Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Кроме того, действующее
российское законодательство
Для придания
отдельным правовым решениям
большей степени легитимности
обычно идут по пути
Так, в ст. 116 Рекомендации
ЮНЕСКО «О положении учителей»
закреплено: «Заработная плата учителей
должна устанавливаться в
Между тем
23.Устранение
В качестве ещё одного из направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования следует упомянуть устранение так называемых скрытых коллизий, т.е. коллизий, возникающих из-за различий в понимании нормативного предписания, порой вкладывающего разный смысл в одно и то же понятие. Для сведения до минимума возникновения скрытых коллизий в законодательные акты обычно включаются статьи, содержащие нормы-дефиниции, закладывающие основы понятийного (категориального) аппарата данного законодательного акта или целой отрасли законодательства. Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статей, закрепляющих и уточняющих законодательную терминологию образовательного права, не содержится. [10]
Отсутствие четкого
понятийного аппарата
Ещё одним важным
направлением
Как отмечает
ряд исследователей [12], комплексный
характер образовательного
Так, по мнению
Н.Н. Бажанова, [13] очень часто законодатель,
внося изменения или
В юридико-техническом
отношении сопряжение
24. Систематизация
образовательного
Необходимо отметить также, что одним из важнейших направлений совершенствования образовательного законодательства России на современном этапе является его упорядочение и систематизация.
Работы по
Акты образовательного
законодательства должны, с одной
стороны, стать актами прямого
действия и содержать лишь
минимально необходимое
В работе по
упорядочиванию и
25. Совершенствование
регионального и местного
Что касается образовательного законодательства субъектов Российской Федерации, то, по мнению А.Н Козырина [15], основная проблема развития регионального законодательства упирается, прежде всего, в нерешенность ряда проблем на федеральном уровне. Дополнительные сложности вызывает частое внесение изменений в федеральные законы. Только за последние три года было принято около 30 федеральных законов и несколько десятков иных нормативных правовых актов РФ в области образования. Практически каждое такое изменение требует внесение соответствующих изменений в региональное законодательство. Кроме того, отсутствует общая методология законодательного регулирования вопросов на уровне субъектов РФ. Как отмечает А.Н. Козырин, «Каждый действует практически в одиночку. Каждый субъект по-своему определяет круг вопросов, подлежащих законодательному закреплению, полноту и способы регулирования соответствующих отношений, структуру закона, его язык и стиль» [16], к числу наиболее серьезных недостатков регионального законодательства, по его словам, относится неоправданное повторение норм федерального законодательства, наличие декларативных, не обеспеченных юридическими, экономическими и иными средствами норм права.
Говоря об основных
направлениях
Таким образом, указанные направления совершенствования образовательного законодательства, по мнению автора данной работы, являются базой для решения основных проблем российского образования, и в конечном итоге направлены улучшение положения с реализацией конституционного права на образование.
Подводя итог, необходимо отметить, что проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями как самой системы образования, так и ее внешней среды. Однако накопившиеся за последнее десятилетие многочисленные организационно-правовые проблемы в сфере образования настоятельно требуют «капитального ремонта» образовательного права, концептуального обновления всей системы образовательного законодательства нашей страны.