Право человека в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция

Краткое описание

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на образование.docx

— 94.25 Кб (Скачать файл)

 

    К середине XVI столетия общественный уклад России приобрел все черты развитого церковно-государственного устройства. Православие и образование в России были слиты в единое целое. Священник отвечал не только за нравственное состояние прихожан - он обучал их и грамоте. От православия пошло и русское образование, и воспитание.

 

    В ХIV-ХVI веках  появилось индивидуальное обучение, которое вели «мастера грамоты». Собирая до 10 учеников, мастера создавали  «школы грамоты». Чаще всего в  роли «мастеров» выступали священники. Как правило обучение начиналось  с 7 лет и продолжалось два года. Весь материал усваивался в  школе, домашних заданий не было.

 

    В ХV-ХVII вв. образование  на Руси приобретает все признаки  государственной профессиональной  школы. Это дает основание ряду  исследователей прийти к выводу, что грамотность к тому времени  получила достаточно широкое  распространение. «Устойчивое представление  о том, что допетровская Русь  была полудикой, малограмотной, необразованной, не соответствует действительности. Данные, полученные отечественными  историками, показывают, что в ХV-ХVII вв. грамотность среди монахов  составила 75%, землевладельцев - 50%, посадских - 20%, крестьян - 15%» [3].

 

    Важно отметить, что до середины XVII столетия система образования не носила сословного характера.

 

   С середины XVII в. в Москве стали открываться  школы, созданные по образцу европейских  грамматических школ и дававшие  как светское, так и богословское  образование. В это время произошли  и важные изменения в методике  обучения.

 

    В XVIII в. Петр I среди  прочих реформ, приступил и к  реформам в области образования, обратив особое внимание на  создание светских школ по  подготовке необходимых стране  специалистов. В 1701 г. были созданы  навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся  в ведении соответствующих государственных  органов. Кроме того, к 1722 году в  разных городах России были  открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия, открытая ещё в 1687 году. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ  [4].

 

    Специальные школы, созданные по указам Петра I, в  основном, предназначались для детей  из семей господствующих классов, которые после их окончания  занимали должности в военных  и гражданских ведомствах. Петр  мечтал о создании единой внесословной  системы образования. На деле  созданная им система оказалась  и не единой (профессиональная  школа – духовная школа), и  не внесословной. Не ставилась  и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть  и условие профессионального  образования. Но эта система сыграла  гигантскую роль в развитии  российского образования, «вписав»  его в европейскую систему  образования. Кроме того, именно  при Петре, в 1714 году, образование  было объявлено обязательным  для детей всех сословий (кроме  крестьян), однако системы образования  в этот период в России еще  не существовало, как и не было  образования для народа, т.е. подлинно  народной школы.

 

    Первые попытки  создать систему образования, сделанные  в 80-е годы XVIII в., вызваны были  ростом социально экономического  развития страны, возвышением производства  и торговли, заметным увеличением  числа городов. В этот период  начинают открываться новые учебные  заведения: общеобразовательные школы  трёх типов – малые, средние  и главные. В них преподавались  общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная  история, русская грамматика. Обучение  объявлялось совместным для мальчиков  и девочек и бесплатным .

 

     За 1782–1800 гг. разные  виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. К  началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся  и 720 учителями. Но среди них почти  совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не  имело доступа к образованию. [5]

 

     С начала XIX в. и  до начала XX в. система образования  в России продолжала поступательно  развиваться.

 

     Уже в 1801 г. создается  единое ведомство — Министерство  народного просвещения. Создается  также система главных и малых  народных училищ. Расширяется сеть  высших учебных заведений. В 1864 году  было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования.

 

     На рубеже XIX-XX столетий  общее количество школ в России  увеличилось примерно в 17,5 раз, а  число учащихся в них - в 2,5 раза (в 1915 г. оно превысило 9,5 млн.). Еще  быстрее заполнялись с конца XIX в. аудитории высших учебных заведений. В особенности это касается  периодов промышленного подъема, когда общая численность контингента  студентов увеличивалась примерно  на 15% в год, общая же численность  учащихся высших учебных заведений  в России в этот период возросла  в 3,5-4 раза.[6]

 

     Необходимо, однако, отметить, что накануне октябрьских  событий 1917 г. Россия значительно  отставала по уровню грамотности  от развитых западно-европейских  стран. По данным на 1913 г. четыре  пятых детей школьного возраста  не имели возможности получить  образование. В стране большие  массы людей были безграмотны. В сравнении с 1926 г. процент грамотных  в возрасте 9-49 лет составлял лишь 57%. [7]

 

     Таким образом, в Российской Империи не было  всеобщего права на образование  и причиной тому были не  только его сословная ориентация, но и ограничения на образование  по признакам пола, национальности, вероисповедания. Так, например, плата  за подготовительные курсы для  поступления в высшие учебные  заведения для лиц еврейской  национальности взималась в двойном  размере.

 

    

 

  5 Право на образование  в СССР.

 

 

 

    Приход к власти большевиков в октябре 1917 г стал началом коренной перестройки всей государственной и общественной жизни России, в которой особенно важное значение приобрело народное образование, которое подверглось значительным преобразованиям. В качестве основных принципов новой образовательной политики провозглашались введение в короткий срок всеобщего обязательного бесплатного обучения, организация единой светской школы, обеспечение народного образования бюджетными средствами, введение в стране всеобщей грамотности. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования, распространение обучения на национальных языках. Декретом СНК от 21 января 1918 г. церковь отделяется от государства и школа от церкви, объявляется свобода совести, отменяются всякие привилегии и ограничения, связанные с религиозным вероисповеданием. Была упразднена существовавшая система управления образованием. Постановлением Наркомпроса в мае 1918 г. стало осуществляться совместное обучение мальчиков и девочек, было покончено с неравенством мужского и женского образования. Таким образом был сделан первый шаг на пути к осуществлению всеобщего обязательного обучения.

 

     В дальнейшем  был принят целый ряд основополагающих  документов, на долгие годы определивших  основные черты отечественного  образования. Однако то, что было  потенциально заложено в этих  важнейших документах о школе, перекрывалось социалистическим, классовым  и партийным подходом к делу  народного образования, проведённые  на ранних этапах существования  советской власти ультрарадикальные  реформы отечественного образования  наряду с положительными моментами  зачастую имели и отрицательные  стороны: образование стало ярко  идеологически окрашенным, был предпринят  целый ряд ошибочных экспериментов (бригадное обучение в школах, создание т.н. рабфаков ускоренно  и халтурно готовивших детей  рабочих и крестьян, не имевших  законченного среднего образования, к поступлению в высшие учебные  заведения, создание коммунистических  университетов и институтов красной  профессуры для подготовки преподавателей  и т.п.) которые нанесли значительный  ущерб традициям отечественного  образования. Кроме того надо  учитывать, что доступ к образованию, особенно высшему для выходцев  из т.н. «нетрудовых» сословий  был крайне затруднён. Для них  не только право на образование  не было гарантировано, но и  как показала история, у них  всегда стояли под вопросом  даже права на жизнь и свободу.

 

     В последующие  годы, в учебных заведениях произошел  частичный возврат к прежнему  положению: вводились всестороннее  централизованное управление и  централизованный контроль, образование  было подвергнуто унификации  и жесткой регламентации. Вводились  единые обязательные программы  и учебные планы, единые стабильные  учебники, запрещены любые эксперименты  и творческий поиск. Школьники  получили традиционный учебный  план, напоминавший старую дореволюционную  гимназию. Цель высшего образования  больше не состояла в том, чтобы  дать просто техническое, профессиональное  и политическое образование. Оно  должно было передавать широкий  багаж культуры, так как страна  нуждалась в культурных, всесторонне  образованных кадрах. Ограничения  на прием студентов по социальному  происхождению фактически были  сняты.

 

     Что касается  Конституционно – правовой регламентации  права на образование в СССР, то оно было закреплено во  всех советских конституциях, наряду  с Конституцией 1918 года, которая  в ст. 17 гласила: «В целях обеспечения  за трудящимися действительного  доступа к знанию, РСФСР ставит  своею задачею предоставить рабочим  и беднейшим крестьянам полное  и всестороннее бесплатное образование» [8], Конституция СССР 1936 года, в статье 121 декларировала: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся» [9]. 45-ая статья Конституции 1977 года дополняет и обновляет данное положение соответственно времени принятия Основного Закона. Наряду с подтверждением ранее провозглашенного принципа бесплатности образования всех уровней определяется более высокая ступень обязательного образования: «Это право обеспечивается осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством» [10]. Можно констатировать, что в советском государстве право на получение образования являлось неотъемлемой, конституционно закрепленной категорией правового статуса личности.

 

      Необходимо однако, отметить, что в советское время  наряду с большими возможностями  на получение образования в  разное время существовали нормы, связанные с ограничением доступа  к образованию для тех или  иных категорий граждан. Если  в послереволюционный период  эти ограничения касались в  основном т.н. «нетрудовых» классов, то в последующем ряд постоянных  или временных ограничений касался  так же и трудящихся.

 

      Так, например, при  поступлении в вузы отдавалось  предпочтение абитуриентам, имевшим  двухлетний стаж работы на  производстве или отслужившим  в рядах Вооруженных сил.

 

      Кроме того, по  мнению Е.Д. Волоховой [11], в СССР  фактически отсутствовала возможность  обучающегося (либо его законных  представителей) выбрать то или  иное учебное заведение: все дети  должны были поступать в один  и тот же тип школы по  месту жительства и начинать  свое образование одинаково. Что  касается вузов и техникумов, то выбор здесь был в том  смысле, что под воздействием  тех или иных факторов абитуриент  сам решал, кем быть (если имелось  желание и возможность продолжать  обучение). Если же принять во  внимание, что обучение каждой  специальности проходило во всех  заведениях по единым программам (за редким исключением), то этим  выбор и заканчивался.

 

      Нельзя не указать  еще на одно ограничение права  на образование в советское  время. Дело в том, что в СССР  действовало неукоснительное правило: выпускники вузов и техникумов  должны отработать в местах, указанных  при распределении.

 

     Еще в Инструкции  НКТ СССР № 804 от 4 октября 1930 г. «Об  обязанности отработки и условиях  труда молодых специалистов» (п. 30) предусматривалось, что «специалист, который без уважительной причины  отказался или уклонился от  работы в порядке настоящей  инструкции, привлекается к ответственности  в установленном порядке. Спустя  некоторое время на этот же  счет принято постановление ЦИК  и СНК СССР от 15 сентября 1933 г. «Об улучшении использования  молодых специалистов», В нем  предусмотрено, что «Все оканчивающие  высшие учебные заведения и  техникумы молодые специалисты  обязаны, как обучавшиеся за счет  государства, проработать в течение  пяти лет» [12]. Такие постановления  принимались систематически (см., например, постановление ЦК ВКП(б) и СНК  СССР от 4 марта 1938 г. «О распределении  окончивших высшие учебные заведения  в IV квартале 1937 года», постановление  Совета Министров и ЦК КПСС  от 30 августа 1954 г., постановление ЦК  КПСС и Совета Министров СССР  от 21 мая 1964 г.) [13].

 

      Безусловно, общество  заинтересовано в том, чтобы обученные  кадры трудились по специальности. Но делать это надо таким  образом, чтобы молодые специалисты  принимали решения добровольно, а не под угрозой применения  наказания. С точки зрения естественных  прав и свобод человека такие  действия государства автору  данной работы представляются  неправомерными.

 

      Таким образом, рассматривая особенности развития  права на образование в нашей  стране в годы существования  советского строя, следует признать, что в СССР существовала достаточно  жесткая система государственного  управления образованием. Строгие  требования предъявлялись и к  содержанию учебных планов, программ  самих преподаваемых курсов. Для  советского образования был характерен  авторитарный характер отношений  между преподавателем и обучаемыми  и вообще – всего учебного  процесса, преследовалось всякое  инакомыслие.

Информация о работе Право человека в сфере образования