Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Необходимо, однако,
отметить, что в отличие от
стран Запада и от
7. Конституционное
право на образование в
Что касается
развития права на образование
в постсоветский период, то можно
отметить, что отношение российского
государства к естественным
В 1993 году была принята новая Конституция РФ [15], статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Как и все основные права и свободы человека, право на образование, в соответствии с действующей Конституцией РФ (ч. 2 ст. 17) является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения.
Статья 43 Конституции
РФ, следуя международному праву,
отдельно выделяет право на
образование как элемент
Ст. 2 Закона РФ
«Об образовании» [16] определяет
принципы государственной
Закон РФ «Об
образовании» подтверждает
Право на образование
в России, исходя из видов
Анализируя современное
состояния образования, можно отметить,
что в современной России, безусловно,
преодолены многие пороки и
недостатки, присущие советскому
образованию, отсутствуют те ограничения
права на образование, о которых
было сказано выше. Однако, к сожалению,
приходится констатировать, что
перед современным российским
образованием стоят не менее
сложные проблемы, не способствующие
лучшей реализации права
Таким образом,
подводя итог, можно утверждать,
что наша страна имеет давнюю
традицию правового
Необходимо также
отметить, что в разные времена
понятие и содержание права
на образование в нашей стране
трактовалось неоднозначно. На протяжении
всей истории России для
Человек обладает всеми основными правами, в том числе и правом на образование изначально, просто потому, что он — человек. Образование и самосовершенствование являются естественным состоянием человека, условием его полноценного существования в обществе.
Соответственно право на образование, базирующееся на свободе образования, «настолько же естественно, как и право жить» [18].
Таким образом,
право на образование как
7. Законодательство об образовании в РФ и его система.
То особое место, которое образование занимает в современной экономической и социальной политике Российской Федерации, предопределяет значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
Исходя из общего
представления о понятии
Существующая в
настоящий момент система
Нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ [3] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Конституция РФ также предоставляет право своим гражданам обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право вой защиты.
Необходимо отметить,
что международно-правовые
В настоящее
время насчитывается несколько
сотен источников
Ведущее место
среди них занимает, безусловно,
Всеобщая декларация прав
Международный
пакт об экономических, социальных
и культурных правах [5], принятый
16 декабря 1966 г., придавая также
Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [6], принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства - сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.
Особую значимость
имеют нормы Конвенции о
Конвенции о
признании учебных курсов, дипломов
о высшем образовании и ученых
степеней, разработанные ЮНЕСКО
для различных регионов мира,
формируют глобальную
Говоря о внутригосударственном законодательстве РФ, закрепляющем и конкретизирующем право человека и гражданина на образование, необходимо отметить, что, по мнению Д.А. Ягофарова, образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления [8].
Взятое в целом
образовательное