Правовое регулирование организации игр и пари

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обуславливается, прежде всего, тем, что обязательства, возникающие из азартных игр, пари и смежных с ними институтов гражданского права, являются новейшими гражданско-правовыми институтами, получившими свое правовое закрепление лишь в конце ХХ века. Здесь важно отметить, что первоначально такие обязательства как азартные игры и пари, в силу негативного отношения к ним, развивались исключительно в рамках публичного права (уголовного, административного). И только с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации им было уделено достойное внимание в рамках гражданско-правового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР И ПАРИ
.1 Законодательное определение понятий «Игры» и «Пари»
.2 История развития правового регулирования игр и пари
.3 Классификация игр и пари
. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ (НЕКОТОРЫХ» ВИДОВ ИГР И ПАРИ
.1 Государственный контроль за организацией и проведением игр и пари
.2 Правовые основы организации и проведения лотерей и тотализаторов
. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ИГР И ПАРИ
.1 Публичное обещание награды
.2.Ответственность за нарушение законодательства об играх и пари
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

В случаях, когда действие, указанное в объявлении, совершили  несколько лиц, право на получение  награды приобретает то из них, кто  совершил соответствующее действие первым. Если действие, указанное в  объявлении, совершено двумя или  более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если действие совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере.

Если иное не предусмотрено в объявлении о награде и не вытекает из характера указанного в нем действия, соответствие выполненного действия содержащимся в объявлении требованиям определяется лицом, публично обещавшим награду, а в случае спора - судом.

Организатор несет ответственность перед участниками, при этом не только за собственные действия, но и за действия третьих лиц. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по одному из рассмотренных ею дел, указав на обязанность организатора обеспечить реальное исполнение обязательства по выплате выигрыша участнику лотереи, отвергла ссылку организатора, с целью освобождения его от ответственности за невыплату выигрыша, на то, что выигрыш (автомобиль) не был поставлен изготовителем - автозаводом, имевшим договор с организатором.

Обязательство из публичного обещания награды по своей правовой природе носит внедоговорной  характер, хотя и предполагает волеизъявление сторон возникшего правоотношения. Каждое из этих волеизъявлений представляет собой самостоятельную сделку. Одна из них - объявление о публичной награде, а другая - обращение отозвавшегося лица или лиц за выплатой награды.

Лицо, объявившее публично о выплате награды, вправе в такой  же форме отказаться от данного обещания, кроме случаев, когда в самом  объявлении предусмотрена или из него вытекает недопустимость отказа или дан определенный срок для совершения действия, за которое обещана награда, либо к моменту объявления об отказе одно или несколько отозвавшихся лиц уже выполнили указанное в объявлении действие .

 Публичное обещание  награды - односторонняя сделка, создающая гражданское правоотношение, в котором обязанной стороной (должником) является объявивший  награду, а субъективным правом  наделяется отозвавшееся лицо, выполнившее  требуемое правомерное действие (кредитор).

  Комментируемая норма не содержит специальных требований к лицам, отозвавшимся на публичное обещание награды и вследствие этого имеющим право требовать награду. Между тем кредиторами в рассматриваемом правоотношении не могут быть лица, провоцирующие публичное обещание (например, нашедшие документы и не возвратившие их владельцу), лица, для которых выполнение требуемых действий является служебной обязанностью (например, сотрудники милиции, обнаружившие пропавшего человека, и т.д.).

Отмена публичного обещания награды не освобождает того, кто объявил о награде, от возмещения отозвавшимся лицам расходов, понесенных ими в связи с совершением указанного в объявлении действия, в пределах указанной в объявлении награды.

Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

Публичный конкурс может  быть открытым, когда предложение  организатора конкурса принять в  нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Объявление о публичном  конкурсе должно содержать по крайней  мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

"Конкурсная основа", "на основе конкурса", "по  конкурсу" - эти понятия в современном  экономическом обороте весьма часто применяются при определении не только лучших авторов произведений литературы и искусства, но и при распределении имущества, заключении договоров, решении кадровых вопросов и т.д.

Лицо, объявившее публичный  конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.

В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене. Лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.

При этом лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные  награды, если иное не предусмотрено  объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.

Объявление публичного конкурса также является односторонней сделкой. Субъектами возникшего обязательства являются должник (лицо, публично объявившее о выплате награды по итогам конкурса) и кредиторы (лица, участвующие в конкурсе, и лицо, победившее в конкурсе). В отличие от публичного обещания награды рассматриваемое правоотношение характерно тем, что кредитором является не любой отозвавшийся, а победитель среди отозвавшихся - лучше других выполнивший задание организаторов.

По своей юридической  природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса - односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы - тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Договор об игре - это  основанное на риске соглашение ее участников о получении одним или несколькими из них выигрыша в зависимости от наступления не известного заранее результата игры.

Игра - это совокупность действий ее участников и организаторов. Выигрыш может выражаться в предоставлении выигравшему как определенной денежной суммы, так и иных отчуждаемых объектов гражданских прав.

Пари представляет собой  специальный вид игры, в котором  участники делают противоположные  друг другу прогнозы относительно наступления  определенного события, которое  не связано с волей и действиями участников. В других видах игр участники могут своими действиями способствовать наступлению определенного результата.

Пари - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими  участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о  выигрыше, заключенное двумя или  несколькими участниками между  собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором  игорного заведения (организатором тотализатора) (ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требования граждан  и юридических лиц, связанные  с организацией игр и пари или  с участием в них, не подлежат судебной защите. Исключением из этого общего правила являются требования лиц, участвовавших в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требования, предъявленные к организатору игры - Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или лицам, получившим от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр - в случаях, когда лицам, признанным выигравшими, не был выплачен выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр или ГК РФ размере, форме и срок.

Отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей - юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом, - и участниками игр основаны на договоре. В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор об игре оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа. Предложение о заключении договора об участии в игре должно включать условия о сроке ее проведения, порядке определения и размере выигрыша. Это предложение адресовано неопределенному кругу лиц и является публичной офертой.

После определения результатов  игры у ее организатора возникает  обязанность в течение определенного  условиями проведения игр срока  выплатить лицам, которые в соответствии с этими условиями признаны выигравшими, выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере и форме (денежной или в натуре). Если срок выплаты выигрыша в условиях не указан, то выплата должна быть произведена не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом. Гражданский кодекс не предоставляет возможность судебной защиты по требованиям граждан и юридических лиц, связанных с организацией игр и пари или с участием в них. Это общее правило не означает абсолютного отсутствия обязательств организаторов или участников игр и пари вообще, а выражает принципиальное отношение законодателя к подобного рода обязательствам. Невозможность судебной защиты возникает, к примеру, и по требованиям, срок исковой давности по которым миновал, что, однако, не лишает правовой значимости само обязательство.

Повсеместное распространение  частного предпринимательства в  России привело к широкому использованию  в гражданском обороте таких  обязательств из односторонних действий, как игры и пари. Нормы, регулирующие отношения по проведению игр и пари, содержатся в главе 58 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которую образую две статьи. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что Кодекс, подобно законодательству других стран мира, в значительной мере стоит на позиции негативного отношения к рассматриваемым действиям.

С самых древних времен азартные игры подлежали не только нравственному, но и законодательному запрещению. Законодательство Древнего Рима запрещало азартные игры(первая из законодательных попыток их запрещения, относящаяся к III веку до н.э., запрещала игру в кости). Выигрыш в азартной игре рассматривался как приобретение имущества по недействительной сделке. Единственным видом разрешения игр было то, что получило в последствии название спортивных состязаний.

В настоящее время  среди азартных игр наиболее распространены карточные. Появление карточных  игр в Европе относятся к периоду  крестовых рыцарских походов (XI-XII вв.) Первое документально подтвержденное появление карт в Европе - эдикт  французского короля Людовика Святого от 1254г., который запретил под страхом наказания кнутом карточную иргу в пределах Франции.

До введения в действие части второй Гражданского Кодекса  Российской Федерации проведение игр  и пари в Росси на законодательном  уровне не регулировалось. Отдельные акты высших органов управления касались упорядочения лишь лотерейной деятельности. Ряд постановлений Правительства Российской Федерации и Указов Президента Российской Федерации были призваны в значительной степени усилить регламентацию нового вида деятельности, направленного в конечном итоге на извлечение прибыли, привлечение дополнительных средств, необходимых для реализации различных социальных программ.

До недавнего времени  рассматриваемые отношения регулировались лишь Постановлением Правительства от 25 июля 2002г. № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений», Федеральный Закон от 31 июля 1998г.№ 142 «О налоге на игорный бизнес», рядом других актов, а с 1 января 2004г. еще и специальной главой Налогового кодекса.

В последнее время  в связи с широким полулегальным  распространением игорных заведений  был принят ряд законов и подзаконных  актов в данной сфере: Федеральный  Закон от 11 ноября 2003г. № 138-ФЗ «О лотереях», Федеральный Закон от 29 декабря 2006г. №244- ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Приказ Министерства Финансов от 26.12.2006г. № 183н «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»..

Информация о работе Правовое регулирование организации игр и пари