Право человека в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция

Краткое описание

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на образование.docx

— 94.25 Кб (Скачать файл)

 

      Необходимо, однако, отметить, что в отличие от  стран Запада и от дореволюционной  России, для которых характерно  существование «школы двух коридоров» (школы для элиты и школы  для народа), в СССР была создана  общая бессословная бесплатная  средняя школа, после окончания  которой каждый выпускник имел  право сдавать экзамены в вуз. Система поступления, за известными  исключениями конечно, строилась  так, чтобы единственным критерием  были соответствующие способности, государство боролось и с тенденцией  «элитаризации образования». Помимо  этого, система олимпиад, заочных  школ при вузах позволяла обнаруживать  юные таланты еще на школьной  скамье, из каких бы социальных  слоев они ни происходили, и  способствовать их поступлению  в вуз. Всё это, безусловно, способствовало  лучшей реализации гражданами  конституционного права на образование, которое понималось как «установленное  государством в интересах всего  народа право на получение  бесплатно определенной суммы  знаний, умений и навыков, на подготовку  и постоянное совершенствование  участия граждан сфере трудовой  деятельности, в управлении делами  общества и государства, а также  коммунистического нравственного  и духовного воспитания, которое  обеспечивается общественным строем»[14], гарантировало его защищённость.

 

     

 

    7. Конституционное  право на образование в современной России.

 

 

 

      Что касается  развития права на образование  в постсоветский период, то можно  отметить, что отношение российского  государства к естественным правам  человека радикально изменилось  после распада СССР.

 

      В 1993 году была принята новая Конституция РФ [15], статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Как и все основные права и свободы человека, право на образование, в соответствии с действующей Конституцией РФ (ч. 2 ст. 17) является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения.

 

      Статья 43 Конституции  РФ, следуя международному праву, отдельно выделяет право на  образование как элемент конституционного  статуса человека. Указанной статьёй  гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной  основе бесплатно получить высшее  образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми  основного общего образования. Россия  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает  различные формы образования  и самообразования.

 

     Ст. 2 Закона РФ  «Об образовании» [16] определяет  принципы государственной политики  Российской Федерации в области  образования. К таким принципам  относятся: гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание  гражданственности, трудолюбия, уважения  к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, единство федерального культурного  и образовательного пространства, защита и развитие системой  образования национальных культур, региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства, общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням развития  и подготовки обучающихся, воспитанников, светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, свобода  и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер  управления образованием, автономность  образовательных учреждений.

 

      Закон РФ «Об  образовании» подтверждает основные  конституционные права и свободы  обучающихся, реализующиеся в сфере  образования, т.е. право на: уважение  человеческого достоинства, свободу  совести и информации, свободное  выражение собственных мнений  и убеждений.

 

     Право на образование  в России, исходя из видов образовательных  программ и типов образовательных  учреждений, может рассматриваться  как ряд прав, включающих в  себя право на дошкольное, начальное  общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную  подготовку, начальное, среднее, высшее  и послевузовское профессиональное  образование, на дополнительное  образование [17].

 

     Анализируя современное  состояния образования, можно отметить, что в современной России, безусловно, преодолены многие пороки и  недостатки, присущие советскому  образованию, отсутствуют те ограничения  права на образование, о которых  было сказано выше. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что  перед современным российским  образованием стоят не менее  сложные проблемы, не способствующие  лучшей реализации права граждан  на образование: это и недостаточное  финансирование, бюрократизм, коррупция, падение качества образования, его  «элитаризация», снижающая доступность  образования для большинства  населения. Причинами такого положения, по нашему мнению, являются как трудности в экономике и политической жизни современной России, так и несовершенство действующего образовательного законодательства.

 

     Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что наша страна имеет давнюю  традицию правового регулирования  права на образование, в том  числе конституционное закрепление  данного важнейшего права личности.

 

    Необходимо также  отметить, что в разные времена  понятие и содержание права  на образование в нашей стране  трактовалось неоднозначно. На протяжении  всей истории России для различных  групп населения со стороны  государства существовали ограничения  права на образование часто  затрудняющие, либо приводящие к  полной невозможности реализации  этого права.

 

    Человек обладает всеми основными правами, в том числе и правом на образование изначально, просто потому, что он — человек. Образование и самосовершенствование являются естественным состоянием человека, условием его полноценного существования в обществе.

 

    Соответственно  право на образование, базирующееся  на свободе образования, «настолько  же естественно, как и право  жить» [18].

 

     Таким образом, право на образование как свобода  существует помимо государственной  воли. Оно может быть (и должно  быть) признано государством и  обеспечено государственными гарантиями, но государство не может предоставить  или даровать это право своим  гражданам, потому что они изначально  данным правом обладают. По этой  же причине государство не  может иметь монополию на образование.

 

 

 7. Законодательство  об образовании в РФ и его  система.

 

 То особое место, которое образование занимает в современной экономической и социальной политике Российской Федерации, предопределяет значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

 

    Исходя из общего  представления о понятии законодательства, под образовательным законодательством  нужно понимать комплексную отрасль  российского законодательства, аккумулирующую  в своем содержании и структуре, помимо правовых норм и институтов, регулирующих образовательные отношения  в собственном смысле слова, также  нормы и институты других отраслей  законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих  отношения, непосредственно не связанных  с осуществлением образовательного  процесса. [1] Все эти нормы и  институты, поскольку направлены  так или иначе на урегулирование  отношений, складывающихся в одной  сфере – сфере образования, органично  взаимосвязаны и образуют отрасль  законодательства об образовании  как систему.

 

     Существующая в  настоящий момент система нормативных  актов, которыми регулируются отношения  в области образования, включает  «внутренние», т. е. внутригосударственные, российские нормативные правовые  акты, и «внешние», т. е. международно-правовые  акты [2].

 

    

8. Право на образование  в международно - правовых документах.

 

 Нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ [3] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Конституция РФ также предоставляет право своим гражданам обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право вой защиты.

 

     Необходимо отметить, что международно-правовые нормы  играют все возрастающую роль  в механизме правового регулирования  образовательных отношений в  условиях развития интеграционных  процессов в этой сфере.

 

      В настоящее  время насчитывается несколько  сотен источников международного  права, принятых непосредственно  по вопросам образования либо  содержащих по этим вопросам  отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей  Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными  учреждениями - Организацией Объединенных  Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной  организацией труда (МОТ), региональными  международными организациями - Советом  Европы и Содружеством Независимых  Государств, а также двусторонние  соглашения Российской Федерации  с другими государствами.

 

     Ведущее место  среди них занимает, безусловно, Всеобщая декларация прав человека. Согласно ст. 26 Декларации [4], образование  призвано способствовать полному  развитию человеческой личности; воспитывать у обучающихся глубокое  уважение к правам человека  и основным свободам; содействовать  взаимопониманию, терпимости и дружбе  между всеми народами, расовыми  и религиозными группами; содействовать  деятельности Организации Объединенных  Наций по поддержанию мира.

 

     Международный  пакт об экономических, социальных  и культурных правах [5], принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее  значение праву личности на  образование, впервые уравнивает  это право и другие экономические, социальные и культурные права  с политическими и гражданскими.

 

     Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

 

     Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [6], принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства - сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.

 

     Особую значимость  имеют нормы Конвенции о защите  прав человека и основных свобод [7] (Рим, 1950 г.), закрепляющие конкретный  механизм защиты прав человека  от посягательств любых лиц, а  также и государства, путем обращения  в специально созданные международные  организации: Европейскую комиссию  по правам человека и Европейский  суд по правам человека (ст.19 Конвенции, ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции).

 

     Конвенции о  признании учебных курсов, дипломов  о высшем образовании и ученых  степеней, разработанные ЮНЕСКО  для различных регионов мира, формируют глобальную международно-правовую  основу для многосторонних и  двухсторонних взаимодействий.

 

    

   9.  Федеральное  образовательное законодательство.

 

 

 

      Говоря о внутригосударственном законодательстве РФ, закрепляющем и конкретизирующем право человека и гражданина на образование, необходимо отметить, что, по мнению Д.А. Ягофарова, образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления [8].

 

     Взятое в целом  образовательное законодательство  РФ регулирует следующие основные  виды отношений, складывающиеся  в сфере образования: 1) отношения  между обучающим и обучающимися (учителем и учеником, преподавателем  и студентом); 2) отношения между  образовательными учреждениями  и обучающимися; 3) отношения между  родителями и их детьми по  обучению и воспитанию; 4) отношения, складывающиеся между образовательными  учреждениями и родителями учащихся, прежде всего и главным образом, учащихся образовательных учреждений  дошкольного и школьного возраста; 5) отношения, складывающиеся между  органами управления образованием  и образовательными учреждениями; 6) отношения между органами местного  самоуправления и органами управления  образованием, образовательными учреждениями, семьями, имеющими детей; 7) отношения, складывающиеся в процессе осуществления  индивидуальной педагогической  деятельности.

Информация о работе Право человека в сфере образования