Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть до¬ходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
Местные советы самостоятельно определяют базу, объект, раз-ры, ставки и льготы по местным Н и С (но не должны нарушать порядок формирования с/с).
Также входят в состав МБ целевые фонды: 1. Стабилиз-и эк-ки с/х;, 2. Жилищно-инвестиционный фонд.
25. Особенности расходов местных бюджетов, их роль в соц.-эк. развитии регионов.
С 97 г. для определения объёмов
Р непроизв-ной сферы
защищенные расходы: ЗП; начисления на ЗП;
трансферты населению; продукты питания;
медикаменты и перевязочные средства;
возмещение затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению.
Ф по оказ-ю ЖК услуг соз-ся за счёт: Отчисл-е от НДС и Н на Пр.
В МБ соз-ся резервн. Ф для фин-я непредвиденных Р, как правило 1% к общему объёму Р бюджета. За счёт ср-в МБ осуществляется гос поддержка субъектов хоз-я гос форм собственности, таких отраслей как ЖКХ, транспорт, тогровля, связь, частичная компенсация прямых издержек, т.е покрытие убытков.
26. Принципы и методы распределения Д и Р между отдельными звеньями бюджетной сис-мы.
Д и Р распред-ся м/у уровнями бюджетной сис-мы по след признакам: Значимости(в респ-й бюджет начисляются наиболее значимые, регулярно поступающие Н ( НДС, А, Н на Пр.). Из респ-го бюджета фин-ся общересп-е программы и мероприятия. Ведомственности или подчинённсти, т.е в завис-ти от подчинен-ти плательщика. Териториальности (Д МБ зачисл-ся в платежи формир-е на тер-и региона в соотв с зак-м.) по этому принципу финансир-ся вся низовая сеть соц-но-култ. Учр-й, ЖКХ, транспорт, связь, дорожное строительство.
27. Бюджетная классификация.
Классиф-я – групп-ка по однородным признакам. До 97г. была класс-я для СССР. С 98г. новая с изменениямя. В Д-х 6 уровней в соотв-и с кот. Груп-ся по группам, видам, разделам, подрозделам. Д:
1. Текущие доходы 1.1. Текущие
налоговые доходы
1.1.1. Прямые налоги на доходы и прибыль
Налог на прибыль;Налог на доходы.
1.1.2. Налоги, взимаемые с фонда ЗП: чрезв. Н
1.1.3. Внутренние Н на Т и У: НДС и проч.
Акцизы; Н и С на АТС; Лиценз- и регист-е сборы.
1.1.4. Доходы от ВЭД:
1.2. Текущие неналоговые
Д и обяз-е платежи
1.2.1. Доходы от гос-ой собст-и и предпр. Деят-ти.
Прибыль НБРБ; Плтежи от гос организаций.
1.2.2. Административные
сборы и платежи
1.2.3. Прочие текущие
ненал-е Д
2. Капитальные доходы
2.1. Капитальные неналоговые Д
2.1.1. Д от реал-и произведенных
активов
3. Доходы свободных
экономических зон
4. Д гос. Целевым бюджетн фондов.
Р клас-ся по: Функциональн.назнач-ю, эк. сод-ю, ведомственному признаку. Эк.клас-я показ те виды фин.операций с помощью кот гос-во выполняет свои функции. В эк.клас-и 4 уровня: Категория(текущие, кап-е, кредитование); Предметная статья(закупка Т и У, вложение в осн. Ф); Подстатья( оплата труда, приобретение оборуд-я); Элемент( основной оклад, приобретение непроиз-го оборудования).
К тек-м Р относ-ся: на приобретение NVW? На оплату услуг. К кап-м: приобретение осн. Ф., гос запасов, резервов, покупка земли и НМА.
Функциональная состоит из раздела(госуправл-е, нац оборона, наука, СМИ, МЭО деят-ть, с/х, пром-ть, транспорт, ЖКХ ит.д.) и подраздела.
Ведомственная отраж-т распределение бюджетных ассигн-й по прямым получателем ср-в.
28. Бюджетные резервы, их виды и назначение.
В составе бюджета всех уровней соз-ся резервы. Их кол-во, объём, назнач-е определ-ся ежегодно в з-не о ГБ. Отдельн из этих резервов имеют строго целевое назнач-е и фор-ся в виде целевых фондов (Ф стабилиз-и эк-ки, поддержки предприн-ма, ликвидации ЧАЭС и т.д). как правило к концу года такие Ф полностью исп-ся. Президентский Ф созд-ся – 1% от Д, другие – 0,1% от Р. резервные Ф необяз-но создаются на много лет, может на один год для решения задач. Местные бюджеты тоже формир-т рез-е Ф.
В отлич-и от названых фондов бюджеты всех уровней формир-т специфич-е резервы в виде оборотной кассовой наличности. Такой резерв расчит-ся в % к объёму Р. Создаётся и исп-ся при кассовых разрывах( несовподениепоступления Д и финансирования). В течении года д.б. 100% востоновлена.
29. Целевые бюджетные фонды, их характеристика.
В Д-ы респ-го Б включ-ся ср-ва гос. ЦБФ:
Респ-го Ф поддержки произв-й с/х прод-и, продов-я и аграрной науки ( созд-ся за счёт отчислений и поступлений в сумме 446986000,0 тыс.р на предоставление ссуд, субсидий, выплату %, вложения в ОФ, приобретение оборуд-я и т.д.);
государственного фонда содействия занятости (за счёт отчислений и др. поступлений на содержание гос службы занятости, закупку Т и У, предоставление кредитов и др.)
респ-ий дорожн. Ф ( созд-ся за счёт Н с пользователей авто дорог, Н с продаж авто топлива, сбор за проезд АТС по дорогам, и др. на содержание аппарата управления, приобретение оборудования, кап строительства и др.)
республиканского фонда охраны природы(ср-ва зачисл-ся в МБ – 10% в респ. Б на строительство экологич объектов, трансферты, содержание аппарата, кап влож-я в ОФ, закупку Т и У и др.);
республиканского фонда "Энергосбережение" ( за счет платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии, сумм экономических санкций за нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией, добровольных взносов на субсидии и трансферты, финансирование энергосберегающих мероприятий в отраслях народного хозяйства).
30. Бюджеты СЭЗ.
З-н о СЭЗ регламентирует правовые аспекты деят-ти СЭЗ. СЭЗ – часть територии с точно определёнными границами и с правовым режимом кот устанавливает более благоприятные условия предпр и др деятельности. Спец правовой режим – совокупность правовых норм, кот устанавливает особый налоговый, таможенный, валютный порядок, устанавливается в след целях: создание благопр условий для инвестиций и развития отдельных регионов, внедрение прогрессивных технологий, содействие международной интеграции сотрудничества и т.д.
Различают: производственные, страховые, торговае, экспортные, туристические, банковские и др.
Инициатива создания
СЭЗ – местные исполнительн. И
распор-е органы, кот вносят в
Сов мин предложение о
Всё ответственность о деятельности СЭЗ осущ-т администрация и глава администрации.
СЭЗ имеет самостоятельный
бюджет входящий в республиканский.
адМинистрация разрабатывает
31. Бюджет Союза.
Бюджет союзного гос-ва(СГ) сост-ся на 1 год, для вып-я совместных програм ( НИ, технология, произ-во). Р классиф-ся по эк содержанию и по ведомственной принадлежности. Принципы: Поноты отражения, Сбалансированность, Эфективность и эконимия исп-я ср-в, Целевой хар-р, Гласность, Доставерность.
Д формир-ся за счёт: НЕНАЛОГОВЫХ Д (Отисп-я им-ва СГ, Штрафы, санкции, компенсация, от планных услуг) БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ.
Р: ТЕКУЩИЕ и КАПИТАЛЬНЫЕ. Формы Р: на содержание органов и учреждений СГ, На оплату Т и У по контрактам с СГ и Ф и Ю Л, Кредитование. + созд-ся резервный фонд на фин-е непредвиденных Р.
Процесс исполнения организ-ся через органы федерал казначейства фин-в в РФ и органы гос казначейства в РБ. Исполнение организует постоянный комитет СГ. Валюта СГ –Рус рубль. Открыты счета в банках РФ и РБ. Межгос-е платежи в рамках бюджета осущ-ся казначейства гос-в через корреспондентские счета ЦБРФ и НБРБ. На счетах учит-ся след операции по исполнению бюджета: 1.Долевые взносы, поступления в использ-е им-во от кредитов и др. поступления. МФ РБ и РФ производят отчесления в бюджетСГ петём ежемесячного перечисления ср-в. ( В РБ в бел рублях по курсу к рос.рублю. 2. Перечис-е ср-в бюджета со счетов федерал казначейства РФ и главного казначейства РБ,
32. Сущность гос. Д, их состав, стр-ра и формы мобилизации в бюджет.
Д-экономические отношения, возник-е в процессе формирования централизованого фонда ден ср-в гос-ва. Виды платежей: налоговые, неналоговые, +ЦБФ.+ безвозмездные поступления. Существенный признак Д – безвозмездность. Основной источник Д – Нац Д. В последнее время уд вес налог поступлений практич не изменился( увеличилась доля Д ЦБФ и уменьшилась доля неналоговых поступлений). В составе неналоговых Д присутствуют так Д как от приватизации, разгосударствления, продажи гос им-ва – это свидетельствуетоб отсутствиисдвигов к рын реформам. Увеличение доли платежей в ЦБФ свидетельствует об увеличении той доли Д бюджета, кот закреплена за соотв-ми Р, что нарушает основной принцип формирования бюджета – отсутствие закрепленных Д за Р. Стр-ра Д: Налоговые Д (подох налог, нал на приб, НДС, акцизы, пр.)
33. Методы планирования Д бюджета.
Формирование Д-й части включает:
1. Планирование отдел видов Д;
2. распределение Д между уровнями бюджета;
3. определение размера нижестоящим бюджетам.
4.распределение ср-в Ф фин поддержки.
Планированию предшествует анализ показателей исполнения бюджета за текуший год, даётся оценка налоговой сис-ме. В практике планирования исп-ся след методы: 1. Детализированое моделирование;
2.применение фактической налоговой ставки;
3. определение эластичности налогов относительно его базы.
Наиболее точным является 1 метод, В данном случае прогнозные расчёты осуществляются на основании оценки базы соотв-го налога и налог-го зак-ва. Этот метод требует многовариантных расчётов.
3 метод использ-ся редко, т.к требут стабильного налогового законодательства. Поэтому чаще использ-ся метод , основанный на применении ср ставки налога( ср % изъятия) к налогооблагаемой базе. В этом случае в основу план. расчётов закладываются прогнозы социально экономического развития, изменение налог. Законод-ва, ожидаемое поступление налогов.
Плановые суммы НДС расчит-ся исходя из прогнозного объёма ВВП, его стр-ры.
Н на пр и Д – исходя из объёма выручки и БП.
Таможен-е Д – исходя из ожидаемого исполнения за текущий год, объёма ВВП, динамики внешнеторговых оборотов.
Неналоговые Д – с учётом специфики налогооблагаемой базы, ср % изъятия. Планир-ся изъятие штрафов.
34. Налоги
как основа доходов (Д)
В связи с тем, что основная доля доходов формируется за счет налогов, необходимо провести оценку налоговой системы с целью увеличения путей доходности ГБ. Такая оценка осущ-ся с позиции соответствия общепризнанным характеристикам: 1. СТАБИЛЬНОСТЬ; 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ; 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ. – они опр-ют эфф-сть налоговой системы. Имеется в виду, что налоги должны обеспечивать гос-во доходами для фин-я своих нужд, при этом не создавая давление на ф.л. и ю.л при сохранении налогами стимулирующей функции.
В настоящее время при
За последние 5 лет сокращения налог-й нагрузки не произошло. По отношению к ВВП налоговые платежи сократились на 1,8 пункта, одновременно платежи в целевые фонды выросли на 0,4 пункта. В 2001 г. 32,1% к ВВП составили налоги и обяз-е платежи в целевые фонды. Т.о, в налоговой нагрузке выделяются 2 составляющие: налоговая и неналоговая.
Образование цел-х фондов и увелич-е их доли в налог-й нагрузке связано с увеличением господдержкиопределенных отраслей н/х, к-е из-за ограничения бюджетных ср-в м.б. профинансированы из ЦБФ. Однако, в отличие от неналоговых поступлений в целевые фонды (по целевой направленности отчислений) налоговые доходы, не имея закрепленности за конкретными расходами, обеспечивают маневренность бюджетных ресурсов и бесперебойное фин-е расходов. Поэтому тенденция роста неналоговой составляющей не является перспективной.