Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа
Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
На лицо, ставшее военнослужащим, возлагается исполнение определенных обязанностей, оно приобретает особые права, на него возлагается повышенная ответственность. Таким образом, характеризуя в дальнейшем военнослужащего как специфического субъекта права, целесообразно исследовать его правовое положение.
Понятие «правовое положение» в современной юридической литературе все чаще употребляется как «правовой статус». Этим термином характеризуют связи и права личности, отражают все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Его применяют когда, речь идет о характеристике положения того или иного субъекта правового общения, как коллективного (например, органа государства, органа военного управления, организации, учреждения), так и индивидуального (военнослужащего, воинского должностного лица и т.п.).
В Конституции Российский Федерации термин «статус» употребляется применительно к правовому статусу личности (ст. 64).
Федеральным законом «О статусе военнослужащих»449 (ст. 4) закреплены правовые основы статуса военнослужащих в Российской Федерации. К данным основам указанный закон относит Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
При определении правового статуса личности отмечается несколько подходов, связанных с включением в его структуру различного набора элементов. Так, Н.В. Витрук определяет правовой статус личности как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством450. В.А. Кучинский включает в юридический статус также юридическую ответственность451. Другие ученые включают в него общую правоспособность и гарантии, гражданство452 и другие элементы.
По мнению Е.А. Лукашевой, ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий)453. Она предлагает ограничить понятие правового статуса категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По ее мнению «предстатусные» и «послестатусные» положения необходимо включить в понятие «правовое положение»454, которое наиболее часто употребляется наряду с понятием «правой статус» при характеристике того или иного субъекта права.
При характеристике личности в юридической литературе высказываются различные точки зрения о соотношения этих двух понятий. Ряд ученых разграничивают понятия «правовой статус» и «правовое положение». По их мнению, первое выступает частью (ядром) второго455. Например, по мнению Л.Д. Воеводина, составной частью правового положения личности являются основные, т.е. конституционные права, свободы и обязанности граждан456.
Иные считают, что данные понятия равнозначны
или могут употребляться как синонимы.
Можно согласиться с точкой зрения Н.И.
Матузова, указывающего на их взаимозаменяемость.
Он считает, что сердцевину, основу правового
статуса личности составляют ее права,
свободы и обязанности, закрепленные в
Конституции и других важнейших законодательных
актах, провозглашенные в Декларации прав
человека и гражданина457.
По мнению
Г.В. Мальцева, права и обязанности –
основной исходный элемент права. «Система
прав и обязанностей – сердцевина,
центр правовой сферы, и здесь лежит ключ
к решению основных юридических проблем»458.
Права и свободы человека – это субъективные
права, выражающие
Другие ученые, считают, что права, закрепленные Конституцией, включены в структуру конституционного статуса, а в текущем законодательстве развиваются и закрепляются права, составляющие содержание основ правового статуса (положения) личности460.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»461 граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (п. 3 ст. 2). Субъектами государственно-правового отношения462 по поводу военной службы выступают, с одной стороны, российское государство, в лице Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с другой – граждане Российской Федерации (иностранные граждане), проходящие военную службу, т.е. военнослужащие.
В соответствии со ст. 71 Конституции
Российской Федерации вопросы
обороны и безопасности
На военнослужащих распространяется законодательство, представляющее собой специальный комплекс правовых актов и норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, в том числе при исполнении гражданами Российской Федерации военной службы и именуемое военным. Особенности военной службы, выделяющие ее в особый вид федеральной государственной службы, определяют существование особенностей правового статуса военнослужащего как специфического субъекта права. Данная специфика определена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 1): «На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации».
Как уже отмечалось, ряд ученых (Н.В. Витрук, В.И. Новоселов, В.А. Патюлин и др.) пришли к выводу о существовании специальных правовых статусов, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности с учетом специфики ее социального, служебного и иного положения. Н.В. Витрук ограничивает содержание правового статуса лишь специальными правами и обязанностями463.
На существование специального правового статуса военнослужащих указывают и зарубежные ученые, исследующую эту проблему. Так, немецкий юрист К. Хессе прямо указывает на понятие и своеобразие «особых отношений властвования» (особый статус)464.
Профессор А.М. Добровольский, в своих исследованиях отмечал: «Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывает здесь воздействие особая природа военной службы. Определяющим моментом в этом отношении являются: во-первых, особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом, и в, третьих, – существо военной службы, как службы государственной вообще»465.
Специальный статус отражает особенности положения определенной категории граждан (лиц), в том числе военнослужащих. Указанные категории, базируясь на общем (конституционном) статусе человека и гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Таким образом, содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина конкретизируется в статусе лиц, объединяемых по признаку исполнения ими в соответствии с законом военной службы определенных обязанностей.
Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации466, которые носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.
Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной службы ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчинения строго определенным лицам – начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая, в том числе своего непосредственного и других прямых начальников467.
Анализируя законодательство, регламентирующее правовое положение военнослужащих А.В. Кудашкин, подразделяет права военнослужащих на общие и должностные468. К общим правам он относит:
хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной воинской должности;
продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации;
переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы и т.д.
Указанные обязанности и права присущи всем военнослужащим независимо от ведомственной принадлежности и занимаемой должности. Именно общие права и обязанности военнослужащих составляют ядро, или основное содержание специального правового статуса военнослужащих.
Кроме того, каждый военнослужащий также имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Соответствующие указанным обязанностям должностные права призваны создать военнослужащему надлежащие условия для их выполнения. Должностные обязанности и права составляют содержание должностного статуса конкретного военнослужащего.
Анализ Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона «О статусе военнослужащих» и других законов позволяет выделить особенности правового положения отдельных групп, видов, категорий военнослужащих.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п.2 ст.2) прохождение военной службы осуществляется:
гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Объем их прав, обусловленных военной службой и связанных с государственным материальным обеспечением, значительно различается, что объясняется различием сущностного содержания этих двух видов исполнения военной службы.
Таким образом, каждый из военнослужащих обладает определенным, отличным от других правовым положением.
Н.В. Артамонов в структуре специального правового статуса военнослужащих выделяет следующие части: общую, относящуюся к правовому статусу гражданина вообще, специальную (совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих) и, наконец, единичную, включающую в себя особенности правового положения данного военнослужащего469.
В то же время, содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина составляют права, свободы, обязанности и гарантии, закрепленные Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами. Основу конституционно-правового статуса составляют основные (конституционные) права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ.
В то же время основные права, свободы и обязанности развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве: федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, а так же подзаконных нормативных правовых актах – Указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, ведомственных нормативных правовых актах.
Применительно к специфическим субъектам права, например, военнослужащим, конституционно-правовой статус конкретизируется в их специальном правовом статусе.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина распространяется на военнослужащих с учетом возможностей его реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что влечет за собой некоторые ограничения в конституционных правах и свободах.