Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа
В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..
8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..
8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………
10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..
26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..
44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………
60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82
Пятый этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг(банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).
Существенные поправки в Закон о конкуренции 1991г. были внесены в 2002 г. и воодушевили представителей малого и среднего бизнеса, в значительной степени выводя его из-под опеки чиновников.
Закон № 135-ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными соответствующими органами
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ
Антимонопольное законодательство запрещает такой вид монополистической деятельности, как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Также признается доминирующим положение, когда доля на рынке товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%.
Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, когда обращающийся на нем товар обращается.7
Антимонопольное законодательство запрещает совершать такие действия, как изъятие из обращение товаров, если результатом такого изъятия явилось повышение его цены; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос; установление финансовой организацией необоснованно высокой или низкой цены финансовой услуги. Запрещаются также соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные их действия, ограничивающие конкуренцию, если это может привести к установлению или подержанию цен (тарифов), скидок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, и т.д..
Кроме монополистической деятельности правонарушением является недобросовестная конкуренция, которая выражается:
- в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- в некорректном сравнении хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
в незаконном получении, использовании, разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Не допускается
Закон также запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
В частности запрещаются:
- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
- необоснованное
- установление запретов или
введение ограничений в
- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для
Кроме того, запрещается:
- наделение органов
- совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами названных органов, в том числе органов государственного контроля и надзора.
Антимонопольные
требования к торгам. При проведении торгов запрещаются
действия, которые приводят или могут
привести к недопущению, ограничению или
устранению конкуренции, в том числе координация
организаторами торгов или заказчиками
деятельности его участников;
- создание участнику
торгов или нескольким
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий отбирают финансовые организации путем открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:
- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам; предоставление кредита;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
- выдача банковских гарантий;
- услуги на рынке ценных бумаг;
- услуги по договору лизинга;
- страхование имущества;
- личное страхование, в том числе медицинское; негосударственное пенсионное страхование;
- страхование ответственности.
Представляется интересным напомнить историю, когда одна из ведущих отечественных нефтяных корпораций была практически за бесценок приобретена компанией, аффинированной с организатором соответствующего конкурса. При этом нескольких потенциальных участников торгов не допустили к аукциону по весьма спорным причинам.
Принятые изменения позволят антимонопольным органам более полно контролировать, а при необходимости оперативно вмешиваться в организацию торгов. В тоже время у проигравшей стороны появится возможность с большими основаниями оспаривать результаты торгов.8
Ужесточаются требования к процедуре размещения заказов. Нарушение положений является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Приняты поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов. Ответственность за контроль над всеми закупками органов государственной власти и муниципалитетов возлагается на ФАС России.
На конкурсной основе также предоставляется государственная или муниципальная помощь.
Заметим, что одной из наиболее значимых новаций определение понятия «государственная помощь» как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также перечисление исключений из такого запрета.
С разрешения антимонопольного органа может быть предоставлена помощь, направленная на обеспечение жизнедеятельности северных территорий; на проведение фундаментальных научных исследований; на защиту окружающей среды; на развитие культуры и сохранение культурного наследия; на производство важнейшей сельскохозяйственной продукции. Детально описана процедура получения предварительного разрешения на предоставление такой государственной помощи.
Антимонопольный орган — ФАС России — выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия (ст. 23 Закона № 135-ФЗ):
1) возбуждает и
рассматривает дела о
2) выдает в случаях, указанных в Законе № 135-ФЗ, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ