Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть до¬ходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
2. повыш эффект общест пр-ва, обеспечивающ рост фин ресурс, основ источн увелич дох бюд.
3. дальнейшее развит рын отнош в проведении рын реформ, розгосуд и приватиз собств, что позв сократ сферу гос эк-ки и сокращ бюд финанс.
4. разв регион самофинан-я. Оно д/б основ на мероприят по усил дох баз местн бюд и четкого разгранич расх функ и полномочий. Необхимо достигнуть обеспечения развития регионов в mах степени за счет собств ср-в.
5. оптимиз-ть сост и
структ расх гос бюд. Высвобж
ресурс направлять на доп инвес
6. корректировка трансфер
политики гос-ва предполаг
7. развит РЦБ с целью более широкого привлечения ГКО для участ в финанс бюд дефиц.
8. реформ бюд процесса в цел. Составлять бюд на многовариант основе и переход к сбаланс бюджету.
В практике бюд планир
отсутствует целев закрепл
Реш эт зад:
1. из общ V гос расх выдел расх не покрыв реальн дох и указат их целев направление. Так расх долж отраж-ся за баланс гос бюд и финанс за счет доп получ ресурс либ привлеч ср-в.
2. составлять бюд в 2-х вариант:
один бюд – это текущ бюд к-ый составл по принц баланса и вкл расх обеспеченные дох. Расх не обеспеч дох найдут отраж в бюд развития, к-ый будет имееть отриц сальдо (бюд СССР 89). Предполаг, что доп расх в бюджете развития позволят в перспект получ доп дох.
БД долж стат исключительным явлением, либо отраж намерен прав-ва по корен перестр эк-ки, в этом случ бюд инвесц долж использ на разв переспект отрасл и сфер д-ти, способ принест отдач в вид допол дох бюд. Во всех др случ бюд долж сост-ся с нулев сальдо.
Для РБ. учитыв развитие инцегр процесса с РФ, целесообразн осущест постепен перех от деф бюд к сбаланс и далш к бюд с полн полож сальд т.е с профицир. Сум превышения дох над расх м/накапл и образ резерв фонд, ср-ва к-ого могут направ на погашение задолж-ти, образовавшейся в связ с привлеч займов под бюд финанс дополн мероприятий. Все мероприят необх осущ вмест (комплексно).
19
Бюд устройство вкл б/сист и принцип ее построения, б/права и б/процесс. Централ звен БУ явл бюд сист. Б/сист - этосовокуп отдел вид и уровн бюд. Бюд права – совокупность юр норм реглам-их права участник бюд процесса. Бюд проц – проц составл, рассмотр, утверждения и испол бюджета (этапы бюд проц).
б/сист РБ строится на след принц: - единства – гласн – самост – реальн.
Принц мог различ в зак-ве других стран.
Принц единства означ, что все бюд имеет един законод базу, по которой формир дох и финанс расх, единую общ фин основу т.е поступл от отрасл нар хоз. Един бюд класс дох и расх, ед форм б/документации, един казнач счет.
Принц реальн означ что все показ по дох и расх бюд д/б обоснованы соответ расчетами.
Принц самост означ что бюд любого ур-ня явл самост и не вкл в никакой вышестоящ бюд. Местн орган власт имеет прав самост составлять собств бюджеты. Вмешат в этот бюд никаких др орган не допускается.
Принц гласн треб чтоб принятые показ бюд был опубл. Показ по республ бюд публик в республ печат в вид зак о бюд на соответ год, местн - в местн печ.
Кром тог д/б опубл и отчетность об испол бюд.
Бюджет РБ: - респуьл бюдж; - бюдж города; - местн бюджеты.
Местн бюдж: - бюдж районов, - областн бюдж; - бюдж города област значения.
Бюдж районов: - райо бюдж; - бюдж города район значения; - сельск и поселков бюдж.
Функционир б/системы регламентир зако-вом РБ: « О бюд системе и гос внебюд фондах». Уровни б/системы: - первичный, - базовый, - областной.
20
Ценрал звен бюд сист РБ выступ респ бюд. Он выполн особ рол в реализ эк и фин политики гос-ва. Его показат утвержд в зак о бюджете и счит обязат для выполн всеми участн б/проц. Т.к. респ бюд формир на ур-не высш органа власти, то явл фин базой для выполн функций высш орган власт и управл.
Республ бюд концентр в себ практич полов бюд ресурс гос. Его особ рол сост в том что:
1. он концентр в себе наиб значит дох источн, к-ые наход под особ контр.
2. обесп перерасп б/ресур между уровн б/системы, тем самым выравнивая дох и расх.
3. финанс наиб значим общегос меропр: - гос целев прогр – расх на осущ соц полит – гос кап влож – ликвид послед стих бед – приорит развит отрасл – финан непризв сфер – и др.
4. финанс участ республ
в межд фин и обществ
5. респ бюд несет на себ ответств-ть за фин бюд деф. В респ бюд отраж источ покр бюд деф.
21
расх и дох бюд буд расмат на прим 02 год.
Респуб бюд сост из след разд: - дох – расх бюд – источ фин бюд деф.
С 98 в сост бюд введ 5 внебюд фонд, их дох отраж в дох части бюджета, а расх - в расх. В дох бюд отраж дох бюд СЭЗ, а в расх –расх СЭЗ.
В соотв с зак о бюд на 03 бюд утверж.
По дох 6 104 593 841 тыс руб
По расх 6 598 593 841 тыс руб
Устан что в 02 источн покрыт деф буд:
- внутр источ к-ые покрыв 65% деф из них кред НБ покрыв 50%. - внешн фин сост 35%
зак о бюд утверж переч создав в его сост целев бюд фонд:
1. республ фонд поддерж производ с/х прод продов и агран наук.
2. фонд содейст занятост
3. республ дорожн фонд.
4. республ фонд охран природ
5. республ фонд энергосбереж
зак респ бюд формир за счет след источ:
1. НДС и акциз на тов ввозим на тер РБ
2. НДС на тов производ в РБ но за искл той част к-ая перед-ся местн бюд.
3. Акциз на тов за искл част передов местн бюд.
4. нал на дох и приб за искл част перед местн бюд.
5. за счет чрезв нал.
6. дох от ВЭД
7. дох СЭЗ
8. проч дох (сбор штраф и т п)
9. дох-дов целев бюд фонд.
2002 год. В сост дох-дов респ бюд текущ дох сост 76.5% кап дох 3% дох СЭЗ 0.5% дох целев б/ф 20%. Это означ что кажд 5 бел/руб имеет целев назн и закрепл за конкрет расх. Это против основ принцип формир дох бюд отсутст закрепл дох за конкретн расх.
Текущ налог дох -76.5%
В т ч прям нал на дох и прибл – 20%
Нал с ФЗП – 7%
Внутрн нал на тов и услуг 57%
В т ч НДС и акциз 98%
В зак о бюд регламен поряд уплат отдел нал, их распр и использ (чрезв нал отчисл в ФСЗН к-ые уплач в един плат и распр 78% в счет чрезв нал и 28% в счет фонд)
В зак перечисл льг по указ плат . опред (регламен ) дох баз респ б зак регл и дох баз мест бюд в частн:
1. устанавл нормат отчисл от регулир дох источ в местн бюд област и Минск.
2. опред перечень нал, к-ые полност поступ в бюд обл и Минск т.е закрепл за соотв местн бюд.
3. опред переч местн нал и сбор, к-ые местн сов депут мог вводит на своей террит.
Ряд стат зак посвящ поряд образ расп и использ целев бюдд фонд в местн совет.
Опред катег льготников. Зак о бюд перегруж излишней инф касающ плтельщ отдел нал, поряд исчис льгот, использ целев платеж. Это наруш един стр-ру бюд, прозрачность бюджета.
22
приорит напр б/полит на 03 объявл:
1. фин меропр по ликв послед катастр на ЧАЭС.
2. меропр по повыш благосот насел .
3. по строит жилья.
4. по фин здравохран, образ и наук.
Сов Мин респуб поруч обеспеч получ доп дох в бюд для фин приорит напрв бюд/полит и оказ фин помощ местн бюд.
В зак о бюд перечисл и утвержд:
А) расх республ бюджетов по ведомст класиф.
Б) переч республик целев программ подлеж финанс в 03.
В) расх по эк класиф.
Г) V ассигнован на гос кап влож.
Д) утверж план вал расх и дох а респ бюд .
Первоочер фин-е осущ по защищ статьям расх. С этой цел перечисляются первоочерные защ стат бюджета. В зак перечисл : - отделньно для респ бюд ;– отделн для местн бюд.
Защищен стат республ бюд:
1. з/п
2. начисл на з/п
3. трансферты насел (фин пом, пенс)
4 расх на питан.
5. на медиком и перевяз ср-ва
6. погаш гос долг.
7. % по гос долг.
Утвержд т/ж зак размобор касов наличн по респ бюд.
Для обеспеч источн фин расх на наук устан нижн гран этих затр – 3% от расх част бюд (цел б фонд).
Зак регламент-ет также распред-е фин помощ из фонд фин поддерж областяи и Минску, а т/ж источн формир таких фондов. Фонд формир из ср-в респ бюджета:
- за счет отчисл
от зачисл в респуб бюджет
НДС и нал на дох и прибл
в разм и прибыли от продажи
гос имущества в размерое 31,3% ..
Одновр закон утверж
утверж нормат бюд обеспеч в здравоохр на 1-го жит респ – 171 152р.
Для оказ помощ местн бюд в респ бюд предусм т/ж субвенции на след цели:
1. на сод-е объект соц культ (к-ые перед–ся на баланс местн совет)
2. субвенции на строител коммун собств
3. на беспл питан учащих школ, учил техник распол на загряз террит.
4. Минск на строит метрополит и на выполн функ столиц.
5. на жилищ строител.
Ряд стат зак регламент поряд образ, распор и использ всех целев бюд фонд. При этом перечисл дох в фонд, расх в фонд, плательщ или льгот по платеж в фонд.
В зак о бюд устан лимит внешн гос долг на конец год – 2 млр США.
Предпол, что погаш внешн долг буд осущ с привлечь ср-в респ бюд по кредит линиям.
Платежи из респ бюд, произведенные в соотствии с гарантией правит-ва, взыскив-ся мин фином в бесспорн порядке со счетов юр лиц, заемщиков иностр кредита.
При этом в Минфин имеет прав уменш V финанс для указаз лиц ,еси они фин из респ бюд на ∑ произв платеж.
Зак предусм образ инновац фонд на ур-не респ орган гос упр-я, областн и Минск исполнит комитета за счет отчисл в разм 0.25% от с/с тов раб услуг произвед находящ в их веден юр лиц и различ хоз обществ.
23. Местные
бюджеты, их содержание и
К местным бюджетам(МБ) относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. МБ обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и др. мероприятий и концентрируют в себе около ½ резервов гос-ва.
Уровни МБ: 1. Первичный, 2. Базовый,3. Основной.
Назначения: МБ явл-ся фин рес-ми мероприятий по гос поддержке отраслей ЖКХ, дорож стр-ва, связь, транспорт и т.д.; обеспечивают защиту мероприятий по соц.-эк. развитию рынка в РБ; финансирование отрачлей непроизводственной сферы, страх-я, образ-я, способствует развитию и поддержке предприним-ва, развития рын-й инфрастр-ры; обеспеч-т реализацию региональных мероприятий; участвует в реализаци общегос-х программ; создает резервный фонд, кот может направляться на финанс-е доп мероприятий, + спец целевые фонды на осуществление конкретных мероприятий.
Местные исп-ные и расп-ные органы, Советы депутатов самостоятельно сост-ют, рассм-ют, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегос-х интересов и интересов населения.
24. Доходы местных бюджетов, источники формирования.
Д формируются за счет налогов(Н) и др. обяз-х платежей, + иных поступлений в соотв. с закон-м РБ. Д имеют двухуровневую сис-му формирования: 1 Собственные и закреплённые, 2 Регулирующие(из респ-го бюджета дотации, субсидии, субвенции). В статье 7 з-на о ГБ установлены нормативы отчислений в бюджет областей и г. Минска от сресп-х Д. В ст.8 перечень Д полностью поступ-х в МБ: подох-й Н с Ф.Л.;плата за древесину, отпуск. на корню; плата за лесные пользования; Н на недв-ть; земельный Н; экологический Н; Единый Н; акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным; Н на игорный бизнес; за наружную рекламу. Доп.источники Д, устан-ся самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с зак-ом РБ.
местные налоги и сборы:1. сборы с пользователя(курортный, за парковку, за право торговли, с владельцев собак, на проведение аукционов, рыболовный, и др.); 2. налог на продажу товаров в розничной торговой; 3. сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе и других объектов сервиса); 4. налог на рекламу с Ю и Ф Л.; 5. целевые сборы (транспортный сбор); 6. сборы за промысловую заготовку; 7. сборы с Ф.Л. при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.