Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ОАО УЗ «Промсвязь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы рассмотреть организацию учета дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия ОАО УЗ «Промсвязь» и провести аудит расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности.
Основными задачами, подлежащими раскрытию в данной работе являются:
- определение понятия дебиторской и кредиторской задолженности;
- отражение её движения в бухгалтерском учете;
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- особенности налогообложения и его влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта;
- отражение дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности предприятия;
- проведение на основании финансовой отчетности анализа дебиторской и кредиторской задолженности и влияние её изменений на финансовую устойчивость предприятия;
- возможность управления и прогнозирования дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
. Нормативное регулирование учета дебиторской и кредиторской задолженности
. Учет дебиторской и кредиторской задолженности
. Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 2. Оценка и организация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
. Краткая характеристика и организационная структура
предприятия
.Особенности учета дебиторской и кредиторской задолженности
.Особенности аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 3. Пути совершенствования и автоматизация учета
и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
.Пути совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности
.Автоматизация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
. Расчет экономический эффективности путей
совершенствования и автоматизации учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженноти.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

где    dПп – переоценка продукции по плановой себестоимости;

         Онп – остаток на начало месяца по плановой себестоимости;

           Пп – выпущено продукции по плановой себестоимости;

           Вп – продано продукции по плановой себестоимости;

        Окп – остаток продукции на конец месяца по плановой себестоимости.

Разница записывается  дополнительно или сторнируется. Все операции ведутся по каждому наименованию готовой продукции. Затем в конце журнала ведется сводная таблица по готовой продукции в целом: по основной продукции, ТНП и прочей продукции. Журнал «Готовая продукция» приведен в Приложении 6.

          Сумма фактической себестоимости выпущенной  продукции указывается в журнале-ордере № 10/1 в дебете счета 43 «Готовая продукция» и кредите счета 20 «Основное производство». По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно». Данные журнала-ордера № 10/1  заносятся в Главную книгу.

          За 2003г выпуск продукции по плановой себестоимости составил 46294 тыс. руб. Из них: основная продукция – 40779 тыс.руб.; ТНП – 1070 тыс. руб.; прочая продукция – 4445 тыс. руб.

          Выпуск продукции по фактической себестоимости составил 34174 тыс. руб. Из них: основная продукция – 29667 тыс.руб.; ТНП – 834 тыс.руб.; прочая продукция – 3673 тыс.руб.

          Ежегодно перед составлением годового баланса на складе готовой продукции осуществляется сплошная инвентаризация готовой продукции. Процедура проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлена Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. № 49. По заводу выходит приказ по проведению инвентаризации готовой продукции по состоянию на 01 ноября отчетного года. Приказ утверждается генеральным директором. Инвентаризацию проводит рабочая инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия, в полном составе в присутствии материально ответственного лица.

          До начала инвентаризации у заведующего складом готовой продукции берется расписка в том, что им сданы в бухгалтерию все документы на приход и расход готовой продукции, и она полностью оприходована. Фактическое наличие готовой продукции на складе проверяют путем обязательного пересчета, перевешивания.

          Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

          Сведения о фактическом наличии готовой продукции отражают в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3). Форма инвентаризационной описи приведена в Приложении 7. Все ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных по фактическому наличию. Опись составляется не менее чем в двух экземплярах. При выявлении готовой продукции, не отраженной в учете, комиссия должна включить ее в опись. Вначале в опись включается основная продукция, затем товары народного потребления, затем прочая продукция. После завершения инвентаризации  опись передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Бухгалтерия сверяет фактическое наличие по инвентаризационной описи с бухгалтерскими данными и выявляет недостачи и излишки. При выявлении недостачи стоимость продукции взыскивается с материально-ответственного лица.

          Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии, которая выносит решение. Обязательная инвентаризация готовой продукции проводится также при смене материально ответственного лица (заведующего складом), установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи ценностей в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

          Корреспонденция счетов, используемая в ОАО УЗ «Просвязь» по результатам инвентаризации приведена в таблице 7.

Таблица 7
Корреспонденция счетов по результатам  инвентаризации

 

№ п/п

 

Операции
Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1

Оприходованы излишки  готовой продукции

43

91.1

2

Выявлена недостача  готовой продукции

94

43

3

Выявленная недостача отнесена на виновных лиц

73.2

94

4

Отнесение недостачи  готовой продукции на издержки производства

26

94

5

Внесена сумма недостачи  в кассу

50

73.2

6

Удержана сумма недостачи  из заработной платы

70

73.2


 

          Результаты инвентаризации по готовой продукции отражают в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

          Проведенный анализ показал, что бухгалтерский учет выпуска готовой продукции имеет ряд недостатков:

  1. Требуется пересмотр методики расчета фактической себестоимости выпуска готовой продукции в целях повышения точности и сокращения времени обработки учетной информации.
  2. Отсутствие детализации счета 43 «Готовая продукция» по видам производимой продукции.

 

 

 

          2.3. Особенности учета продажи готовой продукции

 

          В Учетной политике ОАО УЗ «Промсвязь» закреплено, что выручка от продажи определяется по факту отгрузки товаров.

          Продажа готовой продукции – это завершающий процесс кругооборота средств, свидетельствующий о том, что продукция, созданная на предприятии, нашла свое место в народнохозяйственном потреблении.

          На ОАО УЗ «Промсвязь» применяется журнально-ордерная система учета. Бухгалтерский учет частично автоматизирован. Для учета продажи готовой продукции (работ, услуг) используется операционно-результативный счет 90 «Продажи». На счете 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации.

Виды продаж:

  • услуги арендаторам;
  • готовая продукция;
  • услуги за перекачку сточных вод;
  • продажа материалов, товаров;
  • услуги за проживание в общежитии;
  • транспортные услуги (аренда автомашин);
  • пуско-наладочные работы.

          На готовую продукцию выписывается приказ-накладная и счет-фактура, а на оказанные услуги выписывается акт выполненных работ и счет-фактура.

          Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами. В договорах на поставку указывают:

  • наименование поставщика;
  • наименование  покупателя;
  • необходимые показатели по изделиям;
  • цены, скидки, накидки;
  • порядок расчетов;
  • другие необходимые реквизиты.

          Оговариваются гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, арбитраж и другие сведения.

          Основными покупателями готовой продукции ОАО УЗ «Промсвязь» являются: ОАО «Башинформсвязь», ОАО «Волга-Телеком» Кировский филиал, Управление промышленной комплектации г. Екатеринбург, ПТУС АНК «Башнефть», ФГУП ГТРК г. Липецк, ООО «Связьстрой».

          В соответствии с Порядком ведения журнала учета счетов-фактур при расчетах по НДС, плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и необлагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж по установленным формам. Порядок утвержден постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996г. № 914 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02 февраля 1998г. №108, от  26 октября 1999г. № 1189). Фактический отпуск продукции со склада оформляется составлением приказ накладной, счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и книге покупок. Схема документооборота при продаже готовой продукции представлена на рисунке 3.

 

 

 

Бухгалтерия

 
 

 

1

 

2

   

2

3

 

Отдел сбыта

 

1

 

Покупатели

 

 

 

Рис.3.  Документооборот при продаже продукции

 

  1. Покупатели получают продукцию на складах при предъявлении доверенностей и расписки в приказ-накладной. Доверенность должна иметь все необходимые реквизиты:
  • подпись лица получившего доверенность;
  • дату  и номер доверенности;
  • наименование продукции;
  • подписи руководителя и главного бухгалтера;
  • оттиск печати.

Доверенность представлена в Приложении 8. На основании доверенности отдел сбыта выписывает приказ-накладную на отпуск готовой продукции со склада.

  1. Выписанные экземпляры приказ-накладные регистрируются в специальном журнале. Выписываются приказ-накладные в четырех экземплярах, которые имеют одинаковую учетную серию и номер; все реквизиты заполнены в соответствии с действующими правилами и являются верными; характеристики продукции соответствуют условиям договора; цены соответствуют прейскуранту; на всех экземплярах имеется подписи начальника отдела сбыта, главного бухгалтера и заведующего складом. Подписанные приказ-накладные возвращаются бухгалтерией в отдел сбыта.
  • Один экземпляр остается у материально-ответственного лица (кладовщика), как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада.
  • Второй – служит основанием для выписки счет-фактуры.
  • Третий – передается покупателю вместе со счет-фактурой, который ставит в приказ-накладной подпись в получении продукции.
  • Четвертый экземпляр вместе с материальным пропуском остается в службе охраны. На основании приказ-накладной выписывается счет-фактура. Приказ-накладная представлена в Приложении 9.
  1. Счет-фактура – это документ, который помимо основной нагрузки в качестве счета, несет на себе не менее важную нагрузку по учету налога на добавленную стоимость (НДС). Счет-фактура составляется ОАО УЗ «Промсвязь» по мере отгрузки продукции на имя организации-покупателя в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней со дня отгрузки товара или предоплаты представляется покупателю и дает право на зачет сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом. При направлении покупателю счетов-фактур по почте датой представления считается дата сдачи счета-фактуры на почту. Второй экземпляр счета-фактуры остается у ОАО УЗ «Промсвязь» для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость при продаже товаров.

В счете фактуре указываются:

  • порядковый номер счета-фактуры;
  • наименование получателя товара;
  • наименование товара;
  • стоимость (цена) товара;
  • сумма налога на добавленную стоимость;
  • дата составления счета-фактуры.

Счет-фактура подписывается  руководителем и главным бухгалтером  ОАО УЗ «Промсвязь», а также лицом, ответственным за отпуск товаров, и  скрепляется печатью организации. В счете-фактуре не допускается подчистки и помарки. Исправления заверяются подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления. Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журналах учета счетов-фактур в течение полных 5 лет с даты их получения (выдачи). Счета-фактуры в журналах учета подшиты и пронумерованы. Счет-фактура составляется на русском языке с использованием компьютера. Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом. Счет-фактура представлена в Приложении 10.

Информация о работе Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ОАО УЗ «Промсвязь»)