Учет и ревизия доходов, расходов, финансовых результатов деятельности организации и пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 17:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение учета и ревизии доходов, расходов, финансовых результатов и определения путей совершенствования методики их учета и ревизии, а также анализ эффективности их использования в торговых организациях потребительской кооперации.
Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
• исследовать категории доходов, расходов, прибыли и механизм формирования конечного финансового результата отчетного периода;
• определить цели, задачи, принципы учета и ревизии доходов, расходов, прибыли организации;
• дать краткую экономическую характеристику исследуемого объекта;
• исследовать методику учета доходов и расходов по основным видам деятельности организации;
• изучить состав и учет операционных и внереализационных доходов и расходов организации;
• исследовать разграничение доходов и расходов по отчетным периодам;
• изучить учет налогов из прибыли и штрафных санкций за счет прибыли;
• исследовать отчетность о прибылях и убытках, порядок ее составления и использования в процессе управления;
• разработать пути совершенствования учета доходов и прибыли в условиях применения ПЭВМ и международных стандартов;
• изучить информационное обеспечение, программу и методику ревизии доходов, расходов, финансовых результатов организации;
• обосновать анализ доходов, расходов и финансовых результатов организации;
• исследовать методику проведения ревизии доходов, расходов, финансовых результатов организации и оформление ее результатов;
• разработать пути совершенствования методики ревизии доходов, расходов и финансовых результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и ревизия доходов,расходов и фин.рез..doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

Из данных таблицы 3. 3. следует, что увеличение доли более рентабельных видов товаров в общем объеме ее реализации и увеличение уровня цен на реализованные товары привели к снижению суммы убытка от реализации товаров на 306 млн р. (3+303). Увеличение полной себестоимости реализованных товаров и невыполнение плана по объему реализации товаров оказало положительное влияние на сумму убытка от реализации товаров в сумме 312 млн р.

Значительное влияние на прибыль отчетного периода оказывают финансовые результаты от операционных доходов и расходов, а также от внереализационных операций.

Рост прибыли по счету учета операционных доходов и расходов свидетельствует о следующем:

· о росте доходности от операций с имуществом или от финансовых операций. При этом рост доходности от операций с имуществом может быть обусловлен его намеренной распродажей с целью привлечения оборотных средств;

· о сокращении операционных расходов, обусловленных погашением кредитов и займов, полученных на приобретение товарных ценностей, проценты по которым в установленном законодательством порядке относили на счет учета операционных доходов и расходов, и т.д.

Анализ внереализационных доходов и расходов, по нашему мнению, следует проводить по каждому их виду. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Необходимо установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены эти суммы и кто является виновником.

Особое внимание при проведении анализа следует уделить вопросам погашения дебиторской задолженности. Это особенно важно по той причине, что в случае несвоевременного погашения такой задолженности торговая организация за реализованные товары должна досрочно, до получения оплаты, уплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в месяце отгрузки.

По результатам анализа внереализационных операций разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности, прочих внереализационных операций.

В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективность функционирования торговой организации во многом зависит от прибыльности работы, возможности накапливать финансовые ресурсы. В связи с этим возрастает значимость исследования прибыльности (убыточности) субъекта хозяйствования с помощью комплексного и глубокого анализа показателей рентабельности.

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности. На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговой организации обычно определяется отношением суммы прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль (убыток) в товарообороте. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота.

Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валовой прибыли и в обратной от роста или снижения уровней расходов на реализацию и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:

Наряду с рассмотренным показателем рентабельности продаж, изучают также рентабельность совокупного капитала, внеоборотных активов, оборотных средств, расходов на реализацию, собственного капитала и др. Профессор М.И. Баканов рекомендует изучать долю прибыли от реализации товаров в валовой прибыли и издержках обращения.

Показатели рентабельности следует рассчитывать и оценивать раздельно по прибыли от реализации товаров, по общей и чистой прибыли, что позволяет проанализировать влияние составных частей прибыли (финансовых результатов от текущей, операционной и внереализационной деятельности), ее распределения и использования на общую рентабельность деятельности торговой организации. В зарубежной практике менеджмента предпочтение отдают показателю рентабельности, исчисленному по чистой прибыли.

В заключение хотелось бы предложить анализ рентабельности продаж проводить по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валовой прибыли и издержек обращения. Это позволит определить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях формирования и становления рыночной экономики рекомендуем определять и изучать рентабельность каждой партии закупленных товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий необходимо также учитывать их оборачиваемость. Результат данной методики покажем условно на примере в таблице 3. 4.

Таблица 3.4. Анализ рентабельности продаж по товарам

 

Товар

Рентабельность продаж в% к обороту

Оборачиваемость товаров в днях

Средняя рентабельность продаж в% к обороту (гр. 2: гр. 3)

 

А

4,000

25

0,160

 

В

2,000

5

0,400

 
         

Уровень рентабельности продажи товара А в два раза выше, чем товара В. Однако оборачиваемость товара А в пять раз медленнее, чем товара В. Следовательно, торговой организации выгоднее закупить и продавать товар В, по которому среднедневная рентабельность продаж в 2,5 раза выше (0,400:0,160), чем по товару А.

3.3 Ревизия доходов, расходов, финансовых  результатов деятельности организации  и оформление ее результатов

Ревизию доходов, расходов и финансовых результатов в ЧТУП «Мядельский торгсервис» осуществляет контрольно-ревизионная комиссия Мядельского райпо не реже одного раза в два года согласно Инструкции о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в организациях, предприятиях и учреждениях потребительской кооперации Республики Беларусь, утвержденной постановлением правления Белкоопсоюза за №177 от 12 апреля 2009 г.

Все органы кооперативного контроля потребительской кооперации строят свою работу на принципе плановости. Предварительный контроль начинается в период составления плана проведения ревизий и проверок, который контрольно-ревизионной службой Мядельского райпо составляется на предстоящий календарный год и включает в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций, состоящий из двух разделов: документальной ревизии и тематической проверки. На основании годовых планов контрольно-ревизионной работы работник ревизионной службы разрабатывает индивидуальный план проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (приложение 22).

В данном рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, сроки их выполнения и исполнители.

В соответствии со сроками, предусмотренными планом, председатель контрольно-ревизионной службы Мядельского райпо за 3-5 дней до начала ревизии назначает распоряжением (приказом) комплексную или некомплексную ревизию деятельности торговой организации (приложение 23).

На основании распоряжения и рабочего плана проведения документальной ревизии контролер контрольно-ревизионной службы Мядельского райпо приступает к ревизии доходов, расходов и финансовых результатов торговой организации, а именно к правильности формирования:

· финансового результата от реализации товаров отчетного периода;

· финансового результата от операционных доходов и расходов;

· финансового результата от внереализационных доходов и расходов;

· финансового результата отчетного периода и т.д.

В ходе ревизии должно быть подтверждено, что:

1. операции по реализации надлежащим  образом санкционированы, т.е. соблюдена  политика торговой организации  в отношении предоставления кредитов  покупателям, процедур доставки  и ценообразования. Проверка проводится  путем сравнения фактических  цен по различным видам товаров, условий оплаты транспортных расходов, указанных в счетах, с данными соответствующих документов;

2. на счетах бухгалтерского учета  отражены все реально совершенные  операции по реализации. При проведении  ревизии обращают внимание на  возможность возникновения двух видов ошибок:

- данные по реально совершенным  операциям по реализации не  отражены в учете;

- на счетах отражены фиктивные  операции.

Подобные ошибки приводят соответственно к занижению сумм реализации. Поэтому при ревизии достоверности отражения данных сумм выборочно сверяют ряд записей в регистрах учета реализации с данными первичных документов. Делается выборка товарно-транспортных накладных, данные которых сверяют с данными счетов-фактур и регистров учета реализации товаров;

3. своевременность отражения операций  по реализации товаров, основных  средств и т.п. Счета на продажу  должны выставляться и данные  о реализации учитываться своевременно, т.е. по мере совершения операции.

При ревизии своевременности учета реализации, как правило, сопоставляются даты, указанные в товарных, товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих счетов-фактур, датами записей по счетам реализации (90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и т.д.) и дебиторской задолженности;

4. суммы реализации правильно классифицированы. В ходе контроля ревизор контрольно-ревизионной службы Мядельского райпо на основании первичных документов определяет правильность корреспонденции счетов в регистре учета реализации и правильность разноски в программу для получения машинограмм по счетам учета доходов, расходов и финансовых результатов;

5. правильно отражены суммы дебиторской  задолженности. Полнота отражения  данных о продаже в регистре  учета расчетов с покупателями  и заказчиками имеет важное  значение, поскольку влияет на возможность торговой организации контролировать оплату непогашенной дебиторской задолженности.

При контроле ревизор проверяет правильность разноски данных учета реализации по счетам, а также удостоверяется, что эти данные надлежащим образом отражены на счетах учета дебиторской задолженности. Контролирует правильность отражения суммы просроченной дебиторской задолженности и ее списания на финансовые результаты по счету 92 «Внереализационные доходы и расходы» и т.п.

6. правильно сформированы и достоверны показатели в бухгалтерской отчетности, в том числе в Отчете о прибылях и убытках. Контролер устанавливает соответствие путем изучения содержания форм отчетности, правильности оценки их статей, взаимосвязи между формами.

По результатам проверки председатель контрольно-ревизионной службы Мядельского райпо составляет акт документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «Мядельский торгсервис» (приложение 24), который состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной части указываются: полное наименование документа (акта); дата и место его составления; основание для проведения ревизии; ее начало и окончание; наименование ревизуемой торговой организации и т.д.

Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе хозяйственной деятельности торговой организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии.

Акт ревизии оформлен таким образом, чтобы по каждому отраженному в нем факту можно было четко ответить на следующие вопросы: содержание нарушения со ссылкой на соответствующие законы, постановления правительства, приказы, ведомственные инструкции и другие нормативно-правовые акты; кто допустил нарушение (должность, фамилия, имя и отчество); когда и где допущено нарушение; каким способом совершено нарушение и чем оно вызвано; последствия нарушения и т.д. В акт ревизии включаются факты, подтвержденные документальными данными. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются, в конце акта ревизии перечислены все приложения к нему.

Составив акт ревизии, председатель контрольно-ревизионной службы передает его на подпись руководителю и главному бухгалтеру ревизуемой торговой организации.

Акт ревизии составляется в трех экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам (следственным и т.д.) - плюс по одному экземпляру в каждый адрес.

Результаты ревизии докладываются контролером контрольно-ревизионной комиссии на собрании, где они обсуждаются. Принятые решения оформляются протоколом с приложением в необходимых случаях перечня мероприятий, подлежащих выполнению по результатам проведенной ревизии.

Хотелось бы отметить некоторые недостатки в проведении ревизии доходов, расходов и финансовых результатов в ЧТУП «Мядельский торгсервис». Так, наблюдается ситуация заниженного требования со стороны контрольной комиссии, их некачественной работы, незнания нормативных документов, некомпетенции, халатного отношения к работе, а также недостаточно качественно составленной программы проведения проверок, которая охватывает не все участки учета доходов и расходов.

Информация о работе Учет и ревизия доходов, расходов, финансовых результатов деятельности организации и пути их совершенствования