Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа

Краткое описание

В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..

8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..

8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………


10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..

26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..

44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………


60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82

Вложенные файлы: 1 файл

АКТУАЛНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

Во втором вопросе автор раскрыл правовое регулирование конкурентных отношений. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Стимулирующие нормы конкурентного законодательства должны быть направлены на создание конкурентоспособных хозяйствующих субъектов и повышение конкурентоспособности действующих хозяйствующих субъектов.

Развитию конкуренции  на товарных рынках способствует наличие  малого бизнеса, который определяется массовостью, возможностью создания предприятия  в достаточно короткий срок, гибкое реагирование на спрос потребителей.

Также автор осветил  понятие и основные положения  монополистической (несовершенная) конкуренции, которая встречается довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.

В соответствии с антимонопольным  законодательством монополистическая деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

 

 

2.2. Ограничение монополистической деятельности в России

 

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам (группам лиц) злоупотребления своим доминирующим положением, в частности, запрещаются такие действия, как:

    1. изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, или повышение цен13;
    2. навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
    3. включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
    4. согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
    5. создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
    6. нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
    7. установление монопольно высоких (низких) цен;
    8. сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
    9. необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Запрещаются соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию:

1. Соглашения конкурирующих  хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения направленные на:

А) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Б) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

В) раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Г) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

Д) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Доказательства субъектами хозяйствования допустимости перечисленных действий не признаются.

2. Соглашения неконкурирующих  хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

В исключительных случаях  такие соглашения могут быть признаны допустимыми, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превосходит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

3. Запрещается координация  предпринимательской деятельности коммерческих объединений (союзов или ассоциаций), хозяйственных обществ и товариществ, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение этого требования предпринимательскими структурами является основанием для их ликвидации в судебном порядке.

Ряд правовых норм антимонопольного законодательства направлен на ограничение монополистической деятельности органов власти и управления, а также их должностных лиц. Им, в частности, запрещается:

1. Принимать акты и  (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:

- вводить ограничения  на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

- необоснованно препятствовать  осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

- устанавливать запреты  на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

- давать хозяйствующим  субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

- необоснованно предоставлять  отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

2. Заключать соглашения (осуществлять согласованные действия), ограничивающие конкуренцию и  (или) ущемляющие интересы хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на:

- повышение, снижение  или поддержание цен (тарифов);

- раздел рынка по  территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа  на рынок или устранение с  него хозяйствующих субъектов.

3. Участие в предпринимательской  деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Им запрещается:

-заниматься самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

- иметь в собственности  предприятия;

- самостоятельно или  через представителя голосовать  посредством принадлежащих им  акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества.

Антимонопольным законодательством  не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (одна из форм агрессии);

-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов;

- продажа товара с  незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование,  разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Указанные формы недобросовестной конкуренции, подлежащие запрету, соответствуют международным взглядам на эту проблему, отраженным в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.).14

К недобросовестной конкуренции  следует также отнести следующие виды деятельности:

    1. подкуп потенциальных покупателей с тем, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
    2. выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
    3. неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
    4. побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
    5. угроза конкуренту исками о нарушении патентов или товарных знаков, если эта угроза делается в целях противодействия конкуренции;
    6. бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
    7. демпинг, то есть продажа своих товаров по цене ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
    8. создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда в действительности этого нет;
    9. поощрение нарушения контрактов, заключенных конкурентами;
    10. выпуск рекламы, в которой проводится некорректное сравнение с товарами или услугами конкурентов.

Проведение государственной  политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.

Основными задачами этих органов являются:

- содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства;

-предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Сотрудники этих органов  в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами, а также получения письменных и устных объяснений и другой информации с соблюдением ими коммерческой тайны. Основными направлениями содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации, по которым федеральный антимонопольный орган разрабатывает свои рекомендации органам исполнительной власти, являются:

- предоставление льготных  кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

- определение сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

- создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;                                          - финансирование мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- привлечение иностранных  инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

- лицензирование экспортно-импортных  операций и установление таможенных  тарифов;

- определение видов  деятельности, подлежащих лицензированию, и порядка их лицензирования.

Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются:

1. Контроль за созданием,  реорганизацией, ликвидацией коммерческих  организаций и их объединений,  а именно за: созданием, слиянием  и присоединением объединений  коммерческих организаций (союзов  или ассоциаций);

Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ