Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Нарушения гражданских  прав, особенно права собственности, получили широкое распространение  при конфискации собстственности  у “нэпманов” и “кулаков”.

Так, как было указано  в преамбуле к Постановлению ЦИК и СНК СССР, «в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для социалистического переустройства сельского хозяйства Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют»:

1. Отменить в районах  сплошной коллективизации действие закона о разрешении аренды земли и о применении наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах (VII и VIII разделы общих начал землепользования и землеустройства).

Исключения из этого правила  в отношении середняцких хозяйств регулируются районными исполнительными комитетами под руководством и контролем окружных исполнительных комитетов.

2. Предоставить краевым (областным)  исполнительным комитетам и правительствам  автономных республик право применять  в этих районах все необходимые меры борьбы с кулачеством вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краев (областей).

Конфискованное имущество кулацких хозяйств, за исключением той части, которая идет в погашение причитающихся  с кулаков обязательств (долгов) государственным и кооперативным органам, должно передаваться в неделимые фонды колхозов в качестве взноса бедняков и батраков, вступающих в колхоз.

3. Предложить правительствам союзных  республик, в развитие настоящего  Постановления, дать необходимые указания краевым (областным) исполнительным комитетам и правительствам автономных республик [12].

Отметим, что и в дальнейшем, принимались акты, направленные на борьбу с кулачеством и ущемления  их прав, в особенности права собственности.

В Постановлении ЦИК и СНК  СССР от 07.08.1932 г. Содержались следующие  положения:

«Приравнять по своему значению грузы  на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и  всемерно усилить охрану этих грузов.

Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.

 

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.

Приравнять по своему значению имущество  колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные  склады и магазины и т.п.) к имуществу  государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.

Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с  конфискацией всего имущества и  с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении  колхозного и кооперативного имущества.

Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять их преступления к государственным преступлениям.

Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и  угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов  лишение свободы от 5 до 10 лет с  заключением в концентрационный лагерь.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам» [12].

Вывод:

Таким образом, в 1929-1930 годах  в Советском Союзе был взят курс на ликвидацию обособленных крестьянских хозяйств и образование колхозов, в результате чего крестьяне утрачивали земли и были вынуждены вступать в колхозы, что сразу привело к снижению сельскохозяйственной продукции. Республиканское законодательство о земле перестало выдаваться, развивалось только законодательство ССР.

 

2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов

 

В новой Конституции  БССР 1937 г. отражены основные черты  советского гражданского права и, прежде всего, права собственности. В ней  законодательно закреплялось положение  о том, что социалистическая собственность  на орудия и средства производства и социалистическая система хозяйства составляют экономическую основу БССР.

Сужается сфера генеральных  договоров. Прямые договоры между предприятиями  заключаются на основе разработанных  Правительством БССР основных условий  поставки. В постановлении СНК БССР от 3 декабря 1938 г., изданном в соответствии с решением СНК СССР от 29 ноября 1938 г., содержалось указание о том, что прямые договоры на 1939 г. заключаются в полном соответствии с согласованными между наркоматами или главками основными условиями поставок. Республиканскому и областным союзам потребкооперации, государственным торговым организациям запрещалось заключение долевых договоров на поставку товаров от имени нижестоящих организаций без непосредственного участия последних в разработке всех условий договора. Запрещалось также обязательное привлечение низовых организаций к долевому участию в договорах [34, с. 127].

Основные условия поставок, не подлежавшие утверждению Экономическим  советом, разрабатывались и согласовывались непосредственно наркоматами и центральными ведомствами. Контроль за ходом заключения хозяйственных договоров осуществляли ведомства и Экономический совет. Конкретные сроки заключения договоров на очередной хозяйственный год устанавливались правительством ежегодно.

Органам Государственного арбитража было разрешено отказывать в рассмотрении споров по договорам, заявленным по истечении предельного  срока их заключения, и предложено сообщать вышестоящим органам о  нарушении сроков для привлечения  виновных к ответственности.

Все это проводилось  для выполнения производственных планов. Договоры не применялись лишь в поставках  экспортной продукции, черных металлов и автомашин: эта продукция распределялась централизованно, по нарядам-заказам  соответствующих ведомств.

Коснулись изменения  и правового регулирования расчетных  отношений. Был, в частности, улучшен  и упрощен порядок расчетов по внутригородскому товарообороту. Помимо уже действовавших расчетов по платежным  требованиям, было разрешено применение платежных поручений и расчетных чеков. При постоянных хозяйственных связях допускались и плановые платежи, при которых поставщику в определенные сроки переводились суммы, установленные договором. Окончательные финансовые расчеты производились через 5—15 дней по фактической поставке товаров.

29 августа 1939 г. СНК  СССР утвердил инструкцию Госарбитража  «О порядке и сроках предъявления  претензий при поставке товаров  ненадлежащего качества одними  государственными, хозяйственными, кооперативными  и общественными организациями другим» [34, с. 129]. Инструкцией предусматривались значительные штрафы на недобросовестных поставщиков: за поставку бракованной продукции в размере 10% стоимости товара по отпускным ценам промышленности или заготовительных организаций, за поставку товаров ненадлежащего качества — до 200% уценки, за некомплектную продукцию — 100% стоимости недопоставленных частей или агрегатов, за немаркированный или неправильно маркированный товар — 5% его стоимости.

Органам арбитража предоставлялось  право повышать размер штрафа до определенных размеров при систематической поставке некачественной или некомплектной продукции, а также при наличии других обстоятельств, усугубляющих вину поставщика.

На поставщика возлагались  все расходы по возврату и замене товара, не соответствующего условиям договора, по досылке недостающих частей и убытки, не покрытые штрафом.

В строительстве в  соответствии с постановлением СНК  СССР от 26 февраля 1938 г. был осуществлен  ряд мероприятий по удешевлению  проектов. Изданные в это время  правила о подрядных договорах закрепили порядок заключения генеральных и годовых договоров, права и обязанности сторон, их ответственность за выполнение принятых по договору обязательств. В соответствии с введенной к этому времени системой генерального подряда заказчик заключал договор с генподрядчиком на весь объем работ. Генподрядчик нес ответственность за выполнение как общестроительных, так и специальных работ.

На тех же принципиальных началах строились отношения  в области проектирования и изыскательских работ. Заказчики заключали договора с ведущей проектной организацией, выполняющей все работы (самостоятельно или с привлечением специализированных проектных организаций). Была введена система премирования за экономичные проекты сооружений при высоком качестве проектных работ. Размер премии зависел от размера снижения стоимости строительства.

В жилищном строительстве  государство упорядочило кредитование индивидуального жилищного строительства  рабочих и служащих коммунальными  банками в пределах, определенных Правительством СССР. Были утверждены новые правила кредитования, типовой договор между предприятием и банком, типовые обязательства ссудополучателя. Значительно повысилась ответственность за использование ссуд по назначению.

Вывод:

Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в указанный период было направлено на обеспечение постоянного роста и укрепления обеих форм социалистической собственности. С этой целью был проведен строжайший учет хозяйственных организаций и предприятий, пользующихся правами юридического лица, и их филиалов, усилен контроль за законностью возникновения, реорганизации и прекращения деятельности этих организаций. Совершенствуется законодательство о порядке расчетов между государственными и кооперативными (кроме колхозов) учреждениями и организациями за передаваемые им предприятия, здания и сооружения.

 

 

Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

3.1. Развитие  гражданского законодательства  Республики Беларусь в 1990-е годы

В ХХ в. гражданское право  Беларуси развивалось в единой связке с российским (советским) законодательством. В 1923 г. в БССР введен ГК РСФСР 1922 г., в 1927 г. принят свой республиканский  ГК, не имевший существенных отличий  от российского. ГК БССР 1964 г. также копировал ГК РСФСР.

Современное гражданское  право Беларуси сформировалось в  результате политических и экономических  реформ 1990-х гг. Основы гражданско-правовых и хозяйственных отношений установлены  в ст.13 Конституции 1994 г. Собственность  может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения также принадлежат государству.

В ноябре 1996 г. на референдуме  граждане поддержали предложение Президента Республики о запрете свободной  купли-продажи земли.

Коренная реформа гражданского законодательства, проводившаяся с начала 1990-х гг., вступила в завершающую стадию с принятием нового Гражданского кодекса Республики Беларусь от 1998 г. В его основу положен Модельный Гражданский кодекс, утвержденный Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ. Это предопределило высокую степень сходства белорусского и российского гражданских кодексов.

В отличие от российских законодателей, принявших к 1999 г. только две первые части ГК РФ, Парламент  Беларуси принял и ввел в действие свой Кодекс целиком.

ГК Беларуси при всей схожести с ГК РФ отличает более  социальный характер. Так, среди основных начал гражданского законодательства указывается, что направление и координация экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях. Среди оснований прекращения права собственности более определенно, чем в ГК РФ, названа национализация.

В след за Конституцией ГК предусматривает только две формы собственности: частную и государственную. Субъектами последней могут быть Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Таким образом, в отличие от Российской Федерации отсутствует муниципальная собственность.

На сегодняшний день ГК Республики Беларусь обладает следующей  структурой:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

ПОДРАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. Гражданское законодательство

ГЛАВА 2. Возникновение  гражданских прав и обязанностей,  осуществление и защита гражданских прав

ПОДРАЗДЕЛ 2. ЛИЦА

ГЛАВА 3. Граждане (физические лица)

ГЛАВА 4. Юридические лица

§ 1. Основные положения

§ 2. Хозяйственные товарищества и общества

1. Общие положения

2. Полное товарищество

3. Коммандитное товарищество

4. Общество с ограниченной ответственностью

5. Общество с дополнительной  ответственностью

6. Акционерное общество

7. Дочерние и зависимые  общества

§ 3. Производственные кооперативы

§ 4. Унитарные предприятия

§ 41.  Крестьянские (фермерские) хозяйства

§ 5. Некоммерческие организации

§ 6. Государственные объединения

ГЛАВА 5. Участие Республики Беларусь и административно-территориальных  единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

ПОДРАЗДЕЛ 3. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ  ПРАВ

ГЛАВА 6. Общие положения

ГЛАВА 7. Ценные бумаги

ГЛАВА 8. Нематериальные блага и их защита

ПОДРАЗДЕЛ 4. СДЕЛКИ И  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ГЛАВА 9. Сделки

§ 1. Понятие, виды и формы  сделок

§ 2. Недействительность сделок

ГЛАВА 10. Представительство. Доверенность

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь