Медиация как институт гражданского права и процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является комплексное исследование медиации как примирительной процедуры.
В соответствии с целью поставленными задачами являются:
• исследование истории возникновения примирительных процедур в России;
• анализ развития медиации за рубежом;
• изучение понятия и сущности медиации;
• рассмотрение принципов медиации;
• характеристика классификации медиации;
• раскрытие преимуществ и перспектив медиации;
• определение проблем правового регулирования медиации в России.

Вложенные файлы: 1 файл

диссер гот.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Так же правовой статус медиатора заключается в  следующих моментах: 1)необходимостью скорейшего урегулирования спора (ст. 11 Закона N 193-ФЗ); 2)при осуществлении  процедуры медиации должна соблюдаться  конфиденциальность (ст. 5 Закона N 193-ФЗ), однако целесообразно прописать в соглашении, какие конкретно сведения являются конфиденциальными; 3) определением срока медиации, поскольку на основании законодательства медиатор и стороны должны принимать все меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена не более чем за 60 дней (ст. 13 Закона N 193-ФЗ).

Вся процедура  медиации опосредуется тремя соглашениями:

- соглашение  о применении процедуры медиации - Согласно п.5 ст. 2 Закона о медиации - «соглашение о применении процедуры  медиации – соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением».

- соглашение  о проведении процедуры медиации - Согласно п.6 ст. 2 Закона о медиации - «соглашение о проведении процедуры  медиации – соглашение сторон, с момента заключения которого  начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами».

Таким образом, это соглашение является отправной  точкой процедуры медиации. В силу п.4 ст. 7 Закона о медиации «Проведение  процедуры медиации начинается со дня  заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации».

Поэтому именно с момента заключения соглашения о проведении процедуры медиации приостанавливается течение срока  исковой давности по спорным требованиям.

Существенными условиями  соглашения являются следующие (ст. 8 Закона N 193-ФЗ):

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах  или об организации, осуществляющей  деятельность по обеспечению  проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения  процедуры медиации;

4) об условиях участия  сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения  процедуры медиации.

- медиативное  соглашение - Согласно п.7 ст 2 Закона  о медиации - «медиативное соглашение  – соглашение, достигнутое сторонами  в результате применения процедуры  медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме».

Медиативное соглашение должно быть заключено в письменной форме и в нем должны содержаться  сведения о

- сторонах, - предмете  спора, - проведенной процедуре медиации,

- медиаторе, - согласованных  сторонами обязательствах, условиях  и сроках их выполнения.

Таким образом, если по итогам медиации стороны не пришли к согласию ни по одному из спорных  моментов, то стороны заключают не медиативное соглашение, а соглашение о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям.

В силу ст. 14 Закона о медиации заключение медиативного соглашения является основанием для  прекращения процедуры медиации.

Сферы применения медиации:

- межкорпоративные  споры; внутрикорпоративные споры; нарушения прав трудящихся; сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон; споры в банковской сфере; споры в сфере страхования; споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью; межкультурные конфликты; нарушение прав потребителей; право наследования; раздел имущества; семейные споры; спор по поводу общения с детьми после развода; конфликты в сфере образования.

Медиатор (посредник) осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.

Требования, предъявляемые к медиаторам:

- Деятельность  медиатора может осуществляться  как на профессиональной, так  и на непрофессиональной основе.

- Осуществлять  деятельность медиатора на непрофессиональной  основе могут лица, достигшие  возраста восемнадцати лет, обладающие  полной дееспособностью и не имеющие судимости.

- Осуществлять  деятельность медиаторов на профессиональной  основе могут лица, достигшие  возраста двадцати пяти лет,  имеющие высшее профессиональное  образование и прошедшие курс  обучения по программе подготовки  медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок подготовки профессиональных медиаторов регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 969 "О программе подготовки медиаторов" . В соответствии с указанным Постановлением по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации выпущен Приказ Минобрнауки РФ от 14 Февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов" .

- Деятельность  медиатора не является предпринимательской  деятельностью.

- Лица, осуществляющие  деятельность медиаторов, также  вправе осуществлять любую иную  не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

- Медиаторами  не могут быть лица, замещающие  государственные должности Российской  Федерации, государственные должности  субъектов Российской Федерации,  должности государственной гражданской  службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

- Медиатор несет  ответственность перед сторонами  за вред, причиненный сторонам  вследствие осуществления указанной  деятельности, в порядке, установленном  гражданским законодательством.

 

2.3. Отличие медиации от иных способов урегулирования споров

Урегулирование споров с помощью нейтрального посредника – довольно новый способ разрешения споров для Российской Федерации. В  США и странах Западной Европы об этом способе знают гораздо  больше, однако что такое «медиация» специалисты понимают по-разному. Несмотря на то, что в США развито большое количество альтернативных способов разрешения споров, сходных с медиацией, таких как «медиация-арбитраж», «мини-судебный процесс», «экспертная оценка», «омбудсмен» и т.д., в США под классической процедурой медиации понимают именно процедуру, когда стороны выбирают нейтрального специально обученного посредника, который помогает сторонам найти удовлетворяющее стороны решение их проблемы, основанное не на позициях сторон, а исключительно на их интересах.

Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда необходимо восстановить или сохранить отношения  между людьми, так как сохранение их взаимодействия является обоюдовыгодным фактом, примером могут служить партнерские  отношения в бизнесе. Как способ разрешения конфликтов медиация может успешно применяться и применяется практически во всех сферах нашей жизни – взаимоотношения с клиентами, отношения работника и работодателя, взаимоотношения с конкурентами и др. Использование процедуры медиации является эффективным моментом также и в отношениях между субъектами международного права, т.е. речь уже идет об использовании данного способа примирения конфликтующих сторон на государственном уровне. В настоящее время все чаще медиация используется в процедурах банкротства и антикризисного управления предприятием, так как актуальность применения процедуры медиации в вопросах безопасного выхода из бизнеса, который часто сопровождается серьезными конфликтами и приводит к неблагоприятным последствиям, не вызывает сомнений.

Перед иными способами  разрешения конфликтов медиация обладает рядом существенных преимуществ, такими как:

- добровольность, так  как медиация имеет место только  в том случае, если стороны  по своей воле решили вступить  в переговоры с целью достижения взаимопонимания и заключения мирового соглашения. По сравнению с силовыми методами решения спора, медиация позволяет сбалансировать интересы обеих сторон таким образом, чтобы сохранить их значимость и избежать неблагоприятных последствий в будущем;

- конфиденциальность. Обращаясь  в суд, сторонам приходиться  мириться с осознанием необходимости  раскрытия общественности подробностей  своего конфликта. Между сторонами  переговоров и медиатором заключается  соглашение о конфиденциальности, а это дает сторонам гарантию того, что конфликт не предастся огласке. Стороны самостоятельно определяют, нужна ли им конфиденциальность, в части каких сведений и в какой форме;

- беспристрастность.  Нейтральность – одна из ключевых  характеристик лица, которое руководит процессом медиации. Медиатор никоим образом не заинтересован в разрешении дела. Он исполняет роль нейтрального помощника, а не судьи; он не дает советов, не принимает решений, одинаково нейтрально относиться к сторонам (он не заинтересован в выигрыше одной из сторон). Его цель – примирить конфликтующие стороны, а не вынесение решения в пользу одной из сторон;

- равноправие сторон, так как стороны имеют равные  права в переговорах и в  принятии решений;

- скорость разрешения  конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в законную силу, исполнительное производство. В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость достижения результата зависит исключительно от конфликтующих сторон, а не от работы государственных органов.

Успех медиации зависит  от степени доверия сторон к медиатору. Чрезвычайно важным качеством посредника является наличие у него навыков  медиации, принятие им концепции медиации, что требует определенной профессиональной подготовки. Не все опытные и квалифицированные арбитры, судьи, юристы или выдающиеся люди с хорошей репутацией могут быть медиаторами, особенно если они не прошли курс специальной профессиональной подготовки в качестве медиаторов. Именно поэтому некоторые страны законодательно установили требования к профессиональной подготовке медиаторов. Например, для того, чтобы иметь право быть медиатором в Австрии, необходимо пройти курс обучения не менее чем 200 часов. Успех при разрешении споров при помощи медиации зависит напрямую от таланта медиатора, его способности применять те навыки, которые позволят сторонам отойти от своих позиций по спору и задуматься о своих реальных интересах. Навыки приобретаются в процессе обучения и практики. Еще одним фактором успеха является уникальная позиция медиатора по отношению к сторонам. Установив отношения со сторонами и проводя с ними конфиденциальные беседы, медиатор всегда знает больше, чем любая из сторон, и это знание помогает медиатору формировать тактику разговора со сторонами, не раскрывая, тем не менее, другой стороне конфиденциальную информацию, полученную в ходе встреч с первой стороной.

Процедура медиации, являясь  одним из альтернативных способов разрешения конфликтов, завоевала уважение западных предпринимателей, даже, несмотря на то, что в Европе еще не выработался согласованный подход к различным аспектам, касающимся процедуры медиации, а также на то, что неразвитость законодательства и разница в подходах являются некоторыми сдерживающими факторами развития медиации. Компании в США и Европе уже признали медиацию в качестве эффективного способа разрешения коммерческих споров, поэтому неиспользование медиации в современных условиях на территории России может рассматриваться как проявление недальновидности.

11 марта 2010г. Президент  РФ Дмитрий Медведев внес в  Государственную Думу проект  Федерального закона – 341071-5 «Об  альтернативной процедуре урегулирования  споров с участием посредника (процедуре медиации)», разработанного  в целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов, осуществляющих свою деятельность профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Цель законопроекта - предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки. Основана процедура медиации на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения34.

Данный законопроект был принят Государственной Думой  РФ 7 июля 2010 года и 14 июля 2010г. одобрен  Советом Федерации. Настоящий Федеральный закон вступил в действие 1 января 2011 года.

Исполнение медиативного соглашения, достигнутого в результате проведения процедуры медиации, осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности. При этом медиативное соглашение, достигнутое в рамках судебного или третейского разбирательства, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным процессуальным законодательством.

Предметом правового  регулирования являются отношения, связанные с применением процедуры  медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том  числе в связи с осуществлением их участниками предпринимательской  деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. В законопроекте есть одно важное ограничение: процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, споры в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве). Это необходимо для того, чтобы максимально учесть интересы указанных третьих лиц и общества в целом, не допустить ограничения права граждан на защиту.

Информация о работе Медиация как институт гражданского права и процесса