Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа

Краткое описание

В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..

8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..

8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………


10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..

26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..

44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………


60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82

Вложенные файлы: 1 файл

АКТУАЛНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

При олигополии чем выше интенсивность конкуренции, тем  выше надежность удовлетворения спроса. Для повышения интенсивности конкуренции, большего ограничения монополизма и заполнения продукцией свободных ниш требуется расширить ассортимент взаимозаменяемых товаров и число предприятий, представленных на данном рынке.

Монопольные цены. В условиях монополии и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Однако предприниматель  может установить монопольно высокую  цену не только при плохом, но и при  хорошем хозяйствовании в интересах  повышения прибыли. Следовательно, было бы более правильно рассматривать понятие монопольно высокой цены в сравнении с ценой аналогичного товара при олигополии: если продавец, занимающий доминирующее положение на рынке, установил цену, существенно превышающую цену на аналогичный товар, реализуемый на других рынках в условиях олигополии, то эта цена является монопольно высокой. Такой же подход предприятия могут использовать для доказательства того, что их цена не является монопольно высокой, так как сопоставима с ценой на аналогичные товары, реализуемые на других рынках в условиях олигополии.

Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монополии спроса), так и продавец (при монополии или ограниченной монополии предложения). В законе это определено следующим образом: монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Эта норма не позволяет  однозначно определить, является ли цена, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке доминирующее положение, монопольно низкой. В случае, если он выступает в качестве покупателя, необходимо сопоставление предлагаемой им цены с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигопсонии или, по крайней мере, двусторонней олигополии. В случае, когда он выступает в качестве продавца, предлагаемая им цена может приносить убытки вследствие высоких издержек из-за плохой организации производства. Является ли эта цена монопольно низкой, обоснованно можно определить путем ее сопоставления с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигополии.

Монополистическая деятельность. В соответствии с антимонопольным законодательством монополистическая деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.12

Положения антимонопольного законодательства, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается группа юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

- лицо или несколько  лиц совместно в результате  соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный капитал юридического лица;

- лицо или несколько  лиц получили возможность основании  договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора;

- лицо имеет право  назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, и (или) по предложению лица избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;

- одни и те же  физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;

- одни и те же  физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;

- физические и (или)  юридические лица имеют право  самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;

- юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;

- физические лица являются  супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами;

- аффинированные лица, то есть физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Мотивационный подход к  конкуренции. Для понимания истоков конкуренции обратимся к мотивам конкуренции и кооперации соперничающих (сотрудничающих) сторон.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть индивидуальной и коллективной.

Индивидуальная монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Антимонопольным законодательством это запрещено. Злоупотребления могут проявляться в виде:

    1. изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
    2. навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;
    3. создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
    4. нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования,  установления  монопольно  высоких или монопольно низких цен;
    5. сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
    6. необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий  субъект докажет, что положительный  эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Коллективная монополистическая деятельность проявляется в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают два вида соглашений.

Первый вид охватывает соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих  в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения (или согласованные действия) могут быть направлены на следующее:

    1. установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;
    2. повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
    3. раздел рынка по территориальному принципу,  по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
    4. ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
    5. отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Второй вид включает соглашение неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).

Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления также может быть индивидуальной и коллективной.

Формами проявления индивидуальной деятельности являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления. По объекту различают акты (действия), цель которых: ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, например, путем дачи хозяйствующим субъектам указаний о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, например, путем установление запрета продажи товаров из одного региона в другой; создание благоприятствующих условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара и др.

Коллективная деятельность осуществляется в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления либо : хозяйствующим субъектов, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Целями подобных соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен, раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

К виду монополистической  деятельности можно отнести и  участие должностных лиц федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в предпринимательской деятельности. Этим должностным лицам запрещается: заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности торговые предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности Закон о конкуренции предусматривает также меры недопущения недобросовестной конкуренции.

В начале главы автор  в начале раскрывает историю формирование конкурентного законодательства, а  также этапы его развития. Накопленный опыт расследования дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России . Начальным этапом российского конкурентного законодательства был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.). Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 г. в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ. Так не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Следующем этапом было — создание новых направлений Закона о конкуренции 1991 г. Ценовое регулирование деятельности  хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на. Последний был этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).

Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ