. В этом случае к ней прилагаются соответствующие накладные (ф. № ПГ-35).
На складах учет готовой продукции ведут в карточках складского учета (ф. № М-17), аналогично учету материалов [36, c.32]. В конце месяца остатки, выведенные в карточках, заведующий складом переносит в Книгу остатков готовой продукции. Документы по приходу и расходу готовой продукции вместе с реестрами приемки-передачи документов поступают в бухгалтерию. Данные реестров приемки-передачи документов по приходу и расходу готовой продукции по мере их поступления записывают в Накопительную ведомость синтетического учета готовой продукции по учетным группам. Для этого используют данные отчетных калькуляций отдельных изделий или сводного учета затрат и определения себестоимости готовой продукции [31, c.52].
По показателям выпуска готовой продукции определяется результат работы организации в процессе производства – экономия или перерасход как разница между фактической и плановой себестоимостью выпущенной продукции. Здесь же выпуск расценивается и по отпускным (продажным, договорным) ценам, что дает возможность определить предполагаемую выручку и прибыль после реализации выпущенной продукции.
Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат [30, c.10].
Готовая продукция может учитываться с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) и без его использования.
1.3. Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности
Совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции, называется процессом реализации [20, с.48]. Продажа продукции – это завершающий процесс кругооборота средств, свидетельствующий о том, что продукция, созданная на предприятии, нашла свое место в народнохозяйственном потреблении. Операция реализации совершается в момент поступления на расчетный или специальный ссудный счет поставщика денежных средств от покупателей в оплату за отгруженную им продукцию. В результате отражения на счетах операций реализации выявляется сумма полученной прибыли или понесенных убытков.
При учете и продаже готовой продукции оформляются следующие документы [26, c.3]:
Разные виды накладных и счетов – это обязательные документы на отпуск продукции покупателю. Особое место среди них занимает счет-фактура [23, с.54]. Это документ, который помимо основной нагрузки в качестве счета, несет на себе не менее важную нагрузку по учету налога на добавленную стоимость (НДС). Сертификат соответствия, удостоверение качества подтверждают годность продукции, ее соответствие техническим нормам и нормам безопасности для потребителя.
Общая стоимость проданных товаров представляет собой товарооборот [17, с.140].
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказ накладные отдела сбыта (маркетинга) организации [24, с.327]. Приказ-накладные оформляются в четырех экземплярах, которые имеют одинаковую учетную серию и номер; все реквизиты заполнены в соответствии с действующими правилами и являются верными; характеристики продукции соответствуют условиям договора; цены соответствуют прейскуранту; на всех экземплярах имеется подписи начальника отдела сбыта, главного бухгалтера и заведующего складом. Подписанные приказ-накладные возвращаются бухгалтерией в отдел сбыта. На основании приказ-накладной выписывается счет-фактура. Счет-фактура выписывается в двух экземплярах. Счет-фактура должна иметь все необходимые реквизиты, подписана главным бухгалтером и руководителем.
Предприятие при отгрузке продукции может понести расходы, связанные со сбытом продукции, не подлежащие возмещению покупателем. Такие расходы называются коммерческими и учитывают на активном одноименном собирательно-распределительном счете 44 [9, с.25]. К ним, в частности, относятся расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку продукции на складах готовой продукции; расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузку в вагоны, расходы на оплату стоимости провоза отгруженной продукции от места нахождения предприятия-поставщика до пункта расположения предприятия-покупателя.
Корреспонденция счетов, применяемая при использовании счета 44, представлена в таблице 3.
№ п/п |
Операции |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Израсходованы материалы на упаковку |
44 |
10 |
2 |
Начислена оплата труда работникам, сопровождающих продукцию |
44 |
70 |
3 |
Начислены платежи в бюджет |
44 |
68 |
4 |
Стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями |
44 |
60,76 |
Продолжение таблицы 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оплата коммерческих расходов |
44 |
50,51 |
6 |
Списаны коммерческие расходы |
90 |
44 |
Расходы на упаковку и транспортировку, учтенные на счете 44, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности – распределяются пропорционально какой-либо базе, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию (веса, объема, производственной себестоимости и др.) [7, с.34]. В составе коммерческих расходов предприятия отдельной учетной позицией фиксируют расходы на рекламу.
Порядок синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации [37, c.74].