Право человека в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция

Краткое описание

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на образование.docx

— 94.25 Кб (Скачать файл)

 

     По нашему мнению, для того чтобы переломить  ситуацию в данной сфере, требуются  последовательные жесткие и бескомпромиссные  меры административного и дисциплинарного  характера. Установленные коррупционеры  и взяточники должны подвергаться  уголовному преследованию. Особое  внимание следует при этом  уделить элитным школам и университетам, где коррупция принимает зачастую  особенно широкий размах, а взятки  исчисляются тысячами и десятками  тысяч долларов. Ясно, однако, что  проблему коррупции в системе  образования не решить одними  только мерами устрашения или  даже энергичной кампанией нетерпимости  к этому социальному злу. Вся  система образования должна быть  перестроена таким образом, чтобы  по возможности исключить или  хотя бы минимизировать условия  для существования "теневого" рынка образовательных услуг. В  связи с этим искоренение коррупции  в системе образования можно  рассматривать как одну из  задач ее модернизации. Только  так можно реально защитить  конституционное право граждан  России на образование.

 

      

 

      19.Проблема доступности  образования для лиц с ограниченными  возможностями.

 

 Другой важнейшей проблемой, связанной с возможностью реализации человеком и гражданином права на образование, является проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.

 

     Пункт 10 ст. 50 Закона  РФ «Об образовании» [5] предусматривает  обязанность органов управления  образованием создавать специальные (коррекционные) образовательные учреждения  для детей и подростков с  отклонениями в развитии. Именно  эти учреждения, в отличие от  общеобразовательных, предназначены  для осуществления специального  образования. Закон об образовании, кроме того, указывает на возможность  установления специальных образовательных  стандартов для обучающихся с  отклонениями в развитии (п. 2 ст. 7).

 

      В развитие указанной  нормы принят ряд подзаконных  актов. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении [6] определяет виды таких учреждений  в зависимости от характера  отклонений в развитии ребенка (слепой, слабовидящий, глухой, слабослышащий, с задержкой психического развития, умственно отсталый и т. д.). Таким  образом, российский законодатель  признает существование такого  явления, как «специальное образование». Однако ввести его в разряд  нормативных дефиниций до сих  пор не удалось.

 

      В соответствии  с Законом РФ «О социальной  защите инвалидов» [7] (ст. 18) детям-инвалидам  дошкольного возраста должны  быть предоставлены необходимые  реабилитационные меры и созданы  условия для пребывания в детских  дошкольных учреждениях общего  типа. В то же время, дети с  отклонениями в развитии принимаются  в дошкольные образовательные  учреждения любого вида при  наличии условий для коррекционной  работы. Как следствие такой коллизии, при отсутствии достаточного  финансового обеспечения правительственный  акт служит основанием для  отказа в приеме ребенка в  дошкольное образовательное учреждение  общего типа по месту жительства.

 

      Необходимо отметить, что на сегодняшний день нормативно  не закреплена обязанность органов  управления образованием по обеспечению  методической помощи учреждениям  в организации педагогического  процесса при совместном обучении  детей с разными образовательными  потребностями, составлении индивидуальных  планов для тех учащихся, которые  имеют трудности в обучении. Между  тем такие гарантии являются  необходимыми и важными и не  могут быть обеспечены лишь  педагогическими средствами без  правового вмешательства. По мнению  О. Н. Ильиной, [8] основные проблемы  совместного обучения детей связаны  с материальными препятствиями - трудность транспортной доступности  школы, отсутствие пандусов, подъемников, неприспособленные лестницы, а также  связано с отсутствием методической  основы для перестройки собственной  работы и своей психологической  неготовностью. В результате отсутствия  необходимых гарантий складывается  парадоксальная ситуация. Получение  образования в специальных условиях  коррекционного учреждения становится  не правом, а единственной возможностью  для ряда детей, которых общество, назвав неполноценными, вытесняет  из сферы нормальных социальных  отношений в учреждения для  детей с отклонениями[9]. Как отметил  Уполномоченный по правам человека  в РФ, «обучение инвалидов преимущественно  проводится в специализированных  образовательных учреждениях в  условиях общения только с  другими инвалидами, что впоследствии  затрудняет их интеграцию в  общество». [10]

 

      Между тем многие  из таких детей могли бы  с успехом учиться в общеобразовательных  учреждениях (например, дети с нарушениями  опорно-двигательного аппарата, слепые, слабовидящие, глухие и другие, не  имеющие отклонений в умственном  развитии), если бы имели по  закону право на специальное  образование. Указанное право давало  бы возможность обучаться в  условиях образовательного учреждения  любого типа, а не только специального (коррекционного). А это, в свою  очередь, позволило бы детям с  ограниченными возможностями получить  профессиональное образование наряду  с «нормальными» сверстниками  и стать равными членами общества, частью большинства.

 

       Закрепление в  законе права на специальное  образование призвано устранить  неравенство в доступе к образованию  различных лиц в зависимости  от состояния их здоровья. В  этом смысле оно обеспечивает  государственную политику недискриминации.

 

       

 

      20. Проблема общедоступности  и бесплатности образования в  России.

 

 Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России.

 

      Необходимо отметить, что указанный принцип нарушается, к сожалению, уже на уровне  дошкольного образования. Несмотря  на значительный массив нормативных  правовых актов по дошкольному  образованию, в Российской Федерации  до настоящего времени наблюдается  массовое нарушение конституционного  права граждан на получение  дошкольного образования. При увеличении  в последнее время уровня рождаемости  и, как следствие, возрастании спроса  на услуги дошкольных образовательных  учреждений наблюдается устойчивая  тенденция сокращения их общего  количества, перевода на платную  основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению  в оставшихся учреждениях различного  рода конкурсных отборов, а также  введению дополнительной, нередко  «теневой» платы за предоставление  определенных услуг. [11] В Российской  Федерации повсеместно имеются  очереди для определения детей  в дошкольные образовательные  учреждения.

 

      К сказанному  можно так же добавить, что  существует расхождение по вопросам  приема в образовательные учреждения  различного уровня между нормами  Конституции РФ и Закона РФ  «Об образовании». В законодательстве  об образовании закреплены только  общие требования к приему  граждан в образовательные учреждения, определение порядка приема отнесено  к компетенции учредителя образовательного  учреждения (ст.16 Закона РФ «Об  образовании»). Так, например, согласно  ч.2 ст. 43 Конституции Российской  Федерации [12] дошкольное образование  является общедоступным и бесплатным. Законодательно также не установлено  каких-либо особых условий приема  детей в дошкольные образовательные  учреждения. Хотя в п.1 ст. 16 Закона  РФ «Об образовании» [13], возлагающем  на учредителя обязанность устанавливать  порядок приема в государственные  и муниципальные образовательные  учреждения на ступени начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального  профессионального образования, обеспечивающий  прием всех граждан, которые проживают  на данной территории и имеют  право на получение образования  соответствующего уровня, дошкольное  образование не указано. То есть, формально дошкольное образование  является общедоступным. Однако  на практике реализация права  на поступление в дошкольное  образовательное учреждение ограничивается  рядом факторов. В частности, возможность  его реализации зависит от  наличия на данной территории  соответствующих учреждений и  достаточного количества мест  в них. Кроме того, дошкольное  образование не является полностью  бесплатным.

 

       В связи с  этим необходимо дополнительно  установить законодательные и  финансовые гарантии функционирования  дошкольных учреждений, которые  бы позволили гражданам реализовать  свое конституционное право на  бесплатность и общедоступность  дошкольного образования.

 

       Такое же положение  существует и при приеме в  младшие и старшие классы общеобразовательных  учреждений. В соответствии с  «Рекомендациями по организации  приема в первый класс» [14] все  дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс  общеобразовательного учреждения  независимо от уровня их подготовки. При отказе администрации принять  ребенка (по причине отсутствия  свободных мест в образовательном  учреждении) муниципальный орган  управления образованием предоставляет  родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных  мест в общеобразовательных учреждениях  на данной территории (в данном  районе, микрорайоне) и обеспечивает  прием детей в первый класс.

 

       То есть, правила  приема в общеобразовательные  учреждения (организации) предусматривают  общедоступность и бесплатность  общего образования, что соответствует  ч. 2. ст. 43 Конституции РФ [15] и п. 4 ст. 5 Закона РФ «Об образовании». [16] Сложившаяся практика приема  в общеобразовательные учреждения на условиях конкурсного отбора, равно как и введение платы, например, под видом «спонсорского взноса», - есть прямое нарушение норм российского законодательства. [17]

 

       Нельзя также  не отметить неуклонно обостряющееся  в последние годы противопоставление  так называемых «элитарных» общеобразовательных  учреждений «обычным» школам. Общепризнанно, что качество образовательных  услуг, предоставляемых «обычными»  школами, в лучшем случае не  повышается, а скорее постепенно  снижается. При этом престиж таких  школ падает гораздо быстрее, чем качество предоставляемых  ими услуг. Одновременно растет  престиж, а значит, и востребованность  «элитарных» общеобразовательных  учреждений, - разного рода лицеев, гимназий при достаточно сомнительном  уровне обучения в них. Напротив, в современных условиях, когда  услуги "элитарных" общеобразовательных  учреждений рекламируются как  товар, практически недоступный  для ребенка из среднестатистической  российской семьи, право граждан  России на общедоступное и  бесплатное основное общее образование  существенно обесценивается. Тем  самым российская система образования  на деле постепенно утрачивает  свою первейшую конституционно  закрепленную социальную функцию.

 

        К сказанному следует добавить, что, вопреки закрепленному в российском законодательстве принципу обязательности основного общего образования, едва ли не впервые в истории нашей страны растет количество детей, не посещающих школу и соответственно остающихся полностью или частично неграмотными. Согласно существующим экспертным оценкам [18], уже сегодня в России насчитывается никак не меньше двух миллионов неграмотных детей. В самом лучшем случае многим из них уготована незаслуженно тяжелая судьба.       

 

      Значительные проблемы  в части законодательного обеспечения  и практики реализации права  на образование существуют также  в сфере среднего и высшего  профессионального образования. Так, Конституция РФ [19] гарантирует общедоступность  и бесплатность среднего профессионального  образования (ч. 2 ст. 43). Однако Закон  РФ «Об образовании» [20] не только  не подтверждает эту конституционную  гарантию, но прямо устанавливает  доступность и бесплатность среднего  профессионального образования  только на конкурсной основе, наряду с высшим профессиональным  и послевузовским образованием (п. 3 ст. 5). В этом содержится не  только противоречие, но и явное  нарушение конституционных норм, на что уже неоднократно обращали  внимание исследователи. Однако, как  констатирует И.Д.Ягофарова, «учреждения  среднего профессионального образования  предпочитают руководствоваться  Законом, и никто против этого  не возражает, не отстаивает свое  конституционное право на общедоступность  и бесплатность среднего профессионального  образования». [21]

 

       Что касается  высшего образования, то на фоне  роста масштабов приема в вузы, и прежде всего на платной  основе, происходит увеличение расходов  населения на этапе подготовки  к поступлению в вузы (оплата  подготовительных курсов, занятий  с репетиторами). Это отражает  усиление разрыва между требованиями  к уровню знаний, достаточному  для успешного и даже отличного  окончания школы, и требованиями  к уровню знаний абитуриентов, предъявляемых высшими учебными  заведениями. Отдельные исследования  свидетельствуют о значительных  масштабах неформальных платежей  непосредственно на этапе поступления  в вуз. [22]

 

       Необходимо, однако, отметить, что с одной стороны, количественные показатели развития  профессионального образования  в России свидетельствуют о  повышении его доступности. Данные  государственной статистики о  численности выпускников 11 класса  и приеме в вузы в последние  годы сближаются, а по отдельным  регионам страны количество мест  в учебных заведениях профессионального  образования часто даже превышает  число выпускников школ. [23] Стремительное  развитие платного образования  сделало профессиональное образование  более доступным для лиц из  семей со средними и высокими  доходами. С другой стороны, развитие  платных форм получения образования  и рост расходов населения  на подготовку для поступления  в вуз на бесплатные места  заставляет предполагать, что экономические  барьеры на пути к получению  высшего образования выросли, и, несмотря на увеличение общих  показателей приема в вузы, снизилась  их доступность для ряда социально  уязвимых групп, прежде всего  детей из семей с низкими  доходами, что так же ограничивает  полноценную реализацию гражданами  конституционного права на образование.

Информация о работе Право человека в сфере образования