Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа
В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..
8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..
8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………
10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..
26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..
44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………
60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82
Во втором вопросе автор раскрыл правовое регулирование конкурентных отношений. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Стимулирующие нормы конкурентного законодательства должны быть направлены на создание конкурентоспособных хозяйствующих субъектов и повышение конкурентоспособности действующих хозяйствующих субъектов.
Развитию конкуренции на товарных рынках способствует наличие малого бизнеса, который определяется массовостью, возможностью создания предприятия в достаточно короткий срок, гибкое реагирование на спрос потребителей.
Также автор осветил понятие и основные положения монополистической (несовершенная) конкуренции, которая встречается довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.
В соответствии с антимонопольным
законодательством
2.2. Ограничение монополистической деятельности в России
Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам (группам лиц) злоупотребления своим доминирующим положением, в частности, запрещаются такие действия, как:
Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.
Запрещаются соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию:
1. Соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения направленные на:
А) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
Б) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
В) раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
Г) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
Д) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Доказательства субъектами хозяйствования допустимости перечисленных действий не признаются.
2. Соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны допустимыми, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превосходит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
3. Запрещается координация
предпринимательской
Ряд правовых норм антимонопольного законодательства направлен на ограничение монополистической деятельности органов власти и управления, а также их должностных лиц. Им, в частности, запрещается:
1. Принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- вводить ограничения
на создание новых
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
- давать хозяйствующим
субъектам указания о
- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
2. Заключать соглашения
(осуществлять согласованные
- повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.
3. Участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Им запрещается:
-заниматься самостоятельной
предпринимательской
- иметь в собственности предприятия;
- самостоятельно или
через представителя
Антимонопольным законодательством не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных,
неточных или искаженных
-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
- продажа товара с
незаконным использованием
- получение, использование,
разглашение научно-
Указанные формы недобросовестной конкуренции, подлежащие запрету, соответствуют международным взглядам на эту проблему, отраженным в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.).14
К недобросовестной конкуренции следует также отнести следующие виды деятельности:
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.
Основными задачами этих органов являются:
- содействие формированию
рыночных отношений на основе
развития конкуренции и
-предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Сотрудники этих органов в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами, а также получения письменных и устных объяснений и другой информации с соблюдением ими коммерческой тайны. Основными направлениями содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации, по которым федеральный антимонопольный орган разрабатывает свои рекомендации органам исполнительной власти, являются:
- предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
- определение сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
- создание и развитие параллельных структур
в сферах производства и обращения, в том
числе за счет централизованных инвестиций
и кредитов;
- привлечение иностранных инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
- лицензирование экспортно-
- определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и порядка их лицензирования.
Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются:
1. Контроль за созданием,
реорганизацией, ликвидацией коммерческих
организаций и их объединений,
а именно за: созданием, слиянием
и присоединением объединений
коммерческих организаций (
Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ