Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть до¬ходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
С 16 века Речь Посп. (РП) переживает глую.кризис, войны, казна опустошается. Прав-во занимает деньги у магнатов взамен на земли.
Итог: казна форм-ся из нат.и ден.платежей, разгран.дох. м-ду княж.и местной казной, деление платежей на налог.и неналог., налоги на прям.и косв. Казна станов-ся ден.фондом, а б-т – фин.категорией. Появляются различн.категории плательщиков (купцы, горожане и пр.) которые платили разные налоги. Все больше крестьян переводится на ден.оброк.
10.Особ-ти развития
б-тов Беларуси в составе Росс.
Воссоединение Беларуси с Российской империей было прогрессивным явлением. Было проведено новое админ.-терр. деление (5 бел.губерний). БС доревол. России состояла из государственного и местных бюджетов. Государственный бюджет охватывал всю империю, включая и Беларусь, из него финанс. общегос. программы и меропр. Местные б-ты вкл. Б-ты отдельных админ. районов: губерний, волостей, сел, городов. В соотв. с этим различались уровни местных бюджетов: земские (губернские), мирские (волостные и сельские) и Городские.
На терр. пяти бел. губерний формировалась значит. доля доходов гос. бюджета России: прямые и косвенные налоги, доходы от гос. имуществ, пошлины, лесной доход, выкупные платежи и прочие доходы. Осн. долю дох. составляли доходы от железных дорог. Однако, в б-те касаемо ж/д было много махинаций, чтобы скрыть в целом убыточность ж/д. Роспись государственных доходов и расходов России со стояла из двух частей: обыкновенной сметы и чрезвычайной. Значит. поступления в казну за счет лесного дохода. В России не было подох.налога, обложению подлеж.имущ-во, а не дох. Реально основные доходы бюджета в белорусских губерниях формировались за счет косвенного обложения, всей тяжестью ложившегося на малоимущее население. В бел.губерниях очень низки были темпы роста гос.доходов. Осн.гос.расходы: ж/д, военные расх.,фин-е органов мин.финансов,ничтожно малые расходы на просвещ. В целом, б-т не способствовал развитию Беларуси, превыш.дох. над расх. выкачивалось в бюджет империи, в распоряж.правящ.классов. Местные б-ты не имея знач.фин.рес-сов, не могли влиять на соц-экон.развитие беларуси. С началом 1 мир.войны расходы б-та возросли в 8 раз, повысились налоги, но этого было недост., поэтому прав-во прибегало к займам и эмиссии денег. Накануне октябрьск.революции б-ты белор.губерний оказались фактически банкротами, не выдержав испытания войной.
12
Нач период формир рын отн в РБ относ к нач 90-х г. в эти услов бюдж приобр особ-ти, своиств перех экономике. Изменил его колич и кач показ не толк в сил указ ф-ра, но и в связ с приобр суверен-та РБ. До 1991 г б/проц РБ регламен закон СССР.
Гос бюдж БССР в полн объем вкл в един гос бюдж СССР и явл-ся его неотъемл част. А б/проц явл-ся част общег б/проц СССР. Орган бюдж/проц БССР регул констит СССР, зак о бюдж прав СССР и союзн республ, а такж прав автономн республик и местн советов и констит союз республик. В соотв с этим законом верх сов СССР опред какие дох и налог буд зачисл в союз респуб и местн бюдж. А республ орган власт не имел прав взым дох и налог не предусм союз закон, наиб крупн дох зачисл в союз бюдж (налог с обор (НДС и акции)).
Верх совет СССР принадл прав не толк утверж гос б СССР но и устан V бюдж союз республ в общ ∑ дох и расх. Совет министр СССР, как испол орган, определ порядок, срок состав, предостав бюдж на рассмотр верх совету, распоряж резерв фондом и регул контр за исполн бюдж. Такая же процедура, но с учет решен совет министр СССР происх и в республиках.
Верх совет республ утверж свой проект бюдж и отчеты об их исполн. Корен измен в б/проц произ в 1991 в связ с провозгл суверенит РБ. Перв самост бюдж РБ был состав на 91 г и имел ряд особен: он не вкл в сост никакого др бюдж: он был утверж в общ ∑ дох и расх с указ пределн разм дефиц.
В зак о гос бюдж на 91 предусм отчисл: - в местн бюдж и б гор Минск от общегосударств дох и налогов. Для укреп дох баз местн бюдж отделн област передов весь континг налог с оборота, поступ на их террит. В 91 в бюд еще отраж взаимоотн с союз бюд в связ с передачей туда части налог на приб (22%) предпр союз и республ подчин, а такженал с продаж.В дох бюд появл дох от выкупа, акцион-ия, реализ гос собствен.
В дох стали планир-ся целевые поступления в связи с огран бюд ресурс и необх финанс гос прогр. Был введ чрез нал, образ республ и местн дорожн фонд. В расх част бюдж резк сниж расх на нар хоз (почт в 3 раз). Это позв повысить затр на соц-культ мероприят, в бюд предусм расх для подерж ур-ня жизн насел. В бюд 91 был образ резерв фонд (для ликв действ стих рыноч сил)
В связи с заплан деф бюд впервые в 1991 опред-ны меропр по его сокращ. Более гл измен происх в 92 и связ с прин ряд закон акт РБ регламен бюд процесс. Это: - зак о бюд сист РБ – зак о местн самоупр – зак о нал и сбор взим в бюд РБ и множество зак по конкретн налогам.
С янв 92 перед в собст РБ п/п, организац бывш союз подчин, распол на тер РБ. В соотв с перечисл зак происх зам прям нал косвен, отменен налог с оборота, вкл сист-ма косв налогов. В связ с чем среди основ дох источн бюд стал фигурир НДС и акциз. Также предусм одинаков подх к налогооблаг прибыл п/п независ от форм собств и подчинен. Ввод нал за польз прир ресурс, платж за земл, нал на недв как элементы рын отнош. Уже с 91 в РБ отмен нал на холостяков, малосемейных и один граждан.
РБ самост регулир вопр внешне-эк д-ти. В бюд поступ : - нал на эксп и импр – нал пошл – др дох взим томож служб. Увелич поступ лесного дох, был отмен нал с прод и 11% на соц страх-ние. В расх част бюд знач част расх направ на соц-культ меропр и одновр сокращ на финанс нар хоз.
Приор финансир-е предусм для АПК за счет ср-в бюд, выдаваемых дотац на покрыт убыт отдел п/п и организац. В бюд появ такие расх как: - на оборону – выпус нац валюты, др цен бум – созд правохр органов, орган власт и управ. И в связ с дефиц уже планир расх по обсуж внутрен долга.
13
В 92 было полож начал формир нац сист-мы и самост бюдж РБ. Это вызв к жизни нов тенденц и особен разв бюдж
1. расш сфер бюд отношен, в
их соств доп вовлек суб
хоз различ форм собств, п/п
малого бизнеса и предпр-тели,
насел получающ соц помощ от
гос-ва, а также иностр гос и
междун организ. Это нашл
В течен послед лет соотнош гос дох к ВВП оставал высок несмотр на резк сниж V пр-ва, это объясн тем чт гос сохран контр над эк-кой и незначит темпами реформ.
Дох бюд к ВВП
такая тенденция была связ с необход ценрал в бюдж фин ресурс для осущ соц полит в услов сувернит.
2. рестуктуризация дох бюд в связ с неравном темпами их развития.
Доля нал к ВВП
в связи с измен бюд нал политики произошло знач сокращ нал пресса, что выраз в умен дол нал в ВВП с 37% в 93 до 24.5% в 96., но в послед эта тенден был наруш. След обрат вним на диспропорц связ со снижен дох от ВЭД. Это связ с незаверш проц внешн-экон либерализац.
3. на увелич дох бюд повлиял вкл в сост бюд с 98 средств 5 внебюд фондов, к-ые получ назван гос целев бюд фондов. По этой прич V консол бюд 98 увел на 20 %
эта тенд наруш основн свойство бюджета: отсутств закреплен дох за конкрет расх и может имееть последс-ия в виде времен кассовых разрыв при исполн бюд.
4. резк увелич размеров бюд фонда гос. За 5 лет (96-00) он вырос бол чем в 7 раз. Его показател дважды деноминироввли в связ с изменен масштаба цен.
5. ускорен темп роста
косвен налогов (НДС акцизов),
что вызв необход создан
6. неоправ медлен рост нал на собствен.
7. фактич не увелич поступлен от выкупа, акционниров и реализац гос собств.
Особен дох част бюд вызвало изменен и расх част бюд.
14
измененения в расх:
1. изменил-ся сост расх бюджета. В расх част сохран основ напр-я затрат и появл нов, к-ые отраж происх на дан этап изменен в эк-ке и соц сфере. Это расх по обслужив гос долга, индексация дох насел, по осуществ ВЭД, по финанс целев гос программ и др.
2. знач рост расх част бюджета, неравном темпы развит отдел расх и как следст реструктуриз расх бюджета.
3. Сократ темпы роста расх на отрасл эк-ки. Это позволило высвобод ресурс направ на фин-ие соц -культ мероприят.
РБ взял курс на разв наукоёмк отрасл, что предпол знач увел расх на науку, но этого не произш. Расх на наук в 92- 1.4% и стол ж в 98 в 99 и 00 1.6% и 1.7% (практически на том ж уровне).
9.с цел выравн расходов в соц- культ сфер с 97 расх местн бюд на отрасл непроизв сфер стал планиров-ся по един норматив бюд обеспеченности в отрасл непроизв ср в расч на 1-го жителя. Т.о V фин-я в непроизв сфере для конкрет региона расч пут умнож нормат бюд обеспеч на кол-во жител данного региона.
10. в расх част бюд планир расх по выполн РБ обяз-в по формир дох бюд союз гос-ва.
11. характ черт бюд 90-х г был превыш его расх над дох. Бюд дефиц планир, а его V утверж ежегод в зак о бюд.
Отриц сальдо бюд состав в % дох
92 95 98 00
6.2 9.3 5.9 1.7
т.о. особен разв и дох и расх част бюд сост в следущ:
1. усилен централизации фин ресур и увел их дол в ВВП
2. быстр рост V бюд, вкл-ся в его состав целев внебюд фонды
3. недост рациональна стр-ра расх и дох бюд.
4. реструктуриз его расх и дох, усиление соц направлености расх
5. формир резерв фонд в сост бюджета.
6. сокращ доли местн бюд в консолид бюд
7 . устойч бюд дефиц.
15
Бюд деф как бюд категория историч возн с появл бюд. Для больш стран бюд деф явл хар-ым явлением. Как страны с перех эк-ой, так и развитые страны призн эффектив бюд деф. Это треб его рассмотр как эк катег и изуч закон ее развития.
Деф т.ж явл фин катег и выраж такое сост бюджета, при котором дох не покр расх, в связ с ростом предел общестн издер произ-ва, что приводи к отриц бюд сальдо.
Бюд деф предст собой сист эк отнош, по повод привлечения дополнит дох сверх имеющ у гос-ва и исполз их на финансир расх, необеспеч собств дох. Бюд деф вызыв ряд причин:
- чрезм гос расх
– недополучение дох – сознат
сокращ дох в связ гос
Практ показыв, что в перид депрессии, когд ВВП низок, бюд как правило свойственен деф, а в периоды подъема наблюд положит сальд.
Это объяс тем, что в период спада резко сокращ поступ прям нал. В тож врем увелч гос расх, к-ые наход в противфаз с цикл. В это врем правит-во приним мер по увел расх на соц защ гражд, выплат пособ по безраб, трансфертов отдел отрасл на покрыт их издерж и др.
Чаще всего деф оправд тем, что заимств для его финанс ср-ва вклад в произв-во, дох от которого через некоторое время позволят расплач по долгам. Но на парктике ср-ва привлечен под бюд деф обезл, поэтому опред куда именно они буд направлены невозможн. Как правило они направ в перв очередь на финан защ статей расх и гос прогр связ с соц защ насел и разв непроизв сфер, и в отд случаях эти ср-ва направ на развв рын инфструкт эк-ки.
Если бюд ресурсы направ на эти цели и предполагают отдачу, то в будущ рост пр-ва и приб в соответ отрасл возместять произв затраты. Если привлеч на деф ср-ва идут на текущ затраты, субсидир нерентабельного пр-ва, то деф привед к усил инфляц проц.
Последств БД м/б: - инфл – сокращ V пр-ва – сокращ эксп и увел импорт – умен инвесц активн –снижение жизн уровня – гос долг (как внешн так и внутрен).
16
В нач 90 РБ столк с огром размер деф бюд. Он явил следствием сост респуб, а также сост бюд СССР в составе кот он находился. До сер 80 набл относ стаб полож гос бюд, это был связ с изъятием у суб хоз знач част прибыли, свобдных ср, в т.ч своб остатка приб. В сер 80 ситуац измен в отрас сфер мат пр-ва рез Сократ накопления, что был связано с разбаланс эк-ки, умен эффект эк-ки и рентабльности.
70 86
рент мат пр-ва 35.5% 16%
За этот период разм дотац в мат пр-во увел боле чем в 4 раз, а в бюд в 2.5 раз. Причем сокращ дох сопровж увел расх. Вложения в нар хоз росли опереж темпами, за этот период они выросл с 48% до 58%.. С конц 80 невозм было скрывать реальн сост гос бюд. Он впервые стал планироваться.
В РБ б деф стал планир с 91 год - 11.6% к расх бюджета, однако фактически бюд был исполн с прафицитом
Динам БД в %:
присут БД треб разраб гос прогр по умен и сбаланс бюд.
17
Источ финнан БД м/б внеш и внутр.
Внутр делят на: -инфляц (выпуск ден знак) – неинфляц (кредиты НБ, выпуск гос ц б )
Больш-во развитых стран для покрыт БД прибегают к выпуску гос ц б, как безинфляц источ финанс БД. В РБ в 93 94 основн источ покрыт деф был внеш займ. В 95 внешн финан умен до 13.5% и в 96 РБ вынужд был резк увел внутрен финанс, из-за отсут допол внешн источн. Т.к в это врем РЦБ ещебыл недостаточно развит, то правител-во было вынуждено использовать эмисс кредиты НБ, к-рые состав почти 85% в 96 от источн финанс. В 97 вновь привлек внешн займ (16% дефиц) вкл погаш задолж), эмиссион кред в 97г соств 27%, а ГКО увел до 50%.. В 98 99г на покрыт деф бюд направ только внутр источ. В 99 бол 30% V деф был профинанс за счет ГКО. В 2000 привл знач внешн займ, а деф 01 финанс за счет внутр источн. Серъез источн финанс БД в республ может стать : поступления от приватиз, но для этого необх осущ рыночн реформ республ.
18
Сокращ БД д/осущ на основ спец разраб гос прогр. Она долж вкл переч так меропр, к-ые с одной стор способст притоку дополнит ресурс в б фонд и с др стороны обеспеч сокращ гос расх. В числ так меропр д. быть следующие:
1. расш круг плательщиков и расшир налог законод. Необх обеспечить стабильность нал ставок, чтоб созд стабилн услов хозяйств. Вмест с тем условия создания здоров конкур будут побуж п/п увел производительность труда, рационал использ фин и мат ресурс, искать резерв роста пр-ва.