Завершается получение
среднего (полного) общего образования
выдачей документа государственного
образца об уровне образования.
Среднее (полное) общее
образование является основой для получения
среднего профессионального (по сокращенным
учебным программам) и высшего профессионального
образования.
Государство гарантирует
гражданам общедоступность начального
профессионального образования
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях. [12]
Данный вид образования
имеет целью подготовку работников
квалифицированного труда по
всем основным направлениям общественно
полезной деятельности на базе,
основного общего образования
и может базироваться на среднем
(полном) общем образовании по
отдельным профессиям. Завершается
такое образование итоговой аттестацией
и выдачей выпускнику документа
о получении начального профессионального
образования.
Начальное профессиональное
образование может быть получено в учреждениях
начального профессионального образования,
профессионально- технических и иных училищах
данного уровня.
Среднее профессиональное
образование осуществляется в
средних специальных учебных
заведениях или иных образовательных
учреждениях среднего профессионального
образования, имеющих соответствующую
лицензию, по основным профессиональным
образовательным программам, отвечающим
требованиям, установленным Государственным
образовательным стандартом среднего
профессионального образования; завершается
итоговой аттестацией и выдачей
выпускнику документа о среднем
профессиональном образовании. Законом
также предусмотрено, что среднее
профессиональное образование может
быть получено на первой ступени
образовательных учреждений высшего
профессионального образования
при наличии у него соответствующей
лицензии. [13] Структура среднего
профессионального образования
включает в себя два образовательных
уровня: базовый и повышенный.
Согласно п. 3 ст.
43 Конституции Российской Федерации
[14] каждый гражданин вправе на
конкурсной основе бесплатно
получить высшее образование
в государственном или муниципальном
образовательном учреждении и
на предприятии. Положения, закрепленные
в данной статье, реализуются
в значительной мере через
Закон РФ «Об образовании», а
также через Федеральный закон
«О высшем и послевузовском
профессиональном образовании». [15]
Высшее профессиональное
образование - процесс освоения основной
профессиональной образовательной
программы высшего профессионального
образования, овладение которой
необходимо для выполнения высококвалифицированного,
преимущественно умственного, труда
в различных областях народного
хозяйства и дает право заниматься
соответствующим трудом - при условии
освоения образовательной программы
в высшем учебном заведении, имеющем
государственную аккредитацию. [16]
В Российской
Федерации установлены следующие
уровни высшего профессионального
образования:
- высшее профессиональное
образование, подтверждаемое присвоением
лицу, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
- высшее профессиональное
образование, подтверждаемое присвоением
лицу, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, квалификации (степени) «специалист»
или квалификации (степени) «магистр».
Статья 9 Федерального
закона РФ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» [17]
определила следующие виды высших
учебных заведений, существующие
в России: университет, академия, институт.
Статус высшего
учебного заведения определяется
в зависимости от его вида,
организационно-правовой формы, наличия
или отсутствия государственной
аккредитации и включается в
его наименование. Каждый вуз, независимо
от организационно- правовой формы,
имеет юридически закрепленную
в Государственном стандарте
высшего профессионального образования
структуру своей образовательной
программы, которая включает уровень
высшего профессионального образования,
получаемого студентами, и нормативные
сроки его освоения.
Что касается
послевузовского профессионального
образования, то оно может быть
получено в аспирантуре, ординатуре,
адъюнктуре, докторантуре создаваемых
в высших учебных заведениях
и научных учреждениях.
Одной из основных
форм подготовки в России научных
и научно- педагогических кадров
является аспирантура. В аспирантуру
при вузах, научных учреждениях
или организациях принимаются
граждане, имеющие высшее профессиональное
образование, подтвержденное дипломом
специалиста или дипломом магистра,
которые на конкурсной основе
сдают вступительные экзамены, затем
(после зачисления в аспирантуру)
- кандидатский минимум и готовят
диссертацию на соискание ученой
степени кандидата наук. Обучение
в аспирантуре государственных
и муниципальных высших учебных
заведений не может превышать
в очной форме трех лет, в
заочной форме - четырех лет. [18]
В докторантуру
высших учебных заведений, научных
учреждений и организаций принимаются
граждане, имеющие степень кандидата
наук. Докторантура представляет
собой подготовку научно-педагогических
кадров высшей квалификации. Докторант
готовит и публично защищает
диссертацию на ученую степень
доктора наук. Срок обучения в
докторантуре не может превышать
трех лет. [19]
Всестороннему
удовлетворению различных образовательных
потребностей граждан, общества, государства,
включая непрерывное повышение
квалификации рабочего, служащего,
специалиста, способствует организация
дополнительного образования в
Российской Федерации .
К дополнительным
образовательным программам относятся
образовательные программы различной
направленности, которые могут быть
реализованы как в общеобразовательных
учреждениях (школах, гимназиях, лицеях),
так и в образовательных учреждениях
дополнительного образования (например,
в музыкальных и художественных
школах, школах искусств, Домах и
Дворцах детского творчества, на
станциях юных техников, натуралистов
и в иных учреждениях, имеющих
соответствующие лицензии). Кроме
того, дополнительное образование
можно получить и посредством
индивидуальной педагогической
деятельности (например, в результате
занятий с репетитором).
Таким образом,
подводя итог можно сказать
что, проблемы образования не
могут быть узковедомственными,
это одна из немногих сфер;
которая затрагивает права и
интересы буквально каждого человека.
Развитие системы образования - дело
общегосударственное, более того, общенациональное.
Качественное образование - это не
только основа личного благополучия
каждого гражданина, но и важнейший
фактор правового, экономического,
социального и духовного прогресса
общества. Права и свободы, личности
могут быть всесторонне реализованы
лишь личностью образованной.
Анализируя механизм
реализации права на образование,
важно отметить следующее: Механизм
реализации права на образование
представляет сов окупность взаимосвязанных
и взаимодействующих нормативных,
организационных и инструментальных
институтов, при помощи которых
устанавливаются правила, регламентирующие
поведение субъектов образовательной
деятельности, определяются пути
преодоления конфликтных ситуаций,
возникающих в образовательном
процессе, закрепляются меры и
процедуры юридической ответственности
за неисполнение и нарушение
предписаний образовательного законодательства.
Реализация права на образование
есть претворение в жизнь правовых норм,
закрепляющих это субъективное право.
Смысл реализации права на образование
состоит в том, что человек пользуется
благами науки и культуры, ради которых
и существует данное субъективное право
и также приобретает общее образование
и профессиональное образование. В первом
случае право на образование выступает
как динамичный процесс (совершенствование),
а во втором случае речь идет о достижении
определенного уровня образованности.
Право на образование реализуется как
правило в правоотношениях, но оно может
быть реализовано и вне правоотношений
(например, в процессе самообразования).
Отношения в сфере образования имеют качественное
своеобразие вследствие того, что они
определяются наличием педагогических,
правовых и организационно- управленческих
отношений и сочетаются с элементами правоотношений
других отраслей, вследствие чего правовое
регулирование положения граждан в сфере
образования имеет комплексный характер.
14. Понятие и сущность
государственных гарантий права
на образование.
Как известно, повышение
доступности и эффективности образования
является одним из важнейших стратегических
ресурсов социально-экономического и
общественно-политического развития России
в ХХI веке.
В связи с продолжающейся
в России реформой системы образования,
а также с учетом постепенной интеграции
нашей страны в единое европейское образовательное
пространство, особую актуальность приобретают
проблемы реализации конституционных
гарантий права граждан на получение образования.
В широком смысле
под термином "гарантии" понимается
вся совокупность объективных
и субъективных факторов, которые
направлены на подлинную реализацию
прав и свобод российских граждан,
на устранение возможных причин
и препятствий их неполного
или ненадлежащего осуществления
и защиту прав от различных
нарушений.
По мнению Л.Д.
Воеводина, под гарантиями необходимо
понимать «условия и средства,
обеспечивающие фактическую реализацию
и всестороннюю охрану прав
и свобод всех и каждого». [1]
В литературе
достаточно единодушно под юридическими
гарантиями понимаются те правовые
средства и способы, с помощью
которых в обществе обеспечивается
гражданам реализация их прав
и свобод.
Как отмечают
исследователи, юридические гарантии
конституционных прав и свобод
граждан России выражаются, прежде
всего, в нормах федерального
законодательства, которые раскрывают
и конкретизируют определённые
права. Юридические гарантии прав
и свобод непосредственно связаны
с применением правовых норм
и выражаются в правовой деятельности
государственных органов, органов
местного самоуправления, должностных
лиц, общественных объединений, самих
граждан.
Что касается
права человека и гражданина
на образование, то оно обеспечивается
посредством гарантий, предусмотренных
в действующем законодательстве
Российской Федерации в сфере
образования. Установление федеральным
законодательством минимальных
гарантий прав человека и гражданина
в области образования следует
рассматривать в качестве необходимых
условий для обеспечения права
на образование.
Говоря о гарантиях
реализации права на образование,
можно выделить две самостоятельные
группы гарантий: гарантии реализации
права на образование и гарантии
качества образования. К первой
группе относятся гарантии, направленные
на создание благоприятной обстановки
для пользования основными правами
и свободами – гарантии-условия
реализации права. Это, прежде всего,
наличие конституционно и законодательно
закрепленных норм, регулирующих
правоотношения в образовательной
сфере и создание нормативно-правовой
базы реализации этих норм. Ко
второй группе относятся гарантии,
выступающие в качестве способов,
приемов и методов охраны и
обеспечения прав и свобод
личности – это гарантии-средства
охраны права. [2]
Что касается
норм федерального законодательства,
закрепляющих гарантии реализации
права на образование, то необходимо
отметить следующее. Конституция
РФ [3], в статье 43, наряду с провозглашением
права каждого человека на
образование, закрепляет также гарантии
этого права. Конституционные нормы
получили развитие в нормах
Закона РФ «Об образовании». Для
граждан Российской Федерации
особое значение имеет ст. 5 Закона
РФ «Об образовании» [4], в которой
определяются государственные гарантии
их прав в области образования.
Важнейшей из них является
обеспечение государством права
граждан на образование «путем
создания системы образования
и соответствующих социально-экономических
условий для получения образования»
(п.2 ст. 5). При этом гарантируется
равенство прав всех граждан
Российской Федерации на получение
образования, то есть «возможность
получения образования независимо
от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным организациям (объединениям),
возраста, состояния здоровья, социального,
имущественного и должностного
положения, наличия судимости» (п.1 ст.
5).
15. Осовные принципы
обеспечения государственных гарантий
права на образование.
В силу конституционных
гарантий равенства прав граждан
РФ (п. 2 ст. 6, п. 2.ст.19 Конституции РФ)
и государственных гарантий прав
граждан РФ в области образования
(ст. 5 Закона РФ «Об образовании»)
образовательно-правовой статус
всех российских граждан должен
основываться на единых принципах,
выводимых на основании Конституции
РФ, международных правовых актов,
российского образовательного законодательства
и соответствующих основным принципам
государственной политики РФ
в области образования (ст. 2 Закона
РФ «Об образовании»). Эти основные
принципы предполагают:
1) равенство всех граждан
в получении образования;
2) общедоступность образования,
адаптивность системы образования
к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся и
воспитанников;
3) обязательность получения
всеми детьми и подростками
основного общего образования;
4) свободу выбора языка
обучения;
5) свободу и плюрализм
в образовании, свободу выбора
образовательных учреждений и
форм получения образования;
6) бесплатность основных
видов образования;
7) материальную поддержку
обучающихся и воспитанников
со стороны государства.