Право человека в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция

Краткое описание

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на образование.docx

— 94.25 Кб (Скачать файл)

 

      Кроме того, действующее  российское законодательство практически  полностью игнорирует требования  отдельных международно-правовых  актов об использовании консультативных  процедур с участием педагогической  общественности и ее организаций  при принятии ряда важных решений, например об оплате труда учителей  и преподавателей вузов, об установлении  пределов учебной нагрузки педагогических  работников и т.д.

 

      Для придания  отдельным правовым решениям  большей степени легитимности  обычно идут по пути подключения  к формированию проекта такого  решения максимально широкого  круга заинтересованных лиц. Для  этого используются различного  рода консультативные и совещательные  процедуры. Однако действующее законодательство  Российской Федерации в области  образования не содержит норм, предусматривающих не то что  необходимость использования таких  процедур, но и саму возможность  их применения.

 

     Так, в ст. 116 Рекомендации  ЮНЕСКО «О положении учителей»  закреплено: «Заработная плата учителей  должна устанавливаться в соответствии  со шкалой окладов, разработанной  по согласованию с учительскими  организациями». [8]

 

     Между тем законодательство  Российской Федерации (Закон РФ  «Об образовании» [9]) относит вопросы  оплаты труда учителей к компетенции  Правительства РФ и не предусматривает  участие в решении данных вопросов  общественных педагогических организаций. Деятельность государственных и  муниципальных образовательных  учреждений регулируется типовым  положением об образовательных  учреждениях соответствующих типов  или видов, утверждаемым Правительством  РФ (ч. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

 

    

 

    23.Устранение противоречий  и коллизий в образовательном  законодательстве РФ.

 

 В качестве ещё одного из направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования следует упомянуть устранение так называемых скрытых коллизий, т.е. коллизий, возникающих из-за различий в понимании нормативного предписания, порой вкладывающего разный смысл в одно и то же понятие. Для сведения до минимума возникновения скрытых коллизий в законодательные акты обычно включаются статьи, содержащие нормы-дефиниции, закладывающие основы понятийного (категориального) аппарата данного законодательного акта или целой отрасли законодательства. Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статей, закрепляющих и уточняющих законодательную терминологию образовательного права, не содержится. [10]

 

      Отсутствие четкого  понятийного аппарата образовательного  законодательства снижает эффективность  правового регулирования и в  ряде случаев может привести  к известной двусмысленности. Так, А.Н. Ежов [11] отмечает, что законодательство  оперирует терминами «муниципальное  учебное заведение» и «негосударственное  учебное заведение». Руководствуясь  смыслом соответствующих положений  законодательства можно заключить, что под «негосударственным образовательным  учреждением» законодатель понимает  частное образовательное учреждение. Однако формально упомянутые  понятия соотносятся иначе: муниципальное  образовательное учреждение, имея  публично-правовую природу, является  разновидностью негосударственных  образовательных учреждений.

 

       Ещё одним важным  направлением совершенствования  законодательства об образовании  в РФ является устранение противоречий, возникающих между актами образовательного  законодательства и актами иных  «смежных» отраслей законодательства.

 

      Как отмечает  ряд исследователей [12], комплексный  характер образовательного права  приводит к тому, что в правоприменительной  практике столкновение норм законодательства  в области образования становится  обычной ситуацией.

 

      Так, по мнению  Н.Н. Бажанова, [13] очень часто законодатель, внося изменения или дополнения  в отрасли, смежные с образовательным  правом, забывает их «продублировать»  в актах образовательного законодательства. Или, наоборот, изменения, вносимые  в акты образовательного законодательства  и касающиеся правового регулирования  управленческих (административных), гражданских, трудовых отношений в сфере  образования, могут остаться «неучтенными»  в профильных для них актах  административного, гражданского и  трудового законодательства.

 

       В юридико-техническом  отношении сопряжение законодательства  «смежных» отраслей и соответствующих  положений актов законодательства  об образовании возможно либо  в форме принятия федерального  закона о внесении изменений  и дополнений в «непрофильный»  законодательный акт, в переходных  или заключительных статьях которого  перечисляются нормы акта законодательства  об образовании, в которые параллельно  вносятся аналогичные изменения  и дополнения, либо в форме  принятия самостоятельного закона, предметом которого становятся  коррективы, вносимые в текст  законов об образовании вследствие  изменений «непрофильных» законов. Такой вариант может быть использован, например, если принимается новый  «непрофильный» закон, затрагивающий  важнейшие стороны образовательного  процесса в Российской Федерации.

 

     

 

     24. Систематизация  образовательного законодательства  РФ.

 

 Необходимо отметить также, что одним из важнейших направлений совершенствования образовательного законодательства России на современном этапе является его упорядочение и систематизация.

 

      Работы по систематизации  законодательства об образовании  должны учитывать общие тенденции  совершенствования российского  законодательства, наметившиеся в  последнее время. Речь идет, прежде  всего, о реальном обеспечении  верховенства Конституции РФ  и федеральных законов в системе  источников образовательного права, о разумном сочетании динамизма  и стабильности образовательного  законодательства, устранении дублирования  в практике нормативно-правового  регулирования, гарантировании доступности  нормативных правовых актов для  применителей и исполнителей  правовых норм, для всех участников  образовательных правоотношений, об  улучшении качества законодательной  техники. [14]

 

     Акты образовательного  законодательства должны, с одной  стороны, стать актами прямого  действия и содержать лишь  минимально необходимое количество  бланкетных и отсылочных норм, а с другой - учитывать особенности  статуса отдельных образовательных  учреждений, наделенных автономией  и пользующихся академическими  свободами. Одним из направлений  дальнейшего развития законодательства  об образовании, обеспечивающим  соблюдение обоих названных разнонаправленных  требований, является активизация использования в правотворческой практике различного рода договорно-поощрительных и рекомендательных норм.

 

       В работе по  упорядочиванию и совершенствованию  законодательства об образовании  необходимо использовать все  основные виды систематизации  – учет, инкорпорацию, консолидацию  и кодификацию.

 

     

 

     25. Совершенствование  регионального и местного образовательного  законодательства в РФ.

 

 Что касается образовательного законодательства субъектов Российской Федерации, то, по мнению А.Н Козырина [15], основная проблема развития регионального законодательства упирается, прежде всего, в нерешенность ряда проблем на федеральном уровне. Дополнительные сложности вызывает частое внесение изменений в федеральные законы. Только за последние три года было принято около 30 федеральных законов и несколько десятков иных нормативных правовых актов РФ в области образования. Практически каждое такое изменение требует внесение соответствующих изменений в региональное законодательство. Кроме того, отсутствует общая методология законодательного регулирования вопросов на уровне субъектов РФ. Как отмечает А.Н. Козырин, «Каждый действует практически в одиночку. Каждый субъект по-своему определяет круг вопросов, подлежащих законодательному закреплению, полноту и способы регулирования соответствующих отношений, структуру закона, его язык и стиль» [16], к числу наиболее серьезных недостатков регионального законодательства, по его словам, относится неоправданное повторение норм федерального законодательства, наличие декларативных, не обеспеченных юридическими, экономическими и иными средствами норм права.

 

       Говоря об основных  направлениях совершенствования  образовательного законодательства, необходимо отметить также, что  помимо перечисленного, исследователями  и специалистами называется еще  целый ряд проблем и соответствующих  мер по совершенствованию образовательного  нормотворчества. К их числу относятся  такие направления:

1) разработать типовые  законопроекты для регулирования  дополнительного и непрерывного  образования на территориях субъектов  Российской Федерации;

2) уточнить в федеральном  законодательстве понятия и правовой  статус уровней образования;

3) уточнить понятие и  правовой статус дополнительного, непрерывного и дистанционного  образования;

4) разработать государственную  стратегию и тактику, определяющие  конкретное место государства  и объем государственных услуг  в области образования;

5) в каждом субъекте  Российской Федерации разработать  и принять соответствующие законы, регламентирующие деятельность  в области образования на территории  субъекта Российской Федерации  для всех ступеней и уровней  образования, включая высшее;

6) привести тексты законов  в соответствие с общепринятой  терминологией международных актов (ЮНЕСКО, ОЭСР, ООН);

7) провести юридико-техническую  правку текстов основных законов;

8) привести дефиниции  и понятийный аппарат законодательства  в области науки в соответствие  с международными стандартами;

9) привести законодательство  в области образования и науки  в соответствие с дефинициями  и экономическими инструментами  финансового права, а также с  остальными отраслями права и  др. [17]

 

       Таким образом, указанные направления совершенствования образовательного законодательства, по мнению автора данной работы, являются базой для решения основных проблем российского образования, и в конечном итоге направлены улучшение положения с реализацией конституционного права на образование.

 

       Подводя итог, необходимо отметить, что проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями как самой системы образования, так и ее внешней среды. Однако накопившиеся за последнее десятилетие многочисленные организационно-правовые проблемы в сфере образования настоятельно требуют «капитального ремонта» образовательного права, концептуального обновления всей системы образовательного законодательства нашей страны.


Информация о работе Право человека в сфере образования