Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа
Целью написания дипломной работы является комплексное исследование медиации как примирительной процедуры.
В соответствии с целью поставленными задачами являются:
• исследование истории возникновения примирительных процедур в России;
• анализ развития медиации за рубежом;
• изучение понятия и сущности медиации;
• рассмотрение принципов медиации;
• характеристика классификации медиации;
• раскрытие преимуществ и перспектив медиации;
• определение проблем правового регулирования медиации в России.
В Индии соглашения, достигнутые в ходе медиации, имеют одинаковую силу с третейскими (арбитражными) решениями, независимо от того, была ли данная процедура возбуждена в рамках уже имеющегося судебного производства или нет. Порядка 30% споров в Китае решается во внесудебном порядке. В этой стране, а также в Венгрии и Корее, если стороны достигли соглашения в рамках медиации и утвердили его в порядке, предусмотренном для рассмотрения третейскими судами (арбитражем), такое соглашение приобретает силу третейского решения (арбитража) и подлежит исполнению в соответствующем порядке. В Японии использование медиации, как альтернативного метода разрешения споров традиционно связано с этической стороной – негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий.
Подводя итоги развития примирительных процедур на современном этапе, следует отметить основные новшества по сравнению с предшествующими периодами.
Посредничество превратилось в самостоятельную профессию. Если прежде в роли посредников выступали лица, обладающие в первую очередь высоким социальным статусом и вследствие этого авторитетом, обычно наделенные полномочиями для вынесения обязательного для сторон решения, то теперь часто посредниками становятся лица, авторитет которых основывается единственно на их опыте и знании, а главное – специальных навыках по урегулированию споров.
Тенденция глобализации
товарооборота привела к
ЕВРОПЕЙСКИЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ МЕДИАТОРОВ от 2 июня 2004 г. (European Code of Conduct for Mediators) был разработан инициативной группой практикующих посредников (представляющих более 30 европейских организаций, имеющих дело с альтернативными способами разрешения споров) при поддержке Европейской комиссии и принят на конференции в Брюсселе 2 июня 2004 года. Другие регламенты по медиации, утвержденные для внутреннего пользования некоторыми международными институтами: Лондонским международным третейским судом (LCIA); Американской арбитражной ассоциацией (American Arbitration Association); Институтом медиации Торговой палаты г. Стокгольм (the SCC Mediation Institute); Центром арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности (the WIPO Arbitration and Mediation Center). Документы этих институтов носят нормативный характер и, в отличие от типового закона UNCITRAL, отражают национальную и предметную специфику медиации.
Согласно ДИРЕКТИВЕ
2008/52/ ЕС ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И
СОВЕТА от 21 мая 2008 г. относительно некоторых
аспектов медиации в гражданских
и коммерческих делах медиация определяется
как «всякая процедура
Формы альтернативного разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.
В Канаде третейские судьи и посредники, как правило, практикуют в конкретной области спора, например, некоторые принимают назначение только при спорах в области трудовых или земельных отношений. Посредничество и третейский суд признаются прибегающими к ним сторонами такими методами урегулирования споров, которые позволяют сторонам поддерживать деловые отношения и в будущем. С 1980-х годов начался рост использования способов альтернативного разрешения споров.
Законодательство,
устанавливающее уровень
В Соединенных Штатах Америки для обозначения несудебных форм разрешения споров принят общий термин «альтернативные средства урегулирования споров» (Alternative Dispute Resolution) и официальная аббревиатура — ADR7.
Американские юристы в настоящее время насчитывают около двадцати различных процедур урегулирования споров1. Общепринятым является деление АDR. на три основных вида2:
1. Переговоры (negotiation)
— урегулирование спора
2. Посредничество
(mediation) — урегулирование спора
с помощью независимого
3. Арбитраж (arbitration)
— разрешение спора с помощью
независимого нейтрального
Критериями деления служат участие в урегулировании разногласий третьего лица или его полномочия. Элементы этих трех основных видов комбинируются в многообразные варианты. Например, переговоры почти всегда являются частью любой другой процедуры. Распространена форма «посредничество-арбитраж» (med-arb), означающая урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража. В коммерческих спорах применяется «мини-разбирательство» (mini-trial).
ADR постепенно стали применяться и внутри судебной системы, здесь используется термин court-annexed ADR, или буквально «альтернативные средства, присоединенные к суду». Применение та¬ких процедур уменьшает судебные расходы для сторон и сокращает время прохождения дела в суде. Применение court-annexed ADR предусмотрено различными программами, правилами федеральных судов и судов штатов. К таким процедурам относятся: 1) «арбитраж, присоединенный к суду» или «суд, дополненный арбитражем» (court-annexed arbitration) — предварительное урегулирование разногласий с помощью арбитра до начала судебного разбирательства; 2) «упрощенный суд присяжных» (summary jury trial) — ведение дела в обычной манере суда присяжных, но по упрощенным процессуальным правилам. Вердикт присяжных в этом случае носит рекомендательный характер; 3) «суд мелких тяжб» (small claims judge) — относительно неформальная и быстрая процедура разрешения споров с небольшой суммой иска
Кроме того, в США существует такой альтернативный суд, как «частная судебная система» (private court system), где разрешение споров обеспечивают с помощью судей, ушедших в отставку. Частный судья, или, как его именуют на практике, «судья напрокат» (rent-a-judge), осуществляет не только примирительные функции, но и мо¬жет вынести обязательное для сторон решение.
В качестве успешного развития ADR в США обычно называют такие их свойства, как освобождение перегруженной судебной системы, выгодность для участников спора с материальной точки зрения и с точки зрения временных затрат, возможность выбора судьи.
Международными коммерческими спорами занимается Американская Ассоциация третейских судов, работающая на основании Правил международного арбитража 1991 года, принятыми на основе Правил ЮНСИТРАЛ, с изменениями от 1 апреля 1997 года. Это общественная некоммерческая организация, имеющая штаб-квартиру в городе Нью-Йорке и большое число отделений в крупных городах по всей территории Соединенных Штатов. Слушания могут проводиться в удобном для сторон месте и не только в тех городах, где есть отделения.8
Стандартная арбитражная оговорка звучит следующим образом:
«Любое противоречие или требование, возникающее из или в связи с данным контрактом, будет решаться третейским судом в соответствии с Правилами международного арбитража Американской ассоциации третейских судов».
Основное внимание американская ассоциация третейских судов уделяет третейскому решению споров, но по просьбе сторон, участвующих в споре, может организовать привлечение посредника или проведение согласительной процедуры. Из 80 000 ежегодно разбираемых дел около 800 имеют международный коммерческий характер.
Председателем в процессе обычно является один третейский судья, хотя могут участвовать и трое судей. В соответствии со Статьей 2(3) Правил международного арбитража сторона может «начать процесс третейского суда, сделав «заявление об иске», и в соответствии со Статьей 3(1) противная сторона должна не позднее 30 дней представить «заявление ответчика». Третейский суд может выбирать способ, в соответствии с которым он будет вести рассмотрение спора (Статья 16). Могут применяться промежуточные меры (судебный запрет), обеспечение оплаты издержек. Законы или правила суд применяет по своему усмотрению (Статья 28) и имеет право требовать начисления пени до вынесения решения и после вынесения решения.
Ассоциацией также разработаны: 1) процедура посредничества при разборе жалоб; 2) схема мини-судебного разрешения споров, по которой руководители предприятий — сторон в юридическом споре — встречаются в присутствии нейтрального консультанта и, выслушав мнения обеих сторон, пытаются сформулировать добровольное соглашение. Процедура состоит из 16 пунктов, изменяемых по желанию сторон. США. Единообразный Акт о медиации 2001 года.
Медиация - относительно новое явление в российской правовой действительности, которое в своем современном развитии от первых теоретических разработок до специального законодательного регулирования насчитывает примерно двадцать лет. Этот путь, как и все в России, отличается своеобразием в сравнении с внедрением медиации в правовую систему других государств. Понимание данной специфики позволит определить, насколько перспективна дальнейшая судьба этого интересного и актуального явления и по каким направлениям оно может развиваться наиболее эффективно. Но прежде чем перейти к анализу особенностей развития медиации в нашей стране, необходимо объяснить, почему оправдано применение к медиации термина "институт" и что в контексте данной статьи под ним понимается.
Понятие "институт" (от лат. institutum - установление, учреждение) используется как в социальных науках, так и в юриспруденции. В социологии под социальным институтом понимается основной компонент структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий общественные отношения в отдельных сферах общественной жизни9. К таким институтам традиционно относят институты семьи, образования, здравоохранения, культуры, государственной власти, политической партии и т.п. Согласно наиболее распространенному представлению в отечественной науке, социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества10. В юридической теории правовой институт традиционно определяется как относительно обособленная взаимосвязанная между собой группа правовых норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений11 [12]. В каком соотношении находятся социальные и правовые институты?
Как известно, право относится к числу социальных регуляторов, способных оказывать воздействие на общественные отношения путем их упорядочения, стабилизации или социально необходимого развития. При этом праву присуща системность и структурность. И это, как указывает А.Б. Венгеров, объективные свойства права как социального института. С этой точки зрения, правовой институт является разновидностью социального института.
Медиация как деятельность по урегулированию конфликтов представляет собой определенную сферу общественной жизни, и эта сфера в настоящее время регулируется правом. Поэтому в целом о медиации можно говорить и как о социальном институте, и как о правовом институте. Но можно ли утверждать, что в современных условиях произошло становление института медиации в этих двух значениях?
Информация о работе Медиация как институт гражданского права и процесса