Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа

Краткое описание

В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..

8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..

8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………


10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..

26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..

44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………


60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82

Вложенные файлы: 1 файл

АКТУАЛНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

4.  Антимонопольный орган вправе давать субъекту естественной монополии предписание о заключении договора в случае нарушения ст. 5 Закона о конкуренции.

Субъект естественной монополии  обратился в арбитражный суд  с требованием о признании недействительным предписания антимонопольного органа о заключении договора с потребителем в соответствии с квотой, установленной органом регулирования естественной монополии, ссылаясь на то, что деятельность естественных монополий не подлежит контролю со стороны антимонопольных органов.

Арбитражный суд в  удовлетворении заявленного требования отказал, исходя из следующего.

Статья 5 Закона о конкуренции  запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение  на рынке, злоупотреблять этим положением.

Деятельность субъектов  естественных монополий находится  под контролем органов государственного регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством. Следовательно, их деятельность контролируется как органами регулирования естественных монополий, так и антимонопольными органами.

При выявлении нарушений  Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования.

Федеральный антимонопольный  орган вправе: принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

5. Неосновательный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с потребителем является злоупотреблением доминирующим положением.

Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  решения и предписания антимонопольного органа о понуждении заключить договор на подачу электроэнергии по принадлежащим ей сетям. При этом организация ссылалась на то, что она является собственником сетей и вправе самостоятельно решать вопросы об их использовании конкретными потребителями.

Арбитражный суд отверг эти доводы, исходя из следующего. Собственник  вправе распоряжаться по своему усмотрению принадлежащим ему имуществом, если его действия не нарушают прав других лиц. Статья 10 ГК РФ не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены ст. 5 Закона о конкуренции, которая запрещает им отказываться от заключения договора с отдельными покупателями при наличии для этого возможности.

Применение ст. 10 ГК РФ к взаимоотношениям сторон не противоречит антимонопольному законодательству. Закон о конкуренции является комплексным актом, который наряду с публичными включает ряд гражданско-правовых норм.

Поскольку представленные материалы свидетельствовали о  злоупотреблении доминирующим положением со стороны организации-заявителя, суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ правомерно отказал ей в защите.

Уголовная ответственность  за монополистическую деятельность

Уголовный кодекс РФ запрещает под угрозой реализации уголовной ответственности:

-монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

-ограничение конкуренции  путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Эти деяния объединяет то обстоятельство, что, они связаны с экономической и властной деятельностью хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти (местного самоуправления) и прямо посягают на конкурентные отношения. Следует подчеркнуть, что уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в Уголовном кодексе способами.19

В основе разграничения  монополистических действий и ограничения  конкуренции лежит критерий численности лиц, осуществляющих деяния. В одном случае эти деяния касаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом — это коллективные деяния, ограничивающие конкуренцию. В то же время в соответствии с антимонопольным законодательством монопольно высокие (низкие) цены — это те цены, которые устанавливаются только хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ст. 178 Уголовный кодекс РФ20 (в части монопольных цен) распространяется исключительно на деятельность тех хозяйствующих субъектов (их руководителей), которые имеют доминирующее положение на товарном рынке .

УК РФ не устанавливает уголовной ответственности руководителей естественных монополий за завышение цен (тарифов), поскольку предполагает их государственное регулирование. Однако в юридической литературе обсуждается вопрос о необходимости установления уголовной ответственности за завышение цен (тарифов) органами регулирования естественных монополий, так как такие действия являются общественно опасными.

Установление монопольно высоких (низких) цен необходимо трактовать с позиции Закона о конкуренции, где дано определение монопольно высокой и монопольно низкой цены: установление монопольно высоких (низких) цен — это разновидности злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке. Чтобы вести речь о монопольно высоких (низких) ценах, необходимо сначала доказать факт наличия доминирующего положения предпринимателя на рынке. Такой факт устанавливается федеральным антимонопольным органом, то есть Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации. Монопольно высокая цена фиксируется для того, чтобы возместить необоснованные хозяйственные затраты и (или) получить дополнительную прибыль в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена устанавливается покупателем или продавцом, которые занимают на рынке доминирующее положение. Цель фиксирования покупателем монопольно низкой цены — получение дополнительной прибыли и (или) компенсация необоснованных затрат за счет продавца. Продавец, в свою очередь, может установить низкую цену и намеренно понести убытки от продажи своего товара с целью вытеснить конкурентов с данного рынка. Установление монопольно высоких (низких) цен противоречит публичным интересам в том случае, если эти действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других предпринимателей или граждан.

Выявление монопольных  цен должно опираться на изучение реальной динамики цен с учетом инфляции, а также на исследование изменений объемов производства в натуральном выражении. В то же время формальные обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, могут быть следствием рыночной конъюнктуры, а не противоправного поведения хозяйствующих субъектов. Поэтому без проведения глубокого экономического анализа с привлечением экспертов выявить такие монополистические действия весьма сложно.

Ограничение конкуренции указанными выше способам — это второй вид уголовно наказуемых деяний, имеющие в отличие от установления монопольно высоких (низких цен коллективный характер.

В Законе о конкуренции  они именуются соглашениям (согласованными действиями) хозяйствующих субъектов  ограничивающими конкуренцию. Рассмотрим понятия способов ограничения конкуренции.

Раздел рынка — это разграничение сферы обращений товара по территории (регионам), по общему объему продаж или закупок, а также по ассортименту продаваем! товаров, по кругу продавцов или покупателей (заказчиков) Ограничение доступа на рынок — деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта и ущемляющее его свободу экономической деятельности. Ограничение свободы экономической деятельности может осуществляться как другими предпринимателями, так и органами исполнительной власти (местного самоуправления). Например, доступ на рынок ограничивают путем установления противоправных сборов за право торговли на территории региона, неправомерного отказа в регистрации хозяйствующего субъекта по мотивам нецелесообразности его предпринимательской деятельности и т. п.

Ограничение доступа  на рынок хозяйствующих субъектов со стороны органов исполнительной власти (их должностных лиц) в настоящее время весьма распространено. Это касается легитимации предпринимателей (неправомерный отказ в создании, реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта или отказ в выдаче ему необходимой лицензии на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности), неправомерного установления запретов для хозяйствующих субъектов (запрет на ввоз продукции), неправомерного закрепления требований, обязанностей в отношении предпринимателей (например, установление для хозяйствующего субъекта обязанности в первоочередном порядке поставить товар).21

Следует заметить, что  в ст. 178 УК РФ не указаны такие способы монополизации рынка, как необоснованный отказ от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара, необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, позволяющих им занять преимущественное положение по отношению к конкурентам, совмещение властных и хозяйственных функций, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти (местного самоуправления).

Устранение с рынка  других субъектов экономической  деятельности — действия виновных лиц, принуждающие хозяйствующие субъекты, уже работающие на данном рынке, полностью или частично прекратить экономическую деятельность на соответствующем рынке. Они могут выражаться, например, в распространении среди клиентов хозяйствующего субъекта ложной, неточной или искаженной информации, способной причинить убытки или нанести ущерб его деловой репутации. Ограничение конкуренции и устранение с рынка могут достигаться и с помощью принуждения к отказу от совершения сделки.

Установление или поддержание единых цен — это целенаправленное соглашение двух или более хозяйствующих субъектов об общих ценах (тарифах) на конкретном рынке, применяемых всеми участниками такого сговора.22

Субъектный состав правонарушений можно подразделить на три группы в зависимости от правового статуса лиц. Во-первых, это собственно субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели — граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации). К данной группе относятся также участники юридического лица (полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), посредством которых юридическое лицо может приобретать права и обязанности в хозяйственном обороте. Физические лица — полные товарищи в полном товариществе и товариществе на вере должны пройти регистрацию в качестве предпринимателей.

Во-вторых, субъектами преступления по ст. 178 УК РФ могут выступать руководители коммерческих организаций и их объединений (союзов или ассоциаций), а также некоммерческих организаций, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства. Руководители ведут текущие дела организации и представляют ее в хозяйственном обороте. Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (в зависимости от организационно-правовой формы).

В-третьих, это должностные  лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Широкими полномочиями по государственному регулированию рыночных отношений наделены ныне органы исполнительной власти (местного самоуправления) и их должностные лица. Поэтому последние могут прямым или косвенным образом влиять на состояние конкурентной среды.23

Характеризуя субъективную сторону рассматриваемого преступления, отметим его умышленный характер (прямой умысел): виновное лицо, сознавая общественную опасность своего деяния, стремится не допустить, ограничить или устранить конкуренцию на соответствующем рынке товаров, работ, услуг.

Ст. 178 УК РФ устанавливает  наказуемые виды монополистических деяний, совершенных неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применением насилия или с угрозой его применения, с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ