Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа
В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..
8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..
8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………
10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..
26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..
44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………
60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82
3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, обязательные для исполнения предписания.
4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ;
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ;
9) размещает на сайте антимонопольного органа в Интернете решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;
10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при государственном контроле за экономической концентрацией;
11) проверяет соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством РФ порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) контролирует в порядке, установленном Правительством РФ, деятельность юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары;
13) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ полномочия.
Кроме того, на ФАС России
возложены функции государствен
1. С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:
- слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций ( групп лиц) от реализации за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. руб. либо если одно из таких организаций включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 3 (далее — реестр);
- присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (а типов их групп лиц) по после ним балансам превышает 3 мл; руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп ли от реализации товаров за календарный год, предшествующем году присоединения, превышает 6 млрд. руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр; слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к друге финансовой организации, ее: суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ;
- создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями и имуществом финансовой организации (создаваема коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имуществ. Права, и стоимость активов по последнему баланс; финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которое вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имуществ; кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию Центральным банком РФ).
Контролируются также сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. Такие сделки осуществляются в случае если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Остановимся на некоторых актуальных проблемах, решаемых антимонопольными органами.9
Например, очень важен вопрос аффилированности. Законом № 135-ФЗ предусмотрены ограничения, налагаемые на сделки, которые заключаются между аффилированными лицами.
Установить, являются предприятия аффилированными или нет и попадают ли сделки между ними под действие антимонопольного законодательства, можно, опираясь на понятие «группы лиц». В данных группах должны иметься какие-то связи между гражданами и юридическими лицами или между несколькими компаниями. Например, генеральный директор образует с управляемой им компанией «группу лиц», что говорит о наличии между ними аффилированности. Если частный предприниматель является одновременно и собственником акций какой-то фирмы, то и они — «группа лиц».
Подробное и детальное определение сути взаимоотношений между различными субъектами предпринимательской деятельности необходимо прежде всего. Для антимонопольных и налоговых органов. Установив наличие аффинированных отношений, Уполномоченные органы могут начать отслеживать, не нарушают ли частные предприниматели, компании, физические и должностные лица законодательство. Например, какая-то одна, пусть даже и крупная, фирма, хотя и не контролирует рынок определенного товара, однако совместно с дочерними обществами вполне способна образовать «группу лиц», которая займет на рынке монопольное положение.
Поэтому, если физические и юридические лица являются аффилированными, им необходимо проводить самый тщательный правовой анализ планируемых действий.10
Генеральный директор торгового предприятия решил приобрести контрольный пакет акций промышленного комбината. Привлеченный к сделке юрист сообщил, что в собственности комбината находятся довольно крупные активы, поэтому всякий желающий оформить в собственность более 20% голосующих акций должен получить разрешение антимонопольных органов. Глава торгового предприятия решил не заявлять о своих намерениях в государственные органы и попытаться обойти закон. Он разбил приобретаемые акции на несколько частей, оформив их на себя и своих близких родственников: жену и родных братьев. Однако при совершении этой сделки предприниматель не учел, что в отношении покупки акций закон говорит не только об одном лице, но и о «группе лиц». А близкие родственники приобретателя как раз и образовали эту самую группу. Впоследствии директору пришлось пережить немало неприятностей, участвуя в возбужденном против него и его родственников, административном деле о нарушении антимонопольного законодательства.
Действующее законодательство расширяет перечень подпадающих под определение «группа лиц». В частности, теперь предусмотрено, что, если гражданин работает по трудовому договору в одной компании и одновременно является генеральным директором другой, названные предприятия вместе с ним автоматически признаются аффилированными.
Кроме того, если физические лица, работающие в некотором юридическом лице, составляют более 50% совета директоров или правления другой компании, отношения между этими предприятиями также будут считаться аффилированными.
По какому пути пойдет административная и судебная практика, пока сложно прогнозировать. Ведь в некоторых случаях «бездействие» может быть вызвано объективными причинами. Например, финансовыми затруднениями, возникшими у частных предпринимателей или компаний, или изменением стратегических задач фирмы и перепрофилированием ее деятельности, или намерениями свернуть бизнес в данном регионе.
В законе предусмотрено, что «запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами...». Как видно, эти два понятия объединены, и при обжаловании в суд решений антимонопольных органов нарушителям не удастся сыграть на разнице внешне похожих формулировок. А порядки доказывания вины нарушителя и привлечения к ответственности за «соглашение» и «согласованные действия» не должны различаться.
Коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения предписания антимонопольного органа в установленный решениями и предписания срок, а при неисполнении не ответственность, предусмотренную законодательством РФ.11
В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающий доминирующее положение коммерческой организацией, а так некоммерческой организации осуществляющей деятельности приносящую ей доход, антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций о выделении из их состава одной или нескольких организации.
Обобщая обзор антимонопольного законодательства Российской Федерации, можно с большой степенью вероятности сказать, что в 2006—2007 гг. создается новая отрасль отечественной права — конкурентное право.
В начале главы автор в начале раскрывает историю формирование конкурентного законодательства, а также этапы его развития. Накопленный опыт расследования дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России . Начальным этапом российского конкурентного законодательства был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.). Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 г. в связи с принятием нового ГК РФ. Так не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Следующим этапом было — создание новых направлений Закона о конкуренции 1991 г. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Последний был этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).
Во втором вопросе автор освещал изменения конкурентного законодательства. До недавнего времени закон предоставлял нарушителям неплохую возможность уйти от ответственности. Если государственный орган устанавливал факт правонарушения и мог собрать все необходимые доказательства, то при привлечении к ответственности использовалась формулировка: «между компаниями было достигнуто соглашение». Если же собрать доказательства не удавалось, то применяли понятие «согласованные действия». Раньше никакие нормативные акты это понятие не раскрывали, что давало возможность попытаться избежать ответственности, теперь же запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами. Также ужесточились требования к процедуре размещения заказов. Нарушение положений является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Также изменения коснулись и Федеральный Антимонопольный Союз России, который теперь выполняет следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли т.д.
Новаций коснулось определение понятия «государственная помощь» как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также перечисление исключений из такого запрета.
С разрешения антимонопольного органа может быть предоставлена помощь, направленная на обеспечение жизнедеятельности северных территорий; на проведение фундаментальных научных исследований; на защиту окружающей среды; на развитие культуры и сохранение культурного наследия; на производство важнейшей сельскохозяйственной продукции.
2. Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности
Монополистическая деятельность встречается довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.
Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ