Медиация как институт гражданского права и процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является комплексное исследование медиации как примирительной процедуры.
В соответствии с целью поставленными задачами являются:
• исследование истории возникновения примирительных процедур в России;
• анализ развития медиации за рубежом;
• изучение понятия и сущности медиации;
• рассмотрение принципов медиации;
• характеристика классификации медиации;
• раскрытие преимуществ и перспектив медиации;
• определение проблем правового регулирования медиации в России.

Вложенные файлы: 1 файл

диссер гот.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

3. Принцип конфиденциальности.

В самом общем  виде данный принцип означает правило, в силу которого факт проведения процедуры медиации, а также сведения и документы, используемые в ходе медиации, не подлежат разглашению, если иное не установлено соглашением сторон.

Следует подчеркнуть, что этот принцип соотносится с аналогичным принципом третейского судопроизводства, а также иных примирительных процедур. Однако содержание анализируемого принципа в медиации имеет свою специфику, которая выражается в том, что его действие можно рассматривать на двух уровнях: внешнем и внутреннем.

Таким образом, содержание принципа конфиденциальности в рассматриваемом аспекте заключается  в следующем.

В заключение представляется важным отметить, что конфиденциальность является одним из преимуществ медиации по сравнению с разбирательством дела в суде. Как правило, соблюдение тайны информации, связанной с примирительной процедурой, имеет большое значение для ее участников. Таким образом, одним их условий роста привлекательности и востребованности медиации в качестве способа регулирования спора будет наличие гарантий, в том числе процессуальных, реализации данного принципа.

4. Принцип сотрудничества  и равноправия сторон.

Данный принцип  закреплен в статье 3 Федерального закона №193-ФЗ. Являясь одной из основ  медиации, данный принцип состоит из двух компонентов, связанных между собой: принципа сотрудничества сторон и принципа равноправия сторон.

В принципе сотрудничества выражаются частноправовые составляющие института медиации. По своему содержанию он близок к такому принципу осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей, как солидарность интересов и делового сотрудничества29.

Таким образом, под принципом сотрудничества в  медиации моно понимать правило, согласно которому стороны при осуществлении  поиска вариантов урегулирования споров должны содействовать друг другу с целью достижения конечного результата. Не случайно в 193-ФЗ указано, что целью медиации является достижение сторонами такого решения, которое выгодно обоим участникам спора.

5. Принцип самостоятельности  сторон.

Данный принцип представляет собой правило, согласно которому стороны по собственному усмотрению определяют порядок проведения, содержание и конечный результат медиации.

Принцип самостоятельности  предлагается рассматривать в двух аспектах: содержательном и процедурном.

В содержательном плане данный принцип заключается  в том, что участники спорного правоотношения вправе по собственному усмотрению не только совершать все  процедурные действия, но и определять круг проблемных вопросов, подлежащих обсуждению в ходе примирительной процедуры, формировать и менять предмет примирительной процедуры без каких-либо ограничений.

В процедурном  аспекте принцип самостоятельности  заключается в том, что стороны  вправе устанавливать отдельные  правила проведения медиации. В этом плане самостоятельность сторон имеет ряд ограничений, так как возможности модификации примирительной процедуры не безграничны.

Подводя итог, необходимо отметить, что выявленные принципы медиации выступают в качестве основы для правового регулирования  отношений, складывающихся в сфере организации и применения медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров, а также при ее интегрировании в деятельность органов гражданской юстиции. С одной стороны, они отражают специфику медиации как внеюрисдикционного способа урегулирования споров, а с другой – в них проявляется связь института медиации с иными отраслями и институтами права, что подтверждает его комплексный межотраслевой характер.

Классификация медиации

Представляется, что без классификации и анализа видов медиации сложно сформировать целостное представление о данной примирительной процедуре и ее потенциале в качестве способа разрешения спорных ситуаций. Исследование данного вопроса позволяет более глубоко изучить медиацию как многоаспектное явление в его взаимосвязи с иными элементами системы урегулирования и разрешения правовых споров.

В специальных  исследованиях приводится достаточно большое количество классификаций  по самым различным основаниям.

В частности, Л. Боуль и М. Несик предлагают рассматривать виды медиации в зависимости от целей проведения процедуры. Таким образом, авторы выделяют следующие виды медиации:

1) обзорная медиация, целью которой является определение  предмета спора и более четкое  и адекватное обозначение границ  конфликта;

2) медиация урегулирования  конфликта – проводится с целью  урегулирования спора и достижения  взаимовыгодного соглашения;

3) медиация сдерживания  конфликта – проводится с целью  выработки правил поведения, которые  в свою очередь делают возможным,  дальнейший диалог сторон по поводу окончательного разрешения конфликта тем или иным способом;

4) медиация заключения  договоров – проводится во  время переговоров по поводу  заключения договора, нацелена на  формирование однозначного понимания  позиций и интересов будущих партнеров.

5) медиация выработки  политического решения – применяется  с целью выработки политических  решений с учетом интересов  общественности;

6) превентивная  медиация, целью которой является  предупреждение конфликта.

В то же время, выделяя  виды медиации по данным основаниям (цель процедуры) представляется необходимым принимать во внимание тот факт, что медиация может проводиться как до, так и после возникновения правового спора. Таким образом, представляется возможным выделять цели двух уровней:

  1. общие (предупреждение конфликта и урегулирование уже возникшего конфликта); и
  2. конкретные (детализируют общие).

Данная классификация  представляет не только теоретический, но и практический интерес, так как  позволяет выявить основные направления  применения медиации.

В зависимости  от общих целей предлагается выделять два вида медиации:

  1. превентивная медиация;
  2. медиация возникшего спора.

В свою очередь, превентивная медиация может подразделяться на следующие подвиды:

а) медиация заключения соглашения;

б) медиация сопровождения проекта (применима при реализации долгосрочных проектов, например строительство, в целях быстрого разрешения противоречий на ранних стадиях и, тем самым, обеспечения своевременного разрешения работ.

в) медиация выработки политического  решения.

Ко второй группе (медиация возникшего спора) можно отнести следующие подвиды:

а) обзорная медиация;

б) медиация сдерживания  развития спора

в) медиация урегулирования спора.

Следует отметить, что Федеральный  закон №193-ФЗ регламентирует отношения, возникающие в связи с применением последнего из перечисленных подвидов – медиации урегулирования спора.

В зависимости от порядка  применения медиации сторонами, можно  выделить следующие виды: 1) добровольная медиация и 2) обязательная медиация.

Добровольная медиация применяется на основании взаимного согласия сторон. Суд либо иное лицо, уполномоченное рассматривать и разрешать спор, вправе предложить использование медиации, однако стороны могут принять либо отклонить такую рекомендацию без каких-либо негативных последствий, например, в виде отказа во взыскании судебных расходов в пользу стороны, выигравшей судебный процесс30.

Добровольная медиация широко распространена в странах, как общего, так и романно-германского права.

Обязательная  медиация – это примирительная процедура, проводимая в императивном порядке  на основании закона, по постановлению  суда или иного уполномоченного  органа.

Ярким примером обязательной судебной медиации является опыт Германии, где в соответствии с § 15а Вводного закона к Гражданскому процессуальному уложению Германии законодательством земель может быть, предусмотрено обязательное досудебное использование медиации по некоторым категориям дел, в частности: по имущественно-правовым спорам, предмет которых в денежном выражении не превышает 750 евро, а также по спорам между соседями и по делам о защите чести и достоинства, если нарушения не были совершены в прессе или радиоэфире. Введение данной нормы преследовало цели распространения практики применения медиации, а также сокращения нагрузки на суды.

В научной литературе также приводятся различные классификации  медиации в зависимости от технологии ее проведения. Так, выделяются совместная медиация, когда обе стороны принимают  непосредственное участие в медиационных сессиях, и челночная медиация, когда медиатор проводит поочередные встречи с каждой из сторон; проводимая одним медиатором и со-медиация, проводимая несколькими, обычно двумя, медиаторами (как правило, используется в семейной медиации); «очная» медиация и медиация по телефону или с использованием иных технических средств, например сети Интернет (on-line медиация). On-line медиация активно практикуется во многих зарубежных странах.

Однако в  федеральном законе содержатся положения, касающиеся всех указанных процедур медиации, – и внесудебной, и досудебной, и судебной, однако подходы к их регулированию определены по-разному. Скажем, регулирование внесудебной процедуры медиации предполагается минимальным, поскольку последствия обращения сторон к такой процедуре не связаны с принятием или возможностью принятия государственными органами решения по существу спора. В отношении использования процедуры медиации в досудебном порядке или в рамках судебного процесса, когда спор находится на разрешении в суде или в третейском суде, требуется более подробная законодательная регламентация. Поэтому одновременно с законом был подготовлен федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», которым устанавливаются: порядок применения процедуры медиации при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде; порядок утверждения медиативного соглашения судом, арбитражным судом, третейским судом; порядок обращения в суд, арбитражный суд, третейский суд при наличии заключенного и подлежащего исполнению медиативного соглашения; процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации, что является очень важным аспектом регулирования данной сферы, так как проблема эффективного и быстрого разрешения конфликтов всегда остро стояла перед современной системой государственного правосудия.

 

2.2. Деятельность  медиатора в процессе урегулирования споров

Термин «медиатор» является буквальным воспроизведением английского «mediator», означающего  «посредник, примиритель»31.

В гражданском  праве под термином «посредник»  понимается лицо, которое, действуя от собственного имени, но в интересах  и за счет другого лица (клиента), по поручению последнего совершает двусторонние сделки или содействует клиенту в их совершении, за что получает вознаграждение32.

Медиатор - независимое  физическое лицо, привлекаемое сторонами  в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Говоря о  том, представители каких специальностей и сфер деятельности составят категорию  профессиональных российских медиаторов отметим, что закон о медиации не содержит каких-либо ограничений в заданном направлении, устанавливая лишь возрастной ценз в 25 лет и квалификационные критерии, к которым относятся наличие высшего профессионального образования и прохождение курса обучения по специальной программе подготовки медиаторов (ч. 1 ст. 16). При этом Закон ориентирован на проведение медиации по юридическим спорам (ч. 2 ст. 1), что, в свою очередь, диктует необходимость получения сторонами квалифицированной юридической помощи в целях разработки действительного (законного) и исполнимого соглашения, а также правильной формулировки и надлежащего закрепления достигнутых договоренностей33.

Правовой статус медиатора  заключается в четком определении  существенных и несущественных условий  соглашения о медиации, согласно Закону N 193-ФЗ.

Цель медиации: Выработка взаимоприемлемого решения, удовлетворяющего стороны, при котором выигрывают все, кто вовлечен в спор.

Использование процедуры  медиации даст сторонам конфликта реальную возможность избежать изнурительного сбора документов, бессмысленных  потерь времени и денег, нежелательной огласки в обществе. И в тоже время позволит сохранить нормальные человеческие, деловые или партнерские отношения, репутацию и уважение в своей среде.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Правовой статус медиатора  закреплен в законе N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с  участием посредника (процедуре медиации).

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры.

Информация о работе Медиация как институт гражданского права и процесса