По нашему мнению,
для того чтобы переломить
ситуацию в данной сфере, требуются
последовательные жесткие и бескомпромиссные
меры административного и дисциплинарного
характера. Установленные коррупционеры
и взяточники должны подвергаться
уголовному преследованию. Особое
внимание следует при этом
уделить элитным школам и университетам,
где коррупция принимает зачастую
особенно широкий размах, а взятки
исчисляются тысячами и десятками
тысяч долларов. Ясно, однако, что
проблему коррупции в системе
образования не решить одними
только мерами устрашения или
даже энергичной кампанией нетерпимости
к этому социальному злу. Вся
система образования должна быть
перестроена таким образом, чтобы
по возможности исключить или
хотя бы минимизировать условия
для существования "теневого"
рынка образовательных услуг. В
связи с этим искоренение коррупции
в системе образования можно
рассматривать как одну из
задач ее модернизации. Только
так можно реально защитить
конституционное право граждан
России на образование.
19.Проблема доступности
образования для лиц с ограниченными
возможностями.
Другой важнейшей проблемой,
связанной с возможностью реализации
человеком и гражданином права на образование,
является проблема доступности образования
для лиц с ограниченными возможностями.
Пункт 10 ст. 50 Закона
РФ «Об образовании» [5] предусматривает
обязанность органов управления
образованием создавать специальные
(коррекционные) образовательные учреждения
для детей и подростков с
отклонениями в развитии. Именно
эти учреждения, в отличие от
общеобразовательных, предназначены
для осуществления специального
образования. Закон об образовании,
кроме того, указывает на возможность
установления специальных образовательных
стандартов для обучающихся с
отклонениями в развитии (п. 2 ст.
7).
В развитие указанной
нормы принят ряд подзаконных
актов. Типовое положение о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении
[6] определяет виды таких учреждений
в зависимости от характера
отклонений в развитии ребенка
(слепой, слабовидящий, глухой, слабослышащий,
с задержкой психического развития,
умственно отсталый и т. д.). Таким
образом, российский законодатель
признает существование такого
явления, как «специальное образование».
Однако ввести его в разряд
нормативных дефиниций до сих
пор не удалось.
В соответствии
с Законом РФ «О социальной
защите инвалидов» [7] (ст. 18) детям-инвалидам
дошкольного возраста должны
быть предоставлены необходимые
реабилитационные меры и созданы
условия для пребывания в детских
дошкольных учреждениях общего
типа. В то же время, дети с
отклонениями в развитии принимаются
в дошкольные образовательные
учреждения любого вида при
наличии условий для коррекционной
работы. Как следствие такой коллизии,
при отсутствии достаточного
финансового обеспечения правительственный
акт служит основанием для
отказа в приеме ребенка в
дошкольное образовательное учреждение
общего типа по месту жительства.
Необходимо отметить,
что на сегодняшний день нормативно
не закреплена обязанность органов
управления образованием по обеспечению
методической помощи учреждениям
в организации педагогического
процесса при совместном обучении
детей с разными образовательными
потребностями, составлении индивидуальных
планов для тех учащихся, которые
имеют трудности в обучении. Между
тем такие гарантии являются
необходимыми и важными и не
могут быть обеспечены лишь
педагогическими средствами без
правового вмешательства. По мнению
О. Н. Ильиной, [8] основные проблемы
совместного обучения детей связаны
с материальными препятствиями -
трудность транспортной доступности
школы, отсутствие пандусов, подъемников,
неприспособленные лестницы, а также
связано с отсутствием методической
основы для перестройки собственной
работы и своей психологической
неготовностью. В результате отсутствия
необходимых гарантий складывается
парадоксальная ситуация. Получение
образования в специальных условиях
коррекционного учреждения становится
не правом, а единственной возможностью
для ряда детей, которых общество,
назвав неполноценными, вытесняет
из сферы нормальных социальных
отношений в учреждения для
детей с отклонениями[9]. Как отметил
Уполномоченный по правам человека
в РФ, «обучение инвалидов преимущественно
проводится в специализированных
образовательных учреждениях в
условиях общения только с
другими инвалидами, что впоследствии
затрудняет их интеграцию в
общество». [10]
Между тем многие
из таких детей могли бы
с успехом учиться в общеобразовательных
учреждениях (например, дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, слепые,
слабовидящие, глухие и другие, не
имеющие отклонений в умственном
развитии), если бы имели по
закону право на специальное
образование. Указанное право давало
бы возможность обучаться в
условиях образовательного учреждения
любого типа, а не только специального
(коррекционного). А это, в свою
очередь, позволило бы детям с
ограниченными возможностями получить
профессиональное образование наряду
с «нормальными» сверстниками
и стать равными членами общества,
частью большинства.
Закрепление в
законе права на специальное
образование призвано устранить
неравенство в доступе к образованию
различных лиц в зависимости
от состояния их здоровья. В
этом смысле оно обеспечивает
государственную политику недискриминации.
20. Проблема общедоступности
и бесплатности образования в
России.
Одним из важнейших принципов
государственной политики в сфере образования,
гарантирующим реализацию права на образование
является принцип общедоступности и бесплатности
образования в России.
Необходимо отметить,
что указанный принцип нарушается,
к сожалению, уже на уровне
дошкольного образования. Несмотря
на значительный массив нормативных
правовых актов по дошкольному
образованию, в Российской Федерации
до настоящего времени наблюдается
массовое нарушение конституционного
права граждан на получение
дошкольного образования. При увеличении
в последнее время уровня рождаемости
и, как следствие, возрастании спроса
на услуги дошкольных образовательных
учреждений наблюдается устойчивая
тенденция сокращения их общего
количества, перевода на платную
основу или перепрофилирования.
Это неизбежно приводит к появлению
в оставшихся учреждениях различного
рода конкурсных отборов, а также
введению дополнительной, нередко
«теневой» платы за предоставление
определенных услуг. [11] В Российской
Федерации повсеместно имеются
очереди для определения детей
в дошкольные образовательные
учреждения.
К сказанному
можно так же добавить, что
существует расхождение по вопросам
приема в образовательные учреждения
различного уровня между нормами
Конституции РФ и Закона РФ
«Об образовании». В законодательстве
об образовании закреплены только
общие требования к приему
граждан в образовательные учреждения,
определение порядка приема отнесено
к компетенции учредителя образовательного
учреждения (ст.16 Закона РФ «Об
образовании»). Так, например, согласно
ч.2 ст. 43 Конституции Российской
Федерации [12] дошкольное образование
является общедоступным и бесплатным.
Законодательно также не установлено
каких-либо особых условий приема
детей в дошкольные образовательные
учреждения. Хотя в п.1 ст. 16 Закона
РФ «Об образовании» [13], возлагающем
на учредителя обязанность устанавливать
порядок приема в государственные
и муниципальные образовательные
учреждения на ступени начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего и начального
профессионального образования, обеспечивающий
прием всех граждан, которые проживают
на данной территории и имеют
право на получение образования
соответствующего уровня, дошкольное
образование не указано. То есть,
формально дошкольное образование
является общедоступным. Однако
на практике реализация права
на поступление в дошкольное
образовательное учреждение ограничивается
рядом факторов. В частности, возможность
его реализации зависит от
наличия на данной территории
соответствующих учреждений и
достаточного количества мест
в них. Кроме того, дошкольное
образование не является полностью
бесплатным.
В связи с
этим необходимо дополнительно
установить законодательные и
финансовые гарантии функционирования
дошкольных учреждений, которые
бы позволили гражданам реализовать
свое конституционное право на
бесплатность и общедоступность
дошкольного образования.
Такое же положение
существует и при приеме в
младшие и старшие классы общеобразовательных
учреждений. В соответствии с
«Рекомендациями по организации
приема в первый класс» [14] все
дети, достигшие школьного возраста,
зачисляются в первый класс
общеобразовательного учреждения
независимо от уровня их подготовки.
При отказе администрации принять
ребенка (по причине отсутствия
свободных мест в образовательном
учреждении) муниципальный орган
управления образованием предоставляет
родителям (законным представителям)
информацию о наличии свободных
мест в общеобразовательных учреждениях
на данной территории (в данном
районе, микрорайоне) и обеспечивает
прием детей в первый класс.
То есть, правила
приема в общеобразовательные
учреждения (организации) предусматривают
общедоступность и бесплатность
общего образования, что соответствует
ч. 2. ст. 43 Конституции РФ [15] и п. 4
ст. 5 Закона РФ «Об образовании».
[16] Сложившаяся практика приема
в общеобразовательные учреждения
на условиях конкурсного отбора, равно
как и введение платы, например, под видом
«спонсорского взноса», - есть прямое нарушение
норм российского законодательства. [17]
Нельзя также
не отметить неуклонно обостряющееся
в последние годы противопоставление
так называемых «элитарных» общеобразовательных
учреждений «обычным» школам. Общепризнанно,
что качество образовательных
услуг, предоставляемых «обычными»
школами, в лучшем случае не
повышается, а скорее постепенно
снижается. При этом престиж таких
школ падает гораздо быстрее,
чем качество предоставляемых
ими услуг. Одновременно растет
престиж, а значит, и востребованность
«элитарных» общеобразовательных
учреждений, - разного рода лицеев,
гимназий при достаточно сомнительном
уровне обучения в них. Напротив,
в современных условиях, когда
услуги "элитарных" общеобразовательных
учреждений рекламируются как
товар, практически недоступный
для ребенка из среднестатистической
российской семьи, право граждан
России на общедоступное и
бесплатное основное общее образование
существенно обесценивается. Тем
самым российская система образования
на деле постепенно утрачивает
свою первейшую конституционно
закрепленную социальную функцию.
К сказанному следует
добавить, что, вопреки закрепленному
в российском законодательстве принципу
обязательности основного общего образования,
едва ли не впервые в истории нашей страны
растет количество детей, не посещающих
школу и соответственно остающихся полностью
или частично неграмотными. Согласно существующим
экспертным оценкам [18], уже сегодня в России
насчитывается никак не меньше двух миллионов
неграмотных детей. В самом лучшем случае
многим из них уготована незаслуженно
тяжелая судьба.
Значительные проблемы
в части законодательного обеспечения
и практики реализации права
на образование существуют также
в сфере среднего и высшего
профессионального образования. Так,
Конституция РФ [19] гарантирует общедоступность
и бесплатность среднего профессионального
образования (ч. 2 ст. 43). Однако Закон
РФ «Об образовании» [20] не только
не подтверждает эту конституционную
гарантию, но прямо устанавливает
доступность и бесплатность среднего
профессионального образования
только на конкурсной основе,
наряду с высшим профессиональным
и послевузовским образованием (п.
3 ст. 5). В этом содержится не
только противоречие, но и явное
нарушение конституционных норм,
на что уже неоднократно обращали
внимание исследователи. Однако, как
констатирует И.Д.Ягофарова, «учреждения
среднего профессионального образования
предпочитают руководствоваться
Законом, и никто против этого
не возражает, не отстаивает свое
конституционное право на общедоступность
и бесплатность среднего профессионального
образования». [21]
Что касается
высшего образования, то на фоне
роста масштабов приема в вузы,
и прежде всего на платной
основе, происходит увеличение расходов
населения на этапе подготовки
к поступлению в вузы (оплата
подготовительных курсов, занятий
с репетиторами). Это отражает
усиление разрыва между требованиями
к уровню знаний, достаточному
для успешного и даже отличного
окончания школы, и требованиями
к уровню знаний абитуриентов,
предъявляемых высшими учебными
заведениями. Отдельные исследования
свидетельствуют о значительных
масштабах неформальных платежей
непосредственно на этапе поступления
в вуз. [22]
Необходимо, однако,
отметить, что с одной стороны,
количественные показатели развития
профессионального образования
в России свидетельствуют о
повышении его доступности. Данные
государственной статистики о
численности выпускников 11 класса
и приеме в вузы в последние
годы сближаются, а по отдельным
регионам страны количество мест
в учебных заведениях профессионального
образования часто даже превышает
число выпускников школ. [23] Стремительное
развитие платного образования
сделало профессиональное образование
более доступным для лиц из
семей со средними и высокими
доходами. С другой стороны, развитие
платных форм получения образования
и рост расходов населения
на подготовку для поступления
в вуз на бесплатные места
заставляет предполагать, что экономические
барьеры на пути к получению
высшего образования выросли, и,
несмотря на увеличение общих
показателей приема в вузы, снизилась
их доступность для ряда социально
уязвимых групп, прежде всего
детей из семей с низкими
доходами, что так же ограничивает
полноценную реализацию гражданами
конституционного права на образование.