Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа
В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..
8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..
8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………
10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..
26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..
44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………
60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82
При олигополии чем выше интенсивность конкуренции, тем выше надежность удовлетворения спроса. Для повышения интенсивности конкуренции, большего ограничения монополизма и заполнения продукцией свободных ниш требуется расширить ассортимент взаимозаменяемых товаров и число предприятий, представленных на данном рынке.
Монопольные цены. В условиях монополии и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Однако предприниматель может установить монопольно высокую цену не только при плохом, но и при хорошем хозяйствовании в интересах повышения прибыли. Следовательно, было бы более правильно рассматривать понятие монопольно высокой цены в сравнении с ценой аналогичного товара при олигополии: если продавец, занимающий доминирующее положение на рынке, установил цену, существенно превышающую цену на аналогичный товар, реализуемый на других рынках в условиях олигополии, то эта цена является монопольно высокой. Такой же подход предприятия могут использовать для доказательства того, что их цена не является монопольно высокой, так как сопоставима с ценой на аналогичные товары, реализуемые на других рынках в условиях олигополии.
Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монополии спроса), так и продавец (при монополии или ограниченной монополии предложения). В законе это определено следующим образом: монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
Эта норма не позволяет однозначно определить, является ли цена, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке доминирующее положение, монопольно низкой. В случае, если он выступает в качестве покупателя, необходимо сопоставление предлагаемой им цены с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигопсонии или, по крайней мере, двусторонней олигополии. В случае, когда он выступает в качестве продавца, предлагаемая им цена может приносить убытки вследствие высоких издержек из-за плохой организации производства. Является ли эта цена монопольно низкой, обоснованно можно определить путем ее сопоставления с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигополии.
Монополистическая деятельность. В соответствии с антимонопольным законодательством монополистическая деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.12
Положения антимонопольного законодательства, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается группа юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
- лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный капитал юридического лица;
- лицо или несколько
лиц получили возможность
- лицо имеет право
назначать единоличный
- одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
- одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;
- физические и (или)
юридические лица имеют право
самостоятельно или через
- юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;
- физические лица являются
супругами, родителями и
- аффинированные лица,
то есть физические и
Мотивационный подход к конкуренции. Для понимания истоков конкуренции обратимся к мотивам конкуренции и кооперации соперничающих (сотрудничающих) сторон.
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть индивидуальной и коллективной.
Индивидуальная монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Антимонопольным законодательством это запрещено. Злоупотребления могут проявляться в виде:
Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.
Коллективная монополистическая деятельность проявляется в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают два вида соглашений.
Первый вид охватывает соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения (или согласованные действия) могут быть направлены на следующее:
Второй вид включает соглашение неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).
Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления также может быть индивидуальной и коллективной.
Формами проявления индивидуальной деятельности являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления. По объекту различают акты (действия), цель которых: ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, например, путем дачи хозяйствующим субъектам указаний о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, например, путем установление запрета продажи товаров из одного региона в другой; создание благоприятствующих условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара и др.
Коллективная деятельность осуществляется в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления либо : хозяйствующим субъектов, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Целями подобных соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен, раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.
К виду монополистической
деятельности можно отнести и
участие должностных лиц
Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности Закон о конкуренции предусматривает также меры недопущения недобросовестной конкуренции.
В начале главы автор
в начале раскрывает историю формирование
конкурентного
Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ