Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Необходимо отметить,
что в силу вышесказанного, сегодня
назрела необходимость
Указанный федеральный
закон (или кодекс), по нашему мнению,
будет призван возглавить
11. Понятие и сущность механизма реализации права на образование.
Право на образование в единстве с другими правами и свободами человека существует до формирования системы права и независимо от государства. Государство лишь признает право на образование и обязано принять все меры к тому, чтобы каждый мог этим правом воспользоваться. Поэтому государство должно создать правовой механизм, действие которого обеспечивает реализацию права на образование.
Как утверждает
в своей работе Калпинская O.E.
механизм реализации права на
образование представляет
Волохова Е.Д. считает, что реализация права - это перевод естественно- правовых представлений в позитивную систему норм. [2]
По нашему мнению,
успешная деятельность
Механизм правового
регулирования реализации
При этом правовое
регулирование реализации
Акт реализации
права на образование
Как носитель
конституционных прав
Таким образом,
реализация права на
Описывая механизм
реализации конституционных
Закон Российской
Федерации «Об образовании» [6] очерчивает
механизм реализации права на
образование. В соответствии с
пунктом 2 статьи 1 этого закона механизм
реализации права на
12. Формы и способы
реализации Конституционного
Для реализации конституционного права на образование необходимо наличие в обществе и государстве специальных условий, позволяющих использовать данное право. Реально удовлетворить свое право на получение образования человек сможет только в том случае, если государство и общество создают и поддерживают специальную образовательную систему. Такую образовательную систему образуют государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения.
Подавляющее большинство
граждан России получают
В соответствии
с действующим
Важной составной
частью права на образование
является положение о том, что
совершеннолетние граждане
Формы получения
образования могут быть разные.
Законодательство (ст.10 Закона «Об
образовании») предусматривает очную,
очно-заочную (вечернюю), заочную формы,
а также форму семейного
Совокупность
13. Виды образовательных программ.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, а иногда и для необходимой коррекции нарушений в развитии ребенка в помощь семье в России действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников: детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании: центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Дошкольное образование
является первой ступенью в
системе непрерывного
Общее образование
включает в себя три ступени,
соответствующие уровням
Установление конкретного возраста начала и продолжительности обучения ребенка на каждой ступени образования Закон возлагает на устав образовательного учреждения. Поэтому в Законе установлены лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня.
Существующая практика
показывает, что формы образовательных
учебных заведений могут быть
самыми разными: школы, гимназии, лицеи,
колледжи и т. п. И все-таки основной
формой образовательных
Начальное образование, как отмечается в Типовом положении об общеобразовательном учреждении [10], является базой для получения основного общего образования. У ребенка есть право освоить программу начального общего образования или в школе первой ступени, или в семье согласно ч. 1 ст. 10 закона РФ «Об образовании». [11] Это право включает и право выбора возраста, с которого ребенок может осваивать эту программу.
Основное общее
образование дается в школе
второй ступени или в семье.
Эта школа обеспечивает
Обязательность
получения каждым основного
Среднее (полное) общее
образование, или школа третьей
ступени, является завершающим этапом
общеобразовательной