Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 17:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение учета и ревизии доходов, расходов, финансовых результатов и определения путей совершенствования методики их учета и ревизии, а также анализ эффективности их использования в торговых организациях потребительской кооперации.
Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
• исследовать категории доходов, расходов, прибыли и механизм формирования конечного финансового результата отчетного периода;
• определить цели, задачи, принципы учета и ревизии доходов, расходов, прибыли организации;
• дать краткую экономическую характеристику исследуемого объекта;
• исследовать методику учета доходов и расходов по основным видам деятельности организации;
• изучить состав и учет операционных и внереализационных доходов и расходов организации;
• исследовать разграничение доходов и расходов по отчетным периодам;
• изучить учет налогов из прибыли и штрафных санкций за счет прибыли;
• исследовать отчетность о прибылях и убытках, порядок ее составления и использования в процессе управления;
• разработать пути совершенствования учета доходов и прибыли в условиях применения ПЭВМ и международных стандартов;
• изучить информационное обеспечение, программу и методику ревизии доходов, расходов, финансовых результатов организации;
• обосновать анализ доходов, расходов и финансовых результатов организации;
• исследовать методику проведения ревизии доходов, расходов, финансовых результатов организации и оформление ее результатов;
• разработать пути совершенствования методики ревизии доходов, расходов и финансовых результатов.
· налог на добавленную стоимость, начисленный от реализации основных средств, нематериальных активов и прочих активов, - в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
· прочие расходы, признаваемые операционными, - в корреспонденции с кредитом счетов по учету имущества, денежных средств, расчетов, резервов.
В таблице 2. 2. указана корреспонденция счетов по учету операционных доходов и расходов.
Таблица 2.2. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета операционных доходов и расходов
Содержание операций |
корреспонденция счетов |
||
дебет |
кредит |
||
1.
Списана стоимость основных - первоначальная стоимость - начисленная амортизация 2.
Списана недоамортизированная 3. Учтены расходы по демонтажу и ликвидации объектов: - заработная плата - налоги отчисления, начисляемые от фонда заработной платы -
стоимость услуг сторонних - налог на добавленную стоимость 4. Оприходованы материалы, полученные от разборки объектов 5.
Отражена выручка от - по оплате расчетных документов - по моменту передачи объектов 6.
Начислен налог на добавленную
стоимость с выручки от 7. Учтены доходы, полученные от совершения операций с тарой 8. Списаны расходы по таре 9. Получены проценты за использование банком денежных средств 10.
Списана стоимость 11.
Учтены доходы от 12.
Произведено начисление 13.
Восстановлен резерв под 14.
Начислена амортизация по 15. Списано сальдо операционных доходов и расходов: - прибыль - убыток |
01-3 02 91 91 91 91 18-3 10 51 62 91 62, 51 91 51, 76 91 51, 76 91 14, 63, 59 91 91 99 |
01-1 01-3 01-3 70 68, 69, 76 76 76 91 91 91 68 91 41 91 10, 58 91 14, 63, 59 91 02 99 91 |
|
Рабочим планом счетов ЧТУП «Мядельский торгсервис» к счету 91 «Операционные доходы и расходы» открыты субсчет1 «Операционные доходы и расходы, включаемые в налогооблагаемую прибыль» и субсчет2 «Операционные доходы и расходы, не включаемые в налогооблагаемую прибыль» (приложение 10). Сальдо операционных доходов и расходов по окончании отчетного периода списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по счету 91 «Операционные доходы и расходы» в ЧТУП «Мядельский торгсервис» ведется на соответствующих машинограммах по каждому их виду, который обеспечивает возможность выявления финансового результата по каждой операции (приложение 13).
В результате хозяйственной деятельности в организации могут возникать расходы и доходы, не связанные с торговой деятельностью. Согласно Типовому плану счетов и Инструкции по его применению эти доходы и расходы называются внереализационными и учитываются на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы», который предназначен для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода.
Согласно постановлению №89и Инструкциям по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» состав и порядок признания внереализационных доходов и расходов представлен в таблицах 2. 3. и 2. 4.
Таблица 2.3. Состав и порядок признания внереализационных доходов для целей бухгалтерского учета
Внереализационые доходы |
||
Состав внереализационных доходов |
Признание внереализационных доходов (Инструция «Доходы организации») |
|
1. Полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров |
В момент получения денежных средств (кассовый метод), на дату присуждения судом (метод начисления) |
|
2.
Стоимость безвозмездно |
На дату передачи по документам поставщика (метод начисления) или фактического поступления активов (кассовый метод) |
|
3. Излишки имущества, выявленные по результатам инвентаризации |
На дату отражения результатов инвентаризации |
|
4.
Средства целевого |
На дату признания (начисления) расходов, на финансирование которых они предоставлены |
|
5.
Поступления в части |
На дату фактического поступления средств (кассовый метод) либо на дату признания или присуждения судом (метод начисления) |
|
Состав внереализационных доходов |
Признание внереализационных доходов (Инструция «Доходы организации») |
|
6. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году |
В периоде, в котором выявлены неучтенные прибыли |
|
7.
Суммы кредиторской или |
В периоде, в котором истек срок исковой давности, и в суммах, фактически отраженных в бухгалтерском учете |
|
8. Не реальные для взыскания долги и долги, ранее списанные как безнадежные |
На дату фактического поступления средств |
|
9.
Положительные курсовые |
На дату проведения переоценки |
|
10.
Положительные суммовые |
На дату погашения задолженности и (или) на конец отчетного периода |
|
11. Сумма дооценки активов |
На дату дооценки активов |
|
12.
Прочие внереализационные |
По мере образования, выявления (метод начисления) либо по мере поступления (кассовый метод) |
|
Таблица 2.4. Состав и порядок признания внереализационных расходов для целей бухгалтерского учета
Внереализационные расходы |
||
Состав внереализационных расходов |
Признание внереализационных расходов (Инструкция «Расходы организации») |
|
1. Уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров |
В момент уплаты, на дату присуждения судом или признания организацией к уплате |
|
2.
Расходы по списанию |
В сумме амортизации по мере начисления (по амортизируемому имуществу) и по мере списания на счета учета затрат |
|
3. Перечисление средств в счет возмещения убытков, причиненных другим организациям |
На дату перечисления средств (кассовый метод) либо на дату признания или присуждения судом (метод начисления) |
|
4. Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году |
В периоде, в котором выявлены неучтенные убытки прошлых лет |
|
5.
Суммы дебиторской |
В периоде, в котором истек срок исковой давности, в фактически отраженных суммах |
|
6. Суммы недостач, потерь и порчи активов |
По решению руководителя на дату признания либо на дату отказа судом в возмещении |
|
7.
Отрицательные курсовые |
На дату проведения переоценки |
|
8.
Отрицательные суммовые |
На дату погашения задолженности и (или) на конец отчетного периода |
|
Состав внереализационных расходов |
Признание внереализационных расходов (Инструкция «Расходы организации») |
|
9. Расходы, связанные с рассмотрением дел в судах |
На дату перечисления средств (кассовый метод) либо на дату оформления документов (метод начисления) |
|
10. Сумма уценки товаров |
На дату уценки активов |
|
12.
Прочие внереализационные |
По мере образования, начисления (метод начисления) либо по мере перечисления средств (кассовый метод) |
|
Рассмотрим наиболее типичные ситуации, при которых у организации возникают внереализационные доходы и расходы.
Для обеспечения соблюдения требований действующего законодательства и договорной дисциплины в современных условиях хозяйствования необходимо финансовое воздействие на партнеров. На практике оно реализуется посредством существующей системы санкций, поэтому с необходимостью уплаты или взыскания штрафов, пени, неустоек сталкиваются многие организации.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения обязательства. Учет полученных и уплаченных неустоек организация регулирует соответствующими нормами. Также следует учитывать, что налоговая база при начислении налога на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные в виде санкций (штрафов, пеней, неустоек) за нарушение покупателями условий договоров.
В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» организации проводят инвентаризации. По результатам инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
· излишек имущества в соответствии с решением руководителя организации приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится на финансовые результаты;
· недостача имущества и (или) его порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя торговой организации списывается на расходы по реализации;
· недостача имущества сверх норм естественной убыли в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются на финансовые результаты.
Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации относятся на финансовые результаты либо возмещаются за счет резерва по сомнительным долгам. Эти суммы учитываются за балансом в течение пяти лет с момента их списания для наблюдения, за возможностью их взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Рабочим планом счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности ЧТУП «Мядельский торгсервис» предусмотрено открытие к этому счету двух субсчетов: субсчет 1 «Внереализационные доходы и расходы, включаемые в налогооблагаемую прибыль», субсчет 2 «Внереализационные доходы и расходы, не включаемые в налогооблагаемую прибыль».
Производится систематизация внереализационных доходов и расходов исходя из особенностей их налогообложения.
Аналитический учет по счету 92 «Внереализационные доходы и расходы» ведется по каждому их виду с присвоением им кода аналитики на соответствующих машинограммах (приложение 14). Построение аналитического учета внереализационных доходов и расходов обеспечивает возможность выявления финансового результата по каждой операции.
Рассмотрим отражение операций по таре в ЧТУП «Мядельский торгсервис». Интерес представляют бухгалтерские проводки по оприходованию излишков тары, выявленных при инвентаризации. Эту операцию отражают по дебету счета 41 субсчета 2 «Товары и тара в розничной торговле» с кредитом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и последующим закрытием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в кредит счета 92 «Доходы и расходы по внереализационным опреациям». Целесообразно было бы выявленные излишки отражать по кредиту счета 92 «Доходы и расходы по внереализационным опреациям» с дебетом счета 41 субсчета 2 «Товары и тара в розничной торговле», что соответствует Типовому плану счетов и Инструкции по его применению.
Исходя из Инструкции по применению Типового плана счетов следует, что операционными являются доходы и расходы, связанные с продажей и прочим выбытием основных средств, нематериальных и иных активов. В то же время в мировой практике под операционной деятельностью подразумевают основную деятельность организации, т.е. деятельность, связанную с реализацией товаров. Следовательно, в целях достижения соответствия наименования бухгалтерских счетов их экономическому содержанию, по нашему мнению, было бы целесообразно переименовать счет 90 «Реализация» в «Доходы и расходы от операционной (основной) деятельности», а счет 91 «Операционные доходы и расходы» в «Доходы и расходы от прочей деятельности».
2.3 Разграничение учета доходов
и расходов по отчетным
В бухгалтерском учете торговой организации придерживаются принципов соблюдения учетного периода, соответствия расходов организации отчетному периоду, а также доходам, для извлечения которых они понесены. Распределение доходов и расходов по отчетным периодам обеспечивает экономически обоснованное регулирование финансового результата в каждом отчетном периоде.
В процессе хозяйственной деятельности организация торговли оплачивает расходы раньше времени получения соответствующих им доходов. Так, в ЧТУП «Мядельский торгсервис» к таким расходам относят: отпускные будущих периодов, расходы на страхование ценностей, канцелярские расходы, расходы на ремонт основных средств и т.п. Данные расходы в бухгалтерском учете отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов».