Медиация как институт гражданского права и процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является комплексное исследование медиации как примирительной процедуры.
В соответствии с целью поставленными задачами являются:
• исследование истории возникновения примирительных процедур в России;
• анализ развития медиации за рубежом;
• изучение понятия и сущности медиации;
• рассмотрение принципов медиации;
• характеристика классификации медиации;
• раскрытие преимуществ и перспектив медиации;
• определение проблем правового регулирования медиации в России.

Вложенные файлы: 1 файл

диссер гот.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Модель, закрепленная Законом о медиации, ориентирована  на то, что сами стороны являются «собственниками» конфликта и, соответственно, «хозяевами» процесса его разрешения. Роль медиатора в процедуре разрешения возникшего разногласия особенна: он не вправе принимать никаких решений по существу спора и даже, согласно Закону о медиации, не имеет права предлагать сторонам какие-либо варианты разрешения конфликта (статья 12 Закона).

Сила и эффективность  такого понимания медиации выражается «прежде всего в том, что участвующий  в переговорах посредник не выносит  какого-либо собственного решения. Он не стоит над сторонами как власть, он лишь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты помогает сторонам выработать позицию, которая устраивала бы обе стороны и в той или иной степени соответствовала интересам спорящих сторон»24.

Из этого  содержания вытекают и другие характерные свойства медиации, многие из которых являются существенным преимуществом данной процедуры в российских условиях. К таковым можно отнести, например, высокий уровень свободы для сторон во всем, что касается организационных деталей проведения процедуры (место, время), а также формы изложения материала. Такая гибкость медиации существенно отличает ее от традиционного судебного процесса, связанного с обязательными требованиями о месте и времени судебных заседаний, порядке представления доказательств, форме выступлений и обращений к суду и т.д.

Хотя в России участие в судебном разбирательстве  не столь дорого, как в западных странах, однако сохраняющийся неизменным принцип «выигрыш-проигрыш» и  риск потерять по итогам дела все неизбежно будут приводить спорящие стороны к мысли о попытке урегулировать разногласия с помощью медиации.

Проблема сроков судебного рассмотрения в России, как признают и сами судьи, стоит  не менее остро, чем за рубежом. Быстрота, неформализованность процедуры  медиации в этом отношении выгодно отличает ее от суда.

Наконец, главная  проблема любого судебного решения  — его исполняемость. Этот вопрос в России крайне актуален, и Федеральная  служба судебных приставов, занимающаяся вопросами исполнения решений судов, буквально завалена работой. Процент неисполненных судебных решений в России достаточно высок. Принцип наделения сторон правом контроля за содержанием и процессом поиска решений в медиации — это один из возможных выходов из сложной ситуации с низкими показателями исполнения судебных решений. Мировая практика свидетельствует о том что от 80-90% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.

Таким Образом  можно сделать следующие рекомендации с целью дальнейшего успешного распространения медиации в России необходимо:

  • активизировать усилия и меры по информированию и просвещению населения, формируя осведомленный спрос на медиативные услуги, позволяющий не только делать медиацию востребованной, но и создать своего рода механизм общественного контроля за качеством медиативных услуг. При этом те, кто занимается такой просветительской деятельностью, сами должны хорошо ориентироваться в сути медиации.
  • вести разъяснительную работу среди юристов, делая акцент на том, что медиация не конкурирует с правовым консультированием, не заменяет участие юриста, адвоката в судебном процессе и ни в коем случае не может заменить суд институционально. Наоборот, лишь при наличии стабильной, независимой, открытой судебной системы возможно успешное распространение медиации. Судьи должны быть информированы о медиации, чтобы компетентно предлагать ее сторонам и, пользоваться медиативным подходом для примирения сторон25.
  • Адвокаты, юристы должны ориентироваться во всем спектре возможных АРС и особенностях и преимуществах медиации, в том числе для того, чтобы профессионально выполнять свою работу - предложить компетентно своему доверителю (клиенту) обращение к медиации и помочь ему сделать осознанный информированный выбор.
  • В управленческой сфере при принятии решений, работе с персоналом использование медиации и медиативного подхода за последние годы становится все более частым и дает хороший эффект. Содействовать интеграции медиации в жизнь корпораций.
  • Социальная сфера и услуги - такие сферы деятельности как здравоохранение, потребительская сфера, образование - нуждаются в медиации в не меньшей, если не большей степени. Ведь это отношения, в которых участвует практически все население, и формирование здесь механизмов, способных снять напряжение, найти пути урегулирования, удовлетворяющие все стороны, представляется очень важным как в интересах отдельной личности, так и с точки зрения сохранения социальной стабильности.

Таким образом, просвещение - это одна из ключевых задач, для решения которой могут  и должны быть предприняты разнообразные  меры, в том числе с использованием СМИ и любых доступных эффективных средств распространения информации и просвещения граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ 

2.1. Понятие,  принципы и особенности процедуры  медиации 

На сегодняшний  день изучение взглядов российских и  зарубежных исследователей позволяет  выделить три основных подхода к  пониманию медиации, которые можно  условно обозначить как «собирательный», «рамочный» и «чистый». Каждый из этих подходов к пониманию медиации обладает рядом особенностей и состоит главным образом в следующем.

  1. «Собирательный» подход.

При данном подходе  медиация рассматривается как максимально  широкое «собирательное понятие», включающее в себя все возможные варианты примирительных процедур с участием посредника, от любых форм непрямых переговоров в политических конфликтах и войнах до любых форм школьного, семейного, бытового примирения.

  1. «Рамочный» подход.

При данном подходе  медиация рассматривается как «рамочное  понятие», объединяющее в себе некоторые виды процедур, проводимых с участием третьего независимого лица, не обладающего властным полномочием на разрешение спора в большинстве случаев по гражданским, семейным и коммерческим спорам, исключая процедуры примирения в политических и ряде других конфликтов.

Данное понимание  медиации базируется на системе деления  всех альтернативных форм разрешения споров на три группы, где к первой относятся формы, предусматривающие  прямое взаимодействие конфликтующих  сторон (переговоры), ко второй группе – формы с участием посредника, не обладающего полномочием по разрешению спора (медиация), к третьей группе – формы с участием посредника, имеющего полномочие по разрешению спора (арбитраж).

  1. «Чистый» подход.

При данном подходе  медиация понимается как особая процедура, схожая с другими видами посредничества (такими, как модерация, консилиация и т.д.), но имеющая ряд особенностей, главным образом связанных с пониманием роли медиатора, техниками, используемыми в процедуре, и особенностей реализации базовых принципов, положенных в основу медиации. Основное стремление сторонников «чистого» подхода – усиление дальнейшего процесса институционализации медиации и обособление данного особого вида процедуры от других видов примирительных процедур, на основе ее особого характера, структуры, используемых техник и подходов к урегулированию конфликтов, а также особой роли медиатора26.

При данном подходе  определение медиации становится более  сложным и включает в себя помимо ее общего стандартного описания как  «процедуры с участием посредника, не обладающего властным полномочием по разрешению спора и содействующего сторонам в поиске решения» ряд дополнительных критериев, которыми могут быть «взаимовыгодность достигнутого решения», «наличие у посредника специального образования, познаний и навыков по урегулированию конфликтов», «выработка решения на основе интересов сторон» (т.е. итоговое решение должно быть достигнуто в рамках особой кооперативной стратегии, при которой выигрывают обе стороны).

Несмотря на то, что выработка единого понятия  медиации представляется на сегодняшний день затруднительной, необходимость его определения, выявление его сущностных признаков и отграничение от других видов примирительных процедур представляется одной из важных задач отечественной правовой науки, реализация которой не только позволит избежать возможных законодательных коллизий, но и будет способствовать дальнейшей институционализации медиации и ее более интенсивному развитию.

Вместе с  тем представленный в действующем  законодательстве «рамочный» подход не позволяет с точностью определить, какую именно форму примирительной процедуры следует рассматривать в качестве медиации, тем самым не только способствуя возникновению многих теоретических вопросов, но и препятствуя развитию практики медиации своей неспособностью гарантировать необходимый уровень качества процедуры и допущением определения в качестве медиации любого вида примирительной процедуры с участием независимого посредника даже при отсутствии у него необходимой квалификации и навыков.

Принципы  медиации

Медиация, как и любой вид деятельности, осуществляется на основе определенных принципов, выражающих общественные взгляды и представления об организации и порядке урегулирования споров при содействии медиатора. После принятия Федерального закона №193-ФЗ, в котором отдельные принципы медиации получили свое законодательное закрепление, появилась возможность рассматривать их в качестве правовых принципов, то есть исходных нормативно-руководящих начал регулирования нового для российского права института27.

Не вызывает сомнений, что принципы медиации имеют большое значение. Во-первых, они предопределяют дальнейшее развитие медиации, представляя собой основу саморегулирования медиационной деятельности, а также выступая в качестве ориентира для законодателя в совершенствовании института примирения сторон при содействии медиатора. Во-вторых, выделение принципов позволяет индивидуализировать медиацию как самостоятельный вид внеюрисдикционный деятельности, определить качественное своеобразие правил ее организации, проведения и особенностей правовой регламентации по сравнению с юрисдикционными способами разрешения правовых споров. Наконец, принципы медиации лежат в основе практической деятельности медиатора по урегулированию разногласий сторон. Все это обусловливает необходимость определения, систематизации и изучения принципов медиации.

Принимая во внимание тот факт, что любая деятельность имеет свои организационные основы и базовые правила осуществления, представляется верным выделить две  группы принципов медиации в зависимости от их функционального назначения28:

  1. Принципы, характеризующие особенности организации проведения медиации и статус ее участников (организационные принципы);
  2. Принципы, характеризующие порядок проведения медиации (процедурные принципы).

К первой группе относятся такие принципы, как добровольность и нейтральность медиатора, ко второй группе – принципы конфиденциальности, самостоятельности, сотрудничества и равноправия сторон.

Исходя из вышеизложенного, можно охарактеризовать основные принципы медиации.

1. Принцип добровольности означает правило, согласно которому начало и проведение примирительной процедуры, а также заключение и исполнение соглашения осуществляются исключительно по воле участников медиации.

Необходимо  отметить, что принцип добровольности действует как в отношении сторон, так и в отношении медиатора. Представляется, что по отношению к сторонам примирительной процедуры действие данного принципа проявляется в нескольких аспектах.

Во-первых, начало медиации осуществляется только на основании  взаимной договоренности сторон.

Во-вторых, продолжение  медиации должно зависеть от волеизъявления сторон.

В-третьих, поиск  приемлемых решений осуществляется без какого-либо внешнего давления.

Подводя итог, представляется необходимым подчеркнуть, что принцип  добровольности является основополагающим началом организации и проведения медиации. Действие данного принципа проявляется на всех стадиях медиации, распространяется на каждого участника процедуры и может ограничиваться только при условии, что выгоды от такого ограничения будут превосходить возможные негативные последствия.

2. Принцип нейтральности  медиатора.

В статье 3 Федерального закона №193-ФЗ в качестве основополагающих начал альтернативной процедуры  с участием посредника закреплены принципы независимости и беспристрастности медиатора. Представляется, что применительно к медиации правильней вести речь о принципе нейтральности, содержание которого обладает некоторой спецификой.

Таким образом, можно сформулировать следующее  определение принципа нейтральности  медиатора: это такое правило, согласно которому медиатор в ходе проведения процедуры стремиться к равному и справедливому отношению к сторонам, а также не находится в организационной, функциональной или иной прямой или опосредованной зависимости от сторон. Составляющими принципа нейтральности являются беспристрастность медиатора, требование которой рассматривается как абсолютное, и независимость медиатора, которая может присутствовать в той или иной степени.

Информация о работе Медиация как институт гражданского права и процесса