Госбюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть до¬ходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Вложенные файлы: 2 файла

~$кумент Microsoft Word.doc

— 162 байт (Просмотреть документ, Скачать файл)

Документ Microsoft Word.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

 

 

 

42. Расходы на поддержку  отраслей эк-ки.

В рыночной эк-ке роль бюджета в развитии отраслей эк-ки не уменьш-сь, а лишь измен-ся направление  расходов, их содерж-е и стр-ра.

С/х: приоритетный сектор нац-й эк-ки. Это связано с необх-стью сохранения продовольственной безопасности сохр-я фин-я АПК. Фин-е с/х осущ-ся из респ-го бюджета, местных б-тов и ЦБФ (за последние годы доля ЦБФ увеличилась). В 1-ю очередь фин-ся программа по продовольствию и обеспечению аграрной реформы. Фин-ся господдержка с/х п/п, расходы по закладу зерна в резерв, на компенсацию банкам потерь от льготного кредитования с/х. Фин-ся расходы на повыш-е качества зем-х ресурсов, на содерж-е бюджетных с/х учреждений.

Осн-я часть  фонда поддержки пр-лей с/х  прод-и напр-ся в виде субсидий на поддержание фиксир-х цен на продтовары, а также на закупку с/х техники. АПК не вышел на качественно новый уровень. Необходимы изменения не только режима фин-я, но и разработка новых методов упр-я.

ЖКХ: 1999 – упразднены ЦБФ... В состае расходов бюджета были введены целевые сборы на содержание и ремонт ЖКХ. 2002 – создан жилищно-инв-й фонд (ЖИФ). Т.о., источники расходов на ЖКХ – ср-ва б-та и ЖИФ. Ср-ва – не только на ЖКХ, но и обустройство городов, поселков и т.д. последнее время – уменьш-е субсидий на ЖКХ. В 2001 – из б-та компенс-сь 55% издержек по оказ-ю услуг, 2002 – 40%. Остальное – за счет собст-х ср-в ЖКХ и эксплу-х орг-й (аренд-я плата, за жилье ... ).  Из этих 40% -- 25% --ср-ва мест-х б-тов, 15% -- целевые сборы. Т.о., осн-я доля расх-в б-та – на покрытие убытков ЖКХ.

В переспективе следует перейти от б-тного фин-я  к фин-ю за счет оказания услуг à повышение цен на услуги.

Транспорт. Фин-е – также 2 канала: бюджет –30%, дор-е фонды – 70% (2001). 2002 г – 96% -- из мест-х бюджетов. Рес-сы метн-х бюджетов напр-ся полностью на развитие транспорта. Расходы – на покрытие расх-в по городским, пригор-м перевозкам и пер-кам метрополитеном. Плановые V ассигнований рассчит-сь исходя из расх-в прошлого года и индекса потреб-х цен. За счет мест-го целевого тр-го сбора – фин-ся обновление автопарка, и метрополитена. Из респ-го б-та фин-ся расходы на ж/д, на возмещ-е потерь от льготного проезда, комп-ю уб-ков тр-та пригородного сообщения.

Фин-е дорож-х  работ на автодорогах осущ-ся за счет дорож-го фонда.

П/п связи  из респ-го ю-та получают компенсации  недопол-х дохожов в связи спредост-ем льгот по услугам связи (30%), 70% -- на содерж-е служб связи.

Промышленность, энергетика, стр-во. Кроме ср-в бюджета, в пром-сть идут ср-ва из цел-го фонда «энергосб-я», его доля – 0,3%.

В 2001 б-тные рес-сы напр-сь на на возмещение разниц цен на газ, реализуемый нас-ю концерном «белтрансгаз». Предусм-сь расходы концерну «белэнерго» на мероприятия по вып-ю программы по сокращ-ю перекрестного субсидирования потребителей энергорес-сов. Фин-ся коцерн «белнефтехим» на проведение геолого-разведочных работ по добыче нефти. Оказ-ся поддержка пром-нных п/п по наращ-ю потенциала. По этому разделу фин-ся поддержка наращ-я инвестиций через льготное кредитование программ и мероприятий. Здесь же предусм-ся ср-ва на строит-во, архитектуру и градостроит-во.

 

Роль ЦБФ в оказании фин-й помощи отраслям эк-ки.

В последне 10-летие ср-ва бюджета не были един-нным источником фин-х ресурсов, направляемых на поддержку  отраслей эк-ки гос-вом. Ряд отраслей получили доп-е фин-е из ЦБФ – фонда поддержки с/х продукции..., дорожное строительство – из дорожного фонда, энергетика – из фонда энергосбережения, расходы по охране окруж-щей среды – из фонда охраны природы, ЖКХ – фонды местных советов для фин-я ЖКХ. Поэтому для определения реальных расходов необходимо учитывать и размеры финанс-я за счет ЦБФ.


 

 

Фин-е из ЦБФ превышает V непосредственного бюджетного фин-я. При анализе фин-я из ЦБФ меняется приоритет фин-я (2001 г):

Из бюджета: 1). ЖКХ; 2) с/х; 3)транспорт; 4)пром-сть.

Из ЦБФ: 1) с/х; 2) транспорт; 3) ЖКХ; 4)пром-сть

Итого: 1)с/х; 2)ЖКХ; 3)транспорт 4) пром-сть.

В течение 1996 – 2001 гг расходы  достигли максим-й величины в 2001 г  более 16%.

Рост расходов фонда  поддержки с/х был выше всех др-х. Фин-е отраслей эк-ки в наст-е время осущ-ся по 2-м каналам:

1. прямого фин-я;

2. ср-ва ЦБФ.

Причем динамика такова, что фин-е за счет бюджета в  последние 5 лет выросли с 10,5% до 13,7%, ср-ва ЦБФ увелич с 11% до 15,3%. В целом  расходы выросли с 22% до 29% к V расходов консол-го бюджета. Это значит. Что почти 1/3 часть расходов бюджета направляется на поддержку отраслей эк-ки. Наиболее благоприятный режим фин-я предоставляется ЖКХ, С/х, транспорту и дорожному строительству.

Деление бюджета на части в связи с образованием ЦБФ усложняет получение открытой информации об V господдержки эк-ки, что доказывает целесообразность упразднения в составе бюджета доли ЦБФ, сформировать единую структуру бюджета, соверш-ть механизм контроля за их эф-стью и обозначить приоритеты.

 

 

 

 

 

43. Содержание, состав  и динамика расходов бюджета  на соц-культ мероприятия.

 

В переходный период. Связ-й  с обострением эк-й и соц-й  сторон жизни, гос-во принимает ряд  мер по поддержанию соц-го уровня жизни населения. В этих условиях приобретают важное значение отрасли непр-й сферы по обеспечению воспроизводства рабочей силы общества. Соц-я политика РБ в последнее 10-летие была ориентирована на увелич соц-х расходов в совокупных расходах гос-ва. С 10,5% -- 92 г до 14% к ВВП – 2001 г – увеличение соц-х расходов.

В V расходов бюджета (без ЦБФ) расходы на сокульт меропр-я составили почти 47% -- 2002 г по сравнению с 34% -- 1992. Рост соц-х расходов был обусловлен не только соц-й политикой гос-ва, но и возможностью доп-го фин-я в связи со значительным уменьшением расходов нар-го хоз-ва.

Нагрузку по фин-ю соц-культ  мероприятий несут как респ-й  бюджет, так и местные. Однако, в  виду сложной ситуации в стране гос-во иногда усиливет нагрузку на местные  бюджеты при необходимости увелич-я  з/п в бюджетной сфере. Пенсий пособий и для реализации др-х общественных соц-х программ. В наст-е время ок 60% ср-в местных бюджетов напр-ся на соцкульт мер-я и из респ-го бюджета в 2001 около 25%, 2000 – 15%.

В последнем 10-летии произошли  изменения в стр-ре расходов, в частности несколько увеличились расходы на здравоохранение и сократ-сь доля расходов на соцкультмер-я. Тем не менее, в наст-е время сохранилась соц-я направленность расходов бюджета. Не смотря на некоторое снижение их доли в общих расходах.

 

 

44. Планирование расходов на отрасли непроизводственной сферы на основе норматива бюджетной обеспеченности.

В наст-е время для  расчета V aby-z в непр-ю сферу исп-ся показатель норматива бюджетной обеспеченности в расчете на 1 жителя. Такой показатель позволяет выравнивать расходы на эти цели по региону. Норматив ежегодно утверждается в законе «о бюджете». Он разраб-ся минфином. Однако, норматив носит расчетный характер и определяется исходя из расходов на отрасли непр-й сферы за прошедший год, кол-ва жителей республики и корректир-ся в связи с увеличением (уменьшением) расходов госбюджета.

Такая методология использовалась с середины 90-х когда впервые  был введен соответствующий показатель:

Vфин-я=Н*К, где К—кол-во жителей, Н – норматив по закону.

Существует фонд фин-й поддержки АТЕ, к-й передает ден-е ср-ва в форме дотаций в области, чтобы сбалансировать доходы и расходы местных бюджетов при рачете норматива по региону

Учитывая, что при такой  методологии планир-я не принимается  во внимание ряд решающих факторов, влияющих на V расходов:

  • сеть учреждений;
  • отраслевая, региональная структура;
  • обеспечение штатом;
  • состояние матер-й базы;
  • экологич и климатич условия.

В 1997 г минфином принята  методология, в соответствии с к-й  одновременно с коэф-том бюдж-й  обеспеч-чти законом утверждается коэф-т скорректированных нормативов. Учитывающий различия региональных факторов:

Vфин-я=Н*К*к

Такая методология исп-ся в теч-е 3-з лет с 1998 по 2001 г . В  дальнейшем изменение сети учреждений, обеспеченности штатом, мат-техн обеспеч-сти, отраслевой стр-ры региона потребовало уточнения, рассчитанных на основе предыдущего банка данных коэф-тов-корректировок. В дальнейшем менять коэф-т было некоррекино, а использовать – неэффективно, поэтому V фин-я рассчит-ся без уточняющего коэф-та. С 2001 г в законе утверждается доп-й норматив бюджетной обеспеченности здравоохранения 225 тыс.руб (в. т.ч. за счет респ-го бюджета – 30%, местн –70%)

Бюджетное планир-е в  непр-й сфере отражает особ-сть  отрасли и призвано дать обоснование V бюджетных расходов на содержание непр-й сферы. К особенностям относят:

  1. планирование. Оно осущ-ся по горизонтали и по вертикали. Планир-е по горизонтали предполагает определение расходов на содержание отдельных бюджетных учреждений (Индивидуальное планирование). Планир-е расх-х сумм учреждений одного ведомства наз-ся сводным планир-ем. Планир-е по вертикали осущ-ся по местным бюджетам различн уровней и по респ-му бюджету.
  2. В основе планир-я расходов лежат произв-е показатели, т.е. показатели по штатам, контингентам, сети учреждений.

Расходы могут планир-ся в расчете на единицу обслуж-го контингента или в расчете  на единицу сети – при сводном  планировании расходов по ведомству. Или  на штатную единицу.

Поэтому расчет этих показателей, их обоснование предшествуют непосредственному  планир-ю расходов.

  1. планир-е осущ-ся в соответствии с бюджетной классификацией расходов, т.е. в разрезе статей, подстатей и элементов расходов. Для определения итогового показателя расходов требуется сложить сумму расходов по эл-там затрат.
  2. В связи с тем, что бюджетные учреждения получают фин-е из единого источника – бюджета,  для них использ-ся единый подход, состоящий в том, что сумма расходов д.б. в минимально допустимом размере. Поэтому в основе лежит система норм и нормативов.

Учреждения имеют отраслевую специфику. Которая должна учитываться в процессе планирования. В связи с тем, что учреждения расположены в различных реионах и соответственно, в различных природно-климатических, экологических и др условиях, они должны учитываться в процессе планирования.

 

46. Смета расходов бюдж. учреждений, её структура и порядок составления

Смета бюдж.учр. является специальной формой финансового плана. В настоящее время учреждения составляют смету расходов организаций финансируемых из бюджета и смету доходов и расходов внебюдж. ср-в организаций финансируемых из бюджета.

В завис. от уровней  планирования составляются следующие виды смет:

  • индивидуальная смета – составляется каждым бюджетным учреждением (для школы, поликлин., библиот. и т.д.),
  • общие сметы – составляются по однотипным учреждениям одного ведомства (по общеобразовательным школам отдела образования, по поликлиникам отдела здравоохранения),
  • сводная смета – сост-ся для разнотипных учреждений одного ведомства.

Индивидуальные  сметы составляются бухгалтерией учреждения, а при централизованном учёте – централизованной бухгалтерией. Общие и сводные составляются отделом: образования, здравоохранения, культуры – т.е. соответствующим органом управления, конкретно – плановым отделом.

Сводные сметы являются основанием для включения соответствующих расходов в проект бюджета. Существует также смета расходов на централизованые мероприятия. Они составляются по учреждениям одного ведомства для обоснования затрат одного типа соотв. учрежден. (смета расходов на текущий или кап. ремонт, закупка оборудования и т.д.).

Сметы расходов утверждаются в общей сумме с  выделением сумм з/п рабочих и служащих. Смета подписывается главным распорядителем ср-в.

В смете  отражаются сведения по по названию организации и месту положения, указывается вид сметы, а также бюджет, из которого финансируются расходы по смете и раздел, глава или подраздел и параграф к которым относят расходы в соответствии с бюджетной классификацией

 

Такая форма сметы утверждена МинФином в 2002 г. Она отличается от предыдущей тем, что в ней кроме средств бюджета отражаются и прочие источники финансирования. В смете в обязательном порядке проиводится разбивка годовых назначений по кварталам. В соотв. с этими суммами учреждение будет получать финансирование.

 

47. Характеристика расходов бюджетных учреждений

В смете все  расходы отражаются в разрезе категорий расходов:

1-я Текущие расходы.

В каждой категории  выдел. статьи расходов (закупки товаров, оплата услуг).

1)  з/п рабочих  и служащих:

      • оплата труда осн. и дополнит.
      • оплата за сверхурочные, за работу в ночное время
      • надбавки к з/п за выслугу лет, за сложность работ…
      • все виды дополнит. оплаты за особые условия работы
      • оплата труда внештатных сотрудников
      • могут включ. выплаты премий, оказание мат помощи и др.

2) Начисления на з/п, включ.  в расходы, кот. исчисл. В установленных размерах к фактически начисленной з/п.

3) Приобретение предметов  снабжения и расходных материалов, включая расходы на покупку  канц. и хоз. принадлежностей,  различных передметов для хоз.  целей в учрежд., З/О: медикаменты и перевяз. ср-ва, расходы на приобретение инвентаря и обмундирования, на приобретение продуктов питания и прочие связанные с текущей деятельностью учреждения затраты.

В состав хоз. расх. включ. расходы на освещение, отопление, водоснабжение, оплата услуг связи, содерж. помещения в чистоте.

В настоящее время  в индивидуальных сметах как правило кап. расходы не планируются.

Отдельно в смете  расходов отражаются субсидии, трансферты населению (выплаты пособий, пенсий, стипендий, субсидий). В числе заключит. показ. в смете отражаются расходы, покрываемые за счёт прочих источников, приравненых к финансированию (плата за питание в дошкольн. учр-ях, за санаторные путёвки…)

В смете расходов не отражаются внебюдж. источники от оказания услуг и др. внебюд. поступ.

 

48. Оперативные (производственные) показатели бюджетных учреждений и их роль в планировании расходов. Особенности сводного планирования

В основе планирования расходов бюджетных учреждений лежат производственные показатели. К ним относятся оперативно-сетевые показатели, т.н. показатели по сети учреждений, штатам, обслуживаемым контингентам, которые имеют свою отраслевую специфику и планир-ся при составлении индив. ср-в и при сводном планировании. При сводном планировании расходы расчитываются на единицу сети, т.е. учреждение или единицу контингента (ср. расх. на 1 учащегося, 1 читателя) либо на 1 штатную единицу.

Информация о работе Госбюджет