Право человека в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция

Краткое описание

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на образование.docx

— 94.25 Кб (Скачать файл)

 

      Необходимо отметить, что в силу вышесказанного, сегодня  назрела необходимость совершенствования  системы законодательства об  образовании. При этом первоочередное  внимание должно быть уделено  проблемам, решение которых обеспечило  бы увеличение удельного веса  законодательных норм и более  полного регулирование собственно  образовательных правоотношений, сокращение  объема ведомственного нормотворчества, прежде всего в части регламентации  права на образование и прав  в образовании, устранение пробельности  и противоречивости соответствующих  нормативных правовых актов. Кроме  того, автор данной работы считает, что на сегодняшний день необходимо  перейти к серьезной, системной  разработке единого законодательного  акта, интегрирующего в себе регулирование  общественных отношений всех  уровней образование. Такой нормативный  акт можно представить как  в виде федерального закона, так  и в виде Кодекса Российской  Федерации об образовании.

 

      Указанный федеральный  закон (или кодекс), по нашему мнению, будет призван возглавить систему  законодательства об образовании, объединить и систематизировать  юридические нормы разных отраслей  права, не вступая в противоречие  с идеологией и концепциями  таких федеральных законодательных  актов как Бюджетный, Налоговый, Трудовой, Гражданский кодексы, создать  правовые условия для решения  перспективных задач, стоящих перед  системой образования на современном  этапе.

 

 

 11. Понятие и сущность  механизма реализации права на  образование.

 

 Право на образование в единстве с другими правами и свободами человека существует до формирования системы права и независимо от государства. Государство лишь признает право на образование и обязано принять все меры к тому, чтобы каждый мог этим правом воспользоваться. Поэтому государство должно создать правовой механизм, действие которого обеспечивает реализацию права на образование.

 

     Как утверждает  в своей работе Калпинская O.E. механизм реализации права на  образование представляет собой  совокупность взаимосвязанных и  взаимодействующих нормативных, организационных  и инструментальных институтов, при помощи которых устанавливаются  правила, регламентирующие поведение  субъектов образовательной деятельности, определяются пути преодоления  конфликтных ситуаций, возникающих  в образовательном процессе, закрепляются  меры и процедуры юридической  ответственности за неисполнение  и нарушение предписаний образовательного  законодательства. [1]

 

     Волохова Е.Д. считает, что реализация права - это перевод естественно- правовых представлений в позитивную систему норм. [2]

 

     По нашему мнению, успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию  общественных отношений, в том  числе в сфере реализации права  на образование, предполагает не  только правильное осознание  границ правового регулирования, но и творческое использование  в этих целях наиболее действенных  правовых средств.

 

    Механизм правового  регулирования реализации права  на образование выражает деятельную  сторону процесса перевода нормативности  права в упорядоченность общественных  отношений. [3]

 

     При этом правовое  регулирование реализации права  на образование представляет  собой длящийся процесс, который  распадается на стадии, на каждой  из которых работают особые  юридические средства, в совокупности  составляющие механизм правового  регулирования. Правовое регулирование  реализации права на образование  включает в себя следующие  стадии:

1) издание нормы образовательного  права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);

2) возникновение субъективных  прав и субъективных юридических  обязанностей при реализации  права на образование;

3) реализация субъективных  прав и субъективных юридических  обязанностей, воплощение их в  конкретном, фактическом поведении  участников общественного отношения, то есть в реализации права  на образование;

4) применение нормы образовательного  права.

 

     Акт реализации  права на образование представляет  собой основной элемент совокупности  юридических фактов, без которого  не может реализоваться конкретная  норма права. Он всегда носит  решающий характер, когда уже  есть в наличии другие элементы  фактического состава. [4] Так, для  осуществления права на поступление  в средние и высшие профессиональные  учебные заведения акт применения (например, приказ ректора или  директора образовательного учреждения  о зачислении в студенты) необходим  тогда, когда абитуриент представил  в приемную комиссию требуемые  документы, сдал вступительные экзамены  и прошел по конкурсу, то есть  когда уже имеются три других  юридических факта. Акт применения  скрепляет их в единый юридический  состав, придает им достоверность  и влечет возникновение субъективных  персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия  и создавая возможность для  удовлетворения интересов граждан.

 

     Как носитель  конституционных прав гражданин, в процессе их реализации выполняет  следующие последовательные действия: принятие решения о конкретных  путях и средствах претворения  в жизнь конституционного права; организация исполнения принятого  решения; само исполнение этого  решения. 

 

     Таким образом, реализация права на образование  представляет собой процесс, состоящий  из трех стадий:

1) уяснение права;

2) формирование воли субъекта, связанной с желанием использовать  предоставленное ему субъективное  право;

3) вступление в конкретное  правоотношение.

 

   Описывая механизм  реализации конституционных прав  человека и гражданина, В. О. Лучин  упоминает такие обязательные  элементы, как «разнообразные социальные  и юридические факторы, формы, способы  и условия осуществления конституционных  норм в соответствии с демократическими  процедурами, принципами законности  и социальной справедливости». [5]

 

    Закон Российской  Федерации «Об образовании» [6] очерчивает  механизм реализации права на  образование. В соответствии с  пунктом 2 статьи 1 этого закона механизм  реализации права на образование  состоит из федеральной программы  развития образования, и на основании  статьи 2, принципов государственной  политики в области образования. Государство обеспечивает гражданам  право на образование путем  создания соответствующей системы  образования, которая представляет  собой совокупность: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием, подведомственных им учреждений и организаций.

 

 

     12. Формы и способы  реализации Конституционного проава  на образование.

 

 Для реализации конституционного права на образование необходимо наличие в обществе и государстве специальных условий, позволяющих использовать данное право. Реально удовлетворить свое право на получение образования человек сможет только в том случае, если государство и общество создают и поддерживают специальную образовательную систему. Такую образовательную систему образуют государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения.

 

    Подавляющее большинство  граждан России получают образование  в образовательных учреждениях. Основными типами этих учреждений  согласно законодательству об  образовании являются дошкольные  учреждения, общеобразовательные (начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения  начального профессионального, среднего  профессионального, высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования. [7]

 

  В соответствии  с действующим законодательством  образовательные учреждения по  своим организационно-правовым формам  могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (учреждаемые частными  лицами, а так же различными  организациями).

 

    Важной составной  частью права на образование  является положение о том, что  совершеннолетние граждане имеют  право на выбор образовательного  учреждения и формы получения  образования. 

 

   Формы получения  образования могут быть разные. Законодательство (ст.10 Закона «Об  образовании») предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также форму семейного образования, самообразование и экстернат. Право  выбора конкретной формы получения  образования предоставляется гражданину.

 

   Совокупность образовательных  уровней определяет иерархию  всей системы образования, которая  наряду с соответствующими социально-экономическими  условиями играет роль обеспечительного  фактора права граждан на образование.

 

    

 

     13. Виды образовательных  программ.

 

    Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, а иногда и для необходимой коррекции нарушений в развитии ребенка в помощь семье в России действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников: детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании: центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

 

    Дошкольное образование  является первой ступенью в  системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания  и обучения ребенка в условиях  детского сада, семьи и школы. Эта ступень образования призвана  обеспечить воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление ребенка  дошкольного возраста на основе  поддержки его индивидуальности, уважении интересов и потребностей  ребенка, развития его творческих  способностей. [8]

 

    Общее образование  включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных  программ: начальное общее, основное  общее, среднее (полное) общее образование. Порядок получения общего образования  регламентирован ст. 19 Закона Российской  Федерации «Об образовании». [9]

 

    Установление конкретного возраста начала и продолжительности обучения ребенка на каждой ступени образования Закон возлагает на устав образовательного учреждения. Поэтому в Законе установлены лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня.

 

    Существующая практика  показывает, что формы образовательных  учебных заведений могут быть  самыми разными: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т. п. И все-таки основной  формой образовательных учреждений  для подавляющего большинства  детей и молодежи является  общеобразовательная школа.

 

    Начальное образование, как отмечается в Типовом положении об общеобразовательном учреждении [10], является базой для получения основного общего образования. У ребенка есть право освоить программу начального общего образования или в школе первой ступени, или в семье согласно ч. 1 ст. 10 закона РФ «Об образовании». [11] Это право включает и право выбора возраста, с которого ребенок может осваивать эту программу. 

 

    Основное общее  образование дается в школе  второй ступени или в семье. Эта школа обеспечивает освоение  обучающимися общеобразовательных  программ основного общего образования, условия становления и формирования  их личности, а также склонностей, интересов и способностей к  социальному самоопределению. Основное  школьное образование является  базой для получения среднего (полного) общего образования, начального  и среднего профессионального  образования.

 

    Обязательность  получения каждым основного общего  образования относится к конституционным  обязанностям граждан в сфере  образования. Лицу, получившему такое  образование (при успешном окончании  учебного заведения), выдается документ  государственного образца об  уровне образования. Этот документ  является необходимым условием  для продолжения обучения в  государственном или муниципальном  образовательном учреждении последующего  уровня образования .

 

   Среднее (полное) общее  образование, или школа третьей  ступени, является завершающим этапом  общеобразовательной подготовки, который  обеспечивает освоение учащимися  общеобразовательных программ среднего  полного (общего) образования, развитие  у них устойчивых познавательных  интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной  учебной деятельности на основе  дифференциации обучения.

Информация о работе Право человека в сфере образования