Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Фирма предприятия, принадлежащего полному товариществу или товариществу на вере, должна содержать указание предмета деятельности предприятия, вида товарищества ("полное товарищество", "товарищество на вере" или сокращенно "п/т", "т-во н/в"), а также фамилии и полностью или в инициалах имена и отчества неограниченно ответственных участников товарищества. [37, с. 60]

При наличии в полном товариществе более двух участников товарищества, а в товариществе на вере более двух неограниченно ответственных участников товарищества, разрешается указывать в фирме лишь двух неограниченно ответственных участников товарищества, с добавлением слов: "и компания" или сокращенно "и Ко".[37, с. 63]

Фирма предприятия, принадлежащего единоличному владельцу или нескольким лицам, не объединенным в товарищество с правами юридического лица, должна содержать указание предмета деятельности предприятия, а также фамилии владельцев и полностью или в инициалах их имена и отчества.

Если совладельцев больше двух, то в фирме могут быть указаны фамилии двух совладельцев с добавлением слов: "и совладельцы"».

Расширение товарооборота, рост рыночных связей увеличивали необходимость  детальной разработки норм, регулирующих обязательственные отношения, особенно обязательства, вытекающие из договоров. Роль административно-правовых способов регулирования хозяйственной деятельности социалистических предприятий падает, уступая место договорным отношениям. Хотя в ряде случаев используется сочетание административно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования. Так, по Положению о промышленных трестах было разрешено занаряживание продукции, т.е. обязанность трестов заключать договоры с определенными предприятиями по заранее полученным нарядам.

В данный период возникает и общесоюзное гражданское законодательство по вопросам авторского права. В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об основах авторского права". [7, с. 289]

Советское авторское  право распространялось на любое  произведение науки, литературы и искусства, каковы бы ни были способ и формы его воспроизведения, а равно достоинство и назначение.

Это право принадлежало автору и его правопреемникам  лишь в течение 25 лет после создания произведения, что существенно ущемляло права авторов. Такое ограничение  вызвало определенную критику. Луначарский А.В. писал, что эта норма ставит в тяжелое положение пожилых авторов, не публиковавших в последние годы ничего нового, для которых переиздание их старых работ было материальной поддержкой. Однако норма была направлена не против авторов, а против частных издателей, приобретавших у авторов их права. После ликвидации частных издательств данная норма исчезла из авторского права. Это было закреплено новыми Основами авторского права, принятыми в 1928 г.

В начале нэпа перед Советской властью в БССР встала задача упорядочения земельных отношений.

В отличие от РСФСР  в БССР не было развито общинное землевладение. Тем временем вопросы  земельной политики продолжали стоять в центре внимания партии. Происходившая  в декабре 1921 г. XI конференция РКП(б) определила очередные задачи партии в области сельского хозяйства. Указав на незыблемость принципа национализации земли, конференция предложила предоставить крестьянству свободу выбора форм землепользования и вовлекать их в кооперацию. Эти директивы партии легли в основу земельного законодательства советских республик. Постановлением Президиума ЦИК БССР от 14 января 1922 г. [19, ст. 16.] было разрешено трудовому крестьянству «в целях улучшения, сельского хозяйства» избрать любую форму землепользования по постановлению большинства членов земельного общества.

Земельный кодекс БССР всецело  базируется на принципах, провозглашенных  в основных законодательных актах  РСФСР и БССР о земле и в  директивах партии по сельскому хозяйству. Земля является исключительно государственной собственностью и предоставляется крестьянству на праве пользования при условии ведения сельского хозяйства своим трудом. Купля-продажа, залог, дарение, завещание земли запрещается. Пользование землей бессрочно и может быть прекращено лишь по основаниям, прямо указанным в законе: по собственному желанию землепользователя, вследствие лишения права на землю по суду за преступления и при необходимости занятия земли для государственных и общественных нужд, как, например, прокладка железной дороги, разработка недр и т. п. [8, ст. 17] Крестьяне имеют право избрать любую форму землепользования. Вместе с тем кодекс уделил особое внимание товарищескому порядку землепользования и общественной обработке земли, регулируя эти вопросы в ряде статей . [8, ст. 98-110] Согласно кодексу, коллективные формы землепользования вводятся «в целях наивыгоднейшего использования труда своих членов». [8, ст. 99] Кодекс установил льготы для крестьян, желающих перейти к общественной обработке земли, предоставляя право любому числу землепользователей, в том числе и (меньшинству земельного общества, требовать выдела участка к одному месту.

Отдельная глава посвящена  совхозам, которые «представляют  собой оборудованные сельскохозяйственные предприятия, имеющие своим назначением служить научно-технической основой для развития сельского хозяйства и его обобществления...». [8, ст. 144]

Земельный кодекс БССР содержит в себе некоторые отличия по сравнению  с кодексом РСФСР.

Главное отличие основано на отсутствии в Белоруссии еще до революции общины. Поэтому ЗК БССР, перечисляя формы Землепользования, не признает общинного порядка землепользования. Не допускаются поэтому и уравнительные переделы, Земля закрепляется в постоянное трудовое пользование за селениями и другими сельскохозяйственными объединениями и, также — со дня выдачи документов — за отдельными трудовыми землепользователями. При этом землепользование нормируется. Наркомзему было поручено установление предельной нормы крестьянского землепользования. [8, ст. 96]

В связи с изданием Земельного кодекса было отменено действие ряда ранее изданных законов и  установлено твердое правило, что  «все споры, возникающие на основе старого  права собственности на землю, а  также дореволюционного владения ею, рассмотрению не подлежат» [22, ст. 169].

В 1924 г. государство установило организационно-правовые формы лесного  хозяйства, играющего важную роль в  экономике БССР. Принятый правительством БССР Лесной кодекс введенный в действие с 1 августа 1924 г., [26, с. 342] установил, что все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины, как государственная собственность образуют единый лесной фонд. Кодекс централизовал управление лесами, имеющими республиканское значение, в лесных органах Наркомзема и выделил леса местного значения, передав их в бессрочное пользование земельных обществ, сельскохозяйственных коммун и артелей и других объединений трудовых землепользователей, которые должны вести нормальное лесное хозяйство под общим руководством Народного Комиссариата земледелия. Кодекс урегулировал порядок отпуска леса населению, установив льготный отпуск леса маломощному крестьянству. Кодекс разрешил побочные пользования в лесах (сбор ягод, грибов, валежника т. п.).

Наряду с объявлением  земли исключительно государственной собственностью и предоставлением крестьянам права пользования ею при условии ведения хозяйства своим трудом в кодексе говорилось о бессрочном пользовании землей и праве крестьян избирать любую форму землепользования. В исключительных случаях допускался вспомогательный наемный труд при условии сохранения хозяйством своего трудового характера. В кодексе регулировались вопросы землеустройства и порядка разрешения земельных споров. Земельный кодекс БССР несколько отличался от кодекса РСФСР. ЗК закрепил формы землепользования, не предусматривая общинного землепользования, поэтому не допускались уравнительные переделы земли. Земля закреплялась в постоянное трудовое пользование за сельскохозяйственными объединениями, а после выдачи соответствующих документов - за отдельными землепользователями. Землепользование нормировалось, и комиссариату земледелия БССР поручалось установление предельной нормы крестьянского землепользования [35, с. 220].

Возвращение БССР восточных  территорий потребовало унификации земельного законодательства, так как на присоединенной территории продолжал действовать Земельный кодекс РСФСР. С 1 апреля 1925 г. Президиум ЦИК вводит в действие на всей территории республики новый Земельный кодекс БССР, внеся определенные изменения в ЗК 1923 г.

Вывод:

В конце 20-х гг. наблюдается  ликвидация частных промышленных и  торговых организаций, в этой связи  вносятся значительные изменения в  ГК БССР. Кроме государственной и  кооперативно-колхозной (собственности  отдельных колхозов либо кооперативных  объединений) форм собственности, гражданское законодательство регламентировало личную собственность граждан только лишь на трудовые доходы, жилой дом, предметы личного потребления. Было закреплено право наследования личной собственности гражданина.

 

2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года

 

Постановлением Президиума ЦИК БССР от 2 февраля 1923 г. Гражданский  кодекс РСФСР был введен в действие на территории БССР с 1 марта 1923 г. [21, ст. 29] Как и в других союзных республиках, было установлено в ст. 2 вводного закона, что «опоры по гражданским правоотношениям, возникшим до 7 ноября 1917 г., не будут приниматься к рассмотрению судебными и иными учреждениями Республики». Но в Белоруссии возник вопрос о силе сделок, совершенных ни ее территории во время немецкой и польской оккупации. Президиум ЦИК признал такие сделки недействительными, если они противоречили «действовавшим тогда в РСФСР законам», и возникшие по ним правоотношения признал не подлежащими судебной защите (ст. 3 вводного закона к ГК). [26, ст. 358]

К работе над Гражданским кодеком РСФСР приступили летом 1921 г. Первоначально речь шла лишь о разделе, касающемся обязательственного права, необходимость регламентации которого ощущалась особенно остро в условиях вступления в нэп. К концу августа была подготовлена Общая часть этого раздела, получившего название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров. Подготовленный в окончательном варианте проект Кодекса законов об обязательствах оказался тем не менее политически неприемлемым, так как составители его исходили из принципа предоставления широкой свободы для буржуазных отношений, забывая о необходимости ее ограничения, о руководящей роли Советского государства. Понадобилось личное вмешательство В.И. Ленина, чтобы направить работу кодификаторов Наркомюста по нужному пути. В феврале 1922 г. Ленин в письме наркому юстиции Д.И. Курскому писал о необходимости расширить вмешательство государства в частноправовые отношения. По его мнению, опасность для Советского государства представляло не использование отдельных старых форм (совсем без них обойтись было нельзя – они уже стали частью правовой культуры), а понимание гражданско-правовых отношений как отношений между частными лицами, что было свойственно данной отрасли права.

В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, защищающей имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, и это являлось основным признаком данной отрасли права. Ленин же считал, что правовые институты, созданные гражданским правом, могли с пользой работать и на социалистическое государство. Отделить одно от другого, взять то, что нужно, а ненужное отбросить казалось невозможным для профессиональных юристов, да и не все коммунисты вполне понимали как этого можно достичь. Если гражданское право всегда было частным, его нельзя сделать публичным; если Гражданский кодекс создавать, надо возрождать все или почти все дореволюционное гражданское право, – таков был достаточно распространенный взгляд на проблему. Революционное правосознание рассматривалось Лениным как важнейшее концептуальное основание подготовки проекта Гражданского кодекса, а не как источник права, что получило значительное распространение в первые годы после революции [37, с. 61].

С позиций юристов  старой школы гражданское право буржуазного государства мало чем отличается от гражданского права государства социалистического – и по предмету, и по методу регулирования.

Октябрьская революция  была ими принята, но отсутствие твердой  марксистской теоретической базы, с  одной стороны, и следование основополагающим доктринам цивилистики, с другой, сказывались именно в ином их взгляде на роль социалистического государства в регулировании гражданско-правовых отношений. Для них государство и при социализме, и при капитализме оставалось субъектом частноправовых отношений. Отношение к гражданскому праву как к частному, а не как к публичному и явилось причиной нападок на работу Комиссии. Кроме того, не был распределен объем допущения частного сектора в социалистическое хозяйство. И если интересы хозяйственного развития страны требовали расширения частного сектора, то идеологические постулаты сдерживали этот процесс. Совещание юристов состояло из представителей хозяйственных наркоматов, каждый из них выражал не столько свою личную позицию, сколько позицию наркомата, заинтересованного в расширении хозяйственной самостоятельности.

Тот факт, что разработчики проекта пытались воспринять опыт западноевропейских стран, за что их главным образом  и ругали, совсем не свидетельствует  о неправильности их подхода. Ленин сам предлагал взять от опыта других государств все, что можно было использовать в защиту трудящихся. Это важное положение содержится в п. 2 постскриптума письма Ленина Курскому: непременно взять "все что есть в литературе и опыте западноевропейских стран и в защиту трудящихся". [54, с. 178] Ленин здесь не впервые говорит о необходимости воспринимать достижения прошлого, однако в данном случае речь идет о юридической литературе и правоприменительной деятельности. Сразу возникает ряд вопросов. Во-первых, почему Ленин ничего не сказал о русской литературе и опыте, во-вторых, почему ничего не говорится о возможности использовать отдельные правовые нормы. Скорее всего дело в том, что русское гражданское право сильно отставало от требований экономического развития страны. Оно не устраивало даже российскую буржуазию, что уж говорить об интересах трудящихся. В 1900-е годы в России только обсуждался проект нового Гражданского Уложения. В Западной Европе буржуазные гражданские кодексы были в большинстве случаев приняты в начале века, и к 1922 г. имелась уже практика их применения. Борьба рабочего класса этих стран за свои права должна была найти отражение, очевидно, именно в правовой литературе и правоприменительной практике. Идеи письма Ленина Курскому, к сожалению, при создании ГК не были использованы в должной мере.

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь