Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, перед  разработчиками нового Гражданского кодекса  ставилась задача практически невыполнимая: требовался нормативный акт, в котором  сочетались бы достижения новейшей цивилистики и нормы советского гражданского права, действующие на момент выработки проекта. Причем объем допущения частного сектора в экономике в большей степени должен был определяться революционным правосознанием, которым большинство участников Межведомственного совещания, если не все, не обладали, как, впрочем, и многие из числа их критиков [37, с. 63].

III сессия ВЦИК девятого  созыва в мае 1922 г., приняв Декрет  об основных частных имущественных  правах, поручила Президиуму ВЦИК  и Совнаркому выработать и внести на очередную сессию ВЦИК проект Кодекса гражданских законов, который должен был развить положения законодательно уже закрепленные Декретом, только что принятым сессией. Хотя поручение было дано Президиуму ВЦИК и СНК, непосредственно разработкой ГК занимался Народный комиссариат юстиции; Коллегия Наркомюста внесла 1 июня 1922 г. в повестку дня вопрос о разработке Кодекса гражданских законов.

Было принято решение, определявшее основные направления  деятельности. В частности указывалось, что "ввиду сложности разработки Кодекса гражданских законов в целом и необходимости урегулирования гражданских взаимоотношений без замедления – признать целесообразным издание отдельных новелл по вопросам, требующим немедленного урегулирования на основе постановления ВЦИК об основных имущественных правах". В срочном порядке предполагалось издать декреты о застройке и наследовании. Декрет о наследовании уже давно готовился НКЮ, был утвержден коллегией еще 22 февраля 1922 г. и должен был быть передан в Совнарком. Однако тогда он принят не был, и все ограничилось декларацией, включенной в Декрет ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР.

Но летом 1922 г. работа возобновилась, и 17 июля расширенный  и исправленный проект акта о наследовании принимается Коллегией НКЮ за основу и передается в отдел законодательных предположений на доработку. Декрет о праве застройки разрабатывается в НКВД, поэтому в данном случае Наркомату юстиции предстояло лишь обсудить проект и согласовать с НКВД его текст.

Обсуждались на заседании Коллегии НКЮ и проблемы, касавшиеся самого Гражданского кодекса.

Было решено, "что  вопрос о торговых сделках должен быть включен в общий кодекс об обязательственных правах". Это  малозначительное на первый взгляд замечание  носило принципиальный характер.

Известно, что в государствах с развитыми товарно-денежными  отношениями на базе гражданского права  образуется особая отрасль частного права – торговое право. Там, где  товарно-денежные отношения развиты  слабо, вполне достаточно бывает норм гражданского права. Решение Коллегии НКЮ, таким образом, показало подход Наркомюста к будущему экономики.

Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК. Для редактирования проекта была образована специальная комиссия. После исправления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначительные изменения. ГК был утвержден ВЦИК 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

Гражданский кодекс состоял  из 435 статей, подразделенных на четыре раздела: общую часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. В общей части устанавливались  основные положения гражданского права, правовое положение субъектов, общие принципы совершения сделок и применения исковой давности в гражданских правоотношениях. Раздел "Вещное право" включал в себя нормы по вопросам права собственности, права застройки и залога имущества. Самый большой раздел "Обязательственное право" состоял из 13 глав: 1) общие положения; 2) обязательства, возникающие из договоров; 3) имущественный наем; 4) купля-продажа; 5) мена; 6) заем;7) подряд; 8) поручительство; 9) поручение и доверенность; 10) товарищества; 11) страхование; 12) обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения; 13) обязательства, возникающие вследствие причинения другому вреда.

 

Гражданский кодекс БССР 1923 г., как уже отмечалось ранее, законодательно подтвердил сохранение за государством права собственности на важнейшие средства производства (землю, леса, воды, промышленные предприятия, за исключением мелких, железные дороги и т. п.) и установил основные организационно-правовые формы государственных предприятий и внешней торговли.

Так, согласно ст. 52. Различается  собственность: а) государственная (национализированная  и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная.

Согласно ст. 53. Земля, недра, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты могут быть исключительно собственностью государства.

Согласно ст. 54. Предметом  частной собственности могут  быть: немуниципализированные строения, предприятия торговые, предприятия  промышленные, имеющие наемных рабочих  в количестве, не превышающем предусмотренного особыми законами; орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа коих не воспрещается законом, и всякое имущество, не изъятое из частного оборота.

В ГК включены статьи, поражающие недействительностью кабальные  и другие сделки, наносящие ущерб  трудящимся, а также статьи, устанавливающие  ряд льгот для трудящихся в  области жилищного найма, право преимущественного удовлетворения претензий по заработной плате перед всеми другими долгами. Указав, что «гражданские права охраняются законом», кодекс в первой же статье установил, что не будут защищаться эти права в том случае, когда они «осуществляются в противоречие с их социально-хозяйственным назначением», т. е. когда ими будут злоупотреблять во вред интересам социалистического строительства.

Характерно, что ГК БССР 1923 г. не отражал особенностей договорных отношений участников гражданского оборота и лишь некоторые его статьи устанавливали исключительные случаи для тех положений, когда стороной в обязательстве были социалистические организации.

Гражданский кодекс подробно регламентировал различные виды договоров, в том числе мены, займа, поручительства, поручения и доверенности, товарищества.

Согласно ст. 180 «по  договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество  в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется  принять это имущество и уплатить условленную цену».

Согласно ст. 206. По договору мены производится между сторонами  обмен одного имущества на другое.

Каждый из участвующих  в мене считается продавцом того, что дает в обмен, и покупателем  того, что выменивает.

Согласно ст. 208. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или определенные родовыми признаками вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу полученную сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества с процентами или без процентов.

Согласно ст. 220. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется  за свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), последняя же обязуется дать вознаграждение за выполнение задания.

Согласно ст. 236. По договору поручительства поручитель обязывается  перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства  в полном объеме или в части.

Согласно ст. 251. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершать за счет и от имени другой стороны (доверителя) порученные ему доверителем действия.

Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение только в том случае, если таковое определено договором или утвержденными  в законном порядке таксами.

Договор имущественного найма был направлен главным  образом на урегулирование отношений, возникающих из аренды государственных  предприятий и найма жилого помещения.

В связи с крайне тяжелым  положением с жилым фондом возникла необходимость привлечь частный капитал и в эту сферу. Маломерные жилые строения демуниципализировались. В домах местных Советов стала взиматься квартплата, причем она рассчитывалась таким образом, чтобы обеспечить самоокупаемость жилого фонда при учете одновременно и классового положения квартиросъемщиков.

Договор подряда широко использовался государственными предприятиями. При этом он заключался не только между  социалистическими организациями. Государственные предприятия могли  вступать в подрядные отношения  также с частными организациями и гражданами. Законодатель усиленно охранял интересы социалистических предприятий. В Положении о государственных подрядах и поставках предусматривались меры для ограждения социалистических предприятий от недобросовестных подрядчиков и поставщиков. Государственные подряды и поставки сдавались с публичных торгов, т.е. устраивался своеобразный аукцион, в процессе проведения которого выявлялся наиболее выгодный для государства контрагент. Договоры на большие суммы утверждались соответствующим наркоматом или губернским исполкомом, от частных контрагентов требовалось внесение залога.

Гражданский кодекс давал  развернутое определение наследования, закреплял институты нового, социалистического  наследственного права. Сохранение в рассматриваемый период частного сектора в экономике заставило законодателя ввести определенные ограничения в право наследования. Так, имущество, которое можно было передать по наследству, ограничивалось 10 тыс. золотых рублей [4, ст. 416]. Одновременно устанавливался прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. р. Лимит наследования был отменен только в 1926 г., но одновременно был повышен и налог с наследства. Если по первоначальным правилам максимальный налог устанавливался в размере 50 % с суммы наследства, то теперь при оценке наследства более чем в 500 тыс. р. налог доходил до 90 % этой суммы.

Гражданский кодекс и  кодексы союзных республик устанавливали  право наследования как по закону, так и по завещанию. Наследовать  могли супруги, нисходящие родственники и лица, находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении. По смыслу закона понятие "иждивенец" теперь включало в себя не только родственников, но и посторонних лиц. Нормы кодексов устанавливали одновременное призвание к принятию наследства всех наследников. Такой порядок, с одной стороны, способствовал дроблению частного капитала, а с другой – практически не оказывал никакого влияния на наследование малоимущими слоями населения.

Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону, которых наследодатель мог лишить причитающейся им доли, он же мог увеличивать или уменьшать доли наследников. Выморочное имущество поступало в доход государства.

Согласно ст. 13 ГК, юридическими лицами признаются объединения лиц, учреждения или организации, которые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде.

Что касается возможных  форм юридических лиц, то ГК 1923 г. предусматривал следующие:

  • Простое товарищество;
  • Полное товарищество;
  • Товарищество на вере;
  • Товарищество с ограниченной ответственностью;
  • Акционерное общество (паевое товарищество).

Вывод:

Были внесены в Гражданский  кодекс нормы, которые усиленно охраняют государственную собственность  и создают ряд правовых гарантий и преимуществ для государственных предприятий и их хозяйственных связях с частным сектором, а также нормы, устанавливающие некоторые преимущества для кооперативной собственности.

 

2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах

 

Процесс ликвидации НЭПа и переход к коллективизации  вызвали значительные изменения  во всех отраслях права. Началась более  жесткая централизация и бюрократизация государственного аппарата, ограничение прав союзных республик в законодательстве. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1931 г. "О практической работе хозяйственных организаций", в БССР был ликвидирован Высший Совет Народного Хозяйства, а наиболее крупные предприятия были подчинены непосредственно наркоматам тяжелой промышленности СССР и лесной промышленности СССР.

Значительное влияние  на централизацию гражданско-правовых отношений в БССР оказало законодательство СССР о налогах и кредитах, принятое в 1930-1932 гг.

Как отмечает Вишневский А.Ф., “працэс ліквідацыі нэпа і пераход  да калектывізацыі сяляпскіх гаспадарак у СССР выклікалі значныя змены  ва ўсіх галінах права. Пачалася больш  жорсткая цэнтра-лізацыя і бюракратызацыя дзяржаўнага апарату, абме-жаваннс  правоў саюзных рэспублік у заканатворчасці”[31, с. 139].

Нарушение гражданских  прав, особенно права собственности, получили широкое распространение  при конфискации собственности  у "нэпманов" и кулаков. У них  отбирались орудия производства, все  постройки, предприятия, зерно, скот, а сами "кулаки", в соответствии с решением местных комиссий, подлежали аресту или высылке с семьей в Сибирь или на Север, могли быть приговорены к смертной казни. Только за лето 1930 г. в республике было раскулачено 15629 крестьянских хозяйств. Раскулачивание и вывоз кулаков продолжались и в последующие годы.

К середине 30-х годов  в стране произошли серьезные  изменения. Отменена новая экономическая  политика, ликвидирована многоукладная  экономика, эксплуататорские классы. В  СССР были осуществлены коллективизация, индустриализация, культурная революция. На основании этого посчитали, что переходный период от капитализма к социализму закончился [26, с. 115]

5 января 1936 г. была  утверждена Конституция СССР, а  19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР. Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР. В ней были четко определены экономические и политические основы советского общества: социалистическая собственность на орудия и средства производства; Советы депутатов трудящихся.

Закреплялись важнейшие принципы социализма: полное политическое и социальное равноправие всех граждан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, их права и свободы. Высшим органом власти в БССР являлся Верховный Совет, а в период между его сессиями - Президиум Верховного Совета БССР.

По конституциям СССР 1936 г. и БССР 1937 г. существовали две  основные формы социалистической собственности - государственная и кооперативно-колхозная. Допускалась также личная собственность  граждан на их трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство и другие предметы личного потребления. Такое ограничение права собственности в значительной степени сдерживало инициативу граждан в развитии производства товаров народного потребления и повышение жизненного уровня трудящихся города и деревни [26, с. 114].

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь