Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа
Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.
Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102
Нарушения гражданских
прав, особенно права собственности,
получили широкое распространение
при конфискации
Так, как было указано в преамбуле к Постановлению ЦИК и СНК СССР, «в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для социалистического переустройства сельского хозяйства Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют»:
1. Отменить в районах сплошной коллективизации действие закона о разрешении аренды земли и о применении наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах (VII и VIII разделы общих начал землепользования и землеустройства).
Исключения из этого правила
в отношении середняцких
2. Предоставить краевым (
Конфискованное имущество
3. Предложить правительствам
Отметим, что и в дальнейшем,
принимались акты, направленные на
борьбу с кулачеством и ущемления
их прав, в особенности права
В Постановлении ЦИК и СНК СССР от 07.08.1932 г. Содержались следующие положения:
«Приравнять по своему значению грузы на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этих грузов.
Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.
Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.
Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.
Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.
Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.
Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять их преступления к государственным преступлениям.
Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов лишение свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь.
Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам» [12].
Вывод:
Таким образом, в 1929-1930 годах в Советском Союзе был взят курс на ликвидацию обособленных крестьянских хозяйств и образование колхозов, в результате чего крестьяне утрачивали земли и были вынуждены вступать в колхозы, что сразу привело к снижению сельскохозяйственной продукции. Республиканское законодательство о земле перестало выдаваться, развивалось только законодательство ССР.
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов
В новой Конституции БССР 1937 г. отражены основные черты советского гражданского права и, прежде всего, права собственности. В ней законодательно закреплялось положение о том, что социалистическая собственность на орудия и средства производства и социалистическая система хозяйства составляют экономическую основу БССР.
Сужается сфера генеральных договоров. Прямые договоры между предприятиями заключаются на основе разработанных Правительством БССР основных условий поставки. В постановлении СНК БССР от 3 декабря 1938 г., изданном в соответствии с решением СНК СССР от 29 ноября 1938 г., содержалось указание о том, что прямые договоры на 1939 г. заключаются в полном соответствии с согласованными между наркоматами или главками основными условиями поставок. Республиканскому и областным союзам потребкооперации, государственным торговым организациям запрещалось заключение долевых договоров на поставку товаров от имени нижестоящих организаций без непосредственного участия последних в разработке всех условий договора. Запрещалось также обязательное привлечение низовых организаций к долевому участию в договорах [34, с. 127].
Основные условия поставок,
не подлежавшие утверждению
Органам Государственного арбитража было разрешено отказывать в рассмотрении споров по договорам, заявленным по истечении предельного срока их заключения, и предложено сообщать вышестоящим органам о нарушении сроков для привлечения виновных к ответственности.
Все это проводилось для выполнения производственных планов. Договоры не применялись лишь в поставках экспортной продукции, черных металлов и автомашин: эта продукция распределялась централизованно, по нарядам-заказам соответствующих ведомств.
Коснулись изменения
и правового регулирования
29 августа 1939 г. СНК
СССР утвердил инструкцию
Органам арбитража предоставлялось право повышать размер штрафа до определенных размеров при систематической поставке некачественной или некомплектной продукции, а также при наличии других обстоятельств, усугубляющих вину поставщика.
На поставщика возлагались все расходы по возврату и замене товара, не соответствующего условиям договора, по досылке недостающих частей и убытки, не покрытые штрафом.
В строительстве в соответствии с постановлением СНК СССР от 26 февраля 1938 г. был осуществлен ряд мероприятий по удешевлению проектов. Изданные в это время правила о подрядных договорах закрепили порядок заключения генеральных и годовых договоров, права и обязанности сторон, их ответственность за выполнение принятых по договору обязательств. В соответствии с введенной к этому времени системой генерального подряда заказчик заключал договор с генподрядчиком на весь объем работ. Генподрядчик нес ответственность за выполнение как общестроительных, так и специальных работ.
На тех же принципиальных началах строились отношения в области проектирования и изыскательских работ. Заказчики заключали договора с ведущей проектной организацией, выполняющей все работы (самостоятельно или с привлечением специализированных проектных организаций). Была введена система премирования за экономичные проекты сооружений при высоком качестве проектных работ. Размер премии зависел от размера снижения стоимости строительства.
В жилищном строительстве
государство упорядочило
Вывод:
Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в указанный период было направлено на обеспечение постоянного роста и укрепления обеих форм социалистической собственности. С этой целью был проведен строжайший учет хозяйственных организаций и предприятий, пользующихся правами юридического лица, и их филиалов, усилен контроль за законностью возникновения, реорганизации и прекращения деятельности этих организаций. Совершенствуется законодательство о порядке расчетов между государственными и кооперативными (кроме колхозов) учреждениями и организациями за передаваемые им предприятия, здания и сооружения.
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы
В ХХ в. гражданское право Беларуси развивалось в единой связке с российским (советским) законодательством. В 1923 г. в БССР введен ГК РСФСР 1922 г., в 1927 г. принят свой республиканский ГК, не имевший существенных отличий от российского. ГК БССР 1964 г. также копировал ГК РСФСР.
Современное гражданское
право Беларуси сформировалось в
результате политических и экономических
реформ 1990-х гг. Основы гражданско-правовых
и хозяйственных отношений
В ноябре 1996 г. на референдуме граждане поддержали предложение Президента Республики о запрете свободной купли-продажи земли.
Коренная реформа гражданского законодательства, проводившаяся с начала 1990-х гг., вступила в завершающую стадию с принятием нового Гражданского кодекса Республики Беларусь от 1998 г. В его основу положен Модельный Гражданский кодекс, утвержденный Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ. Это предопределило высокую степень сходства белорусского и российского гражданских кодексов.
В отличие от российских законодателей, принявших к 1999 г. только две первые части ГК РФ, Парламент Беларуси принял и ввел в действие свой Кодекс целиком.
ГК Беларуси при всей схожести с ГК РФ отличает более социальный характер. Так, среди основных начал гражданского законодательства указывается, что направление и координация экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях. Среди оснований прекращения права собственности более определенно, чем в ГК РФ, названа национализация.
В след за Конституцией ГК предусматривает
только две формы собственности: частную
и государственную. Субъектами последней
могут быть Республика Беларусь и административно-
На сегодняшний день ГК Республики Беларусь обладает следующей структурой:
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПОДРАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Гражданское законодательство
ГЛАВА 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
ПОДРАЗДЕЛ 2. ЛИЦА
ГЛАВА 3. Граждане (физические лица)
ГЛАВА 4. Юридические лица
§ 1. Основные положения
§ 2. Хозяйственные товарищества и общества
1. Общие положения
2. Полное товарищество
3. Коммандитное товарищество
4. Общество с ограниченной ответственностью
5. Общество с дополнительной ответственностью
6. Акционерное общество
7. Дочерние и зависимые общества
§ 3. Производственные кооперативы
§ 4. Унитарные предприятия
§ 41. Крестьянские (фермерские) хозяйства
§ 5. Некоммерческие организации
§ 6. Государственные объединения
ГЛАВА 5. Участие Республики
Беларусь и административно-
ПОДРАЗДЕЛ 3. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
ГЛАВА 6. Общие положения
ГЛАВА 7. Ценные бумаги
ГЛАВА 8. Нематериальные блага и их защита
ПОДРАЗДЕЛ 4. СДЕЛКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
ГЛАВА 9. Сделки
§ 1. Понятие, виды и формы сделок
§ 2. Недействительность сделок
ГЛАВА 10. Представительство. Доверенность