Анализ показателей государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого
современного общества ведущую роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное регулирование, является
финансовая система, главное звено которой - бюджетная система,
представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает
федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства
на текущий финансовый год.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета.....................5
1.1. Сущность государственного бюджета, его специфические признаки
и функции.................................................................................................................5
1.2. Классификация государственного бюджета.........................................9
Глава 2. Направления, источники статистических данных, системы
показателей государственного бюджета..............................................................16
2.1. Статистические показатели, характеризующие государственный
бюджет....................................................................................................................16
2.2. Государственные доходы и расходы...................................................18
Глава 3. Анализ показателей государственного бюджета........................23
3.1.Анализ показателей государственного бюджета и прогноз
бюджетной системы Российской Федерации…………………………………..23
3.2. Структура и динамика доходов и расходов государства...................25
Заключение...................................................................................................28
Список использованной литературы.........................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СТАТИСТИКЕ.pdf

— 328.42 Кб (Скачать файл)
Page 1
2
Оглавление:
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета.....................5
1.1. Сущность государственного бюджета, его специфические признаки
и функции.................................................................................................................5
1.2. Классификация государственного бюджета.........................................9
Глава 2. Направления, источники статистических данных, системы
показателей государственного бюджета..............................................................16
2.1. Статистические показатели, характеризующие государственный
бюджет....................................................................................................................16
2.2. Государственные доходы и расходы...................................................18
Глава 3. Анализ показателей государственного бюджета........................23
3.1.Анализ показателей государственного бюджета и прогноз
бюджетной системы Российской Федерации…………………………………..23
3.2. Структура и динамика доходов и расходов государства...................25
Заключение...................................................................................................28
Список использованной литературы.........................................................30

Page 2

3
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого
современного общества ведущую роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное регулирование, является
финансовая система, главное звено которой - бюджетная система,
представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает
федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства
на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса
налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на
экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей
ее территории.
Федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает
экономические отношения в обществе - отношения между социальными
слоями и группами и государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и
неналоговые поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, были не
слишком обременительны для населения и хозяйствующих субъектов и
наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом денежных
ресурсов, необходимых ему для решения экономических, политических и
социальных задач. [ 9, с. 94 ]
Поэтому в целях преодоления негативных последствий воздействия
налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы
анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета предшествовал
принятию взвешенных решений в указанной сфере. Так как поиск факторов,
оказывающих влияние на доходную часть федерального бюджета, имеет
принципиальное научное и практическое значение для построения
стабильной бюджетной и налоговой системы, что и выражает актуальность

Page 3

4
выбранной темы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственные
финансы - важнейшая часть финансовых отношений общества. Они связаны
с формированием и использованием государственных денежных фондов.
Предметом изучения является государственный бюджет Российской
Федерации.
Объектом исследования в данной работе является доходы федерального
бюджета Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы - произвести анализ динамики и
структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2009-2012 гг. Для ее
достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1) рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и
принципы ее построения;
2) выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной
системы РФ и исследовать его состав;
3) дать характеристику доходной части федерального бюджета 2009-
2012 гг. с последующими анализом и выводами.
В процессе исследования были использованы основные методы
экономического анализа: исследование структуры доходной части бюджета,
еѐ динамики, наблюдения, сравнительный метод. Результаты исследования
представлены в таблицах.
Курсовая работа состоит из введения, трѐх глав и заключения.
Первая глава отражает теоретические аспекты государственного
бюджета, его понятие, признаки, классификацию, функции.
Во второй главе представлены система показателей государственного
бюджета, виды доходов и расходов бюджета.
Третья глава содержит анализ статистических данных государственного
бюджета, представлен анализ доходов и прогнозирование состояния бюджета.
В заключении приведены некоторые выводы по данной курсовой
работе.

Page 4

5
Глава 1. Теоретические основы исследования государственного
бюджета.
1.1. Сущность государственного бюджета, его специфические признаки
и функции.
Среди финансовых методов, с помощью которых государство может
косвенно воздействовать на макроэкономические процессы, наиболее
распространенными являются бюджетные рычаги. Для успешной реализации
государственной финансовой политики необходимо сосредоточение
определенной доли национального дохода необходимо в некотором
централизованном фонде финансовых ресурсов — таким фондом и является
бюджет.
Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе
Российской Федерации, государственный бюджет — это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том,
что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и
социально-экономическую среду для свободных граждан, а затем в этой
среде учить их, лечить и защищать, поэтому централизация средств в
распоряжении государства производится из соображений экономической
целесообразности предоставления органами государственной власти
соответствующего набора услуг населению.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории,
проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе
финансов,
присущи
две
функции
¾
распределительная
(перераспределительная) и контрольная. [1, c. 189]
С помощью распределительной функции бюджета происходит
распределение средств на производственную и непроизводственную сферы,
межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов,
формируются фонды специального целевого назначения, происходит

Page 5

6
концентрация денежных средств в руках государства и их использование с
целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое
и территориальное распределение национального дохода осуществляется в
соответствии с потребностями экономического и социального развития
регионов и отраслей. [1, с. 215]
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального
дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам
этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое
оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы
(здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги
государственный бюджет выступает важным институтом распределения
(регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения
эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная
поддержка отдельным отраслям хозяйства ¾ авиастроению, космическим
программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной
промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с
реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для
регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное
значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В
социальной политике основными приоритетами являются поддержка
наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов,
малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения,
образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в
процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей
народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение
бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования
усиливается.
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и

Page 6

7
использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том,
как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие
ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции
составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих
показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный
контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств
для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при
расходовании
финансовых
ресурсов;
повышение
эффективности
расходования бюджетных средств. Контрольная функция бюджет выражается
и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает
ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет
и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах
производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление
диспропорций.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе
формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного
механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и
отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение
экономических и социальных задач.
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как
основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение
национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное
регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение
социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда
денежных средств. [ 11, c. 142 ]
Через государственный бюджет перераспределяются около 50%
валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для
межотраслевого и территориального перераспределения финансовых
ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения
производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В

Page 7

8
современных
условиях
наиболее
приоритетными
выступают
агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный
комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры
общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному
использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования
устанавливается
наиболее
целесообразное
соотношение
между
централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не
весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм
собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее
целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и
нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры
финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия
предприятий формировании доходов бюджетной системы.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все
участники
общественного
производства.
Объектом
бюджетного
перераспределения является чистый доход, однако это не исключает
возможности перераспределения через бюджет и части стоимости
необходимого продукта.
Будучи экономической формой распределительных отношений и
являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же
чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности,
отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их
числу относятся следующие:
1) государственный бюджет является особой экономической формой
перераспределительных отношений, связанной с обособлением части
национального дохода в руках государства с целью удовлетворения
потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных

Page 8

9
образований;
2) пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у
других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного
воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом
историческом этапе его развития;
3) область бюджетного распределения занимает центральное место в
составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не
осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и
т.п.) и
многоуровнего
(федеральный, региональный, городской)
перераспределения средств, как бюджет;
4) сфера действия распределительной функции государственного
бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все
участники общественного производства;
5) основным объектом бюджетного перераспределения является чистый
доход. Однако это не исключает возможности перераспределения через
бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального
богатства.
Государственный бюджет - это основной финансовый план
государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется
посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения стоимости общественного
продукта, концентрируемого в руках государства.
1.2. Классификация государственного бюджета.
Учет и систематизацию информации о состоянии бюджета
обеспечивает бюджетная классификация. Бюджетная классификация
представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и
расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов,
используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех
уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает
сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная

Page 9

10
классификация является единой для бюджетов всех уровней и
регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации
Российской Федерации» от 26 июня 1996 г. (в редакции Федерального закона
от 5 августа 2000 г. N115-ФЗ). Изменения и дополнения в Закон о бюджетной
классификации вносятся одновременно с принятием законодательных актов о
налогах и сборах и Закона о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ
и представительные органы местного самоуправления при утверждении
бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить
дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая
общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
1) классификацию доходов бюджетов РФ;
2) классификацию расходов бюджетов РФ, которая охватывает:
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ;
4) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов
федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и
субъектов РФ, видов муниципального долга;
6) классификацию видов государственных внешних долгов РФ,
субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.
Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой
группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по
источникам их формирования и способам получения. Классификация доходов
бюджетов РФ подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Выделяют следующие группы доходов:

Page 10

11
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные перечисления;
- доходы целевых бюджетных фондов.
В рамках бюджетной классификации расходов бюджетов выделяют три
вида: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет
собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
и отражает направления использования бюджетных средств на выполнение
основных функций государства. Она включает четыре уровня: разделы,
подразделы, целевые статьи расходов и виды расходов. Разделы определяют
расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.
Например, «Государственное управление», «Международная деятельность»,
«Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика».
Подразделы конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение
функций государства. Например, в разделе «Государственное управление»
подразделами будут являться: «Функционирование главы государства -
Президента РФ»; «Функционирование законодательных (представительных)
органов государственной власти»; «Деятельность финансовых и налоговых
органов». [7, c. 15]
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ представляет
собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому
содержанию. Она включает текущие и капитальные расходы. На основе этой
классификации составляются сметы расходов. Текущие расходы - это
бюджетные средства, выделяемые на содержание юридических лиц и
покрытие их текущих потребностей. Капитальные расходы представляют
собой денежные затраты, связанные с вложениями в основной капитал и
прирост запасов. Экономическая классификация включает группы расходов,
подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.
Группы и подгруппы расходов выглядят следующим образом:

Page 11

12
1) текущие расходы (группа):
- закупки товаров и оплата услуг (подгруппа);
- выплата процентов;
- субсидии, субвенции и текущие трансферты;
- оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;
2) капитальные расходы:
- капитальные вложения в основные фонды;
- создание государственных запасов и резервов;
- приобретение земли и нематериальных активов;
- капитальные трансферты;
3) предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых
Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления для финансирования дефицитов
соответствующих бюджетов.
Все источники объединены в следующие группы:
1) финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального
банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
2) государственные и муниципальные ценные бумаги;
3) бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных
фондов;
4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
5) прочие источники внутреннего финансирования (получение кредитов,
погашение основной суммы задолженности и др.);
6) поступления
от продажи
имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности;
7) государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных
камней;
8) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ. [1, c.

Page 12

13
143]
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов
федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ - это группировка заемных
средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной
власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов. Данная классификация включает следующие основные статьи:
1) кредиты международных финансовых организаций; 2) кредиты
правительств иностранных государств, предоставленные Российской
Федерации; 3) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм,
предоставленные Российской Федерации; 4) изменение остатков средств
бюджета на счетах в банках в иностранной валюте; 5) прочее внешнее
финансирование.
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и
субъектов РФ, видов муниципального долга является группировкой долговых
обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления и включает конкретные виды займов,
существующие сегодня в России. Например, «Целевой заем 1990 г.»,
«Государственные гарантии», «Кредитные соглашения и договоры,
заключенные от имени муниципального образования» и др. Классификация
видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также
государственных внешних активов РФ представляет собой группировку
государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых
Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ в
соответствии с законодательством РФ. Данная классификация включает три
основные группы:
1) государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего
Союза ССР, принятые РФ);
2) внешний долг субъекта РФ;
3) внешний долг перед РФ.
В свою очередь, каждая из этих групп включает подгруппы. Например,

Page 13

14
группа «Государственный внешний долг РФ» включает:
- задолженность по кредитам правительств иностранных государств;
- задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и
фирм;
- задолженность по кредитам международных финансовых организаций;
- государственные ценные бумаги;
- задолженность по кредитам Центрального банка РФ.
В ходе исполнения бюджета за текущий финансовый год
Правительство РФ по представлению главных распорядителей средств
федерального бюджета вправе вносить изменения в ведомственную
структуру расходов федерального бюджета - в случае передачи полномочий
по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов
расходов; ведомственную, функциональную и экономическую структуры
расходов федерального бюджета - при передаче органам государственной
власти субъектов РФ в порядке межбюджетных отношений средств на
осуществление отдельных государственных полномочий; ведомственную
структуру расходов федерального бюджета - по результатам использования
средств государственных внешних заимствований, а также в результате
неполного освоения средств международных кредитов (займов) с учетом
соглашений об их предоставлении; ведомственную, функциональную и
экономическую
структуры
расходов бюджета путем уменьшения
ассигнований на сумму, израсходованную получателями бюджетных средств
незаконно или по нецелевому назначению, - по предписаниям контрольных
органов Минфина РФ и Счетной палаты РФ; экономическую структуру
расходов федерального бюджета - в случае образования в ходе исполнения
бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации
расходов бюджетов РФ; ведомственную, функциональную и экономическую
структуры расходов - на суммы средств, выделяемых федеральным органам
исполнительной власти и бюджетам субъектов РФ за счет средств резервных
фондов. [1, c. 141]

Page 14

15
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя:
местные (региональные) финансы;
1) консолидированный бюджет - бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
2) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и
функций органов государственного управления на федеральном уровне;
3) финансы
государственных
внебюджетных
фондов (фонд
обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС
РФ); фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ)).

Page 15

16
Глава 2. Направления, источники данных, системы показателей
государственного бюджета.
2.1. Статистические показатели, характеризующие государственный
бюджет.
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на
федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.
В статистике государственного бюджета используются абсолютные и
относительные показатели.
К абсолютным показателям статистики государственного бюджета
относятся:
1) налоги – это доходы – это обязательные безвозвратные платежи,
которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и
капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и
неналоговые поступления;
2) обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые
взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения
государственных потребностей;
3) неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от
собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль
ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления
(частные пожертвования,штрафы и др.);
4) официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные,
необязательные поступления, имеющих нерегулярный, единовременный,
добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций;
5) расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне
зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или
капитальные);
6) чистое кредитование (кредитование минус погашение) – это вся
совокупность операций учреждений государственного управления с
финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые

Page 16

17
осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную
категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом
сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата
собственного капитала.
7) дефицит (или профицит) – это итоговый показатель финансовой
деятельности государства. С точки зрения финансирования дефицит может
быть определен следующим образом:
Дефицит (превышение расходов над доходами) = (Заимствование –
Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
Финансовое положение страны принято считать нормальным, если
уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3 %.
Профицит (превышение доходов над расходами) = (Погашение –
Заимствование) + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.
8) государственный долг – это неоплаченная сумма официально
признанных прямых обязательств учреждений государственного управления
перед другими секторам экономики и остальным миром.
В государственный долг не включаются:
а) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов
государственного управления;
б) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;
в) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена
на неопределенный срок;
г) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам. [10,
c. 84]
Относительные показатели статистики государственного бюджета
включают:
1) соотношение дохода бюджета, % к ВВП;
2) доходы бюджета в расчете на душу населения ;
3) удельный вес налоговых (неналоговых) доходов в бюджете;
4) соотношение доходной и расходной части бюджета;

Page 17

18
5) степень дефицитности (профицитности) бюджета, % к ВВП;
6) степень дефицитности бюджета, % к расходам бюджета;
7) удельный вес доходов регионального бюджета в доходах
консолидированного бюджета;
8) уровень налоговой недоимки, % к доходам бюджета. [10, c. 86]
Государственные финансы представляют собой экономические
отношения, связанные с формированием, распределением и использованием
фондов денежных средств в процессе образования, распределения и
перераспределения национального дохода государства. В систему
государственных финансов входят также внебюджетные фонды: пенсионный,
обязательного медицинского страхования и государственного социального
страхования.
2.2. Государственные доходы и расходы.
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия
государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта
(частично — национального богатства), которая на разных этапах и стадиях
распределения предстает в разных финансовых формах.
В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план
доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме
баланса и имеющий силу закона.
Все источники государственных доходов можно разделить на две
группы: внутренние и внешние.
К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное
богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для
выполнения присущих ему функций. К внешним — национальный доход, а в
исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они
заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде
репационных платежей.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен
методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему

Page 18

19
денежные средства.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации
государственных доходов являются налоги (в разных формах), займы и
эмиссии.
Соотношение между этими методами неодинаково в разные
исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием
финансовой
политики, хозяйственной
конъюнктурой, конкретной
экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих
социальных противоречий и т.д.
Предпочтительными являются налоговые методы формирования
государственных доходов. В случае их недостаточности государства
прибегают к заимствованиям на финансовом рынке. Если же налоговые и
займовые поступления не покрывают государственных расходов, то
используется денежно-кредитная эмиссия, ведущая
к усилению
инфляционных процессов в экономике.
Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых
разными методами, образует систему государственных доходов.
Доходы - сложная экономическая категория, которая действует в тесном
взаимодействии с финансами. Доход - это результат определенной
деятельности, связанной с затратами средств (независимо от времени их
осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой,
посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на
стадии распределения вновь созданного продукта и услуг.
Диалектика доходов состоит в том, что они могут иметь
промежуточный характер, то есть после своего формирования вступают в
новый этап распределения, или могут служить в качестве конечных доходов,
переходя в новую стадию воспроизводства - обмен (под конечными доходами
понимаются доходы, непосредственно используемые на накопление и
потребление). Промежуточный характер доходов проявляется в том, что
доходы одного субъекта хозяйствования формируются за счет расходов

Page 19

20
другого: например, расходы предпринимательского сектора при уплате
подоходного налога являются доходами государства, или расходы государства
на социальные цели являются доходами отдельных групп населения.
Доходы государственного бюджета формируются за счет: налогов,
взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической
деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в
государственной собственности; доходов целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджета классифицируются:
-по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц,
налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной
собственности;
-по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;
-по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и
организаций, подоходный налог с физических лиц и др.
Формирование доходной части бюджета приобрело в настоящее время в
основном налоговый характер. [1,c. 304]
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные
платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются
денежные средства в распоряжении органов государственной власти.
Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ,
неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%.
Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета
являются налоги. [18]
Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на
финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного
самоуправления.
Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить
стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются:
правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Page 20

21
Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы — это расходы на инновационную и
инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в
соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства,
предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам;
расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной
собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития.
Порядок его формирования определяется федеральным законом.
Текущие
расходы
бюджетов —
расходы, обеспечивающие
функционирование органов государственной власти, органов местного
самоуправления и бюджетных учреждений.
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно
взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных
расходов.
Специфика государственных расходов состоит в обеспечении
потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и
характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями
государства — экономической, социальной, управленческой, военной
(обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее
важные потребности общества в области развития экономики и социальной
сферы, осуществления государственного управления и укрепления
обороноспособности страны.
Расходы государственного бюджета показывают направления и цели
государственных ассигнований.
Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные;
экономические; на социальные цели; на внешнеполитическую деятельность;
на содержание аппарата управления.
В современных условиях в связи с проведением активной
государственной политики происходит значительное увеличение расходов

Page 21

22
государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким
экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей
государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы
в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов
национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую
науку под названием закона Вагнера.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и
своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и
по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах
утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на
который утвержден бюджет.

Page 22

23
Глава 3. Анализ показателей государственного бюджета.
3.1. Анализ показателей государственного бюджета и прогноз
бюджетной системы Российской Федерации.
Для полного представления о состоянии государственного бюджета
Российской Федерации необходимы некоторые статистические данные.
В 2011 году валовой внутренний продукт России в реальном
выражении вырос на 4,3% к предыдущему году, достигнув номинального
объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального ВВП
российская экономика вернулась на докризисный уровень.
В современном мире нужно иметь средства, которые могут
потребоваться в случае внезапного экономического кризиса либо в условиях
войны. Российское государство имеет запас таких средств. Государственный
резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который
используется для стабилизации государственного бюджета в периоды
снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в
долгосрочной перспективе. По состоянию на 1 мая 2013 года объѐм
резервного фонда составляет 2 652,9 мдрд. рублей.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств,
подлежащих обособленному учѐту и управлению в целях обеспечения
софинансирования
добровольных
пенсионных
накоплений
граждан
Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия
дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. На 1 января
2013 года по данным Министерства Финансов в Фонде национального
благосостояния России 2 трлн 727,79 млрд рублей.
Расходы федерального бюджета на 01 апреля 2013 года составили 3
167,8 млрд рублей.
Внешний долг России вырос за первый квартал 2013 года с 632 до 684
миллиардов долларов. Увеличение объема задолженности составило 52
миллиарда долларов, или около 8,3 процента. [ 16 ]
Этот рост был обеспечен в основном нефинансовым сектором, чьи

Page 23

24
долги увеличились с 366 до 412 миллиардов долларов. Задолженность банков
поднялась с 201 до 205 миллиардов, обязательства государства уменьшились
с 47,8 до 46,4 миллиарда долларов.
Общий внешний долг России постоянно увеличивается в последние
годы. Так, в 2012 году он вырос на 92 миллиарда долларов, а в 2011-м — на
50 миллиардов. [16]
Доходы федерального бюджета на тот же период составляют 3 105,6
млрд рублей. [ 18 ]
В таблице 1 представлены данные прогноза бюджетной системы
России на 2013 – 2015 годы.
Таблица 1. Основные показатели прогноза бюджетной системы
Российской Федерации.
(млрд. рублей)
Показатель
2013
2014
2015
доходы (всего)
24 084,9
26 543,4
29 514,5
в том числе:
федеральный бюджет
12 395,4
13 642,2
15 223,7
бюджет
государственных
внебюджетных фондов
7 768,0
8 434,7
9 269,9
консолидированные
бюджеты
субъектов
8 562,9
9 201,0
9 995,6
расходы (всего)
24 949,2
26 865,8
29 280,5
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до
предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году
до 51,6 % в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) -
возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления
межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы
Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля
расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в

Page 24

25
общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году
до 25,6% в 2015 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского
страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской
Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8%
в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году
до 36,9% в 2015 году.
3.2. Структура и динамика доходов и расходов государства.
Доходы и расходы определяют рациональность сложившейся
взаимосвязи бюджетной системы со всеми другими сферами экономики
страны. Данные о доходах, расходах и дефиците федерального бюджета на
2011-2014 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные характеристики федерального бюджета.
Показатели
2011
2012
2013
2014
доходы всего (млрд руб)
11 068,6
11 779,9
12 705,9
14 091,8
в % к ВВП
20,7
20,1
19,6
19.4
в % к предыдущему году
133,3
106,4
107,9
110,9
расходы всего (млрд руб)
11 098,5
12 665,4
13 730,6
14 582,9
в % к ВВП
20,8
21,6
21,2
20,1
в % к предыдущему году
109,7
114,0
108,5
106,2
дефицит (млрд руб)
- 29,9
- 876,6
- 1024,7
- 491,1
Из данных таблицы 2 следует, что на все годы дефицит бюджета
планируется в значительно меньших размерах, чем год назад: в 2012 г. - 1,5%
к ВВП против 3,1 в 2011 г., в 2013 г - 1,6% против 2,9%, и в 2014 г. - 0,7%
Конечно, это в значительной мере результат более высоких цен на нефть. Но
представляется совершенно нецелесообразным не использовать это для
увеличения финансирования модернизационно - инновационных процессов.
Представляются крайне опасными и весьма низкие темпы роста
расходов в реальном выражении в 2013-2014 гг. Очевидно, следует учесть

Page 25

26
негативный опыт низких темпов роста расходов в 2011 г., что привело к
снижению экономического роста и необходимости резкого увеличения
расходов бюджета в 2012 г.
В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые
доходы ; неналоговые доходы федерального бюджета; целевые отчисления от
всероссийских государственных лотерей.
Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в
целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета. На
увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие
факторы: изменение объемов импорта; увеличение прочих объемных
показателей (в том числе прибыли прибыльных предприятий, объема
производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи
полезных ископаемых); изменения объемов экспорта; изменение структуры
объемных показателей. [2, c. 36]
Структуру доходов федерального бюджета отражает таблица 3.
Таблица 3. Структура доходов федерального бюджета в 2013 году (по
состоянию на 1.04.2013 г.)
Виды доходов
Величина дохода, млрд руб
% к ВВП
доходы от внешнеэкономической
деятельности
1 108,5
35,7
налоги, сборы и регулярные платежи
за
пользование
природными
ресурсами
628,0
20,2
налоги
на
товары
(работы,услуги),реализуемые
на
территории Российской Федерации
595,9
19,2
налоги на товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации
369,3
11,9
платежи
при
пользовании
природными ресурсами
118,7
3,8
прочее
285,2
9,2
всего доходов
3 105,6
-
Из данных, приведенных в таблице 3, следует, что существенную часть

Page 26

27
доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности — 35,7 %,
значительную долю составляют налоги, сборы и платежи за пользование
природными ресурсами — 20,2 %, а также налоги на товары, реализуемые на
территории Российской Федерации — 19,2 %. [ 17 ]
Поступающие в бюджет денежные средства на безвозвратной и
безвозмездной основе в виде дотаций, субсидий, субвенций из других
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисления
от физических и юридических лиц, международных организаций и
правительств иностранных государств за 2013 год по состоянию на 1 марта
составили 71,6 млрд рублей.
Платежи, которые классифицируются по характеру их поступления в
бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления
государством разных видов услуг, а также некоторые безвозмездные платежи
в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, то есть
неналоговые платежи, на тот же период составляли 1 064,5 млрд рублей.
Доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и
местных налогов, а также пеней и штрафов по ним — налоговые доходы — 1
013,7 млрд рублей.
С 2005 по 2012 год наблюдается рост расходов государственного
бюджета и переменный рост доходов.

Page 27

28
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом
государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает
политической власти реальную возможность осуществления властных
полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую
власть. [1,с. 140]
Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования
экономики, повышает эффективность производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые
категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы),
является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет
как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном
обществе.
В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению
теоретических основ бюджетной системы РФ и принципов ее построения;
исследованию состава, структуры, динамики доходов Федерального бюджета
РФ в период 2009-2012 гг.; и выявлению причин изменений в части его
доходов.
Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы РФ,
наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми
ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование
децентрализованных фондов денежных средств - финансовых ресурсов
организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое
развитие страны в целом.
В 2009 - 2012 гг. успешную экономическую политику обеспечивают
высокие цены на энергоносители, которые являются главным источником
превышения доходов над расходами федерального бюджета, формирования
Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшения внешнего долга
страны.

Page 28

29
Таким образом, реализуемые мероприятия в рамках налоговой и
бюджетной политики, способствуют снижению общей налоговой нагрузки на
экономику, стимулированию инвестиционной активности в несырьевых
секторах экономики за счет оптимизации налоговой нагрузки на сырьевой
сектор, упрощению налоговой системы и повышению эффективности
налогового администрирования с целью увеличения уровня собираемости
налоговых доходов и роста объема поступления платежей в бюджетную
систему.
Планирование и исполнение бюджета в будущем будет сопровождаться
полной информацией о направлениях и результатах использования
бюджетных средств, на основании которой будут приниматься решения об
изменении бюджетной политики, а государственные органы – нести
ответственность за качественное исполнение своих функций.

Page 29

30
Список использованной литературы:
1. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.
— 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К», 2009. — 308 с.
2. Экономикс: Учебное пособие / Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.:
ИНФРА-М, 2009, 38 c.
3. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д.
Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика,
2010, 107 c.
4. Лермонтов Ю. М. Об основных характеристиках доходных
источников федерального бюджета на 2009 - 2011 гг. // Ю.М. Лермонтов,
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2011, №
1
5. Л.Д. Андросова и др. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной М. Финансы,
ЮНИТИ, 2008, 121 c.
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит Учебник для вузов
Л.А.Дробозина, Л.П. Окунева, 2009, 176 c.
7. Бычков С. С. Исполнение доходов по новому бюджетному кодексу //
С.С.Бычков, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2008, № 10.
8. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М Финансы и статистика, № 6,
с 14.
9. Практикум по статистике: учебное пособие. Под редакцией проф.
В.М. Симчеры. – М., ЗАО «Финстатинформ», 2009. - 126 c.
10. Государственный бюджет: Учебное пособие. / Под ред. М. И. Ткачук
- Минск, Высшая школа, 2009. - 89 c.
11. Лысенко С.Н., Дмитриева И.А. – Общая теория статистики: учебное
пособие – М.: ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2010. - 198 с.
12.
Замков О. Бюджетный дефицит, государственный долг и
экономический рост // Вестник Московского Университета, 2010, №2.
13. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации:

Page 30

31
Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков И. К.,
2008. - 243 c.
14. Соляникова С.П. Актуальные проблемы бюджетной и налоговой
политики России // Финансы и кредит, 2000, №2.
15. Павлова Л.
Бюджетное финансирование и
проблема
государственного долга // Экономист, 2009 , № 4.
16. www. gks. ru
17. http: // budget.gov.ru
18. http: // info.minfin.ru

Информация о работе Анализ показателей государственного бюджета