Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть до¬ходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
1. Необходимость и генезис государственного бюджета
учение о ГБ – часть
науки о финансах, область знаний
о развитии особой сферы распр-ных
отн-ний – бюджетной. Они вкл.ту
чатсь отнош., кр-рые опосред.формир.и
исп-ние центр.фонда ден.ср-в
Необходимость форм-я этого фонда предопред.истор-ки. Гос-во для вып.своих функц.должно было сосред.в своих руках часть мат.и фин.рес-сов.
Функ-ние ГБ как фин.категории
не связано с развит.тов-ден.
Трансформация ГБ в фин.категорию
происх.одновр.с развитием гос-
Древн.период и нач.средн.веков
принято считать эпохой начальн.развит.обществ.
В средн.века замкн.дом.хоз-во
сменилось замкн.городским хоз-
Прототипом ГБ в древнювремена была королевск.смета дох.и расх. Натур.хоз-во сменилось ремесленным, развивается пр-во, торговля, товарно-ден.отношения. Ремесло сменяется капиталист.мануфактурой, крепостной труд – наемным.
На место абсолютн.монархии приходит правов.гос-во.
2.Сущность гос. бюджета, хар-ка бюдж. отношений
Экон.сущность ГБ – это объективно функционирующие специфические ден.отношения гос-ва с субъектами хоз-я, гражданами, межд.организ.
Существ.особенность
бюдж.отношений: их денежн.характер, их
участие в перераспред.
К специфич.особенностям бюджета принято относ.след.:
-сфера функц-я бюдж.отнош.
-объектами бюдж.перераспр-я кроме НД может выступ.и часть необх.продукта.
-бюдж.отношения опосред.
-участниками бюдж.отношений являются почти все участники обществ.воспроизв-ва при уплате платежей и исп-нии бюдж.ресурсов.
-эти отношения образ.
-бюдж.отношения строго
регалмент-ся бюджетн. или
В настоящее время в разн.истониках бюджет трактуется как как фонд, план, фактор, ср-во, т.е. единого определения ГБ не существует.
3.Бюджет как
фин.план гос-ва и фонд
В процессе своего функционирования БО (бюдж.отнош) принимают определ.форму. Матер.формой БО является бюджетный фонд. Организационной формой БО явл-ся бюджетный план как разновидность финансового плана. Бюджет отлич.от других фондов ден.ср-в своими масштабами. Бюджет формируют на уровне органов власти (гос.или местн.) Через бюджет перераспределяется более половины НД гос-ва. Бюджет содержит в своем составе множество других фондов.
Бюджетный план доминирует в системе финансовых планов, т.к.отражает часть фин.ресурсов всех субъектов и звеньев хоз-ва и регламентирует их отношения с гос-вом. Это заставляет субъектов хоз-я прогнозировать платежи в б-т и ассигнования из б-та. Размер платежей в бюджет опред.ту часть НД, к-рая остается у субъекта хоз-я и м.б. направлена или на расширенное воспроизводство, т.е. бюдж.отношения являются определяющими по отношению к финансам предприятий.
4.Развитие научных взглядов на роль ГБ, закон Вагнера.
Больш-во соврем.ученых Московск.школы рассм.фин.оотношения как возникающие на стадии распределения общественного продукта. Соотв-нно бюдж.отношения они рассматривают как часть финансовых на стадии перераспределения.
Предствители СпБ.школы (Вознесенский, Романовский) рассм.финансы искл-но как перераспред.отношения, связанные с функционированием гос-ва. Финансисты Бел.школы уточнили момент зарождения фин.отношений на стадии пр-ва в момент отделения стоимостной формы чист.дохода от его матер-веществ.содержания. На стадии обособления чистого дох.изначально возник.не только финюотношения, но и формир-ся стоимостн.пропорции его распр-ния, направления и V будущ.фин.потоков.
С развитием гос-ва и усложн.его функций усиливается роль ГБ. В ряде стран рост гос.расходов стал опережать темпы роста промышл.пр-ва. Это явление было пересказано нем.экономистом Вагнером. Он сформулировал Закон возрастающей гос.активности – в соотв.с которым, гос.расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем V пр-ва и НД. Это закон и его действие проверены расчетом доли гос.расходов в ВВП.
Взгляд на бюджет как на регулятор общ.пр-ва сложился не сразу. В эк. лит-ре доперестроечн.периода осуществ.всестор.оценка роли б-та, это связ.с тем, что ряд ученых рассм.б-тные отношения не как базисные,а как надстроечные. Такой подход исключал б-т из регул.и управл.воспроизв-ным процессом. Была дана критика таких ошибочн.суждений и это способствовало бы всестор.изуч.роли ГБ, но этого не произошло. Ряд ученых все равно односторонне подходил к вопросу изучения роли ГБ.
В начале 90х, в условиях перехода к рын.эк-ке, роль ГБ значительно возросла.
5. Роль бюджета
в регулировании воспр.
Расходы консол.б-та РБ в % к ВВП:
1992 34,4 ; 1993 42,6 ; 1994 40,3 ; 1998 37,7 ; 2000 35,5 ;
Гос-во активно использует б-т для рещения след.задач:
1.Перераспределение СОП и НД
2.для формир.обзеэкономич.
-м-ду сферой мат.и немат.пр-ва
-м-ду отраслями и внутреотраслевые пропорции
3.оказание фин.поддержки отраслям сферы мат.пр-ва:
промышленность; транспорт; связь; ЖКХ; строит-во; дорожн.хоз-во; и др.
4.для проведения мероприятий по соц.защите граждан.
5.для регул.соц-экон.развития регионов
6.для осущ.внешнеэкон.
7.для стимулирования
развития наиб.перспект.
8.для обеспечения развития отраслей непроизв-ой сферы:
-образование -культура -здравоохр. –искусство - соц.обесп. и т.д.
6. Бюджетный
механизм регул-я соц-эк.
В условиях перехода к
рын.эк-ке потребовалась разработка
новых методов бюдж.регул.в
1.Межгосуд.регулирование. Регулируется степень участия РБ в межгосуд.программах и меропр.,финансир-х за счет ср-в б-та.
2.Межтеррит.регул-е. Регул-е уровня развития территорий.
3.Общегос.регулирование.
Устан-ся макроэкон.пропорции
4.Межбюджетное регулирование.
Обеспечивается
Для каждого уровня сущ.специф.формы и методы регулирования, используемые как правило в комбинации. Эти формы и методы классиф.по группам:
1)Включаются те из них,которые действ.в сфере форм-я дох.б-та.
2)Формы и методы, к-рые
обслуж.выполнение расх.части
Первая группа форм:
-изъятие части доходов
-предоставление налог.
-создание резерв.фондов в составе бюджета
-перераспр-е дох.и расх.для сбалансирования местн.б-тов
Вторая группа:
-финансирование расходов
-выравнивание расходов
-перераспред.расходов между уровнями бюдж.системы
-участие в формир.доходов межгос.организаций
7.Исторические этапы развития бюджета Беларуси, их общая хар-ка.
В ист. процессе ГБ РБ выделены этапы, соотв. отдельн. периодам развития государства.
1 этап — с IХ в. до конца ХII в. — характ. зарожд. бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерусского гос-ва. На этом этапе заклад. основы бюджетного устройства, системы гос.доходов, организации их сбора.
2 этап — с ХIII в. до конца ХУIII в. — отраж. развитие ГБ в Белорусско-Литовском гос-ве - ВКЛ, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. Продолж.формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осущ. переход к налоговому государству. Доходы гос. казны увел. за счет развития косв. налогообложения, с развитием товарно-ден. отнош. все больше платежей поступает в ден. форме, происходит трансформ. б-та в финансовую категорию. Выраб. механизм сбора гос. доходов и контроля за их поступлением.
3 этап — с конца ХУ в. по 1919 связан с формир. б-тов бел. губерний в составе России и заканчивается образованием БССР. На этом этапе в России формируется многоуровневая бюджетная система: образ-ся местные б-ты — земские, городские, мирские, :в них впервые появл-ся расх. на хоз. мероприятия территорий и соц.нужды населения. Укрепл. налоговая система, широкое распростр. получ. акцизы. Бюджеты бел.губерний участв. в формир. общеимперских доходов.
4 этап — с 1919 г. по 1990 г. — охват. период развития б-та БССР в основном в составе СССР. На этом этапе: ряд мер. по реорганизации фин. отнош. на основе перестр. хоз. механизма, преобраз. форм и методов рук-ва экономикой. Измен-ся состав и стр-ра дох. и расх. б-та БССР, укрепл-я дох. база местных б-тов. Бюдж. система Беларуси форм-ся как часть единой бюдж. системы мощного гос-ва, способная к самост. функц-ю.
5 этап — с 1991 г. по наст. время — хар-т развитие б-та и формирование нац. бюджетной системы РБ в условиях суверенитета и рын. преобразований.
8.Зарождение б-та Беларуси в волостях-княствах Полоцкой Руси и его развитие в составе Древнерусского гос-ва.
Уже с IХ в. на территории Беларуси шел интенсивный процесс формирования феодальных отношений. Образуются крупные и мелкие волости, со своей законод.властью (вече) и исполн.властью (князь,дружина). Кроме организации обо роны и суда, князь издавал уставы, законы, собирал налоги с населения. Такие до ходы собирались в княжеской казне. Каждая волость-княже ство как государственное формирование имела свою казну — своеобразный бюджетный фонд. Казна княжества не отделя лась от казны князя и была в полном его распоряжении. Казна форм-ся из матер.ценностей. Княжеская казна пополнялась в основном за счет дани, доходов от продажи рабов и имущества, захваченного в рез-те войн. В середине IХ в. восточные славяне ста ли объединяться, чтобы противостоять агрессии, так позже образовалось единое древнерусское государство. Возглавлял государство великий князь, которому подчин. многочисленные удельные князья и бояре. Сохранилось вече как орган местного самоуправления. В IХ в. киевский князь, централизовав вокруг себя разные племена, обложил их данью. С развитием торговли все более существенным источником доходов становились торговые пошлины. Кроме всего прочего, доходы древнерусского государства формировались и за счет контрибуций. Кроме того, в феодальном государстве существовали все четыре формы феода повинностей, нов определенные периоды одна из них была доминирующей: дань в IХ-ХI вв., оброк продуктами — в ХI-— ХIУ вв., денежный оброк — в ХУ — первой половине ХУI в., со второй половины ХУI в. — барщина. Позже, по причине феод.раздробленности гос-во стало распадаться на княжества, к концу 12 в.великий князь стал соверш.обессилен.
Устройство Киевской Руси определило и многоступ. систему форм-я доходов: на уровне государства (великого князя), отдельных княжеств и внутри них. Волости и крупные города формируют свою казну, кото рая становится прообразом местного бюджета. Закладываются принципы распределения доходов между бюджетами. Т.о. формируется принцип значимости в распр.гос.доходов, террит.принцип. Т.о. в IХ—ХII вв. создается в определенной степени упорядоченная, многоуровневая система формирования доходов государственного бюджетного фонда.
9.Развитие госбюджета
ВКЛ, особ-ти форм-я казны
С 13 в.происх.объедин.литовских земель под властью князя Миндовга. Складывается феод.гос-во ВКЛ.Вся власть и гос.казна принадлежала князю. Совещательным органом была Рада. К концу 15 в.роль рады выросла и без ее контроля князь не мог.распор.казной. Были введены должности подскарбиев. Б-т представлял собой смету дох.и расх.князя. Основная доля государственных доходов поступала с земель, в которых велось господарское хозяй- ство (государственное и великокняжеское) как в сельской местности, так и в городах. Великокняжеские люди платили своему господарю различные подати со своих земель деньгами и натурой, а также несли различные повинности.
Крестьяне получали землю
в пользование из рук феодала
и должны были выполнять в пользу
ее владельца разные повинности: дань,
оброк продуктами, денежный оброк, отрабатывать
барщину. Основной формой феодальных повинностей
в Великом княжестве Литовском
Кроме того, в феодальном государстве появляется новый источник доходов — регалии, т.е. фискальные права, доходные прерогативы казны. Регалии дали генетическое начало косвенным налогам в условиях сокращения дох.от земель. Регалии брались не только деньгами, но и натурой. С развитием Магдебургского права стало появляться разделение доходов между государственной казной и бюджетами городов.