Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа
Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.
Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102
Вместе с тем, принятые 28 января 2008 года указы Президента Республики Беларусь соответственно № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» и № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок» призваны усовершенствовать правовое регулирование деятельности садоводческих товариществ, потребительских кооперативов, организованных для строительства и эксплуатации жилых домов, управления ими, а также гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок и восполнить пробел в законодательстве Республики Беларусь.
Таким образом, исходя из проведенного анализа представляется целесообразным дальнейшее развитие законодательства о лицах путем принятия законодательных актов прямого действия, конкретизирующих общие нормы ГК РБ и содержащих четкие механизмы их реализации, а также внесение изменений и дополнений в действующие акты с учетом практики их правоприменения и меняющегося законодательства. Среди таковых в первую очередь оправдано выделить проект закона Республики Беларусь «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, несмотря на довольно короткий период, прошедший с момента вступления в силу Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» в настоящее время присутствует необходимость внесения в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» изменений и дополнений, направленных на совершенствование его положений с учетом правоприменительной практики (предусмотрен пунктом 13 плана подготовки законопроектов на 2008 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 666). [57]
Однако, следует отметить, что разработка специального нормативного правового акта в сфере правового положения физических лиц в настоящее время нецелесообразна.
2. Объекты гражданских прав
2.1. Недвижимые и движимые вещи
Предметом правового регулирования являются недвижимые и движимые вещи, как объекты гражданских прав.
Правовое регулирование объектов гражданских прав, в том числе, недвижимых и движимых вещей основывается на Гражданском кодексе Республики Беларусь (ч.1 п.1 ст. 36; ст. 113-115; п. 3 ст. 129; ст.130, 132; ч.1 ст. 137; ст.141-142; п. 1 ст.143; п.1 ст.223 и другие ГК РБ). [57]
Кроме того, отношения в данной области регулируются также иными многочисленными законодательными актами: Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 «Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности»; Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности»; Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач»; Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О магистральном трубопроводном транспорте» и многие другие. [57]
2.2. Регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
Основополагающими нормативными
правовыми актами, регулирующим отношения
в сфере государственной
В настоящее время Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) является основным специальным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
2.3. Драгоценные металлы
и драгоценные камни.
Основным документом, устанавливающим правовые основы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 21 июня 2002 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон о драгоценных металлах). Указанный Закон определяет:
область действия государственной монополии в этой сфере;
цели, способы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;
полномочия органов государственного управления.
Помимо указанного нормативного правового акта на территории Беларуси в этой сфере действуют следующие акты:
Декрет Президента Республики
Беларусь от 31 октября 2000 г. № 21 «О мерах
по обеспечению порядка при
Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 1995 г. № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 января 2003 г. № 1 «Об установлении порядка приравнивания уникальных природных янтарных образований к драгоценным камням»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 1838 «Об утверждении правил совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями»;
и иные акты.
Кроме того, 19 апреля 2006 года был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 260 «Об утверждении Положения о государственном фонд драгоценных металлов и драгоценных камней в Республики Беларусь». Данным актом закреплены порядок формирования Государственного фонда драгоценных камней и драгоценных металлов Республики Беларусь, размещения, хранения и использования его ценностей, а также их учета и отчетности.
2.4. Иные объекты гражданских прав
Правовое регулирование иных объектов гражданских прав основывается на Гражданском кодексе Республики Беларусь (ч.1 п.1; п.2 ст. 1, п.п.5 ч.2 ст. 7; ст.17; п.п.2 п.2 ст. 25; п. 1 ст. 44; ч.1 п. 2 ст. 47/1; п. 1 ст.125; аб.2-6 ст. 128; ст. 139; п.1 и 2 ст. 140; п. 1 ст. 143; глава 8 и другие ГК РБ). [57]
Кроме того, отношения
в данной области регулируются также
иными многочисленными
3. Сделки и представительство
В настоящее время основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере сделок и представительства в Республике Беларусь, как и в иных государствах-участниках СНГ, является Гражданский кодекс Республики Беларусь (подраздел 4 «Сделки и представительства»).
Кроме того, нормы о сделках и представительстве содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Вместе с тем, разработка специального акта в сфере сделок и представительства в настоящее время нецелесообразна.
4. Сроки. Исковая давность
В настоящее время основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере гражданско-правовых сроков и исковой давности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь (подраздел 5 «Сроки. Исковая давность»). Кроме того, нормы о гражданско-правовых сроках и исковой давности содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Вместе с тем, разработка специального акта в сфере гражданско-правовых сроков и исковой давности в настоящее время нецелесообразна.
5. Право собственности и другие вещные права
Общественные отношения в сфере права собственности и других вещных прав регулируются более 190 нормативными правовыми актами.
Вопросы права собственности и других вещных прав регламентируются следующими нормативными правовыми актами: ГК Республики Беларусь (статьи 210-218), Кодекс торгового мореплавания (глава 2), Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. (статьи 7, 26), Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 368 «О некоторых вопросах отчуждения жилых домов в сельских населенных пунктах», Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2006 г. № 59 «О некоторых вопросах владения, пользования и передачи в собственность гражданам жилых домов (квартир), построенных сельскохозяйственными организациями, и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 1998 г. № 788» и др. [57]
6. Обязательственное право
6.1. Общие положения обязательственного права
Общие положения законодательства Республики Беларусь о гражданско-правовых обязательствах сосредоточены в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Подраздел 1 раздела III ГК «Общие положения об обязательствах» посвящен понятию обязательства, исполнению обязательств, способам обеспечения исполнения обязательств, перемене лиц в обязательстве, ответственности за нарушение обязательств и прекращению обязательств.
В развитие положений ГК приняты законы, акты Президента Республики Беларусь и постановления Правительства Республики Беларусь. Правила последних уточнены и конкретизированы в актах отраслевых министерств и Национального банка Республики Беларусь. Действует ряд постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Так, например, среди актов, регулирующих данные правоотношения можно выделить следующие: Указ Президента Республики Беларусь от 15 августа 2005 г. № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 10 марта 2000 г. № 124 «О направлении представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога», Указ Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 88 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками», Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444 «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 ноября 2005 г. № 1317 «Об отдельных вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь», постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2003 г. № 10 «О некоторых вопросах, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих гарантами или поручителями», постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 г. № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» и другие.
Предложения по совершенствованию
норм ГК, в том числе подраздела
1 раздела III, высказывались в отдельных
статьях в специальных
Осуществлялось внесение отдельных изменений в подраздел 1 раздела III Гражданского кодекса, а также в иные его структурные единицы. Это обусловлено сложившейся в законотворческой деятельности практике, согласно которой нормы ГК должны в точности повторять правила специальных законодательных актов, принимаемых в сфере гражданского и хозяйственного законодательства. Необходимость такой практики не была научно обоснована.
Оснований для подготовки
проектов законов Республики Беларусь
в целях совершенствования
6.2. Договоры и другие обязательства
6.2.1. Купля-продажа. Продажа недвижимости. Продажа предприятия
Правовое регулирование
купли – продажи, в том числе
купли-продажи недвижимого
В частности, Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. № 171 «О некоторых мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства», Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2007 г. № 77 «О некоторых вопросах понижения начальной цены продажи имущества, находящегося в республиканской собственности», Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1997 г. № 613 «О совершенствовании порядка отчуждения государственного имущества», Указ Президента Республики Беларусь от 23 июля 2004 г. № 350 «Об упорядочении работы с отдельными видами имущества, обращенного в доход государства», Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 368 «О некоторых вопросах отчуждения жилых домов в сельских населенных пунктах», Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2004 г. № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций» и многие другие.
6.2.2. Мена
Правовое регулирование договора мены статьями главы 31 «Мена» Гражданского кодекса Республики Беларусь не исчерпывается, так как к договору мены в соответствии с пунктом 2 статьи 538 ГК применяются правила о купле-продаже (глава 30 ГК), если это не противоречит существу мены.
Кроме главы 31 ГК отношения мены регулируются и другими кодексами Республики Беларусь. А именно:
Статья 92 Кодекса Республики Беларусь о земле содержит положения об обмене земельными участками;
Статьи 32-35, 75-79, 122 Жилищного кодекса Республики Беларусь содержат основные положения об обмене жилыми помещениями;