Правовое регулирование организации игр и пари

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обуславливается, прежде всего, тем, что обязательства, возникающие из азартных игр, пари и смежных с ними институтов гражданского права, являются новейшими гражданско-правовыми институтами, получившими свое правовое закрепление лишь в конце ХХ века. Здесь важно отметить, что первоначально такие обязательства как азартные игры и пари, в силу негативного отношения к ним, развивались исключительно в рамках публичного права (уголовного, административного). И только с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации им было уделено достойное внимание в рамках гражданско-правового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР И ПАРИ
.1 Законодательное определение понятий «Игры» и «Пари»
.2 История развития правового регулирования игр и пари
.3 Классификация игр и пари
. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ (НЕКОТОРЫХ» ВИДОВ ИГР И ПАРИ
.1 Государственный контроль за организацией и проведением игр и пари
.2 Правовые основы организации и проведения лотерей и тотализаторов
. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ИГР И ПАРИ
.1 Публичное обещание награды
.2.Ответственность за нарушение законодательства об играх и пари
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

К числу действующих актов, содержащих специальные нормы об азартных играх, особое место занимает Налоговый кодекс Российской Федерации, в который включена гл. 29 "Налог на игорный бизнес". Значение содержащихся в этом Кодексе норм состоит среди прочего и в том, что они включают легальное определение прежде всего понятия "азартной игры". Имеется в виду ст. 364 Налогового кодекса, которая признает азартной игрой "соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организаторами игорного заведения (организаторами тотализатора)".

В той же статье (364) приведено  и определение "пари". Под ним  подразумевается "основанное на риске  соглашение о выигрыше двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатора тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит ли оно или нет".

Из приведенных определений  следует, по крайней мере, то, что, во-первых, природа игр и пари является договорной и, во-вторых, то, что игры и пари представляют собой самостоятельные правовые конструкции.

Азартные игры и азартные пари - две непременных формы "игорного бизнеса", выделенного в той  же статье Налогового кодекса. Под "игорным бизнесом" имеется в виду "предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрышей и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющиеся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг".

Игорный бизнес относится  к лицензируемой предпринимательской  деятельности. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрел обязательность лица в  лицензировании "организации и проведения азартных игр и (или) пари", в том числе с использованием игровых столов и игрового оборудования, в помещении казино (деятельность казино)".

Общие положения об играх  и пари. Посвященная этому ст. 1062 Гражданского Кодекса Российской Федерации состоит из трех норм.

Первая из них определенным образом отражает общее отрицательное  отношение к играм и пари со стороны законодателя. В полном соответствии с этим предусмотрено, что требования граждан и юридических лиц, связанные  с организацией игр и пари или с участием в них, "не подлежат судебной защите". Из указанного следует, что в равной степени не подлежат судебной защите требования, адресованные как проигравшему участнику или организатору о выплате выигрыша, так и участнику - о внесении платы за участие в розыгрыше.

Статья 1062, как носящая  по отношению к ст. 11 Гражданского Кодекса исключительный характер, не подлежит распространительному толкованию. В связи с этим указанный запрет не должен распространяться на требования третьих лиц, в частности тех, кто выступал займодавцем по отношению к проигравшему, если только деньги не были предоставлены им сознательно "по игре". Последнее делает его фактическим соучастником в игре.

Статья 1062 Гражданского Кодекса, однако, не содержит указания на то, что обязательство из игры и пари в виде общего правила вообще не возникает. Напротив, использованная в Гражданского Кодекса Российской Федерации формула - "требования... не подлежат судебной защите" позволяет сделать вывод, что игра и пари способны породить определенные обязательства, хотя и лишенные исковой защиты. С указанным различием связано весьма важное последствие, относящееся к имевшему место добровольному исполнению долга. Речь идет о том, что, если обязательство признано существующим, добровольное исполнение считается надлежащим, и, следовательно, исполненное не может быть истребовано обратно. Подобная ситуация как раз и возникает непосредственно из ст. 1062 Гражданского Кодекса. Иное дело, если бы законом (кодексом) обязательство из игры и пари вообще не было признано возникающим. Тогда "добровольное исполнение" могло бы быть истребовано обратно как неосновательное обогащение. Чтобы избежать этого, кодексы разных стран, не признающие существования обязательства из игры и пари, все же сочли необходимым, как уже отмечалось, включить специальную на этот счет норму, которая не исключает возможности истребовать обратно добровольно исполненное.

 

2 Ответственность за  нарушение законодательства об  играх и пари

 

Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.

В случае неисполнения организатором  игр обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора.

Разрешение на осуществление  деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может  быть аннулировано органом управления игорной зоной в следующих  случаях:

) ликвидация в установленном  порядке юридического лица, являющегося  организатором азартных игр; 

) несоответствие игорного  заведения требованиям, установленным  Федеральным законом; 

) нарушение организатором  азартных игр установленного  Федеральным законом порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в случае осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны;

) неоднократное нарушение  организатором азартных игр установленного порядка предоставления информации, предусмотренной Федеральным законом, или выявление фактов недостоверности такой информации;

) заявление организатора  азартных игр. 

В случае, если в течение  трех лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.

Организатор игры или пари, не выплативший причитающийся участнику выигрыш, обязан возместить ему причиненные этим убытки в полном объеме (т.е. включая упущенную выгоду). Кроме того, за участником сохраняется право требовать выплаты ему самого выигрыша. Разумеется, игрок не может взыскать причитающийся ему выигрыш дважды: первый раз - в виде упущенной выгоды, а второй - в качестве собственно выигрыша. Очевидно, указанное правило имеет смысл в тех случаях, когда выигрыш должен выдаваться в натуральной (товарной) форме.

Лица, виновные в нарушении Федерального закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления выдает организатору лотереи предписание в случае нарушения организатором лотереи следующих условий:

1) представление организатором  лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации;

2) неисполнение организатором  лотереи решения указанного уполномоченного  органа об устранении организатором  лотереи выявленного нарушения  в установленный срок.

Отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений:

) нецелевое использование  средств, полученных от проведения  лотереи. Под нецелевым использованием  средств понимается направление  целевых отчислений от лотереи  на цели, не предусмотренные статьей  11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;

) нарушение организатором  лотереи требований настоящего  Федерального закона и условий  лотереи;

) невыполнение обязательных  нормативов лотереи, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.

Одновременно с подачей  заявления в суд федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или уполномоченный орган местного самоуправления вправе приостановить действие разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда. Решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и о направлении в суд заявления об отзыве указанного разрешения направляются организатору лотереи в письменной форме с мотивированным обоснованием таких решений не позднее чем через три дня со дня их принятия.

Действия (бездействие) и  решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Проведение лотереи  без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а  также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены  законодательством о лотереях, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.";

Проведение лотереи  без полученного в установленном  порядке разрешения или без направления  в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а  также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены  законодательством о лотереях, - влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также  нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Разрешения на организацию  и проведение лотерей, выданные федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации или органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего Федерального закона, утрачивают силу после истечения срока их действия.

В Гражданском кодексе  Российской Федерации, как и в  ряде европейских законодательных  актов, имеются нормы, регламентирующие правовые отношения, возникающие из проведения игр и пари, а также участия в них. Эти отношения урегулированы в Гражданском Кодексе Российской Федерации примерно так же, как и в законодательстве большинства зарубежных государств. Основное сходство состоит в неодобрении законодателем организации игр и пари и участия в них.

Со стороны российского  законодателя такое неодобрение  выразилось в непредставлении судебной защиты требованиям граждан и  юридических лиц, связанных с  проведением игр и заключением пари. Статья 1062 Гражданского Кодекса Российской Федерации гласит: «Требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в пункте 5 статьи 1063 настоящего Кодекса».

Информация о работе Правовое регулирование организации игр и пари