Право человека в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция

Краткое описание

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на образование.docx

— 94.25 Кб (Скачать файл)

 

       Ещё одной важной  проблемой, затрагивающей реализацию  права на высшее образование, является присоединение нашей  страны к так называемому Болонскому  процессу. С одной стороны, интеграция  России в европейское образовательное  пространство несет в себе  очевидные преимущества. Новая система  призвана предоставить студентам  большую самостоятельность в  выборе вектора своего образования, дополнительные возможности варьировать  свое расписание и трудозатраты. Признание отечественных дипломов  о высшем образовании в европейских  странах значительно облегчит  молодым специалистам поиск работы  за рубежом, повысит их конкурентоспособность  на международном рынке труда.

 

        В то же время  необходимо отметить, что подобная  реформа требует кардинального  пересмотра основ образовательной  политики и учебного процесса  в Российской Федерации. В частности, адаптация к европейским образовательным  стандартам, предусматривает отказ  от большинства базовых фундаментальных  курсов и замену их системой  спецкурсов. Такая новация может  войти в противоречие с традициями  российской высшей школы как  еще дореволюционного, так и советского  периодов. В этом случае российская  высшая школа в какой-то мере  утратит свою привычную глубину  и универсальность подготовки. [24]

 

        Еще одна потенциальная  проблема сопряжена с введением  двухступенчатой системы обучения. Шестилетнее образование (4 года  бакалавриата + 2 года магистратуры) еще не имеет соответствующего  правового обеспечения в трудовом  законодательстве. Так, «бакалавр»  в настоящее время котируется  на рынке труда ниже «дипломированного  специалиста», получившего высшее  образование по прежней пятилетней  программе обучения. По сути дела, при приеме на работу, «бакалавр»  не воспринимается как человек  с законченным высшим образованием. Напротив, «магистр», прошедший шестилетний  курс обучения, воспринимается в  качестве человека с законченным  высшим образованием, но котируется  не выше «дипломированного специалиста». Фактически, таким образом, «магистры»  и «дипломированные специалисты»  при приеме на работу котируются  одинаково, что, с точки зрения  многих участников образовательного  процесса, делает бессмысленным  не только лишний год обучения, но и в целом введение всей  двухступенчатой системы без  соответствующих изменений в  трудовом законодательстве.

 

        Таким образом, крайне важно, чтобы при включении  российского образования в общеевропейскую  систему высшего образования  не были утрачены наши лучшие  традиции (прежде всего, фундаментальности  и универсальности обучения) и  была бы найдена адекватная  и приемлемая формула участия  России в Болонском процессе.

 

       Подводя краткий  итог, необходимо отметить, что, несмотря  на значительное число достоинств  присущих отечественной системе  образования, к сожалению, на сегодняшний  день реализация конституционного  права на образование в России  сопряжена с множеством серьёзных  проблем, требующих безотлагательного  решения. К числу таких проблем  можно отнести, во-первых, хроническое  недофинансирование системы образования, во-вторых, коррупцию, в-третьих, проблемы  доступности образования для  лиц с ограниченными физическими  возможностями, а так же комплекс  проблем в области реализации  права на образование, связанных  с расслоением российского общества  по имущественному, религиозному  и национальному признакам. Кроме  того одной из важнейших является  проблема, связанная с содержанием  образования в свете его реформирования  и присоединения России к Болонскому  процессу.

 

       На основании  сказанного, автор данной работы  считает, что сегодня необходимо  разработать новые правовые средства  и методы, такую государственную  программу в области реализации  гражданами своего конституционного  права на образование, которые  бы обеспечили эффективное участие  государства в образовательной  сфере и надлежащее выполнение  им своей конституционной обязанности  как гаранта прав граждан на  образование.

 

 

21 Совершенствование законодательства  об образовании в РФ: общий  анализ проблемы.

 

 Как известно, образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе.

 

    С образованием  связываются надежды на модернизацию  экономики и увеличение темпов  экономического роста. Наконец, в  «связке» с наукой образование  представляет собой одну из  наиболее существенных гарантий  национальной, региональной и международной  безопасности.

 

     По нашему мнению, в современном правовом государстве  образование должно иметь основательную  нормативно-правовую базу, тщательное  законодательное регулирование  отношений в области образования.

 

     В настоящий  момент нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере  образования в Российской Федерации, включает сотни правовых актов  различной юридической силы. Несмотря  на наличие двух системообразующих  законов – Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и  Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании», –  действующее законодательство Российской  Федерации продолжает оставаться, по существу, несистематизированным. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, наличием среди нормативных  правовых актов большого количества  актов, принятых еще в «советский»  период и продолжающих действовать  до настоящего времени. Во-вторых, отнесением общих вопросов образования  и воспитания к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [1]). В-третьих, комплексным характером самого законодательства об образовании, которое регулирует не только собственно образовательные отношения, но и гражданские, трудовые, административные и другие отношения, возникающие в сфере образования. В-четвертых, активным нормотворчеством на международном уровне. Кроме того, нынешнее состояние нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации напрямую связано с несовершенством юридической техники - системы средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов.

 

      На основании  сказанного, в качестве основных  направлений совершенствования  нормативно-правовой базы образования  в Российской Федерации можно  назвать:

1) приведение законодательства  в области образования в соответствие  с международно-правовыми обязательствами  Российской Федерации;

2) устранение противоречий, возникающих между актами образовательного  законодательства и актами иных  «смежных» отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым  и т.д.);

3) приведение федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) источников  образовательного права в соответствие  с конституционными принципами  разграничения властных полномочий  между Российской Федерацией, ее  субъектами и органами местного  самоуправления;

4) совершенствование юридической  техники нормативно-правового регулирования  в сфере образования.

 

   

 

     22.. Приведение образовательного  законодательства РФ в соответствие  с международно-правовыми обязательствами  Российской Федерации.

 

 Что касается приведения законодательства Российской Федерации в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, то необходимо отметить следующее.

 

      Как известно, статья 15 Конституции РФ [2] односложно решает  вопрос о соотношении внутреннего  законодательства и международного  права. Однако до сих пор сохраняется  большое число несостыковок и  коллизий между федеральным законодательством  об образовании и отдельными  положениями международно-правовых  актов.

 

     Явно устаревшим  и не соответствующим современному  направлению государственной политики  в области образования выглядит  сегодня подход законодателя  к определению системы источников  образовательного права Российской  Федерации в Законе РФ «Об  образовании». В соответствии со  ст. 3 этого Закона «законодательство  Российской Федерации в области  образования включает в себя  Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые  в соответствии с ним другие  законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации в области образования». [3]

 

     Таким образом, в законе ничего не сказано  о многочисленных международно-правовых  источниках, регулирующих отношения  в сфере образования, составляющих  предмет международного образовательного  права. О международных договорах  Российской Федерации законодатель  упоминает лишь в п. 1 ст. 57 указанного  Закона, посвященной международному  сотрудничеству Российской Федерации  в области образования: «Международное  сотрудничество Российской Федерации  в области образования осуществляется  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и международными  договорами Российской Федерации. Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые  предусмотрены законодательством  Российской Федерации, применяются  правила международного договора». [4]

 

    Такая интерпретация  положения ст. 15 Конституции РФ  существенно искажает и деформирует  смысл конституционной нормы. По  смыслу норм, содержащихся в ст. 3 и ст. 57 Закона РФ «Об образовании», получается, что международные договоры  Российской Федерации заключаются  только для того, чтобы регулировать  вопросы международного сотрудничества  Российской Федерации в сфере  образования. А для регулирования  всех остальных отношений, складывающихся  в сфере образования, должны применяться  нормы внутригосударственного права  – акты законодательства Российской  Федерации. Такой подход законодателя  не просто неточен, он может  подвести участника правоотношений  в сфере образования к ошибочному  выводу о непрямом характере  действия общепризнанных принципов  и норм международного права  и международных договоров Российской  Федерации. А ведь Конституция  РФ в ст. 15 недвусмысленно определяет  эти источники международного  права как составную часть  правовой системы Российской  Федерации.

 

     Аналогичная ситуация сложилась и в отношении ст. 1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». [5] В действующей редакции данной статьи устанавливается, что правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется как самим этим законом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и муниципальными правовыми актами. При этом в статье не содержится даже упоминания о международных интеграционных процессах, охвативших высшее образование в рамках Болонского процесса, сотрудничества в области образования государств ЕврАзЭС и т.д. Такая формулировка не только не отражает концептуальные изменения в механизме правового регулирования высшего образования в Российской Федерации, но и существенно деформирует правовой статус участников образовательных правоотношений, ориентируя их на внутригосударственное право, не знающее многих правовых норм, включенных в источники международного права.

 

     Сложившуюся ситуацию  не может поправить упоминание  в п. 2 ст. 1 Федерального закона  «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании»  о том, что в случае несоответствия  норм, содержащихся в законе, нормам  международного договора должны  применяться правила международных  договоров. Положение п. 2 ст. 1 касается  исключительно случаев коллизии  нормы внутригосударственного права  и международно-правовой нормы. Однако  оно не затрагивает ситуацию, когда акты Российской Федерации  не содержат правовых норм, имеющихся  в источниках международного  права.

 

      Необходимо отметить, что такие проблемы возникают  не только в отношении двух  основных источниках образовательного  права Российской Федерации –  Закона РФ «Об образовании», Федерального  закона «О высшем и послевузовского  профессионального образования», –  но и в отношении некоторых  «непрофильных» законов, регулирующих  отношения в области образования. Например, в ст. 11 Федерального закона  от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации» [6] закреплены основы  механизма защиты прав и законных  интересов детей в сфере профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки  и занятости, содержится некорректная  формулировка, ограничивающая права  и льготы, предоставляемые ребенку, только теми правами и льготами, которые предусмотрены непосредственно  законодательством Российской Федерации. Однако международно-правовой стандарт  по этому вопросу – Конвенция  о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [7] – предусматривает наделение  ребенка более существенным объемом  прав и гарантий. В ней, например, содержится норма о праве ребенка  на защиту от экономической  эксплуатации, от выполнения любой  работы, которая может представлять  опасность для его здоровья. При  этом упомянутая норма не перенесена  в Федеральный закон «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации». Очевидно, что в данном  случае перечень прав и льгот  ребенка, перечисленных в п. 2 ст. 11 Федерального закона, необходимо  дополнить соответствующей нормой; кроме того, этот перечень следовало  бы оставить открытым, установив  в качестве ориентира для соответствия  Конвенцию о правах ребенка  и иные акты международного  права по данному вопросу, а  не национальное законодательство  Российской Федерации.

Информация о работе Право человека в сфере образования