Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель написания дипломной работы – изучить особенности организации учета и аудита оплаты труда на рассматриваемом предприятии, а также наметить пути совершенствования учета оплаты труда.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Заработная плата как экономическая категория…………………………….6
1.1 Понятие и сущность заработной платы…………………………………………...6
1.2 Документация по учету личного состава, оплате труда…………………………9
1.3 Виды, формы и системы оплаты труда………………………………………….13
1.4 Состав и структура фонда оплаты труда………………………………………...23
Глава 2 Учет расчетов по оплате труда на ОАО «УАЗ»……………………………27
2.1 Краткая характеристика ОАО «УАЗ»……………………………………………27
2.1.1 Характеристика финансово – хозяйственной деятельности…………………27
2.1.2 Основные принципы организации оплаты труда…………………………….. 35
2.2 Учет и документальное оформление начисления заработной платы….………39
2.3 Учет и документальное оформление премий, доплат, надбавок и иных
выплат в пользу работника……………………………………………………….47
2.4 Порядок исчисления среднего заработка. Учет и документальное
оформление пособий по временной нетрудоспособности, отпусков…………56
2.5 Учет и документальное оформление удержаний из заработной платы……….70
2.6 Учет отчислений в фонд социальной защиты и их использование……………77
Глава 3 Организация процесса аудиторской проверки учета расчетов с
персоналом по оплате труда………………………………………………..83
3.1 Цели и задачи аудиторской проверки, источники информации……………….83
3.2 План и программа аудиторской проверки расчетов по оплате труда…………85
3.3 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда…………………...90
3.4 Обобщение результатов аудиторской проверки………………………………...98
3.5 Пути совершенствования учета расчетов по оплате труда на ОАО «УАЗ»…101
Заключение…………………………………………………………………………...104
Список использованных источников……………………………………………….106
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004г. №207-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с 01.01.2005г. страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 1,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных. В части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат работникам, являющимся инвалидами 1,2,3 группы, страховой тариф составляет 0,72% [10, c.1].
В бухгалтерском учете
будут сделаны следующие
а) Д 20 К 70 – начислена з/плата основным рабочим в сумме 100000 рублей;
б) Д 20 К 69/11 – начислена сумма 1200 рублей (100000 x 1,2%) в фонд обязательного страхования от несчастных случаев на производстве;
в) Д 69/11 К 51 – перечислена сумма 1200 рублей в указанный фонд.
Глава 3 Организация процесса аудиторской проверки учета расчетов с персоналом по оплате труда
3.1 Цели и задачи аудиторской проверки, источники информации
Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемая независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной фирме (компании), с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности [27; 30; 32].
Аудиторские организации как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на организации негосударственного сектора экономики. Однако аудит может быть проведен по заказу любого клиента, заключившего с аудитором (аудиторской фирмой) договор на проведение аудита или оказание услуг, сопутствующих аудиту.
Сопутствующие услуги:
В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» [5, c.1] целью аудита является выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Целью аудита расчетов с персоналом является:
а) проверка соблюдения действующего законодательства о труде;
б) правильность начисления заработной платы и удержаний из неё;
в) документальные оформления и отражения в учете всех видов расчетов между организацией и её работниками.
Задачами аудита расчетов по оплате труда являются:
а) проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда и удержаниях из нее;
б) подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражениям их в учете;
в) установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда, других юридических и физических лиц;
в) проверка правильности
ведения аналитического и синтетического
учета расчетов по оплате труда;
д) оценка мер, принимаемых администрацией
по своевременному взысканию задолженности
с работников (по подотчетным суммам, по
фактам недостач и порчи ценностей, возврату
ссуд и т.д.);
ж) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
к) проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Принципы проведения аудита:
а) законность и независимость;
б) честность и объективность;
в) профессиональная компетентность ;
ж) добросовестность и конфиденциальность.
Источниками информации, используемыми в процессе проверки, являются: штатное расписание организации, положения, приказы, распоряжения, контракты, трудовые договоры, личные карточки, лицевые счета и налоговые карточки, расчетно – платежные ведомости, платежные ведомости табели использования рабочего времени, наряды, путевые листы, рапорты, маршрутные листы, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, аналитические и синтетические данные по счетам 70, 76, 68, 69, а также нормативные документы, регулирующие операции расчетов с персоналом по оплате труда [19, c.365].
3.2 План и
программа аудиторской
Аудиторская организация начинает планировать аудит до написания письма- обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита (приложение Ш).
Любая аудиторская проверка состоит из нескольких этапов. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планирование аудита проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита, а так же в соответствии с такими принципами, как комплексность, непрерывность, оптимальность планирования.
Планирование аудита
состоит из таких основных этапов,
как предварительное
Специфика деятельности организации, объем и склонность работ требуют четкой последовательности этапов проведения аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами. Только в результате предварительного изучения проверяемой организации можно определить примерный объем и трудоемкость предстоящих работ. Сначала аудитор знакомиться с организационно-управленческой структурой проверяемой организации, видами хозяйственной деятельности, технологическими особенностями производства, структурой капитала существующих дочерних предприятий. Следующим этапом является оценка системы бухгалтерского учета и эффективности функционирования системы внутреннего контроля. Для определения эффективности системы внутреннего контроля аудиторская фирма разрабатывает тесты, представленные в таблице 21, на основании которых принимается решение, может ли она в своей дальнейшей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля.
Таблица 21 - Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда
Содержание |
Ответы |
А. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям. 1.Применяются ли типовые личные карточки на работающих приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска приказ (распоряжение) о переводе на другую работу приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора 2.Ведутся ли на работающих трудовые книжки 3.Проверяется
ли отделом кадров |
Да Да да да да да |
Б. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим – сдельщикам. 5.Применяются ли на 6.Используются ли типовые 7.Организовано ли гашение перв. док. (отметка об оплате) |
Да
Да Да |
Продолжение таблицы 21
8.Применяются ли наряды на бригаду В. Учет и начисление повременных и других видов оплат 9.Ведутся ли расчеты по 10.Проверяет ли отдел труда
или внутренний аудитор 11.Применяется ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы |
да Да
Да / внутренний аудитор Да, в каждом отделе |
д. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц 12.Поставлены ли в расчетных
ведомостях (лицевых счетах) данные
для правильного исчисления подоходного налога удержаний по исполнительным листам прочих удержаний 13.Применяются ли ПК для расчетов удержаний 14.Проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по подоходному налогу |
Да, в каждом лицевом счете
Да, в каждом отделе Да, ежегодно |
Ж. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний) 15.Какие ведутся документы по аналитическому учету? 16.Применяется ли ПК для 17.Организовано
ли архивное хранение |
л.сч., плат.вед Да Да |
К. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ 18.Имеют ли сквозную 19.Сопоставляются
ли начисления на оплату труда
с данными отчетов по 20.Применяется ли ПК для сводных расчетов по оплате труда |
Да Да, проверяется внутренним аудитором
Да |
Ж. Расчеты по депонированной заработной плате 21.Ведутся ли на предприятии карточки по депонир. заработной плате 22.Применяется
ли ПК для расчетов по депонир. |
Да Да |
По данному заполненному вопроснику можно сделать вывод о том, что организация системы внутреннего контроля бухгалтерского учета по данному разделу находится на достаточно высоком уровне и отвечает требованиям оперативности, достоверности.
Выводы, сделанные на основании информации вопросника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов [19, c.368].
На следующем этапе планирования определяется стратегия и тактика аудита, сроки его проведения, разрабатываются общий план и программа аудита.
Для начального составления планов изучаются запросы заказчика, выделяются наиболее важные вопросы, определяется степень доверия системе внутреннего контроля на предприятии, определяется необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Аудиторская организация учитывает уровень существенности, проводит оценку рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации представлен в таблице 22.
Таблица 22 – Общий план аудита операций по оплате труда Таблица 22 – Общий план аудита операций по оплате труда
Проверяемая организация Период аудита Количество человеко – часов Руководитель аудиторской Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск 60% Планируемый уровень существенности | |||
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечание |
общ.оценка организации учета операций по оплате труда и аудит оформления перв.докум. |
4.07.2005- 12.07.2005 |
Иванова А.В. Макарова М.А. |
Продолжение таблицы 22
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечание |
Аудит системы начислений заработной платы |
7.07.2005 – 18.07.2005 |
Макарова М.А. |
|
Аудит обоснованности предоставления налоговых вычетов по НДФЛ |
12.07.2005 – 16.07.2005 |
Иванова А.В. |
|
Аудит обоснованности удержаний из заработной платы |
12.07.2005 – 16.07.2005 |
Макарова М.А. |
|
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
19.07.2005 – 20.07.2005 |
Иванова А.В. |
|
Аудит расчетов по начислению во внебюджетные фонды |
23.07.2005 – 24.07.2005 |
Иванова А.В. Макарова М.А. |
|
Руководитель аудиторской Руководитель аудиторской группы |