К середине XVI столетия
общественный уклад России приобрел все
черты развитого церковно-государственного
устройства. Православие и образование
в России были слиты в единое целое. Священник
отвечал не только за нравственное состояние
прихожан - он обучал их и грамоте. От православия
пошло и русское образование, и воспитание.
В ХIV-ХVI веках
появилось индивидуальное обучение,
которое вели «мастера грамоты».
Собирая до 10 учеников, мастера создавали
«школы грамоты». Чаще всего в
роли «мастеров» выступали священники.
Как правило обучение начиналось
с 7 лет и продолжалось два года.
Весь материал усваивался в
школе, домашних заданий не было.
В ХV-ХVII вв. образование
на Руси приобретает все признаки
государственной профессиональной
школы. Это дает основание ряду
исследователей прийти к выводу,
что грамотность к тому времени
получила достаточно широкое
распространение. «Устойчивое представление
о том, что допетровская Русь
была полудикой, малограмотной, необразованной,
не соответствует действительности.
Данные, полученные отечественными
историками, показывают, что в ХV-ХVII
вв. грамотность среди монахов
составила 75%, землевладельцев - 50%, посадских
- 20%, крестьян - 15%» [3].
Важно отметить, что до
середины XVII столетия система образования
не носила сословного характера.
С середины XVII в.
в Москве стали открываться
школы, созданные по образцу европейских
грамматических школ и дававшие
как светское, так и богословское
образование. В это время произошли
и важные изменения в методике
обучения.
В XVIII в. Петр I среди
прочих реформ, приступил и к
реформам в области образования,
обратив особое внимание на
создание светских школ по
подготовке необходимых стране
специалистов. В 1701 г. были созданы
навигацкая, пушкарская, госпитальная,
приказная и другие школы, находившиеся
в ведении соответствующих государственных
органов. Кроме того, к 1722 году в
разных городах России были
открыты 42 так называемые «цифирные
школы», обеспечивавшие начальное обучение
математике. Гуманитарное образование
обеспечивалось духовными школами, преподавателей
для которых готовила Славяно-греко-латинская
академия, открытая ещё в 1687 году. Всего
в России к 1725 году было около 50 епархиальных
школ [4].
Специальные школы,
созданные по указам Петра I, в
основном, предназначались для детей
из семей господствующих классов,
которые после их окончания
занимали должности в военных
и гражданских ведомствах. Петр
мечтал о создании единой внесословной
системы образования. На деле
созданная им система оказалась
и не единой (профессиональная
школа – духовная школа), и
не внесословной. Не ставилась
и задача общего образования,
оно давалось попутно, как часть
и условие профессионального
образования. Но эта система сыграла
гигантскую роль в развитии
российского образования, «вписав»
его в европейскую систему
образования. Кроме того, именно
при Петре, в 1714 году, образование
было объявлено обязательным
для детей всех сословий (кроме
крестьян), однако системы образования
в этот период в России еще
не существовало, как и не было
образования для народа, т.е. подлинно
народной школы.
Первые попытки
создать систему образования, сделанные
в 80-е годы XVIII в., вызваны были
ростом социально экономического
развития страны, возвышением производства
и торговли, заметным увеличением
числа городов. В этот период
начинают открываться новые учебные
заведения: общеобразовательные школы
трёх типов – малые, средние
и главные. В них преподавались
общеобразовательные предметы: чтение,
письмо, знание цифр, катехизис, священная
история, русская грамматика. Обучение
объявлялось совместным для мальчиков
и девочек и бесплатным .
За 1782–1800 гг. разные
виды школ окончили около 180 тыс.
детей, в том числе 7% девочек. К
началу XIX в. в России было около
300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся
и 720 учителями. Но среди них почти
совсем не было сельских школ,
т.е. крестьянство практически не
имело доступа к образованию.
[5]
С начала XIX в. и
до начала XX в. система образования
в России продолжала поступательно
развиваться.
Уже в 1801 г. создается
единое ведомство — Министерство
народного просвещения. Создается
также система главных и малых
народных училищ. Расширяется сеть
высших учебных заведений. В 1864 году
было принято «Положение о начальных
училищах», утвердившее общедоступность
и внесословность начального образования.
На рубеже XIX-XX столетий
общее количество школ в России
увеличилось примерно в 17,5 раз, а
число учащихся в них - в 2,5 раза
(в 1915 г. оно превысило 9,5 млн.). Еще
быстрее заполнялись с конца XIX
в. аудитории высших учебных заведений.
В особенности это касается
периодов промышленного подъема,
когда общая численность контингента
студентов увеличивалась примерно
на 15% в год, общая же численность
учащихся высших учебных заведений
в России в этот период возросла
в 3,5-4 раза.[6]
Необходимо, однако,
отметить, что накануне октябрьских
событий 1917 г. Россия значительно
отставала по уровню грамотности
от развитых западно-европейских
стран. По данным на 1913 г. четыре
пятых детей школьного возраста
не имели возможности получить
образование. В стране большие
массы людей были безграмотны.
В сравнении с 1926 г. процент грамотных
в возрасте 9-49 лет составлял лишь
57%. [7]
Таким образом,
в Российской Империи не было
всеобщего права на образование
и причиной тому были не
только его сословная ориентация,
но и ограничения на образование
по признакам пола, национальности,
вероисповедания. Так, например, плата
за подготовительные курсы для
поступления в высшие учебные
заведения для лиц еврейской
национальности взималась в двойном
размере.
5 Право на образование
в СССР.
Приход к власти большевиков
в октябре 1917 г стал началом коренной перестройки
всей государственной и общественной
жизни России, в которой особенно важное
значение приобрело народное образование,
которое подверглось значительным преобразованиям.
В качестве основных принципов новой образовательной
политики провозглашались введение в
короткий срок всеобщего обязательного
бесплатного обучения, организация единой
светской школы, обеспечение народного
образования бюджетными средствами, введение
в стране всеобщей грамотности. Уже в конце
1917 г. начала проводиться национализация
всех типов учебных заведений. Школа была
объявлена не только единой и трудовой,
но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной.
Была заявлена преемственность ступеней
образования, обеспечивалось равенство
возможностей образования, распространение
обучения на национальных языках. Декретом
СНК от 21 января 1918 г. церковь отделяется
от государства и школа от церкви, объявляется
свобода совести, отменяются всякие привилегии
и ограничения, связанные с религиозным
вероисповеданием. Была упразднена существовавшая
система управления образованием. Постановлением
Наркомпроса в мае 1918 г. стало осуществляться
совместное обучение мальчиков и девочек,
было покончено с неравенством мужского
и женского образования. Таким образом
был сделан первый шаг на пути к осуществлению
всеобщего обязательного обучения.
В дальнейшем
был принят целый ряд основополагающих
документов, на долгие годы определивших
основные черты отечественного
образования. Однако то, что было
потенциально заложено в этих
важнейших документах о школе,
перекрывалось социалистическим, классовым
и партийным подходом к делу
народного образования, проведённые
на ранних этапах существования
советской власти ультрарадикальные
реформы отечественного образования
наряду с положительными моментами
зачастую имели и отрицательные
стороны: образование стало ярко
идеологически окрашенным, был предпринят
целый ряд ошибочных экспериментов
(бригадное обучение в школах,
создание т.н. рабфаков ускоренно
и халтурно готовивших детей
рабочих и крестьян, не имевших
законченного среднего образования,
к поступлению в высшие учебные
заведения, создание коммунистических
университетов и институтов красной
профессуры для подготовки преподавателей
и т.п.) которые нанесли значительный
ущерб традициям отечественного
образования. Кроме того надо
учитывать, что доступ к образованию,
особенно высшему для выходцев
из т.н. «нетрудовых» сословий
был крайне затруднён. Для них
не только право на образование
не было гарантировано, но и
как показала история, у них
всегда стояли под вопросом
даже права на жизнь и свободу.
В последующие
годы, в учебных заведениях произошел
частичный возврат к прежнему
положению: вводились всестороннее
централизованное управление и
централизованный контроль, образование
было подвергнуто унификации
и жесткой регламентации. Вводились
единые обязательные программы
и учебные планы, единые стабильные
учебники, запрещены любые эксперименты
и творческий поиск. Школьники
получили традиционный учебный
план, напоминавший старую дореволюционную
гимназию. Цель высшего образования
больше не состояла в том, чтобы
дать просто техническое, профессиональное
и политическое образование. Оно
должно было передавать широкий
багаж культуры, так как страна
нуждалась в культурных, всесторонне
образованных кадрах. Ограничения
на прием студентов по социальному
происхождению фактически были
сняты.
Что касается
Конституционно – правовой регламентации
права на образование в СССР,
то оно было закреплено во
всех советских конституциях, наряду
с Конституцией 1918 года, которая
в ст. 17 гласила: «В целях обеспечения
за трудящимися действительного
доступа к знанию, РСФСР ставит
своею задачею предоставить рабочим
и беднейшим крестьянам полное
и всестороннее бесплатное образование»
[8], Конституция СССР 1936 года, в статье 121
декларировала: «Граждане СССР имеют право
на образование. Это право обеспечивается
всеобщеобязательным начальным образованием,
бесплатностью образования, включая высшее
образование, системой государственных
стипендий подавляющему большинству учащихся
в высшей школе, обучением в школах на
родном языке, организацией на заводах,
в совхозах, машинотракторных станциях
и колхозах бесплатного производственного,
технического и агрономического обучения
трудящихся» [9]. 45-ая статья Конституции
1977 года дополняет и обновляет данное положение
соответственно времени принятия Основного
Закона. Наряду с подтверждением ранее
провозглашенного принципа бесплатности
образования всех уровней определяется
более высокая ступень обязательного
образования: «Это право обеспечивается
осуществлением всеобщего обязательного
среднего образования молодежи, широким
развитием профессионально-технического,
среднего специального и высшего образования
на основе связи обучения с жизнью, с производством»
[10]. Можно констатировать, что в советском
государстве право на получение образования
являлось неотъемлемой, конституционно
закрепленной категорией правового статуса
личности.
Необходимо однако,
отметить, что в советское время
наряду с большими возможностями
на получение образования в
разное время существовали нормы,
связанные с ограничением доступа
к образованию для тех или
иных категорий граждан. Если
в послереволюционный период
эти ограничения касались в
основном т.н. «нетрудовых» классов,
то в последующем ряд постоянных
или временных ограничений касался
так же и трудящихся.
Так, например, при
поступлении в вузы отдавалось
предпочтение абитуриентам, имевшим
двухлетний стаж работы на
производстве или отслужившим
в рядах Вооруженных сил.
Кроме того, по
мнению Е.Д. Волоховой [11], в СССР
фактически отсутствовала возможность
обучающегося (либо его законных
представителей) выбрать то или
иное учебное заведение: все дети
должны были поступать в один
и тот же тип школы по
месту жительства и начинать
свое образование одинаково. Что
касается вузов и техникумов,
то выбор здесь был в том
смысле, что под воздействием
тех или иных факторов абитуриент
сам решал, кем быть (если имелось
желание и возможность продолжать
обучение). Если же принять во
внимание, что обучение каждой
специальности проходило во всех
заведениях по единым программам
(за редким исключением), то этим
выбор и заканчивался.
Нельзя не указать
еще на одно ограничение права
на образование в советское
время. Дело в том, что в СССР
действовало неукоснительное правило:
выпускники вузов и техникумов
должны отработать в местах, указанных
при распределении.
Еще в Инструкции
НКТ СССР № 804 от 4 октября 1930 г. «Об
обязанности отработки и условиях
труда молодых специалистов» (п.
30) предусматривалось, что «специалист,
который без уважительной причины
отказался или уклонился от
работы в порядке настоящей
инструкции, привлекается к ответственности
в установленном порядке. Спустя
некоторое время на этот же
счет принято постановление ЦИК
и СНК СССР от 15 сентября 1933 г.
«Об улучшении использования
молодых специалистов», В нем
предусмотрено, что «Все оканчивающие
высшие учебные заведения и
техникумы молодые специалисты
обязаны, как обучавшиеся за счет
государства, проработать в течение
пяти лет» [12]. Такие постановления
принимались систематически (см., например,
постановление ЦК ВКП(б) и СНК
СССР от 4 марта 1938 г. «О распределении
окончивших высшие учебные заведения
в IV квартале 1937 года», постановление
Совета Министров и ЦК КПСС
от 30 августа 1954 г., постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР
от 21 мая 1964 г.) [13].
Безусловно, общество
заинтересовано в том, чтобы обученные
кадры трудились по специальности.
Но делать это надо таким
образом, чтобы молодые специалисты
принимали решения добровольно,
а не под угрозой применения
наказания. С точки зрения естественных
прав и свобод человека такие
действия государства автору
данной работы представляются
неправомерными.
Таким образом,
рассматривая особенности развития
права на образование в нашей
стране в годы существования
советского строя, следует признать,
что в СССР существовала достаточно
жесткая система государственного
управления образованием. Строгие
требования предъявлялись и к
содержанию учебных планов, программ
самих преподаваемых курсов. Для
советского образования был характерен
авторитарный характер отношений
между преподавателем и обучаемыми
и вообще – всего учебного
процесса, преследовалось всякое
инакомыслие.