Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа
Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
Конституций Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства. В то же время она является основой для правового регулирования вопросов, касающихся юридического закрепления конституционно - правового статуса военнослужащих, в том числе ограничений их прав и свобод как человека и гражданина.
Став военнослужащим, лицо приобретает общие, специальные и должностные обязанности и соответствующие им права. Отдельные группы военнослужащих, например, относящиеся к различным составам военнослужащих, а так же исполняющие в соответствии с законом военную службу не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в силу специфики стоящих перед ними целей и задач, предопределяющих специфические направления деятельности, наделяются законом особыми полномочиями, отличными от полномочий военнослужащих других организаций и органов.
Так, например, Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» (ст. 12) предусмотрены следующие обязанности органов Федеральной службы безопасности470:
выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а так же отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма и др.
Федеральным законом «О государственной охране» предусмотрены условия применения сотрудниками федеральных органов государственной охраны физической силы, специальных средств и оружия (ст. ст. 24-27)471.
Правовой статус военнослужащего Российской Федерации как специфического субъекта права включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а так же обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией лиц военной службы в составе Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, указанных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».
Под правами военнослужащего имеются ввиду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности эффективного исполнения военной службы.
Военнослужащие Российской Федерации пользуются правами и свободами, которые гарантированы Конституцией РФ (гл. 2) и законами Российской Федерации с некоторыми ограничениями, о которых речь пойдет далее. Вместе с тем, военнослужащим для успешного осуществления служебной деятельности предоставляются особые (общие) права, которые не связаны с конкретными воинскими или иными должностями и исполнением специальных обязанностей.
А.М. Добровольский отмечает, что военно-служебные отношения, налагая на военнослужащих известные обязанности, вместе с тем предоставляют им некоторые права, вытекающие из служебного положения. Права эти он сводит к следующим категориям: 1) к праву на защиту при исполнении служебных обязанностей, а так же на защиту их достоинства; 2) к праву на содержание; 3) к праву на возмещение расходов, производимых в интересах службы; 4) к праву на почетные преимущества – награждение деньгами, землями, подарками472.
В отличие от Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации»473, в ст. 9 которого закреплены общие права каждого государственного служащего, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит конкретного перечня таких прав для военнослужащих. Однако анализ российского законодательства позволяет определить такой перечень:
хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемым законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой воинской должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а так же на организационно-технические условия, необходимые для исполнения ими должностных обязанностей;
получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной воинской должности;
продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результата и стажа службы, уровня квалификации;
переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы;
материальное обеспечение474.
В группе общих прав военнослужащих,
А.В. Кудашкин выделяет те, которые связаны
с: а) продвижением по службе (карьерой);
б) государственным материальным обеспечением,
отдыхом; в) правом на защиту; г) льготами;
д) поощрением475.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» называет следующие, связанные с продвижением по службе (карьерой), права:
занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;
повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.
Подгруппа прав военнослужащих на материальное обеспечение и отдых включает в себя права на:
денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, надбавок (например, за выслугу лет) и других дополнительных денежных выплат;
ежегодный основной отпуск продолжительностью в зависимости от срока военной службы. Военнослужащие имеют право так же на дополнительные отпуска: учебные, творческие, по личным обстоятельствам, по болезни;
медицинское обслуживание военнослужащих и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы, а в некоторых случаях и после увольнения с военной службы в соответствии с законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»476;
обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы.
Для защиты своих прав и законных интересов военнослужащий может использовать право на обращение с жалобой в порядке подчиненности к вышестоящему должностному лицу или в военный суд для разрешения споров, связанных с военной службой477.
Военнослужащие имеют право на следующие льготы:
освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц;
жилищные льготы (сохранение жилой площади и права на нее), право на дополнительную жилую площадь (для отдельных категорий военнослужащих), обеспечение жилой площадью в трехмесячный срок, содействие индивидуальному жилищному строительству;
льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по сниженных ценам, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно;
льготы в области образования и культуры охватывают преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них, при пользовании культурно-просветительными учреждениями, спортивными сооружениями;
льготы по перевозкам заключаются в предоставлении права бесплатного проезда при переводах и назначении по службе, при поездках в основной и дополнительные отпуска, направлении на лечение на всех видах общественного транспорта – городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а так же бесплатной перевозке всеми видами транспорта (кроме воздушного) до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое в связи с увольнение со службы и при переводе на новое место службы;
льготы за службу в отдаленных местностях, местностях с неблагоприятными климатическими (экологическими).
Особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, т. е. командиры и начальники.
Важной составляющей правового статуса военнослужащих являются их обязанности.
Под юридической обязанностью понимают установленную законом меру должного общественно необходимого поведения478. П.В. Витрук под юридической обязанностью понимает социально возможную необходимость определенного поведения личности, установленную государством479. По мнению Г.В. Мальцева, «юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении»480.
Под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагаются повышенные по сравнению с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано какими-либо временными рамками, например, исполнение должностных или специальных обязанностей.
Общие обязанности военнослужащих Русской Императорской армии излагались в главе 2 раздела I Свода военных постановлений «Об обязанностях военнослужащих», в которой было записано, что «все чины военного ведомства должны против всех неприятелей … государства служить … не щадя жизни. Все служащие обязаны исправлять возложенные на них должности согласно своей присяге с усердием, нелицемерно и добросовестно, по существующим учреждениям и уставам, и по приказаниям и наставлениям начальства, не позволяя себе, не из вражды, ни из свойства или дружбы, а тем более из корысти или взяток, ничего противного долгу присяги, честности и возложенного на них служения»481.
Общие обязанности военнослужащих Российской Федерации перечислены в ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и конкретизированы в Военной присяге482, Уставе Внутренней службы ВС РФ и других воинских уставах.
Конституция Российской Федерации закрепила
важнейшее, исходное для всего текущего
законодательства положение о том, что
защита Отечества является долгом и обязанностью
гражданина Российской Федерации (ч. 1
ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную
и юридическую обязанность всех и каждого
посильно участвовать в защите Отечества.
В таком закреплении понятия «защита Отечества»
используются две категории: правовая
(нормативная, юридическая) – как обязанность,
и моральная (нравственная) – как долг.
Употребление в Конституции РФ категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг – не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.)483. В том числе, как справедливо отмечает В.Г. Стрекозов, граждане обязаны не только защищать свою Родину в условиях войны, но и своим повседневным, самоотверженным трудом крепить оборонное могущество Родины, быть готовыми в любой момент выступить на ее защиту484.
Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой – подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству.
К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированным. Для военнослужащих характерна, прежде всего, дисциплина воинская, ко