Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа
Целью написания дипломной работы является комплексное исследование медиации как примирительной процедуры.
В соответствии с целью поставленными задачами являются:
• исследование истории возникновения примирительных процедур в России;
• анализ развития медиации за рубежом;
• изучение понятия и сущности медиации;
• рассмотрение принципов медиации;
• характеристика классификации медиации;
• раскрытие преимуществ и перспектив медиации;
• определение проблем правового регулирования медиации в России.
Модель, закрепленная Законом о медиации, ориентирована на то, что сами стороны являются «собственниками» конфликта и, соответственно, «хозяевами» процесса его разрешения. Роль медиатора в процедуре разрешения возникшего разногласия особенна: он не вправе принимать никаких решений по существу спора и даже, согласно Закону о медиации, не имеет права предлагать сторонам какие-либо варианты разрешения конфликта (статья 12 Закона).
Сила и эффективность такого понимания медиации выражается «прежде всего в том, что участвующий в переговорах посредник не выносит какого-либо собственного решения. Он не стоит над сторонами как власть, он лишь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты помогает сторонам выработать позицию, которая устраивала бы обе стороны и в той или иной степени соответствовала интересам спорящих сторон»24.
Из этого содержания вытекают и другие характерные свойства медиации, многие из которых являются существенным преимуществом данной процедуры в российских условиях. К таковым можно отнести, например, высокий уровень свободы для сторон во всем, что касается организационных деталей проведения процедуры (место, время), а также формы изложения материала. Такая гибкость медиации существенно отличает ее от традиционного судебного процесса, связанного с обязательными требованиями о месте и времени судебных заседаний, порядке представления доказательств, форме выступлений и обращений к суду и т.д.
Хотя в России участие в судебном разбирательстве не столь дорого, как в западных странах, однако сохраняющийся неизменным принцип «выигрыш-проигрыш» и риск потерять по итогам дела все неизбежно будут приводить спорящие стороны к мысли о попытке урегулировать разногласия с помощью медиации.
Проблема сроков судебного рассмотрения в России, как признают и сами судьи, стоит не менее остро, чем за рубежом. Быстрота, неформализованность процедуры медиации в этом отношении выгодно отличает ее от суда.
Наконец, главная проблема любого судебного решения — его исполняемость. Этот вопрос в России крайне актуален, и Федеральная служба судебных приставов, занимающаяся вопросами исполнения решений судов, буквально завалена работой. Процент неисполненных судебных решений в России достаточно высок. Принцип наделения сторон правом контроля за содержанием и процессом поиска решений в медиации — это один из возможных выходов из сложной ситуации с низкими показателями исполнения судебных решений. Мировая практика свидетельствует о том что от 80-90% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Таким Образом
можно сделать следующие
Таким образом, просвещение - это одна из ключевых задач, для решения которой могут и должны быть предприняты разнообразные меры, в том числе с использованием СМИ и любых доступных эффективных средств распространения информации и просвещения граждан.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ
2.1. Понятие,
принципы и особенности
На сегодняшний день изучение взглядов российских и зарубежных исследователей позволяет выделить три основных подхода к пониманию медиации, которые можно условно обозначить как «собирательный», «рамочный» и «чистый». Каждый из этих подходов к пониманию медиации обладает рядом особенностей и состоит главным образом в следующем.
При данном подходе
медиация рассматривается как
При данном подходе медиация рассматривается как «рамочное понятие», объединяющее в себе некоторые виды процедур, проводимых с участием третьего независимого лица, не обладающего властным полномочием на разрешение спора в большинстве случаев по гражданским, семейным и коммерческим спорам, исключая процедуры примирения в политических и ряде других конфликтов.
Данное понимание медиации базируется на системе деления всех альтернативных форм разрешения споров на три группы, где к первой относятся формы, предусматривающие прямое взаимодействие конфликтующих сторон (переговоры), ко второй группе – формы с участием посредника, не обладающего полномочием по разрешению спора (медиация), к третьей группе – формы с участием посредника, имеющего полномочие по разрешению спора (арбитраж).
При данном подходе медиация понимается как особая процедура, схожая с другими видами посредничества (такими, как модерация, консилиация и т.д.), но имеющая ряд особенностей, главным образом связанных с пониманием роли медиатора, техниками, используемыми в процедуре, и особенностей реализации базовых принципов, положенных в основу медиации. Основное стремление сторонников «чистого» подхода – усиление дальнейшего процесса институционализации медиации и обособление данного особого вида процедуры от других видов примирительных процедур, на основе ее особого характера, структуры, используемых техник и подходов к урегулированию конфликтов, а также особой роли медиатора26.
При данном подходе определение медиации становится более сложным и включает в себя помимо ее общего стандартного описания как «процедуры с участием посредника, не обладающего властным полномочием по разрешению спора и содействующего сторонам в поиске решения» ряд дополнительных критериев, которыми могут быть «взаимовыгодность достигнутого решения», «наличие у посредника специального образования, познаний и навыков по урегулированию конфликтов», «выработка решения на основе интересов сторон» (т.е. итоговое решение должно быть достигнуто в рамках особой кооперативной стратегии, при которой выигрывают обе стороны).
Несмотря на то, что выработка единого понятия медиации представляется на сегодняшний день затруднительной, необходимость его определения, выявление его сущностных признаков и отграничение от других видов примирительных процедур представляется одной из важных задач отечественной правовой науки, реализация которой не только позволит избежать возможных законодательных коллизий, но и будет способствовать дальнейшей институционализации медиации и ее более интенсивному развитию.
Вместе с тем представленный в действующем законодательстве «рамочный» подход не позволяет с точностью определить, какую именно форму примирительной процедуры следует рассматривать в качестве медиации, тем самым не только способствуя возникновению многих теоретических вопросов, но и препятствуя развитию практики медиации своей неспособностью гарантировать необходимый уровень качества процедуры и допущением определения в качестве медиации любого вида примирительной процедуры с участием независимого посредника даже при отсутствии у него необходимой квалификации и навыков.
Принципы медиации
Медиация, как и любой вид деятельности, осуществляется на основе определенных принципов, выражающих общественные взгляды и представления об организации и порядке урегулирования споров при содействии медиатора. После принятия Федерального закона №193-ФЗ, в котором отдельные принципы медиации получили свое законодательное закрепление, появилась возможность рассматривать их в качестве правовых принципов, то есть исходных нормативно-руководящих начал регулирования нового для российского права института27.
Не вызывает сомнений, что принципы медиации имеют большое значение. Во-первых, они предопределяют дальнейшее развитие медиации, представляя собой основу саморегулирования медиационной деятельности, а также выступая в качестве ориентира для законодателя в совершенствовании института примирения сторон при содействии медиатора. Во-вторых, выделение принципов позволяет индивидуализировать медиацию как самостоятельный вид внеюрисдикционный деятельности, определить качественное своеобразие правил ее организации, проведения и особенностей правовой регламентации по сравнению с юрисдикционными способами разрешения правовых споров. Наконец, принципы медиации лежат в основе практической деятельности медиатора по урегулированию разногласий сторон. Все это обусловливает необходимость определения, систематизации и изучения принципов медиации.
Принимая во
внимание тот факт, что любая деятельность
имеет свои организационные основы
и базовые правила
К первой группе относятся такие принципы, как добровольность и нейтральность медиатора, ко второй группе – принципы конфиденциальности, самостоятельности, сотрудничества и равноправия сторон.
Исходя из вышеизложенного, можно охарактеризовать основные принципы медиации.
1. Принцип добровольности означает правило, согласно которому начало и проведение примирительной процедуры, а также заключение и исполнение соглашения осуществляются исключительно по воле участников медиации.
Необходимо отметить, что принцип добровольности действует как в отношении сторон, так и в отношении медиатора. Представляется, что по отношению к сторонам примирительной процедуры действие данного принципа проявляется в нескольких аспектах.
Во-первых, начало медиации осуществляется только на основании взаимной договоренности сторон.
Во-вторых, продолжение медиации должно зависеть от волеизъявления сторон.
В-третьих, поиск приемлемых решений осуществляется без какого-либо внешнего давления.
Подводя итог, представляется необходимым подчеркнуть, что принцип добровольности является основополагающим началом организации и проведения медиации. Действие данного принципа проявляется на всех стадиях медиации, распространяется на каждого участника процедуры и может ограничиваться только при условии, что выгоды от такого ограничения будут превосходить возможные негативные последствия.
2. Принцип нейтральности медиатора.
В статье 3 Федерального
закона №193-ФЗ в качестве основополагающих
начал альтернативной процедуры
с участием посредника закреплены принципы
независимости и беспристрастно
Таким образом, можно сформулировать следующее определение принципа нейтральности медиатора: это такое правило, согласно которому медиатор в ходе проведения процедуры стремиться к равному и справедливому отношению к сторонам, а также не находится в организационной, функциональной или иной прямой или опосредованной зависимости от сторон. Составляющими принципа нейтральности являются беспристрастность медиатора, требование которой рассматривается как абсолютное, и независимость медиатора, которая может присутствовать в той или иной степени.
Информация о работе Медиация как институт гражданского права и процесса